алтаискии вестник , государственной и муниципальном службы 2
го1в
УДК 341
Юлия Владимировна Головинова, доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат исторических наук
В статье рассмотрены проблемы правовой реализации гендерного равенства в России. Установлено, что определяющее значение в вопросах тендерных отношений имеет обусловленность данного вида дискриминации стереотипными установками о социальной роли женщин. В целом же российское законодательство не содержит каких-либо положений, дискриминирующих по признаку пола, но в то же время исключает формулировку «дискриминация в отношении женщин».
Ключевые слова: гендерное равенство, международные стандарты прав женщин, патриархальная традиция.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ПРАВ И РОССИЙСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК
INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS OF GENDER RIGHTS AND RUSSIAN LAW AND ORDER
Необходимость особой защиты прав женщин в современном мире обусловлена историческими причинами, физиологическими особенностями, связанными с социальной функцией, выполняемой женщиной, в силу которых она менее защищена по сравнению с мужчиной. В последние десятилетия проблема гендерно-го равенства приобретает все большую остроту, что обусловлено актуализацией борьбы за утверждение демократических норм и принципов в масштабах мирового сообщества. Гендерное равенство становится неотъемлемой составной частью общей концепции равенства как базовой социальной ценности. Однако сохранению дискриминации на основании пола в настоящее время способствует как наличие традиционных гендерных стереотипов в западных и восточных культурах, так и недостаточный уровень правосознания в отдельно взятых странах, основанный на патриархальных взглядах, низкий уровень социально-экономического развития государства.
Гендерное неравенство имеет исключительно социальные корни, выражающиеся в массовом сознании людей. Так, в российском обществе преобладают стереотипы, приводящие к твердо укоренившимся взглядам о традиционных ролях мужчин и женщин. Считается, что женщины, в первую очередь, несут ответственность за воспитание детей и семейные обязанности. Как следствие, существует высокая степень терпимости к наруше-
нию равноправия мужчин и женщин. Это оказывает большое влияние на их способность продвижения в публичной сфере, например, в политике, при работе на руководящих должностях.
В свою очередь, «гендерное равенство» означает равный уровень возможностей, участия и присутствия обоих полов в различных сферах общественной и частной жизни. Его нужно рассматривать как равенство возможностей, равенство личного статуса, равенство значимости ген-дерных социальных ролей.
Россия стала седьмым государством в мире, уравнявшим мужчин и женщин в политических правах, закрепив в Конституции РСФСР в июле 1918 г. (ст. 64) право граждан обоего пола избирать и быть избранными. Более того, женщины получили право на равную оплату труда, равное право на образование, был легализован гражданский брак, создана система охраны материнства и детства. Женщины вошли в состав рабочей силы советского государства, при этом почти не занимая руководящих должностей. Для представительства женщин в политической сфере вводились квоты (в среднем, женщины составляли не более 30% партийных списков), но при этом не занимали должности, связанные с реальной политической властью. Женщины были практически исключены из сферы принятия политических решений на государственном уровне.
Гендерное равенство в советском обществе, основанное на коммунистической теории равенства, носило во многом искусственный характер. В подтверждение этому можно привести результаты американских и европейских исследователей середины 1970-х гг. Ученые стали интересоваться положением женщин в Советском Союзе - той стране, в которой одной из первых было провозглашено равенство полов. В результате ими было обнаружено, что вопреки декларациям женщины практически исключены из сферы принятия решений. Советские женщины занимали в политике в лучшем случае второстепенные позиции1. Идея равенства полов в советском обществе не стала частью ни его культуры, ни прав человека, ни реальной государственной политики.
В ст. 19 Конституции Российской Федерации закреплено равенство граждан РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также других обстоятельств - «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Так, ч. 2 и 3. ст. 19 разъясняют специфику гендерного равенства. Тем самым нормы Конституции РФ перекликаются с основной идеей Конвенции Организации Объединенных Наций «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 г., которая закрепила в качестве норм меж-
3
публичная власть
дународного права стандарты правового статуса не только отдельно взятого человека и гражданина, но и коллективные права женщин как особого социального слоя населения2.
В частности, политические права, закрепленные в Конституции РФ, не имеют гендерной асимметрии. Конституционная норма равноправия мужчин и женщин в политической сфере полностью соответствует универсальным международным стандартам - Конвенции о политических правах женщин, которая вступила в силу 7 июля 1954 г., Пакту от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах. В Конвенции закреплялось право женщин голосовать, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе без всякой дискриминации и на равных с мужчинами условиями.
