Научная статья на тему 'О вечности'

О вечности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1753
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧНОСТЬ / ВРЕМЯ / ВЕЧНОЕ СУЩЕСТВО / ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ / ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ / ЭСХАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пивоваров Д. В.

Автор кратко обсуждает различные аспекты религиозно-философского понятия вечности и сопоставляет альтернативные воззрения на природу вечности. В статье рассмотрены главные учения о вечной жизни и вечной смерти. Также автор анализирует две конкурирующие концепции (пантеистическую и монотеистическую) соотношения вечности и времени. В заключение он перечисляет различные виды эсхатологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ETERNITY

The author briefly discusses different aspects of the religious and philosophical concept of eternity and compares alternative views on the nature of eternity. The article considers the main doctrines of eternal life and eternal death. The author also analyzes two competing concepts (pantheistic and monotheistic) of relationship between eternity and time. Finally, he lists the different types of eschatology.

Текст научной работы на тему «О вечности»

10. Пивоваров Д. В. Основание и обоснованное // Современный философский словарь / под общей ред. д-ра филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: ПАНПРИНТ. 1998. 1064 с.

11. Пивоваров Д. В. Имманентное и трансцендентное // Современный философский словарь / под общей ред. д-ра филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: ПАНПРИНТ. 1998. 1064 с

12. Книгин А. Н. Учение о категориях. Томск: Изд-во Томского ун-та. 2002. 292 с.

13. Кислов А. Г. Оправдание детства: От нравов к праву. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 165 с.

14. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1954. 856 с.

15. Хоружий С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 38-54.

16. Денисов С. Ф. Библейские и философские страте-гемы спасения: Антропологические этюды. Омск: Изд-во ОмГПУ. 2004. 216 с.

© Нефёдова Л. К., 2016

УДК 115

О ВЕЧНОСТИ

Автор кратко обсуждает различные аспекты религиозно-философского понятия вечности и сопоставляет альтернативные воззрения на природу вечности. В статье рассмотрены главные учения о вечной жизни и вечной смерти. Также автор анализирует две конкурирующие концепции (пантеистическую и монотеистическую) соотношения вечности и времени. В заключение он перечисляет различные виды эсхатологии.

Ключевые слова: вечность, время, вечное существо, вечная жизнь, вечная смерть, эсхатология.

Д. В. Пивоваров D. V. Pivovarov

ABOUT ETERNITY

The author briefly discusses different aspects of the religious and philosophical concept of eternity and compares alternative views on the nature of eternity. The article considers the main doctrines of eternal life and eternal death. The author also analyzes two competing concepts (pantheistic and monotheistic) of relationship between eternity and time. Finally, he lists the different types of eschatology.

Keywords: eternity, time, eternal being, eternal life, eternal death, eschatology.

1. Понятие вечности.

Вечность (лат. aetas, aetemitas, aerum) - 1) вневремен-ность абсолютного существа, содержащего в себе сразу, нераздельно и постоянно всю полноту своего бытия; 2) «абсолютное настоящее» (Гегель); 3) бесконечная длительность, продолженность или повторяемость некоторого бытия во времени, не имеющего ни начала, ни конца; 4) всегдашнее и непреходящее бытие; 5) неопределенно долгий и бессрочный период времени; 6) бессмертие, будущая загробная духовная жизнь. Максимальная противоположность вечности - мгновение, т. е. точка «сейчас» между прошлым и будущим [1].

Начиная с Платона, хроносу (аморфному времени) противопоставляют понятие эона (греч. век, вечность), «вечно сущего», целостного и самозамкнутого жизненного века. Эон - в поздних античных мифах, возникших под влиянием иранских мифов, повелитель времени (Зерван), старец с головой льва, обвитый змеей. По этим мифам, вся история и судьба всего человечества - это один эон. В гностицизме эон - это силы, исходящие от божества, а в астрономии - это период времени, в течение которого точка равноденствия проходит весь зодиак, т. е. ровно 26 тыс. лет. В монотеизме вечность таинственно многомерна, в отличие от одномерного времени. Напротив, в пантеизме (скажем, у Николая Кузанского) вечность - это

свернутый свиток времени, а время - развернутый свиток вечности.

В индуизме нет понятия вечности: «День Брамы» (бытие мира как торжество майи и Мары) исчисляется в годах, а «Ночь Брамы» (полное исчезновение космоса в темных глубинах Абсолюта) численно неизмерима. Христиане веруют, что вечность - это раскрытие полноты истинной жизни в присутствии Бога. Напротив, для буддистов нирвана - отсутствие бытия, пустота, ничто как «темный негатив вечности».

