Научная статья на тему 'Цивилизационные функции философии'

Цивилизационные функции философии Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
288
63
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
функции философии / культура / идеал / цивилизация. function of philosophy

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Баранов Г. В.

Предлагается гипотеза группировки функций философии по критерию разработки проблем совершенствования цивилизации Новейшего времени; характеризуются десять цивилизационных функций философии в системе культуры современного человечества; утверждается приоритетность идеационной функции философии.

Civilizational function of philosophy

A hypothesis grouping functions of philosophy on design criteria problems of improving civilization Newest time; characterized by ten civilization functions of philosophy in the culture of modern humanity; affirms the priority of ideational function of philosophy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Цивилизационные функции философии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 105-107.

УДК 101.1 Г.В. Баранов

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Предлагается гипотеза группировки функций философии по критерию разработки проблем совершенствования цивилизации Новейшего времени; характеризуются десять цивилизационных функций философии в системе культуры современного человечества; утверждается приоритетность идеационной функции философии.

Ключевые слова: функции философии, культура, идеал, цивилизация.

В контексте проблематики статьи понятие цивилизации означает целостное (холистическое) состояние совершенства человечества в период с ХХ в. по 10-е гг. ХХ1 в. Целостность объекта характеризуется показателями всеобщности его внутренних свойств и внешним функционированием под действием факторов среды. Философия как часть культуры человечества по необходимости исследует всеобщее в бытии человечества, поэтому рассуждения о содержании функций философии актуальны в условиях противоречий глобализирующегося общества ХХ - начала ХХ1 в.

Функции философии - система исполнения философией инструментального воздействия на решение общественных и личностных проблем функционирования и эволюции акторов общества. Акторами общества по критерию единичного, особенного и всеобщего являются индивид, социальная группа (социум) и человечество. Философия в составе культуры человечества принадлежит к классу информационной (духовной, идеаци-онной) культуры и выполняет множество функций. Имеются авторские описания и объяснения функций философии с использованием неточных понятий, например: «назначение философии», «роль философии», «задачи философии», «миссия философии» и иные. Эти понятия являются синонимами понятия «функция философии» и используются для популяризации достижений философских наук.

Оптимальная форма реализации цивилизационных функций философии как части культуры ХХ1 в. возможна при условии разработки гипотезы о сущности человеческой деятельности в состоянии антихаосного осуществления бытия, но не в состоянии активности человека [1, с. 128129]. Фактор активности в деятельности абсолютизирует идеал свободы в значении внутреннего свободного выбора индивида. В условиях конкурентных социальных взаимодействий, как свидетельствует цивилизационный опыт, абсолют свободы предметно выражается антигуманными критериями (принципами), например: «человек человеку волк», «война всех против всех», «побеждает сильнейший». Реализация антихаосной стратегии и тактики поведения человека обязывает (вынуждает) учитывать автономию объекта взаимодействия, обеспечивать режимы деятельности по критериям коэволюции, синергии, мира и взаимного полезного сотрудничества.

По нашему мнению, в современном глобализирующемся человечестве философия демонстрирует не менее десяти цивилизационных общечеловеческих функций: идеационную, гуманистическую, критическую, мировоззренческую, методологическую, практическую (праксеологическую), сотериологическую, культуротворческую, социально-идеологическую, эвристическую [2, с. 8-11].

Идеационная функция философии - обоснование и утверждение в общественном мнении парадигмы фундаментальности и первичности идеалов. Идеал - высшее состояние бытия и высшая цель деятельности людей, к которым стремится человек для превращения хаоса бытия в со-

© Г.В. Баранов, 2015

106

Г. В. Баранов

держание оптимальности собственной автономной жизни. Существенные формы проявления интенций человека к идеалам представлены попытками управления природным эгоизмом и преодоления животной ограниченности личной жизни. Состояние идеала никогда не достигается по разным причинам, в том числе в силу ограниченности вещественных, энергетических, психических, экономических, политических и иных возможностей (способностей) акторов человечества. Философами предложены потребителям универсальные идеалы антропного и общественного классов бытия, «главные из которых - добро, истина, красота, свобода, справедливость, гармония, рациональность, гуманность, совершенство, идеал Бога как высшего совершенства» [3, с. 7].

Состояние идеала относится к универсальным целям человечества. По причине ограниченности исторического бытия людей в каждом их этносов, государств и социальных групп (социумов) формируется множество локальных ценностей различных классов (видов). Например, патриотизм, национализм, соборность, коммунизм, добродетельность, законопослушность, «истинная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вера» и иное.