Ст. 32 Конституции РФ соответствует ст. 1-3 Конвенции о политических правах женщин, ст. 25 Пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с ней каждый гражданин имеет право и возможность участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, имеет равный доступ к государственной службе.
При этом конституционное право избирать действует без гендерной асимметрии, тогда как право быть избранной в отношении женщин подвергает сомнению само общество. Гендерное равенство в России и сегодня является отчасти декларативным. Подтверждением этому выступают вполне конкретные данные о представительстве женщин на уровне принятия политических решений.
Подтверждением выступает
и тот факт, что Государственная Дума РФ на протяжении двух созывов отклоняла предложения женских общественных организаций об установлении некоторой пропорции при формировании состава Государственной Думы - 70% мужчин и 30% женщин3. Однако несмотря на то, что женские организации являются самым многочисленным общественно-политическим движением, составляют одну треть от всех зарегистрированных некоммерческих организаций, данное предложение так и не было воспринято. В настоящее время число женщин в нижней палате российского парламента составляет менее 1/5 от общего числа депутатов, что является низким показателем по сравнению с большинством государств. При этом во многих западных станах существует женская квота в пар-
ламенте, которая не должна быть ниже 30%. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предполагает установление специальных мер, включая законодательные, с тем, чтобы гарантировать женщинам осуществление и пользование правами человека на основе равенства с мужчинами (ст. 3, 4). К подобным мерам относится и введение квот на представительство женщин в структурах власти. Однако отношение законодателя к этому вопросу отрицательное.
В восьмом периодическом отчетном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. в Комитете по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН (КЛДЖ ООН) приводятся данные о численности женщин в органах государственной власти РФ. Так, в докладе говорится, что, несмотря на высокую общественно-политическую активность, численность женщин в федеральных органах законодательной власти пока незначительна. В составе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (верхней палате Парламента) в период с 2002-2014 гг. женщин-сенаторов насчитывалось от 6 до 144. Нужно заметить, что на данный момент количество женщин-членов Совета Федерации возросло до 28 человек, что составляет 16,5% от общего числа сенаторов. Подобная ситуация наблюдается и в региональных представительных органах власти. Сегодня в 19 субъектах РФ женщины составляют в числе депутатов от 3 до 10%, в большинстве регионов - от 10 до 20%. К примеру, среди депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва (2011-2016 гг.) женщин насчитывалось всего 12%.
По статистическим данным на 2010 г., в политической элите России доля представительства женщин составила всего 4,7%. Можно предположить, что данная ситуация связана не столько с политикой государства, сколько с выбором самими женщинами иных сфер профессиональной деятельности: здравоохранения, науки и искусства. С другой стороны, этот выбор формируется под воздействием такого фактора, как патриархальное сознание российского общества, который препятствует проведению политики гендерного равенства, находится в противоречии с закрепленными на конституционном уровне представлениями о равенстве.
На законодательном уровне вызывает критику (среди авторитетных специалистов в сфере гендерных отношений) затянувшийся процесс принятия некоторых федеральных законов. Например, Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»5. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 2003 г., но не был поддержан Правительством Российской Федерации, поскольку дублировал действующие нормы права, и не было определено место закона в системе российского законодательства.
Далее, в 2012-2013 гг. участились многочисленные обращения граждан, общественных организаций в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации, выступающих против принятия законопроекта, усматривая в нем угрозу традиционным семейным ценностям. Разработка общественного консенсуса по законопроекту продолжается. В настоящее время законопроект находится на стадии рассмотрения Советом Государственной Думы во втором чтении.
На федеральном уровне закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин в Российской Федерации и равных возможностях для их реализации» не был принят, однако постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в ноябре 2005 г. он был принят в качестве модельного закона и рекомендован для использования в национальном законодательстве стран СНГ (ст. 4).
В отчетных докладах Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин констатируется факт того, что законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо положений, дискриминирующих по признаку пола. Так, подчеркивается, что в Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 (ред. от 09.03.2016) впервые были включены нормы, расширяющие возможности женщин в политической сфере: «политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политических партий, в списках кандидатов в депутатов и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления6. Списочный состав партий показывает, что
1
алтаискии вестник , государственной и муниципальной службы 2
женщины не стоят в стороне от процесса формирования и деятельности политических партий. Женщины участвуют в деятельности политических и общественных объединений, составляют большую часть электората. Почти во всех политических партиях они составляют до половины численности региональных отделений.