Одни мыслители постулируют, что мир возник «из ничего» после ничто; другие утверждают, что мир возник во времени после вечности и из вечности; третьи полагают, что любое начало мира помыслить совершенно невозможно. Так, согласно Платону, «первообразом же для времени послужила вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно» [2, с. 440]. Этот первообраз (аюп) пребывает в потустороннем мире неподвижных идей. Аристотель, напротив, полагал вечность посюсторонней и пронизывающей вещи. По его мнению, время безначально и бесконечно, а физический мир вечен. Время не может возникнуть или уничтожиться: «ведь если нет времени, то не может быть и "раньше" и "после"» [3, с. 327]. Материалисты обычно фокусируют внимание на материальной временности, а идеалисты стремятся отыскать вечное в эпохах,

эрах, отношениях между преходящими вещами и в логических связях суждений.

В обсуждении проблемы спасения всегда конкурируют две точки зрения: 1) все временное исходит из вечности и должно в нее возвратиться {apokatastasispanton - восстановление всех вещей, по Оригену); 2) смерть «изъята» из вечности, отсюда неуверенность в возможности своего спасения.

Классическую формулировку вечности приписывают А. М. С. Боэцию, средневековому христианскому философу и римскому государственному деятелю: «Вечность есть совершенное обладание безграничной жизнью в целом и одновременно» [4, с. 286]. Развивая представления Плотина о вечности, Боэций истолковал вечное существование как беспредельную длительность, атемпоральность и внепространственность. Вечное существование не имеет ни начала, ни конца и является живым. В этом смысле предикат вечный не надо приписывать ни числам, ни истинам, ни миру. Иная форма объективной реальности - время. Время и вечность не сводимы друг к другу, хотя и как-то совместимы.

Наиболее уязвимо ядро концепции Боэция о вечности - сближение им понятий длительности и атемпораль-ности. Под длительностью, во-первых, обычно понимают пребывание во времени, но бессмысленно «пребывать во времени вне времени»; во-вторых, длительность сопряжена с представлением о делимости ее на части, что противоречит понятию атемпоральности как «пребывания всего сразу вместе и одновременно».

Против идеи вечности Бога-Творца иногда возражают: как вечное существо может что-либо созидать в земном мире, где властвует время? Понятие деятельность атем-поральной личности нелогично. Бог, если Он пребывает вне времени, не мог бы изменять прошлое или предвидеть будущее. Логически не совмещаются, например, события молитвенной просьбы и последующего ответа Бога с дефиницией вечности как вневременной одновременности. Если Бог вне времени, а люди живут во времени, то невозможно помыслить непосредственную связь Бога с людьми, а также уяснить соотношение идей божественного предопределения и человеческой свободы. Чтобы не впадать в подобные логические противоречия мыслители Нового времени чаще предпочитали дефиницию вечности как «бесконечно длящегося времени» (Дж. Локк).

Представления о вечности возникли в глубокой древности в результате сравнения между собой постоянных и изменяющихся объектов, а также круговоротов природных и социальных ритмов. Одни вещи со временем разрушаются, другие же продолжают существовать неопределенно долго. Например, люди никогда не видели исчезновения земли, неба, океана; большинство же окружающих нас существ и предметов непременно когда-то исчезает. Древние считали богов хотя и рожденными, но бессмертными.

Отсюда вывод, что некоторые вещи и существа уникальны - они способны сопротивляться сокрушающей силе времени, побеждать ее, не подлежа ее воздействию. Впоследствии это рассуждение выразилось в метафизическом понятии вечности как признаке трансцендентного бытия -самодостаточного, невидимого, непостижимого, сверхвре-

менного, статичного, но вместе с тем творящего мир и время. Фалес Милетский говорил: «Бог древнее всего, ибо Он не сотворен», а «прекраснее всего - мир, ибо он творение Бога». Наиболее распространенные геометрические символы вечности - кольцо, спираль либо змея, которая кусает свой хвост. Вечность Бога изображается кругом с центральной точкой.

