Научная статья на тему 'Онтогенез и филогенез времени'

Онтогенез и филогенез времени Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
259
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузьмичева Алла Александровна

В свете новых подходов к разработке концепции темпорализма рассматривается онтогенез и филогенез времени. Показывается, что вопреки сложившимся в отечественной философии представлениям о субстанциальной онтологии диалектического материализма, в его рамках возможен атрибутивный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онтогенез и филогенез времени»

5. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. - М.: Некоммерческий фонд «Поддержка Культуры, Образования и Новых информационных технологий», 2001. - 458 с.

6. Хайек Ф.А. Дорога к рабству II Новый мир,-1991. - № 7,8.

7. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.; Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Са1а11аху», 1992. - 304 с.

8. Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 32с.

9. Сорос Дж. Тезисы о глобализации II Ырр:// magazines.rU/vestnik/2/sor-pr.html. 7с.

Статья принята к публикации 30.10.06

А.А.Кузьмичева

Онтогенез и филогенез времени

Вводя отношения «было, есть, будет», мы упорядочиваем (усложняем) отношения существования категорией времени. Это позволяет нам ввести в онтологию изменчивость вещей, ведь рассматривая вещи как процессы [длительности), мы и образуем категорию времени в онтологии четырёхмерного мира. Именно последовательные изменения в существовании пространственных вещей, представленные через упорядоченную смену их состояний, позволяют сделать вещи четырёхмерными введением четвёртой координаты - времени их форм и способов существования.

Время в онтогенезе, Ребёнок овладевает атрибутом длительности, процессуальное через обыденные характеристики, связанные с понятием времени: «сейчас, потом, всегда, никогда, вчера, сегодня, завтра» и т.п. Это происходит позже атрибута протяженности вещей, ибо первый требует более долгого опыта, памяти и воображения. Видимое движение диска Солнца по небу с востока на запад чаще всего связывается с длением, ожиданием значимых событий: «Когда солнышко взойдет, мы пойдем гулять, когда зайдет, мы ляжем спать». Однажды постояв в углу в наказание, ребенок почувствует мучительность времени ожидания, переживания несвободы. Маленький часто пугает прошлое «вчера» с будущим «завтра». Начиная понимать, что он растёт, ребенок сопоставляет этот рост с упорядоченным повторением смен времен года (сколько лет прошло, сколько зим) и начинает все более осмысленно отвечать на вопрос: «Сколько тебе лет?». Каждая эпоха в человеческой культуре через семейное и школьное воспитание и обучение прививает индивиду свое родовое понимание времени, дает навыки обращения со временем, в первую очередь слежения и управления (волевое соблюдение режима дня), необучаемый ребенок не может освоить эти навыки и его жизнь дезорганизована и зависима от любого внешнего влияния, оказавшись вне общественного контроля, «без призора», такие дети быстро гибнут.

Филогенез времени. В природе есть только «сейчас», как момент между ушедшим прошлым и ненаступившим будущим, но человечество, благодаря памяти, реконструирует прежние «сейчас», связывая их с будущими «сейчас», тем самым представляя время как поток событий, текущих из прошлого в будущее. Замечает, что моментальные состояния вещей и всего мира связаны каузальной цепью, время течет упорядоченно и никогда не обращается вспять, Время создается как калейдоскопическая вереница состояний вещей, но роль вещного мира (РЕ-альности) в образовании категории времени осознали не сразу.

X. Древние о времени: хроника мифа

В глубокой древности люди сначала заметили постоянство смены дня и ночи (хода солнца с востока на запад), лета, осени, зимы и весны, как природной периодичности, смену популяций живого, смену поколений людей. Эта изменчивость была устойчива и напоминала вращение колеса, которое и стало первой моделью времени. Например, древнеславянские рисунки вечного коловорота времен на глиняных горшках изображают движение солнца по небу с востока на запад, (рис ,1).