Цивилизационные идеалы и ценности современного человечества выражены в документах ООН, основные из которых -Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека. В частности, по критериям Декларации абстрактные идеалы гуманности, добра, справедливости, совершенства и иные формулируются в 30 статьях как нормы оптимальности человеческой деятельности [4]. Факты нарушения идеалов цивилизации в формах гражданских войн и вооружённых конфликтов в государствах Европы, Азии и Африки в ХХ1 в. являются показателями регресса человечества и одновременно объектами прогресса, так как стимулируют акторов общества к осуществлению антихаосных трансформаций для обеспечения оптимальности.

Гуманистическая функция философии -обоснование и утверждение в общественном мнении гипотезы о высшей ценности человека в сравнении с иными объектами бытия. В среде обитания (бытия) человека функционируют организмы живой природы и объекты неорганической природы, множество общественных объектов - экономические, социальные, информационные, политические и др., в том числе трансцендентные состояния. По критерию идеала гуманности ценность данных объектов вторична в сравнении с ценностью бытия человека. Гуманистическая функция философии актуальна в периоды нестабильной стадии эволюции государства, в частности, в период формирования ценностей под дей-

ствием факторов селективной рыночной конкуренции.

Критическая функция философии - выявление противоречий между идеалами и фактами бытия по различным критериям и для различных целей предметной деятельности. По мнению некоторых специалистов, в абстрактном значении сущностью критической функции философии является осмысление достижений культуры, анализ ошибок и иллюзий. Частично критическая функция философии выражается в декартовском девизе «подвергай всё сомнению». Абсолютизация критической функции философии и культуры в целом характерна для современной информационной цивилизации, так как бесконечность информационного пространства потенциально воспроизводит новые варианты описаний и объяснений фактов по различным критериям и методам.

Мировоззренческая функция философии - создание информационных моделей объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по определённым критериям для использования в общественной и индивидуальной деятельности с целями достижения успешных вещественных результатов. Классификационные единицы мировоззрения характеризуются специалистами с использованием различных терминов, в том числе «тип», «вариант», «вид», «класс мировоззрения». По мнению некоторых специалистов, мировоззренческая функция философии демонстрирует сущность философии в культуре.

Методологическая функция - разработка гипотез, концепций и эффективных методов познания, а также систематизация достижений человечества в понятиях и логически обоснованных суждениях.

Практическая (праксеологическая) функция философии - объяснение сущности человеческой деятельности и разработка эффективных методов достижения её оптимальных материальных результатов. Философия - это теоретическое знание, которое обеспечивает потребности человека в истинных знаниях для оптимизации вещественно-энергетического бытия человека.

Сотериологическая функция философии - объяснение сущности духовности и разработка эффективных методов её формирования у людей. Данная функция актуальна по причинам интенции человека к трансцендентному бытию - бытию за пределами жизненного опыта индивида. Трансцендентное бытие для человека имеет статус совершенного объекта бытия, установление связи с которым даёт возможность оптимизировать вещественное бытие и достичь «вечное» идеальное совершенство.

Культуротворческая функция философии - создание новой общезначимой текстовой информации об объектах бытия и

Цивилизационные функции философии

107

разнообразной деятельности личности, социума и человечества с целью сохранения, преобразования и передачи в поколениях достижений цивилизации. Именно в культуротворческой функции достигается состояние плюрализма знаний и информации, оценок и мнений в их систематизированных и доступных формах множественности.

Социально-идеологическая функция

философии - теоретическое обоснование систем идеологии и их пропаганда в общественном мнении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эвристическая функция философии -содействие совершенствованию личности человека и его творческих познавательных способностей в формах памяти, внимания, логического мышления, интеллектуальной интуиции, воображения. Иное объяснение эвристической функции: функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

Специалистами философских наук выделяются иные виды функций - аксиологическая, воспитательная, интегративная, координирующая, прогностическая, критическая, социальная, социально-аксиологическая - и их группировки. Например, утверждается, что к мировоззренческим функци-

ям философии относятся социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, гуманистическая функции; основными функциями философии являются воспитательная, координирующая, утешительная, познавательная, ценностная и иные. Исследования сущности и специфики философии в культуре современной цивилизации демонстрируют приоритетность философии в системе современных наук и иных классов культуры. Причина доминирования философии в культуре человечества - обоснование и пропаганда идеалов, последовательная реализация идеационной цивилизационной функции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баранов Г. В. Понятия политологической культуры : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГТУ,

2012. 300 с.

[2] Баранов Г. В. Философия в культуре : монография. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. 2б0 с.

[3] Баранов Г. В. Философский практикум : учеб. пособие. 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 528 с.

[4] Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declar ations/dec/hr.shtml.