Российское законодательство предоставляет женщинам равные с мужчинами права быть назначенными на государственную службу и продвигаться по служебной лестнице. Приняты федеральные законы, которыми установлен порядок организации, приема и назначения на государственную гражданскую службу, а также в органы местного самоуправления7. В законодательстве не проводятся различия между мужчинами и женщинами, не допускается прямых или косвенных ограничений или преимуществ по признаку половой принадлежности на государственной гражданской службе.
Женщины остаются численно доминирующей группой в составе государственных служащих, но преобладают на исполнительских должностях, тем самым сохраняется «гендерная пирамида» в органах власти и управления. В период 1999-2003 гг. в составе Правительства Российской Федерации была одна женщина в должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, в 2004-2006 гг. в составе Правительства женщин не было, в 2007 г. - две женщины, в состав действующего кабинета министров также входят три женщины. Только три женщины являются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.
В Российской Федерации не существует каких-либо правовых ограничений для участия женщин в деятельности общественных некоммерческих организаций. В России действует свыше 3000 женских организаций, как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях. Для налаживания конструктивного сотрудничества между властью и гражданским обществом по решению наиболее актуальных общественных проблем с 2005 г. в России работает Общественная палата, в составе которой представители женских
общественных организаций составляют 35,7%. В субъектах Российской Федерации также сформированы общественные палаты, в работе которых активно участвуют женщины.
Тем не менее практическое достижение равенства в нашей стране - вопрос перспективы, зависящий как от активности женского движения, так и от наличия политической воли содействовать достижению реального равенства. Поэтому в России продолжается работа над законопроектом о гендерном равенстве, который предлагает, что очень важно, систему специальных временных мер, направленных на ускорение достижения равенства фактического.
К сожалению, женщины России недостаточно представлены в руководящих органах международных организаций. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) предпринимает систематические шаги, направленные на увеличение количества женщин-дипломатов. В соответствии с отчетом России в ООН на 2009 г. в настоящее время женщины-сотрудницы Центрального аппарата МИД РФ, имеющие дипломатические ранги, составляют 16,1% от общего количества дипломатических сотрудников Центрального аппарата Министерства. При этом 25 женщин занимают руководящие должности.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит норм, ущемляющих политические права женщин. Однако традиционные представления о социальных ролях мужчин и женщин являются существенным препятствием, ограничивающим возможности женщин пользоваться всеми правами и свободами. Более того, необходим федеральный закон о государственных гарантиях по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, отвечающий современным международным стандартам. Необходимо введение гендерных квот - минимальных количественных норм для участия во властных структурах женщин. Следует создать государственные органы по наблюдению за эффективным проведением в жизнь принципа равных
возможностей, отслеживания соблюдения гендерного законодательства. Тем более что основные причины тендерной дискриминации коренятся в глубинах подсознания и заложены стереотипными установками о роли женщин, базирующимися на патриархальном укладе общественной жизни в России.
1 Ларинбаева И.И. Юридическая онтология гендерного равноправия: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2004. С. 4-5.
2 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А. Кар-ташкин, Е.А. Лукашева. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 82-85.
3 Поленина С.В. Тенденции и перспективы демократизации правотворчества в свете соотношения гендерной политики и патриархальной практики в Российской Федерации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 337.
4 Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (восьмой периодический доклад, подлежащий представлению в 2014 г.) // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со ст. 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С. 30. [Электронный ресурс]. URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treaty-bodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDA W%2fC%2fRUS%2f8&Lang=ru (дата обращения: 02.11.2015).
5 Проект федерального закона № 2849653 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД В.В. Володиным, Е.Ф. Лаховой, О.В. Морозовым, Г.И. Райковым) [Электронный ресурс]. URL: http:// www. duma. gov. ru /systems/law/?number=284965-3&sort=date (дата обращения: 08.05.2016).
6 О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.
7 О государственной службе Российской Федерации: Федеральный закон 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
Yulia Vladimirovna Golovinova, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Altai Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Historical Sciences
The article deals with the problem of the legal implementation of gender equality in Russia. It was found that the crucial issues in gender relations is the conditionally of this type of discrimination determined by stereotypical attitudes about the role of women, based on the patriarchal society in Russia. In general, Russian legislation does not contain any provisions that discriminate on the ground of sex, but at the same time eliminates the phrase «discrimination against women». Keywords: gender equality, international standards for women's rights, patriarchal tradition.
5