1МПМ11Н11МЧ1Ч11.,....ммпт,,,,,,,,,Ч|,||ПИ

Рис.1. Круговой бег солнца - символ времени, внизу - полоса вспаханного поля (Причелина русской избы XIX в)

Первобытное сознание, завязанное на обыденные события элементарного выживания, жило здесь и сейчас, и не успевало анализировать прошлое и предвидеть будущее: «бог даст день, бог даст и пищу», но рамки настоящего, по мере появления мгновений, не занятых удовлетворением насущных потребностей, раздвигались благодаря памяти и накоплению полезного опыта. Наблюдения за природой выражались в приметах, памятных знаках, внимании к следам прошлого в настоящем и т.п. Благодаря этому выживание облегчалось. Необходимость передачи опыта следующему поколению привела людей к созданию первобытных мифов - рассказов о том, как устроен мир, и ритуалов, учащих, как себя вести в мире, чтобы выжить, Антропоморфизм и социоцентризм давали во многом субъективную и фантастическую картину мира, но она соответствовала уровню исторического развития человечества и не дала людям погибнуть в «грозной и ласковой, коварной и наивной», всегда полной загадок и тайн природе. При переходе к племенному состоянию общества, когда появились эксплуатация труда и государство, человечество окунулось в социальное неравенство, и первобытное равенство стало восприниматься как потерянный рай. Время разомкнулось и приобрело линейную направленность от лучшего к худшему - (векторная модель времени (рис.2). У людей появилась запомненная поколениями история и языческое мифологическое время. Древнеиндийские мифы делят всю земную историю на юги -многолетние периоды времени разной величины. Мегамерой времени являются сутки брахмы (Кальпа), они длятся 8640 млн земных лет и равны 2000 Махаюгам. В Махаюге (Манвентаре=периоде Ману) заключается 4.320 тыс. земных лет. День Брахмы начался с золотого века Манвентары (таблица).

Хроника древнеиндийских юг

Имя юги Характер века Период (земной год )тыс. Признаки юги

Сатьяюга Критаюга Золотой 1728 Все люди праведны и справедливы. Божественная корова Дхармы (закона) твёрдо стоит на всех четырёх ногах.

Третаюга Серебряный 864 Люди начинают делиться на сословия (варны) и забывают о долге. Корова Дхармы стоит на 3 ногах и справедливость "усохла" на 1/3. Религия из духовной потребности превращается в средство для достижения карьерных целей.

Двапаюга Медный 1296 Корова стоит на двух ногах и справедливость уменьшилась в двое. Люди не исполняют долга; благонравия меньше, а торжественных обрядов больше, Начинаются болезни и бедствия,

Калиюга началась в 3102г. до н. э, Железный Современный 432 Корова Закона стоит на одной ноге. В мире осталась только четверть справедливости и закона. Священный долг, добродетель и благонравие исчезли. В мире злоба, печаль, голод и страх. Правители как грабители захватывают власть и богатство,

Скоро божественный огонь сожжет всё, наступит ночь Брахмы, он заснёт, а Вселенная погибнет. Нерез 12 тыс, лет Брахма проснётся и начнётся новая Махаюга (сутки Брахмы). Колесо времени даст один оборот. У грека Гесиода (ИХ в до н. э.), аналогично, золотое время в прошлом, идёт регресс: Создали прежде всего поколенье людей золотое вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских Был ещё Крон1 повелитель в то время владыкою неба, Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела, Всегда одинаково сильны были их руки и ноги В пирах они жизнь проводили, а умирали как будто объятые сном. Недостаток был им ни в чём не известен.

Большой урожай и обильный сами давали собой хлебородные земли

Они же сколько хотелось трудились, спокойно сбирая богатства,

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных,..

После того поколенье другое, уж много похуже,,.

Землю теперь населяют железные люди.

Не будет им передышки ни ночью, ни днём от трудов и от горя,

и от несчастий Заботы тяжёлые боги дадут им,

1 Крон - Хронос греческий бог времени (отсюда, часы - хронометр)

(Всё же ко всем этим бедам примешаны будут и блага Зевс поколенье людей говорящих погубит, И это после того, как на свет они станут рождаться седыми). Дети с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин. Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут, Будут их яро и зло поносить нечестивые дети тяжкою б ранью,не зная возмездья богов.

