Научная статья на тему 'Сущность науки в культуре'

Сущность науки в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
860
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУЩНОСТЬ НАУКИ / ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ / NATURE OF SCIENCE / HUMAN ACTIVITY / EVOLUTION OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов Геннадий Владимирович

сущность науки объясняется средством человеческой деятельности. В статье характеризуются основные признаки науки как фактора культуры; утверждается приоритетность инновационного содержания эволюции науки в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the essence of science might well be explained by means of human activity. The article characterizes the main features of science as a cultural factor. Moreover, the priority of the innovative content of the evolution of science in culture is affirmed.

Текст научной работы на тему «Сущность науки в культуре»

Philosophy

УДК 101.11

Г.В.Баранов

Сущность науки в культуре

Аннотация

Сущность науки объясняется средством человеческой деятельности. В статье характеризуются основные признаки науки как фактора культуры; утверждается приоритетность инновационного содержания эволюции науки в культуре.

| Ключевые слова: сущность науки, культура, человеческая деятельность, эволюция науки.

G.V. Baranov

Science as a cultural phenomenon

Abstract

The essence of science might well be explained by means of human activity. The article characterizes the main features of science as a cultural factor. Moreover, the priority of the innovative content of the evolution of science in culture is affirmed.

| Keywords: nature of science, culture, human activity, evolution of science.

Изложение проблемы основано на публикациях автора о сущности деятельности [1-3], человеческой деятельности и культуры [4; 5]. Имеются многочисленные авторские версии объяснения сущности, содержания и функций науки и культуры. Некоторые из них представлены в словарях и текстах специалистов науковедения, философии науки. Определение сущности, специфики и функций науки было предметом многомерных исследований философами прошлого - Аристотель, Платон, Фома Аквинский, П. Гольбах, И. Фихте, Г. Гегель - и методологами науки XX в. - К. Поппер, М. Хайдеггер, П. Фейерабенд, Б.Г. Юдин, М. А. Розов, В.С. Стёпин и др. [6-8].

Состояние науки исследуется с применением различных методов, поэтому наука предстаёт многомерным образованием, или сложной многоуровневой и многоотраслевой системой. Например, утверждается: «Наука - это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности» [9, с. 28].

По мнению автора, человеческая деятельность -есть один из атрибутов антропного рода бытия, раскрывающий специфически человеческий имманент-

но-сокровенный способ существования всех его разделённых состояний и целостной определённости. Сущностный параметр человеческой деятельности, её самотождественная определённость состоит в осуществлении индивидом и человечеством антихаосных трансформаций бытия-среды в условиях автономного существования в нём. Атрибутами человеческой деятельности выступают активность, пассивность, предметность, знаковость, идеальность, сознательность, свобода, поведение, модульное единство, дискретная целостность форм и иные [10, с. 7].

По мнению автора статьи, применяя логический метод «изолирующего абстрагирования» образования понятия [11, с. 21], сущность культуры можно определить множеством последовательно совершенствующихся результатов человеческой деятельности, используемых индивидом, социумами и человечеством в качестве средств преобразования хаоса бытия в объекты благоприятного оптимального существования человека в данное время и в данном пространстве его жизни [12, с. 228].

В системах культур исторически различных обществ наука имела ограниченный социальный статус средства человеческой деятельности по причинам низкой в сравнении с дешёвой рабочей силой произ-

Философия

водственно-промышленной значимостью. Со второй половины XIX в. и поныне наука функционирует в статусе доминирующей фундаментальной части культуры современного человечества, потому что обеспечивает потребности людей в идеальных знания и вещественных изобретениях. Знания и изобретения в системе человеческой деятельности являются важнейшими средства достижения целей и результатов множества классификационных и единичных состояний человеческой деятельности. Но исторически наука сформировалась в приоритетную часть культуры человечества исключительно в период утверждения в Западной Европе с XVII в. капиталистического общества, основанного на прогрессе промышленного материального производства.

Исключительно науке предъявляется людьми требование производства максимально исторически возможного истинного и вещественно полезного знания и инновационного изобретения вещественных объектов, которые функционируют средствами бытия индивида, социумов и человечества. Так как реальность природы обладает качеством естественного совершенства в сравнении с возможностями индивида, то первичной и универсальной системой (множеством) науки выступает научное естествознание в его жизненно-прагматическом и научно-организованном классификационных единицах. Научно-организованное естествознание основано на достижениях комплекса естественных наук [13-16].

Наука как класс профессиональной познавательной деятельности специалистов - множество специализированных идеальных, знаковых и вещественных состояний общественной жизни, которые реализуются субъектами науки по критериям профессионального разделения труда. Научная специализация является основным показателем науки как класса профессиональной познавательной деятельности человека.