Трансцендентная вечность противоположна времени, не составлена им и не пребывает в нем. В ней нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - никаких промежутков времени. Она не была и не будет, но только есть раз и навсегда (св. Августин). В отличие от времени, вечность нельзя измерить в каких-либо единицах, она не подвержена ни прибыли, ни убыли. Читаем у С. Л. Франка: «Вечность не есть бесконечная длительность во времени, которую нужно было бы пройти всю от начала до конца (хотя здесь нет ни начала, ни конца), чтобы в ней удостовериться; вечность есть качество бытия, которое узнается сразу - примерно подобно тому, как я сразу и в любой момент знаю, что всякая математическая истина имеет вечную силу, ибо по существу не затрагивается временем, лежит вне его, выходит за его пределы» [5, с. 61].

Видимый и неизменный порядок небесных тел поражает воображение. Небо, Солнце, Луна, звезды являют собой образы вечности. Многие мифы повествуют о ничтожности земного времени в сравнении с вечностью. Как известно, К. Леви-Стросс назвал миф «машиной для уничтожения времени». В Ригведе вечность, по сути, совпадает с небытием. Кальпа (закон, порядок) - в древнеиндусских мифах божественное исчисление времени, «сутки», которые живет Брахма, или время жизни вселенной. Причем, 1 кальпа = 24 тыс. «божественных лет» = 8 640 млн. обычных лет (где 1000 человеческих обычных лет = 1 дню богов). Первая половина кальпы («день Брахмы») делится на 1тыс. маха-юг (в каждом 8 640 тыс. лет), в конце этого «дня» произойдет уничтожение материального мира и сонма богов, затем наступит «ночь Брахмы». Брахма проживет 100 собственных лет (сейчас он живет свой 51-й год), когда истечет еще 49 «брахманских» лет, то произойдет «махапралая» (гибель вселенной, смерть главных богов, торжество хаоса). Еще через такое же время родится новый Брахма и цикл времени кальп повторится вновь.

По китайской мифологии, наш мир и время сотворены единым и вечным законом - Дао. Зороастрийцы древней Персии верили, что возраст нашего мира - 12 тыс. лет, мировое время делится на четыре периода по 3 тыс. лет каждый, а в конце времен бог добра Ормузд победит бога зла и разрушения Ангро-Маньюса. В книге пророка Даниила в Ветхом Завете упоминаются четыре царства - золота, серебра, бронзы и смеси железа с глиной; в конце всех времен Бог установит Вечное Царство. Иудаизм говорит о тысячелетнем периоде (миллениуме) между четырьмя мировыми временами и Вечным Царством. Древние мексиканцы были убеждены, что после конца нашего мира будут еще четыре мира.

В индуизме и буддизме описывается наиболее сложная система мировых периодов и миров, возникающих и умирающих. В них также важно число «4» - четыре сворачивающиеся юги, сопровождающиеся увеличением в мире

количества зла. Время - другое имя бога смерти Ямы, а состояние нирваны тождественно вечности. Во многих древних текстах численно отражены астрономические наблюдения за движением небесных тел. Мифологические описания возрождения миров после их разрушения есть также у ор-фиков и стоиков.

2. Вечная жизнь.

В древней религии тотемизма есть представление о странствующих по земле «вечных людях». Оно связано с верой в бессмертие рода. Жизнь христианина называется в Никейском кредо вечной жизнью в темпоральном смысле. В личной вечной жизни завершается сущность человека, сотворенного по образу Божьему. В загробном мире душа может пребывать нескончаемо долго. Длительность этого пребывания соответствует вечности Царствия Божия. Понятие «вечная жизнь» в евангельском значении не тождественно понятию бессмертия души и мыслится в связи с ожиданием воскрешения. За воскрешением мертвых следует суд, который не только оправдывает, но также может приговорить к вечному наказанию. Антитезис вечной жизни - не земная жизнь, а вечная смерть. Воскрешенные различаются в вечной жизни по их «славе». Для верующего потерять связь с Богом - значит утратить в себе вечность.

Существуют два христианских учения о судьбе индивида в период между его смертью и воскрешением. Согласно первому учению, душа умершего сразу же предстает перед предварительным судом, который отправляет ее в рай или ад. Это воззрение принижает ценность Последнего суда и не оставляет душе возможность искупить свою вину. Согласно второму учению, умерший впадает в особое сонное состояние, длящееся до всеобщего Страшного суда. Во время такого сна души личность неопределенно долго находится в промежуточном состоянии, а затем награждается за земные добрые дела либо наказывается за ранее совершенные грехи.

Римские католики культивируют идею чистилища - первого суда над умершими. Индульгенции и пожертвования позволяют сократить заключение в чистилище. Православная церковь не признает чистилища, но и она верует в незримую связь живых и мертвых: поминовением усопшего можно облегчить приговор его душе на Последнем суде. Христианская теософия допускает возможность продолжения посмертного развития человеческих душ.