Не захочет больше никто доставлять пропитанье родителям старым.

Правду заменит кулак. Города друг у друга разграбят.

И не возбудит ни в ком уваженье клятвохранитель,

ни справедливый, ни добрый.

Скорей наглецу и злодею станет почёт воздаваться.

Где сила, там будет и право. Стыд пропадёт.

Человеку хорошему люди худые, лживые

станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных

пойдёт неотвязно зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда,

отлетевши от смертных Совесть и Стыд.

Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни.

От зла избавленья не будет.

В иудаизме золотой век длительностью в несколько сот лет был до грехопадения перволюдей Адама и Евы, которые прожили более 900 лет, все последующие поколения людей живут в проклятом богом мире, который он простит после искупления всех грехов и вернёт ему райское состояние.

Мод. 3

Мод. 2 I /-ч / \

Рис.2. Три модели времени

Третья и современная модель времени представлена спиралью развития, эта модель есть синтез круговой и векторной модели времени. В соответствии с диалектическим законом отрицания отрицания каждая временная эпоха, стадия, формация повторяет предыдущие, но в то же время отличается качественной новизной. Таковы пять общественно-экономических формаций у Маркса: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Вечный покой как совершенство в христианской религии. В древней Греции и Индии существовала традиция отождествлять движение с несовершенством, а покой с гармонией. Элеаты и Платон считали, что мир совершенен и всегда равен сам себе, а движение только видимость, кажимость, мнение. Мир идей невозмутим, колеблются только их тени - мир вещей, Идеи, бог как идея идей - вечны и находятся в максимальной стадии совершенства: им незачем менять свое состояние, да и человек движется, беспокоится только тогда, когда его потребности не удовлетворены. Совершенный человек ничего не домогается, никуда не стремится и находится в состоянии покоя и самоудовлетворения,

Понятие покоя у Авг. Блаженного (IV в. н.э.) прибрело этический смысл, как совершенство, божественная добродетель: бог самодостаточен, невозмутим, у него нет потребностей, которые выводили бы его из равновесия, абсолютного покоя, «ибо то действительно существует, что пребывает в неизменности»2. В то же время бог - творец, и без его воли и волос с головы не упадёт, он вносит всякое изменение в пассивный материальный мир, тем самым, создав время, «до творения не было времени». Без воли бога мир неизменен, но эта неизменность выдается уже как при-

■м

Щ Философия _. :ЦИ1 _ -

знак несовершенства мира, потому что она страдательна (мир хочет измениться, ибо несовершенен, но не может без воли господа), После грехопадения бог проклял мир, сделав его несовершенным и вынуждает его к исправлению, к стремлению к достижению идеального состояния, в котором мир и замрёт, а время опять исчезнет3. Вечность - это бесконечно длящееся настоящее мгновение,

2. Абсолютизация времени в эпоху Нового времени (Ньютон)

У Ньютона абсолютное время - внематериальная одномерная субстанция бога4, существующая до творения мира (пустое вместилище для возможных событий), она равномерна, непрерывна, направлена от прошлого к будущему, бесконечна и однородна, непознаваема. Материальные события благодаря свойству длительности заполняют абсолютное время, вводят в нем координацию и метрику и делают его относительным и эмпирически познаваемым. Мы живем в этом втором относительном времени, а абсолютное его объемлет, Абсолютные пространство и время делимы до бесконечности, могут существовать без (до и после) субстанции материя, не зависят друг от друга, их элементы -точка и миг реально существуют (хотя не материальны). Относительное же время измеряется периодическими процессами, протекающими в физических телах.

