Юрислингвистика
Legal Linguistics, 2021, 20, 5-8 doi: https://doi.orq/10.14258/leqlin(2021)2001
ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА УДК 342, ББК 67.400, ГРНТИ 10.15 Код ВАК 5.1.1
Принцип гендерного равноправия в текстах конституций
западноевропейских стран
А.В. Головинов1, Ю.В. Головинова2
1 Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
2Алтайский государственный педагогический университет ул. Молодежная, 55, 656035, Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу положений нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав женщин, в Германии, Италии, Испании, Швеции, Финляндии, Исландии и др. В работе показана эффективность североевропейского подхода к преодолению препятствий в отношении равноправия полов путем учреждения специальных государственных органов и правительственных структур. Будучи общепризнанными лидерами в области обеспечения прав женщин, эта группа государств максимально успешно претворяет в жизнь национальные механизмы гендерного равноправия. Стоит помнить, что успехи в сфере достижения гендерного равенства в странах Запада обусловлены активностью самого женского движения и ростом представительства женщин в правительствах, парламентах и общественных организациях. К этому стоит добавить широкую антидискриминационную законодательную базу и систему государственных органов, реализующих стратегии гендерного равенства в Европе. Планомерное развитие концептов равных возможностей позволило женщинам в этих странах занять достойное место на рынке труда на равных условиях с мужчинами. В статье показано, что половое равноправие может быть в известной степени определено как некая «одинаковость» мужчин и женщин. Однако не стоит эту одинаковость отождествлять с идентичностью. Знак равенства между женщиной и мужчиной поставить, увы, невозможно, как минимум по причине психических и физиологических различий, плюс очевидная разница в реализации их биологических функций. Установлено, что, несмотря на многочисленные позитивные моменты, женщины продолжают сталкиваться с разными формами дискриминации. Для достижения фактического равноправия, как показывает опыт западных стран, необходимо существенное возрастание активности самих женщин, институтов гражданского общества, усиление роли органов государственной власти в вопросах претворения в жизнь истинного равноправия полов. Ключевые слова: гендерное равенство, государство, права женщин, конституция, дискриминация.
The Principle of Gender Equality in the Texts of the Constitutions of Western European Countries
A. Golovinov1, Yu. Golovinova2
Altai State University 61 Lenin Ave., Barnaul, Russia, 656049. E-mail: [email protected]
Altai State Pedagogical University 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Russia, 656035. E-mail: [email protected]
The article analyzes the provisions of regulatory legal acts that ensure the enforcement of women's rights in Germany, Italy, Spain, Sweden, Finland, Iceland, etc. The paper shows the effectiveness of the Northern European approach to overcoming obstacles to gender equality through the establishment of special state agencies and government authorities. As generally recognized leaders in the field of women's rights this group of states effectively implements national mechanisms of gender equality. It is worth remembering that progress in achieving gender equality in Western countries is due to the intensity of the women's movement itself and the growth of women's representation in governments, parliaments and public organizations. Besides we should mention a broad anti-discrimination legislative framework and a system of state agencies implementing gender equality strategies in Europe. The systematic development of the concepts of equal opportunities has allowed women in these countries to take a secure place in the labor market on equal terms with men. The article shows that gender equality can be defined to a certain extent as a kind of "sameness" of men and women. However, this sameness should not be equated with identity. Alas, it is impossible to equate a woman and a man, at least the reason for this is mental and physiological differences, plus the obvious difference in their biological functions. It has proved that despite numerous benefits, women continue to face various forms of discrimination. As the experience of Western countries shows, to achieve equality de facto it is necessary to significantly increase the activity of women themselves, civil society institutions, to strengthen the role of state authorities in the implementation of true gender equality.
Key words: gender equality, state, women's rights, constitution, discrimination.
Рассматривая механизмы гендерного равенства как системы юридических средств, невозможно не упомянуть о долгом и, возможно, изнурительном пути, который проделали страны Европы. Сама история государства и права западных стран иллюстрирует многообразие факторов развития законодательства, направленного на поиск оптимальных механизмов реализации прав и свобод человека и обеспечения конституционно-правовых гарантий для их четкого соблюдения. Что очевидно, в период после окончания Второй мировой войны в основных законах государств Запада существенно усилилась социальная составляющая конструкции прав человека. Послевоенная конституционная история ярко продемонстрировала детальное и развернутое закрепление прав женщин на уровне высших учредительных актов.
Уже при беглом анализе Основного закона Федеративной Республики Германии 1949 г., Конституции Итальянской Республики 1947 г., Конституции Королевства Испании 1978 г., Конституции Португальской Республики 1976 г. и Конституции Греческой Республики 1975 г. очевидно достаточно подробное закрепление системы прав женщин [Конституции государств Европейского Союза 1997].
Так, согласно конституциям Португальской и Итальянской Республик, женщинам гарантируется равенство возможностей выбирать профессию или любую сферу трудовой деятельности. Запрещены также ограничения на основании пола для доступа к любым должностям и профессиям. Трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение - гласит статья 37 Конституции Италии [Конституция Италии URL]. Здесь как раз и прослеживается социальная ориентация европейской конструкции юридического равенства полов. Очевидно, что в таком случае гарантией против дискриминации женщин выступает возможность выбирать профессию и получать одинаковое с мужчиной вознаграждение.