В сравнении с трансцендентной вечностью время в нашем сознании минимизируется, если вообще не мыслится иллюзорным. Когда, например, неоплатоники ведут речь о числах и о вечных истинах, то имеют в виду, что эти особые качества и отношения имеют вневременной характер, не возникают и не исчезают. В православной иконе золото символизирует вечное и противопоставлено земному свету.

И все-таки идея вечности подразумевает идею времени, снимает ее в себе. Прокл ввел два понятия вечности - вечность вечную (Бог) и вечность временную (мир). «...Вечность двояка: одна вечная, другая становящаяся, - пишет Прокл; - и одна имеет собранное бытие и все вместе; другая же разлита и развернута во временной длительности» [6, с. 48]. Временная вечность имеет разные уровни, составлена циклами разных порядков. О ней можно сказать, что

в ней все в одном отношении вечно, а в другом - временно. Кайросом иногда называют такой момент времени, когда вечность проникает во временное существование и преображает его.

В. С. Соловьев отличал от реальной вечности призрачную вечность памяти о героях и великих людях. Н. А. Бердяев доказывал, что исторический процесс - это целостное и неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего, в котором не только нечто истребляется, но и постоянно сохраняется. Феноменальное время прошлого и настоящего реально входит в ноуменальное время, присутствует в вечном эоне мировой действительности. Если человеческая культура хранит в себе вечные идеалы, то, как полагал В. М. Бехтерев, творя культуру, люди тем самым созидают вечное. Заметим, что некоторые мыслители вообще не усматривают качественной специфики вечности и редуцируют ее к «дурной бесконечности» времени, к однообразной повторяемости одних и тех же темпоральных интервалов (Демокрит, Локк, Гассен-ди, Ньютон). Но вряд ли иррациональная вечность делится на мгновения времени без остатка.

3. Вечность и время.

В истории теологии и философии сложились две конкурирующие концепции соотношения вечности и времени -монотеистическая и пантеистическая.

1. Согласно строгому монотеизму, трансцендентный и вечный Бог из ничего творит преходящий физический мир и конечное феноменальное время, так что в сотворенной природе нет ничего вечного, а абсолютная реальность не имеет ничего общего со временем, не соприкасается с ним. В ней ничего не происходит, она покоится. А история природы и человечества обновляется, имеет начало и конец, предзаданное направление и потаенный смысл. В христианском сознании время выпрямляется, летит в будущее стрелой. Его начало - сотворение мира, потом пришествие Христа; его конец - второе пришествие Христа, Страшный суд, спасение, вечная жизнь. Время имеет меньшую степень реальности, чем вечность.

2. Напротив, пантеизм основывается на представлении о вечном и реальном времени: имманентный Абсолют непрестанно эманирует из себя временной космический порядок; вечность безусловного бытия всегда пронизывает и пропитывает творимое время, сохраняется во всех моментах физической длительности. Мир так же вечен, как и Абсолют, а абсолютная вечность деятельна. Вечность есть преодоление времени. Мир бесконечно стар и всегда молод, у него нет начала и конца.

Вместе с тем в пантеистической модели время движется по кругу и ничего подлинно нового в нем не происходит. Изменения в течение «мирового года» в конечном итоге оборачиваются покоем. В Книге Экклезиаста о кругах времени написано так: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» [Еккл 1:9-11].

Идея вечного возвращения сформулирована в ран-негреческой и восточной космологии. Заимствуя ее и отказываясь от гегелевской схемы исторического прогресса,

Ф. Ницше (1844-1900) заявляет: все вещи возвращаются, и мы вместе с ними, мы повторялись бесконечное множество раз, и все вместе с нами; и эта тонкая паутина, и блик луны средь деревьев, и даже этот миг и я в нем - все будет снова. История - скучная репродукция прошлого, каждый ее миг без инноваций отражает вечность.

Материалистический пантеизм признает, что материальный мир вечен в количественном и качественном смыслах. Так, диалектические материалисты убеждены, что в количественном отношении вечность включает в себя актуальную бесконечность последовательно сменяющих друг друга временных интервалов существования материальных объектов (столетий, тысячелетий), а в качественном отношении вечность складывается из бесконечных превращений форм и законов движения многообразных пространственно-временных структур. К миру в целом (в отличие от конечных вещей и процессов) неприменимы понятия возраста, начала и конца. Цепь событий неразрывна и нескончаема, любое из них предваряется неисчерпаемым множеством иных.