Кант, наоборот, отрицал, что за человеческим представлением о времени стоит объективная связь изменчивых вещей. Время - субъективный антропный априорный (врожденный, доопытный) способ отражения вневременного мира. Оно, скорее, вторичное качество, Кант первый указал, что без человека в природе есть только настоящее; прошлое и будущее существуют только в памяти человека. Это дало возможность от концепции единого и единственного астрономического времени перейти к концепции темпоральности, где формы времени привязываются к формам существований материальных многообразий.

3. Психологизация времени в эпоху Новейшего времени

Еще Аристотель говорил, что время не может существовать без воспринимающей его души, Интерес европейских философов переместился от изучения времени как атрибута объективной реальности к изучению форм его представления человеком, т.е. его психическому отражению (в первую очередь, сенсуальному и эмоциональному). Вещи (события), действуя длительно и разнообразно на наши органы ощущений, благодаря памяти фиксируются как прожитый опыт, сопровождаемый человеческими переживаниями и состояниями индивидуальной психики. Достоевский ярко описал свое переживание времени, когда стоял под виселицей и смотрел на купол Исаакиевского собора, блестевший в утреннем зимнем солнце. Вся его молодая жизнь была пережита им в его воображении за несколько астрономических минут, Как возможно в воспоминаниях спрессовать время всей прожитой жизни в короткий его промежуток? Наше психологическое время, как эластичный жгут может растягиваться и сжиматься, Нем больше ты успеваешь сделать, тем длиннее время жизнедеятельности, бездеятельность пожирает время, невозможно вспомнить куда ушла «прорва» времени в твоей жизни. Скука тормозит время, счастье его ускоряет. «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Время как личная экзистенция, конституирующая внутренний мир личности, входит в концепции Бергсона, Хайдеггера, Сартра. У Фрейда основной интерес - это время сна, иллюзий, галлюцинаций, вообще бессознательное и/или патологическое психическое в человеке.

4. От монофонии времени к полифонии времён

Получается, что типов времен много, они разные, взаимопереплетённые. Признание этого закладывает основы концепции темпорализма, Систематизируем характеристики этих времён. Время может быть

> объективным и субъективным,

> природным и социокультурным,

> коллективным и индивидуальным,

> социальным и личным,

> циклическим, поступательным и спиральным,

> астрономическим, биологическим, психологическим,

> трудовым и свободным.

Объективное и субъективное время. Наука объективирует представления о времени, привязывая его к природным процессам, абстрагируясь от особенностей восприятия и представления времени отдельными субъектами познания (наблюдателями). Время создается изменчивостью материальных вещей, измеряется материальными приборами - хронографами и хронометрами, сравнение показаний двух часов осуществляется хроноскопами, Большая проблема в различных науках - синхронизация изучаемых процессов, Путем отвлечения от физических генераторов времени создавалась абстракция высокого порядка - математическое время, где координированная числовыми значениями математическая точка на стреле времени интерпретировала физический момент или временное состояние мира,

3 Такая абсолютизация состояния покоя неестественна. В природе мы, наоборот, наблюдаем вечное коловращение, изменение и развитие, смену состояний. Моменты покоя (равновесия) относительны (дом, Земля, Солнце) и непродолжительны (человек, дуб, океан, звезда). Движение, понимаемое как изменение, абсолютно и вечно,

4 Как абсолютной точке отсчета. _

Объективизация времени происходит в сознании индивида, личности. В своей жизнедеятельности индивид генерирует и физическое время, ибо он - физическое тело, и биологическое время (биоритмы), ибо он - организм, особь, и психо-вегетативное время личностных восприятий, переживаний и мыслительных операций5. Психо-когнитивное осознание этих процессов даёт личности представление о своём субъективном времени, как порождённом данным субъектом. Жизнедеятельность каждого человека индивидуально отражается его психикой, хотя через социализацию (язык, воспитание, образование) испытывает нормировку и стандартизацию.

