Научная статья на тему 'Онто-метафизическая концепция деятельности'

Онто-метафизическая концепция деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАОС / АНТИХАОСНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ / BEING / ACTIVITY / CHAOS / ANTICHAOS EMBODIMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов Г. В.

Утверждается неадекватность парадигмы активности, в которой абсолютизируется фактор внутренней детерминации, игнорируются состояния пассивности и случайности. Предлагается метафизическая концепция сущности деятельности как антихаосного осуществления бытия в его тотальности и единичности. Описываются базовые качества деятельности: атрибутивность, антихаосность, всеобщность, целостность, специфика в классификационных состояниях бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Onto-metaphysical conception of an activity

Allegedly inadequate paradigm activity in which the factor of internal made absolute determination, ignored by a state of passivity and randomness; metaphysical concept proposed nature of the activity as anti-chaos implementation would-ment in its totality and individuality; describes the basic quality activities: attributiveness; antichaosness; universality; integrity; specific in classification states of being.

Текст научной работы на тему «Онто-метафизическая концепция деятельности»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 54-56.

УДК 116 Г.В. Баранов

ОНТО-МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Утверждается неадекватность парадигмы активности, в которой абсолютизируется фактор внутренней детерминации, игнорируются состояния пассивности и случайности. Предлагается метафизическая концепция сущности деятельности как анти-хаосного осуществления бытия в его тотальности и единичности. Описываются базовые качества деятельности: атрибутивность, антихаосность, всеобщность, целостность, специфика в классификационных состояниях бытия.

Ключевые слова: бытие, деятельность, хаос, антихаосное осуществление.

В российской философии со второй половины ХХ в. утвердилась ак-тивностная парадигма деятельности (АПД). По критериям АПД деятельностью называют специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его социально детерминированное целесообразное изменение и преобразование объекта, реализуемое человеком-субъектом для удовлетворения своих общественных и индивидуальных потребностей. В абстрактном обобщении в пределах данной парадигмы понятием деятельности характеризуют разнородные состояния бытия общества: способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека и его связей с окружающим миром, разные формы человеческой активности, в том числе экономической, политической, культурной и иного вида, а также сферы функционирования разнородных частей и систем общества. Множественность авторских вариантов АПД в отечественной философии представлена в публикациях Г.С. Батищева, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, Э.Г. Юдина и иных авторов.

Однако АПД содержит концептуальную ограниченность: 1) противоположность активности - пассивность игнорируется в качестве существенного состояния универсума изменений бытия; 2) абсолютизируется роль внутренне детерминируемых изменений бытия, в особенности «внутреннего мира человека» и субъекта в целом; 3) внешние природные факторы бытия людей истолковываются исключительно вторичными и ничтожными; 4) для решения проблем онтологии вводится критерий аксиологичности, ибо активность признается «позитивом» разного уровня от метафизического до социально-мировоззренческого и идеологического; 5) концептуально обосновывается потребительский вариант эволюции человечества, ибо режим активности, определяясь внутренними факторами человеческих потребностей, имеет тенденцию к экспансии и разрушению среды обитания человека и иных объектов живой природы; 6) преувеличивается роль субъекта и игнорируется созидательная роль интенций трансцендентных объектов, природно-коэволюционных состояний, ситуативных множественных факторов случайности в поведении людей.

Автономно от АПД в естественно-научном, философском и идеацион-ном классах культуры понятием «деятельность» описывают и объясняют состояния не только антропо-общественного бытия, но и геологические и физические, химические и биологические, мистические и трансцендентные объекты бытия. Существенны для актуализации онто-метафизи-ческой концепции деятельности следующие достижения информационной культуры: концепция «недеяние» в восточной классической философии; панэтические перфекционистские концепции российского идеализма второй половины XIX - первой половины ХХ в. - «делание добра» В.С. Соловьева, «христоцентризм» Н.А. Бердяева, «идеал-реализм» Н.О. Лос-

© Г.В. Баранов, 2014

Онто-метафизическая концепция деятельности

55

ского, духовное обновление И.А. Ильина и иные; тектология А.А. Богданова; концепции самоорганизации в теоретической физике и в формирующейся интегративной науке - синергетике; результаты экологических наук.

Деятельность в онто-метафизической трактовке - это осуществление определенности объекта посредством трансформации хаоса среды его пребывания (локализации) в состояние индивидуализированной автономной организованной целостности. Деятельностью обеспечивается множество существенных состояний объектов бытия, в том числе состояния субстанциальной и субстратной, структурной и функциональной, причинной и необходимой, закономерной и случайной определенности объекта, иных свойств его становления, функционирования и эволюции. В формально-логическом обобщении деятельность есть антихаосное осуществление бытия.

В абстрактном обобщении бытие, по критериям реалистической философии, есть бесконечное множество объектов (состояний). Бесконечный универсум состояний бытия познается ограниченными возможностями человека с применением более точных философских понятиий, в частности, понятий «часть» и «элемент», «структура» и «связь», «фрагмент и процесс». Классами бытия выступают относительно простые и сложные, познанные и непознанные, вещественные или идеальные, трансцендентные и освоенные человеком, природные и общественные, глобальные и локальные, иные классификационные множества (подмножества).