Следует уточнить, что ни одна реальная религия не сводится ни к строгому теизму, ни к чистому пантеизму или панентеизму. Христиане и мусульмане хотя и именуют Бога вечным и потусторонним, но тем не менее совмещают этот взгляд с верой в то, что Он имеет высшую форму темпо-ральности. Его вечность заключает в себя все времена. В физическом мире время течет, а в Боге оно завершено. «Вера в вечного Бога - основа того мужества, которое преодолевает негативности временного процесса» (П. Тил-лих).

4. Эсхатология.

Особый аспект вопроса соотношения вечности и времени освещается в эсхатологии (от греч. еshatos - последний, конечный) - учении о конечных судьбах мира и человека, «исходе» мировой истории. Предмет индивидуальной эсхатологии - загробная жизнь единичной человеческой души, а предмет всемирной эсхатологии - цели космоса, истории и их конец. В мифологии и религиозных текстах представлены сюжетно-образные, символические варианты эсхатологии (многочисленные варианты мифов о борьбе космоса и хаоса, потопе, откровение Иоанна, Рагнарек и т. п.).

«Вероятно, эсхатологическое предчувствие потенциально присуще каждому человеку, - пишет Ф. Н. Петров. - Оно непосредственным образом связано с человеческим восприятием смерти, с той повседневной борьбой, которую ведет человек с абсурдом в мироздании, в истории, в собственной жизни, и служит выражением человеческого стремления к обретению смысла» [7, с. 103-104].

Различают мифологическую и историческую эсхатологию. В мифологической эсхатологии подчеркивается идея вечного возвращения: мир после его гибели восстанавливается в прежнем виде. Из образовавшегося хаоса вновь складывается порядок, конец времени повторяется, судьба каждого человека неизбежна. Все события объясняются сквозь призму борьбы хаоса и космоса. Время испытыва-ется людьми как распадающееся и виновное. Однако история вовсе не ужасна, хотя и зла, так как спасение неминуе-

мо и коренится в циклическом возрождении. Спасительное будущее - это возврат к исходному рождению. История всего лишь прославляет вечность космоса и повторение миророждения.

В культовых праздниках разыгрывают процесс вечной регенерации утерянного прошлого. Напротив, историческая эсхатология христиан основана на опыте фиксации и датирования событий в настоящем времени. Этим событиям приписывается свойство новизны и исторической значимости. Перспектива Царства Божия обозначается Евангелием в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии как Царстве внутреннем, духовно-нравственном, для вхождения в которое нужны покаяние и вера.

Согласно библейской эсхатологии, исторический опыт всегда специфичен, не универсален и неповторим; он зависит не столько от природных циклов, сколько от свободы выбора людей. У будущего больше возможностей, чем у первоначала. Историческое время когда-то завершится и более не возвратится. История непредсказуема, опасна, и тем не менее дает надежду на спасение, поскольку близится к своей финальной цели и в ней ощущается божественная Провиденция.

В библейской эсхатологии есть два подхода: профети-ческий и апокалиптический. В свете первого подхода времена кризисов и бедствий видятся как Божий суд, но при этом народу обещается светлое будущее, если он исправит свое поведение. Напротив, апокалиптическая эсхатология не придает значения человеческой энергии и все надежды возлагает на Бога, который уничтожит существующий мир и сотворит принципиально новый порядок. Философские учения, включающие эсхатологические мотивы, как правило, исходят из мифологической или религиозной эсхатологии.

В европейской культурной традиции сложились два основных типа философской эсхатологии: 1) эсхатология в рамках собственно религиозной и мистической философии; 2) эсхатологические мотивы в нерелигиозной теоретической философии, присутствующие прежде всего в историософских и культурологических концепциях (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби).

1. См.: Пивоваров Д. В. Время и вечность // Известия Уральского университета. 42. Серия 3. Общественные науки. 2006. Вып. 1. С. 208-217.

2. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч: в 3 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.

3. Аристотель. Метафизика, XII, 6. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.

4. Боэций. «Утешение философией»и другие трактаты. М.: Наука. 1990. 414 с.

5. Франк С. Л. С нами Бог. Париж, 1964. 378 с.

6. Прокл. Первоосновы теологии. М: Прогресс, 1993. 320 с.

7. Петров Ф. Н. Миф о грядущей гибели и последующем возрождении мира. Челябинск, 2001. 108 с.

© Пивоваров Д. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.