Природное и социокультурное время. Природные процессы; космические катаклизмы, вращение планет и солнца, напластования горных пород, химические реакции, годичные кольца деревьев, смена популяций - генерируют природное (астрономическое, физическое, биологическое и т.п.) время. Для общественного сознания человечества важно время, порождаемое социальными процессами, Такие события, как войны, экономические кризисы, эпидемии, революции, смена этносов, смена религий, смена периодов правления династий, харизматических лидеров приводят к понятию социального времени как исторической жизнедеятельности человечества. Культура человечества связана с овладением социальным временем и пространством, каждой культурной эпохе свойственен особый временной колорит, темп изменений, выбор приоритетов и ценностей, свои социальные идеалы.

Социальное и личное время. Каждому человеку общество предписывает определённое время, которое он проводит в исполнении своих социальных обязанностей, прав и ролей. Есть время для детства, юности, любви, брака и семьи, для гражданских обязанностей, статусных функций и т.п. Но распорядок дня и тюрьмы, и казармы, и фирмы, и семьи допускает затратить определённое время на личные материальные и духовные нужды каждому индивиду. Именно личное время воспринимается как свободное от социальных обязанностей, как твоё собственное6.

Трудовое и свободное время. Мы все знаем поговорку: «Делу - время, потехе - час». Она выражает высокую оценку человеком своей трудовой производительной деятельности. В основе защиты здоровья труженика и охраны общественно-полезного труда лежит тщательный хронометраж затрат рабочего времени, установление нормальной продолжительности трудовых операций, разработка норм времени, в соответствие с которыми и идет оплата производительного труда, как оплата рабочего времени (годовая, месячная, недельная, дневная и часовая). Во многих странах соблюдается 8-часовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя благодаря классовой борьбе трудящихся и включению в органы управления государства комитетов и инспекций по труду, контролирующих и наемных работников, и работодателей на предмет соблюдения времени труда и времени отдыха и их оплаты.

Мы понимаем, что время застоя отличалось от времени перестройки, время столиц течёт интенсивнее, чем время захолустья, время бомбежки - это далеко не время ш!и$'а, время наказания (тюрьмы) - не время награждения (каникул). Человек расцвечивает время своего существования своими эмоциями и чувствами, а человечество - своей психологией и идеологией, Время существование человеческого общества называется культурно-историческим, в горизонтальном срезе поколения - общественным, коллективным, а время жизни отдельного человека - индивидуальным, онтологически первое соткано из второго, как ткань из переплетения ниток.

В то же время общественное время организуется и управляется определенными институтами и сферами общественного сознания, такими как политика, право, мораль, искусство, наука, религия. Индивид через воспитание и образование приобщается к общепринятым представлениям о времени, приобретает навыки манипулирования своим временем, эффективность его жизни, в первую очередь, зависит от умения обращаться со временем. Каждый значимый этап его жизни должен во время вписаться во временные общепринятые стандарты: в 4 месяца от рождения должна появиться первая улыбка, в 10 месяцев человек должен научиться ходить и сознательно произносить первые слова, в 7 лет - поступить в школу, в 14-16 - лет получить паспорт и стать политически зрелым гражданином своего государства, в 17 лет - поступить в вуз, в 22-25 - завести семью, в 30 лет занять прочное социальное положение, в 50 лет у него должны уже быть внуки, к 60 годам он должен заработать хорошую пенсию - вот примерные временные вехи стандартной жизни современного человека, большинство людей в них легко вписывается и проживает благополучную жизнь, но из этой колеи можно неожиданно и выпасть, этому способствуют и социальные (войны, революции, эпидемии и т.п.) и личные (слабость воли, легкомыслие, алкоголизм и т.п.) причины. Выбивают из стандартной колеи не только недостатки, но и достоинства, например, проявившийся талант круто меняет судьбу человека. Кто бы смог представить, что прежде экономически равноправные советские люди (поэтому все и получили у Чубайса одинаковое право на одинаковый ваучер), за считанные годы рыночных реформ расколются на бомжей и олигархов, работодателей и наёмных работников, и у каждой группы появятся свои стандарты жизнедеятельности,

5. Общественное и индивидуальное время

Полезно сравнить длительность истории Земли и истории социума. Если время существования нашей планеты условно принять за год, то 1 день = 12,6 млн. лет, 1 час = 525 тыс. лет,

При этом обозримой Вселенной было 3 года, когда 1 января родилась Земля,

28 марта появились бактерии (органика),

5 Скорость решения математических задач у студентов одной группы и одного уровня подготовки различна из-за различия их способностей.