Основной закон Польши подходит комплексно к проблеме регулирования юридического равенства мужчины и женщины. В данном государстве равноправие обеспечивается в таких сферах деятельности, как политика, экономика, социальная и культурная жизнь. Гарантируется, как закреплено в статье 33 Конституции Польши, равное право женщин наряду с мужчинами на получение отличий и публичных почетных званий [Конституция Польши URL]. Таким образом, путем отсечения дискриминации по различным основаниям и в различных сферах, в польском государстве предпринята попытка достижения всеобщего принципа равноправия. Равные возможности здесь понимаются как некий стандарт равноправия.
Вместе с тем поистине впечатляющих результатов в осуществлении эгалитарной, то есть гендерной, государственной политики, направленной на создание совершенно равных условий для самореализации личности вне зависимости от биологического пола, достигли страны Северной Европы. Речь идет о таких странах, как Финляндия, Норвегия, Дания, Швеция, Исландия. Будучи общепризнанными лидерами в области обеспечения прав женщин, эти государства максимально успешно претворяют в жизнь национальные механизмы гендерного равноправия. Справедливости ради отметим, что концепции и подходы к равенству полов в каждой из стран североевропейского региона отличаются по своему идеологическому содержанию. По мнению современного исследователя, в Норвегии, например, значительное внимание в реализации гендерного равенства уделяется пропаганде и развитию женских ценностей. В Швеции же успешно реализуется идея исключительно одинаковых возможностей и прав мужчин и женщин во всех сферах человеческой жизнедеятельности [Воронина 2004: 142].
Концептуальным основанием модели равенства полов в Финляндской Республике выступает идеал гендерной нейтральности, то есть очевидной схожести женщин и мужчин. В рассматриваемом государстве учрежден и эффективно функционирует целый комплекс государственно-правовых механизмов, цель которых - обеспечение фактического равенства полов. Так, в Финляндии действует специальный Закон о гендерном равноправии, принятый в 1987 г. Нормативно-правовой акт такого содержания четко устанавливает запрет на дискриминацию по признаку
7
Юридическая герменевтика
половой принадлежности. Более того, на принятии актов финны не остановились и в 2000 г. создали специализированный государственный орган при Министерстве социального обеспечения и здравоохранения, основной целью работы которого выступает подготовка и разработка поправок к упомянутому выше Закону о равноправии. Обращает на себя внимание факт того, что и судебные органы очень активно задействованы в развитии равноправия. Так, контроль и обеспечение защиты равноправия мужчин и женщин - это одна из основных обязанностей Председателя Суда справедливости Финляндской Республики. Вместе с тем в данное судебное учреждение поступает ничтожно малое количество заявлений и обращений о дискриминационных правонарушениях и преступлениях, так как по этим вопросам население Финляндии охотней обращается к омбудсмену при Правительстве [Королева 2012: 135]. Отметим также, что так называемая система квотирования развивает финские национальные механизмы политики полового равноправия. Так, в соответствии с положениями Закона о равенстве, консультативные советы, государственные комитеты, комиссии и иные органы, обладающие соответствующими компетенциями, включая органы городского самоуправления, кроме муниципальных советов, должны иметь в своем составе не менее 40% представителей одного пола (мужчин или женщин), если определенные причины не вынуждают их к иной гендерной конфигурации.
В смысле антидискриминационных мер примечателен опыт Швеции. Так, в рамках шведского законодательства четко определено понятие дискриминации, и закреплены ее разновидности. Под этим феноменом шведский законодатель понимает нарушение принципа равенства по запрещенному признаку, в том числе гендерному. Таким образом, рассматриваемая конструкция дискриминации сводится к институту равенства и напрямую зависит от него.
Разграничивая конкретное и абстрактное равенство, правовая система Швеции под последним понимает ситуацию, когда норма права применяется абсолютно одинаково ко всем субъектам, так же как и в случае равенства перед законом. Понятно, что подобная концепция выступает в качестве основополагающего элемента принципа верховенства права. Конкретное же равенство предполагает применение нормы права только с учетом всех обстоятельств каждой личности, так как возможны дискриминационные проявления в тех случаях, когда норма права применяется одинаково ко всем лицам без учета личных обстоятельств каждого субъекта [Лошакова 2011: 57].
Лидируя в вопросах правового регулирования равенства полов, шведское государство создало систему актов, обеспечивающих соблюдение прав человека. Так, гендерное равноправие гарантируется Конституцией и специальными законами, такими как «О запрете дискриминации» [Закон о запрете дискриминации URL] и «О равных возможностях» [Закон о равных возможностях URL]. Последний, закрепляя механизмы защиты прав женщин и мужчин, содержит юридическое определение домогательств сексуального характера в сфере труда. Законодательство о равных возможностях корреспондирует прямую обязанность работодателя или представителя нанимателя применять меры, ограждающие наемного работника от сексуальных принуждений. Данное законодательство обязывает также работодателей, которые имеют штат сотрудников более 10, обеспечивать, насколько это возможно, равной заработной платой представителей работников вне зависимости от гендерной принадлежности.
