Научная статья на тему 'Культура в деятельности человека'

Культура в деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMAN ACTIVITY / АНТИХАОСНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / ANTICHAOS ESSENCE OF ACTIVITY / TOOL-MAKING ESSENCE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Анна Владимировна

автором исследуется концепция сущности культуры средством антихаосного содержания человеческой деятельности, характеризуется многомерность культуры. В работе утверждается инструментальность культуры в деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the author investigates the concept of essence of culture by means of antichaos content of human activity, shows the multidimensionality of culture. In this article the culture instrumentality in person’s activity has been approved.

Текст научной работы на тему «Культура в деятельности человека»

Philosophy

УДК 130.2

DOI 10.21661/r-117001 А.В. Константинова

Культура в деятельности человека

Аннотация

Автором исследуется концепция сущности культуры средством антихаосного содержания человеческой деятельности, характеризуется многомерность культуры. В работе утверждается инструментальность культуры в деятельности человека.

I

Ключевые слова: культура, человеческая деятельность, антихаосная сущность деятельности, инструментальная сущность культуры.

A.V. Konstantinova

Culture in person's activity

Abstract

The author investigates the concept of essence of culture by means of antichaos content of human activity, shows the multidimensionality of culture. In this article the culture instrumentality in person's activity has been approved.

| Keywords: culture, human activity, antichaos essence of activity, tool-making essence of culture.

Области исследований проблем культуры в современной науке России определяются номенклатурой специальностей научных работников в версии 2009 г. с последующими уточнениями. Отрасль наук, в которой исследуются проблемы культуры - искусствоведение; исторические науки; культурология; социологические науки; философские науки [1].

Имеются многочисленные авторские версии объяснения сущности, содержания и функций культуры, в том числе [2]. Некоторые основные определения (дефиниции) культуры представлены в словарях, например [3; 4], в текстах специалистов науковедения [5] и философских наук, например [6; 7].

По нашему мнению, разнообразие мнений о сущности и специфике культуры имеют методологическое обоснование в концепциях специалистов философии культуры, или теоретического уровня культурологии. Уникальность проблем познания культуры обусловлена всеобщностью культуры в составе общества. По причине всеобщности культуры создаётся относительно хаосная познавательная ситуация с определением

сущности культуры, её специфики, функций, факторов, причин возникновения и эволюции.

Некоторые из абстрактных объяснений сущности культуры в форме дефиниций, выделенные в публикациях Г.В. Баранова: 1) слово латинского языка, переводимое на русский язык словами «возделывание», «обрабатывание», «поклонение», «почитание», «воспитание», «образование», «развитие»; 2) создаваемая поколениями людей система (множество) исторически совершенствующихся идеальных и вещественных (материальных) средств жизни людей, которыми программируется, реализуется, стимулируется деятельность субъектов общества; 3) система созданных поколениями людей исторически совершенствующихся небиологических программ человеческой жизни, обеспечивающих воспроизводство и изменение общественной жизни; 4) человеческая деятельность в её всевозможных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений; 5) проявление человеческой субъективности и объективности в виде характера, компетентностей, навыков,

Философия

умений и знаний; 6) совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться и существовать; 7) набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, управленческое воздействие; 8) практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей; 9) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; 10) совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека; 11) вся совокупность небиологических проявлений жизни человека; 12) иерархическая система приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды [8, с. 61-62; 9, с. 227].

Многообразие мировоззренческих и научных определений сущности культуры стимулирует поиск системообразующего свойства (качества) сущности культуры. По нашему мнению, данное качество доступно для установления с применением обоснованной проф. Г.В. Барановым концепции деятельности антихаосным осуществлением бытия [10; 11; 12].

Используя логический метод («приём») образования понятия - «изолирующее абстрагирование» [13, с. 12], - Г. В. Барановым утверждается, что «в формально-логическом обобщении деятельность есть ан-тихаосное осуществление бытия» [14, с. 55]. Человеческая деятельность есть частный случай деятельности объектов бытия. В составе человеческой деятельности основными элементами (модулями) являются субъект, объект, цель, средство, результат, связь [15, с. 41-42]. Универсальным средством человеческой деятельности выступает культура в её многообразии.