6 Присвоение времени человеку, как награда, и отчуждение времени у человека, как наказание, - одна из главных прерогатив общества,

12 декабря - расцвет динозавров, 26 декабря их исчезновение, 31 декабря в 1 час появился общий предок человека и приматов. 31 декабря в 16 часов первые люди

31 декабря в 17-20 часов родилась Люси (наиболее древний и хорошо сохранившийся скелет первобытного человека), 31 декабря в 23-24 часа - неандертальцы,

31 декабря в 23часа 59 минут 46 секунд появилось христианство.

Библиографический список

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982.

2. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1989.

3. Левич А,П. Почему скромны успехи в изучении времени//Феномен и ноумен времени. - 2005. - №2.

4. Неванлинна Р. Пространство, время и относительность,- М.; Мир - 1966.

Статья принята к публикации 29.12.06

Л.Я.Шамес

Иркутская уникальная «сильная и обширная» область -феномен интегрального геокультурного пространства: плюсы ш минусы развития

Иркутск ... будет распространяться паче и паче... и если можно проникать слабыми нашими взорами в будущее, он по положению своему определён быть главою сильный и обширный области

А.Н.Радищев

Монгольский национальный округ: Аларский, Боханский, Нукутский, Эхирит-Булагатский.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1926 г. в области проживало 861, 1 тыс. человек, городское население составляло 21%, а сельское — 79%. В 1939 г. население области достигло 1302, 9 тыс. человек, городское население стало составлять 45%, а сельское — 55%.

Наибольшая протяженность территории Иркутской области с запада на восток около 1500 км, с севера на юг - около 1400 км.

Область занимает центральное место в южной части Восточной Сибири, через нее проходят важные железнодорожные, водные и воздушные пути, обеспечивающие связи с Дальним Востоком и другими экономическими регионами России и странами Азии — Китаем, Монголией и другими.

Численность населения Иркутской области 2764, 1 тыс. человек. Численность населения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 143, 6 тыс. человек.

В Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе живут представители 100 наций и народностей. По данным переписи 1989 г., русские составляли 84%, украинцы - 3,7%, буряты — 3, 2%, татары — 1, 7%, белорусы — 1, 1%, другие национальности — 3, 1%, среди них эвенки и тофалары, проживающие в северных районах и горах Восточного Саяна.

Иркутская область делится на 27 административных районов, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ — на 6 административных районов. Городов в области 22,

Иркутск является центром огромной Иркутской области, которая практически представляет географически Юго-Восточную Сибирь. Иркутская область может рассматриваться сегодня как феномен культурологического пространства, полностью отвечающего концепциям Г.Д, Костинского и М.В.Рагулиной.

Современная территория Иркутской области почти совпадает с территорией дореволюционной Иркутской губернии. В 1926 г. губерния была упразднена, и на ее месте образовано 3 округа: Иркутский, Тулунский и Ки-ренский, входившие в состав Сибирского края. Районы, населенные бурятами, с 1923 г. были включены в Бурят-Монгольскую АССР. В 1930 г. был образован Восточно-Сибирский край с центром в Иркутске. В 1936 г. были выделены Бурят-Монгольская АССР и Восточно-Сибирская область, объединявшая современные Иркутскую и Читинскую области. Сибирский учёный Г.С. Виноградов писал: «Границы области не определяют естественного района: область - чисто условное, административное деление, и определение ее положения среди других столь же условных территориальных единиц не может быть проводимо строго: знакомство с сопредельными губерниями тоже необходимо».

26 сентября 1937 г. были образованы Иркутская область в ее современных границах и Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ, с 16 сентября 1958 г. переименованный в Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. В 1938 г. область состояла из 30 районов, 4 из них входили в Усть-Ордынский Бурят-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.