В концепции автора статьи сущность и специфика науки как достояния культурного опыта человечества заключается в производстве и потреблении истинных идеальных знаний и вещественных изобретений, которые являются результатом превращения хаоса объектов бытия в состояния фактов оптимизации жизни людей [17, с. 339]. В абстрактном обобщении превращение хаоса объектов бытия в состояния оптимального существования индивида, социума и человечества представляет человеческая деятельность. Для науки

данное абстрактное обобщение означает её (науки) характеристику в качестве «инновационной антихаосной деятельности специалистов и потребителей информации и изобретений» с целями прогресса комфортности и удовлетворения универсальных потребностей человека [18, с. 158].

Так как специфически имманентное качество науки, связано с переработкой информации в знание, а способ бытия знания не вещественный и не физиче-ски-полевый, а идеальный, то традиционно наука характеризуется классом (видом, формой) идеационной (духовной, информационной) культуры общества. Применение понятия духовности для всеобщей характеристики знания в целом и науки не отличается точностью, так как состояние духовности относится к системе бескорыстного добродетельного поведения и к сфере идеалов сознания человека [19, с. 67-68].

Знание и вещественные изобретения в их конкретности, в том числе и в форме науки, исследует не только добродетельные объекты, применяется не только для добродетельного поведения и обслуживания идеалов, но и для деятельности с реальными объектами и субъектами, у которых добродетельность и благо человека абсолютно не составляют сущность их бытия. В реальной жизни человека представлены также далеко не бескорыстные поступки и мотивы поведения и преобладает непреодолимый прагматизм и неадекватные идеалам качества поведения и сознания акторов общественной жизни [12, с. 363].

Предметное существование людей может реа-лизовываться и без фактора науки, но в этом случае, жизнь превратится в случайный и хаосный процесс самоуничтожения человека, так как объекты природы реализуются по своим законам, в системе которых человеческий индивид фатально окажется исчезающим явлением всеобщих изменений бытия [20, с. 31].

Предложенный вариант объяснения сущности науки в качестве антихаосного средства человеческой деятельности, создающего максимально объективно истинные знания и вещественные изобретения, является современным адекватным пониманием сущности науки. Приоритетность инновационного содержания эволюции науки в культуре относится к фактам цивилизации и состоянию современных проблем глобализации [21, с. 432] и эволюции технологических укладов человечества.

Литература

1. Баранов Г.В. Практика и проблема определения понятия деятельности // Московский государственный университет. - М., 1987. - Деп. в ИНИОН АН СССР 30.01.87. - №28077. - 46 с.

2. Баранов Г.В. Деятельность в бытии: монография [Текст] / Г.В. Баранов. - Мюнхен: AVM, 2013. - 198 с.

3. Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы: Колл. монография / Г.В. Баранов, В.В. Карпов, О.В. Фрик [и др.]; гл. ред. Г.В. Баранов. - Мюнхен: AVM, 2013. - 196 с.

130

Интерактивная наука | 3 • 2016

Philosophy

4. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: монография [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: ОмГАУ, 1997. - 208 с.

5. Баранов Г.В. Деятельность и антропность бытия: монография [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 200 с.

6. Баранов Г.В. Бытие и человек: философский практикум: учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 252 с.

7. Баранов Г.В. Общество и человек: философский практикум: учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 220 с.

8. Баранов Г.В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Агенство Курьер, 2003. - 384 с.

9. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов [Текст] / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов [и др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 303 с.

10. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: практикум: Часть 1: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 448 с.

11. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во Курьер, 2002. - 200 с.

12. Баранов Г.В. Философия в культуре: Монография [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - 280 с.

13. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции физики: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 140 с.

14. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции астрономии: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 180 с.

15. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: биологические науки: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 308 с.

16. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: науки о Земле. Науки о человеке: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 376 с.

17. Баранов Г.В. Деятельностная сущность науки [Текст] / Г.В. Баранов // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика / Отв. ред. С.Г. Шантаренко. - Омск: ОмГУПС, 2014. - С.330-339.

18. Баранов Г.В. Инновационное содержание науки [Текст] / Г.В. Баранов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов - М.: АР-Консалт, 2014. - С. 157-158.

19. Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности [Текст] / Г.В. Баранов // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа). В 2 частях. Часть 2 / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 68-71.

20. Баранов Г.В. Концепция антихаосной сущности науки [Текст] / Г.В. Баранов // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 апреля 2015 г., г. Уфа). В 3 частях. Часть 3 / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 30-32.

21. Баранов Г.В. Теория и история экономики: словарь понятий: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов, Ю.И. Антонова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.