Понятие «бытие», по критериям формальной логики, функционирует в культурном опыте человека в статусе предельно общего универсального «первоначального» состояния. Доступность или недоступность бытия для познавательных сенсорно-чувственных, рациональных, интуитивных и иных классов возможностей человека как индивида и биовида являются несущественными признаками бытия, ибо человек есть часть бытия. Для неотягощенного опытом истолкований и специфических смыслов человека началом выступает состояние существования объекта. Бытие, по критериям метафизики, есть субстанция, так как оно самодостаточно и содержит в своей бесконечности многообразие конечных объектов (состояний), один из которых - человек - пытается в смене поколений достичь совершенства в преодолении собственной ничтожности как части целого.

Состояние деятельности как одного из атрибутов бытия актуализируется в пределах класса изменения, основной содержательный признак которого - осуществление объектом бытия своего способа (варианта) существования в составе части (среды) целостного бытия. Конечное целостное бытие или его фрагмент выходят в свое осуществ-

ление, реализуют свой способ пребывания в бесконечном бытии посредством преодоления хаоса бытия-среды путем перехода в состояние индивидуализированного бытия.

По критерию взаимодействия с реализующимся объектом хаос - это бесконечное множество состояний бытия, которое создает локальную систему неопределенных возможностей для построения объектом автономной самости и разнокачественных способов взаимодействия с иными объектами. Так как каждый из взаимодействующих объектов реализует собственный способ определенности бытия в единичной конкретности, хаосные состояния бытия постоянно воспроизводятся и эволюционируют, функционируя с разными показателями положительности, нейтральности или отрицательности для участников взаимодействия и (или) иных вероятных объектов.

Хаос в абстрактном метафизическом обобщении есть состояние бытия, в котором преобладает бесконечность степеней свободы. Бесконечность свободы потенциального и актуального, иных классов бытия ограничивается деятельностью в состояния инди-визуализированных свойств объектов. В некоторых исследованиях подчеркивается, что хаосом является нелинейное состояние изменений объектов. Вероятно, признак нелинейности для хаоса выступает вторичным в сравнении с признаком бесконечности степеней свободы. В этом контексте хаос есть субстратное и функциональное, пространственно-временное, вещественно-энергетическое и информационное или иное многомерное состояние бытия, в котором преобладает бесконечность разнообразия свободы расположения его элементов, их связей между собой и с объектами.

По критериям системности хаос - это не только неупорядоченность связей системы, но и неустойчивость качественной определенности самих субстратов - тех элементов бытия, которые «втягиваются» в роль субстратов данной системы или распадаются (уничтожаются) на «подступах» к выполнению этой роли либо в процессе ее выполнения, либо по завершению. Хаос элементов-субстратов - основной класс (подмножество) хаосного универсума. Другая часть множества хаоса - внешние для системы воздействия среды.

Онто-метафизическая модель деятельности представляет собой метафизический конструкт, содержание которого может формулироваться в следующих показателях: атрибутивность, антихаосность, всеобщность, целостность, специфика в классификационных состояниях бытия.

Атрибутивность как признак деятельности означает: деятельность есть состояние автономного целостного объекта и его внутренних единиц и множеств, выражающих и представляющих способ осуществления са-

56

Г.В. Баранов

мости объекта и специфики взаимодействий с иными объектами.

Антихаосность как существенный признак деятельности фиксируется в пределах класса (множества) изменений, реализация которых обеспечивает превращение бесконечного и совершенного бытия в актуальные сущность и качество индивидуализированного объекта бытия в единстве с характеристиками его взаимодействий с иными объектами.

Всеобщность означает, что деятельность как антихаосное осуществление объекта представлена во всех состояниях бытия и может исследоваться познавательными способностями человека. Целостность подразумевает, что деятельностное состояние объекта суть единство (целостность, «холизм») внутренних и внешних, активностных и пассивностных, свободных (произвольных) и связанных (зависимых), закономерных и стохастических, а также иных противоположностей и односторонностей, выявляемых в конкретных классах деятельностного осуществления.

Специфика деятельности в различных классификационных состояниях бытия исследуется системами естественных, технических, общественных и гуманитарных наук, системами жизненного, мистического и социокультурного опыта индивида, социума, человечества. В частности, человеческая деятельность есть универсум антихаос-ных трансформаций бытия, реализуемых индивидом и поколениями людей в период с возникновения общества и по настоящее совершенное время. Специфика человеческой деятельности характеризуется многомерностью (множественностью) начал -трансцендентных и природных, антропных и общественных, вещественных и информационных.

Соединение антропного, общественного, природного, наличного и трансцендентного классов бытия осуществляется по таким основным каналам: взаимодействие - взаимообратный обмен вещества, энергии, информации и иных еще не познанных состояний бытия; коэволюция - сопряженность параллельно реализующихся, разнородных, взаимополезных классов бытия; синергия - взаимосодействие, гармоническое проникновение определенностей бытия, создающее эффект сохранения участвующих в соединении разнородных образований. Синергиче-ский эффект актуализируется в связи с такими явлениями современной цивилизации, как преодоление экологической катастрофы или сотериологическая активность индивида. Эффект синергии и коэволюции начал бытия проявляется на уровне человеческого существования как всеобщеобязательный, сущностно-необходимый элемент осуществления индивидом и человечеством своего варианта присутствия в бытии.

Человеческая деятельность, таким образом, есть частная модификация деятельности как онтологической данности. Она формируется на пересечении деятельностных потоков мирового бытия и тех антихаосных трансформаций, на которые способен новый уровень бытия - общественно-человеческое бытие. Поэтому человеческая деятельность есть интегративное образование, а не специфическое уникальное достояние «единственного» - человека. Для индивида это обстоятельство составляет фактическое содержание личной и общественной жизни, для человечества и социума осознается теоретически, вещественно реализуется в формах свободного хаосного осуществления истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.