Не ограничиваясь созданием механизмов, обеспечивающих юридическое равенство полов в трудовой сфере, шведский законодатель урегулировал принцип неприкосновенности личности женщины. Уголовное право этой страны расценивает оскорбление и унижение чести и достоинства, насилие в отношении женщины, в том числе в семье, как грубое преступление, посягающее на неприкосновенность женщины как личности [Воронина 2008: 233].
Развивая конструкции и механизмы защиты женских прав, шведы запретили проституцию как явление. Примечательно, что не только действует запрет на покупку сексуальных услуг, но при этом фемида наказывает покупателя, а не продавца таких услуг.
Очевидной остается эффективность североевропейского подхода к преодолению препятствий в отношении равноправия полов путем учреждения специальных государственных органов и правительственных структур. В Исландии, в частности, создан и активно действует Комитет Жалоб и Ведомство по гендерному равенству, а также Центр по вопросам равенства мужчин и женщин. Обязательными задачами этих учреждений являются предоставление консультаций и разъяснений населению по проблемам и вопросам гендерного равноправия. Специализированный отдел по гендерному равенству в Министерстве по делам детей и семьи, созданный в Норвегии, призван обеспечивать политику продвижения равенства мужчин и женщин.
Стоит помнить, что успехи в сфере достижения гендерного равенства в странах Запада обусловлены активностью самого женского движения и ростом представительства женщин в правительствах, парламентах и общественных организациях. К этому стоит добавить широкую антидискриминационную законодательную базу и систему государственных органов, реализующих стратегии гендерного равенства в Европе. Планомерное развитие концептов равных возможностей позволило женщинам в этих странах занять достойное место на рынке труда на равных условиях с мужчинами.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что, несмотря на многочисленные позитивные моменты, женщины продолжают сталкиваться с разными формами дискриминации. И наконец, для достижения фактического равноправия, как показывает опыт западных стран, необходимо существенное возрастание активности самих женщин, институтов гражданского общества, усиление роли органов государственной власти в вопросах претворения в жизнь истинного равноправия полов.
Legal Linguistics, 20, 2021
Литература
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004.
Воронина О.А Швеция: V периодический доклад о выполнении КЛДОЖ (2006) : реф. излож. / Гендерное равенство в
современном мире: роль национальных механизмов / отв. ред. и сост. О.А Воронина. М., 2008. С. 233-239
Закон о запрете дискриминации. URL: https://lagen.nu/2008:567 (дата обращения: 01.04.2021).
Закон о равных возможностях. URL: https://lagen.nu/1991:433 (дата обращения: 27.11.2020).
Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
Конституция Италии. URL: https://legalns.com/download/books/cons/italy.pdf (дата обращения: 27.11.2020). Конституция Польши. URL: http://www.concourt.am/armenian/legaLresources/world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm (дата обращения: 27.11.2020).
Королева Т.А. Обеспечения равенства женщин в Финляндии: специфика гендерной политики / Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 4 (1). - С. 134-138.
Лошакова Ю.П. Защита прав женщин в контексте гендерного равноправия (На материалах законодательства Швеции) / Женщина в российском обществе. - 2011. - № 2. - С. 57.
References
Voronina, O.A. (2004) Feminism and Gender Equality. Moscow (in Russian).
Voronina, O.A. (2008) Sweden: V periodic report on the implementation of CEDAW (2006): ref. set out. Gender equality in the
modern world: the role of national mechanisms / otv. ed. and comp. O.A Voronina. Moscow, 233-239 (in Russian).
Anti-Discrimination Act. URL: https://lagen.nu/2008:567 (date of access: 01.04.2021).
Equal Opportunities Act. URL: https://lagen.nu/1991:433 (date of access: 27.11.2020)
The constitutions of the states of the European Union (1997). Moscow (in Russian).
Italian Constitution. URL: https: //legalns.com/download/books/cons/italy.pdf (date of access: 27.11.2020)
Constitution of Poland. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/poland/poland-
r.htm (date of access: 27.11.2020)
Koroleva, T.A. (2012) Ensuring equality of women in Finland: specificity of gender policy. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk, 4 (1 ), 134-138 (in Russian).
Loshakova, Yu.P. (2011). Protection of Women's Rights in the Context of Gender Equality (Based on Swedish Legislation). Woman in Russian Society, 2, 57 (in Russian).
Citation:
Головинов А. В. Головинова Ю. В. Принцип гендерного равноправия в текстах конституций западноевропейских стран // Юрислингвистика. - 2021. - 20. - 5-8.
Golovinov, A. V. Golovinova, Yu. V. (2021). The Principle of Gender Equality in the Texts of the Constitutions of Western European Countries. Legal Linguistics, 20, 5-8. I : ■ Ml This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License