В концепции Г.В. Баранова культура - это система вещественных, знаковых и идеальных информационных «средств человеческой деятельности, созданная

поколениями людей для программирования, реализации и стимулирования оптимальных видов поведения акторов общества» [16, с. 209]. Акторами общества являются субъекты человеческой деятельности в состояниях - индивид (личность, индивидуальность); социум в формах - социальная общность, социальная группа, государство; человечество - всеобщий субъект деятельности и культуры. По содержанию культура делится на три множества («типа») - универсальных классов культуры:

- материальная - система вещественно-энергетических средств деятельности, которыми создаётся и поддерживается физическое (материальное) бытие человека;

- социальная культура - система правил (норм, стандартов) организации общественных и личных взаимодействия людей в межличностных и специализированных общественных условиях жизни;

- информационная (идеационная, духовная) культура - система знаний, информации, смыслов и оценок, которые создаются людьми для осуществления успешной вещественной предметной деятельности и жизни в целом [17, с. 39; 18, с. 275].

Выводы: предложенная Г.В. Барановым концепция объяснения сущности культуры и её многомерности по критерию уникального средства антихаосного содержания человеческой деятельности является современным адекватным пониманием; редукция культуры по критерию совершенства современной цивилизации к состоянию «духовная культура» неадекватно и противоречит фактам антропного и общественного классов бытия; состав культуры триедин - материальная, социальная, информационная (идеационная) классы культуры; культура - единственный фактор достижения успешных результатов человеческой деятельности по преобразованию хаоса бытия в оптимальность бытия человека и объединений людей.

Литература

1. ВАК Паспорт специальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/

2. Шевелева А.В. Человек и культура // Актуальные вопросы развития региональной экономики: Материалы Международной научно-практической конференции. - Омск, 2012. - С. 422-425.

3. Баранов Г.В. Философия: словарь понятий: Учебное пособие. - 3-е изд., доп. - Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2004. -164 с.

4. Баранов Г.В. Этика: словарь понятий: Учебное пособие. - Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2005. - 335 с.

5. Баранов Г.В. Философия науки: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2016. - 108 с.

6. Баранов Г.В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №2-2 (33). - С. 36-38.

7. Баранов Г.В. Практикум по философии: учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2011. - Т. 2. - 360 с.

8. Вопросы современной науки: коллект. науч. монография / Г.В. Баранов [и др.]; под ред. Н.Р. Красовской. - М.: Интернаука, 2016. - Т. 10. - 238 с.

9. Баранов Г.В. Философия в культуре. - Омск: ОмГТУ, 2015. - 280 с.

160 Интерактивная наука | 11 • 2017

Philosophy

10. Баранов Г.В. Практика и принцип деятельности в социальном познании: Дисс. канд. филос. наук. - М., 1987. - 185 с.

11. Баранов Г.В. Практика и принцип деятельности в социальном познании: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1987. - 25 с.

12. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: Дис. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1998. - 316 с.

13. Баранов Г.В. Логика: учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2016. - 112 с.

14. Баранов Г. В. Онто-метафизическая концепция деятельности // Вестник Омского университета. - 2014. -№3. - С. 54-57.

15. Баранов Г.В. Деятельность - антихаосное осуществление бытия // Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы / Г.В. Баранов [и др.]. - München: AVM, 2013. - С. 27-42.

16. Баранов Г.В. Гуманитарная культура - фактор инновационной экономики // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: Сборник научных статей: В 2-х томах. - М., 2013. - Т. 2. - C. 209-210.

17. Баранов Г.В. Ценность в культуре // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №7. - Т. 5. - С. 39-41.

18. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как универсальное средство человеческой деятельности // Перспективы и пути развития экономики региона: материалы международной научно-практической конференции (14 дек. 2006 г., г. Омск). - Омск, 2006. - С. 275-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.