Научная статья на тему 'ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН РЕСУРСЫ / ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН УРОК / ПИСЬМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / УСТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Полина Алексеевна, Беспалова Дарья Сергеевна

В статье дается характеристика ряду онлайн платформ: Zoom, социальные сети, Kahoot!, Quizizz, Joyteka, Google документы. Оцениваются их преимущества и недостатки, а также возможности их комбинирования для повышения эффективности контроля усвоения знаний в условиях дистанционного преподавания английского языка. Особое внимание уделено устному и письменному виду контроля, проблемам, возникающим при их проведении в дистанционном формате, а также предлагается пути решения этих проблем. Также в статье приведены примеры заданий по разным разделам английского языка, созданные с помощью онлайн платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE PLATFORMS AS MEANS OF CONTROL OF THE KNOWLEDGE ASSIMILATION IN THE CONTEXT OF DISTANCE TEACHING OF THE ENGLISH LANGUAGE

The article gives a description of a number of online platforms: Zoom, social networks, Kahoot!, Quizizz, Joyteka, Google documents. The author evaluates their advantages and disadvantages, as well as the possibility of combining them with the aim of improving the effectiveness of control of knowledge assimilation in distance teaching of the English language. Particular attention is paid to the oral and written forms of control, the problems that arise when they are carried out in a remote format, and ways to solve these problems. The article also provides examples of tasks in different sections of the English language, created using online platforms.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ПЕДАГОГИКА

ном пространстве должно быть увеличено. За увеличение использования цифровой среды высказались 40 человек (76,9 %). Остаться на том же уровне посчитали возможным 8 человек (15,4%). В пользу сокращения использования цифрового образовательного пространства высказались 4 человека (7,7%). Вариант «не использовать в дальнейшем виртуальную среду вообще» не выбрал никто (0%).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, фундаментальное исследование «Воспитание школьников в цифровом образовательном пространстве», № соглашения 073-032022-104/2.

1. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика : учеб. пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск : Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. - 126 с. - Текст : непосредственный.

2. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ от 31 мая 2021 г. N 286. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 15.06.2022). - Текст : электронный.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 15.06.2022). - Текст : электронный.

4. Яковлева, Н.О. Диссертация как результат педагогического исследования : монография / Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев. - Краснодар : Краснодар. гос. ин-т культуры, 2019. - 304 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Klimova T.E. Pedagogicheskaja diagnostika: ucheb. posobie [Pedagogical diagnostics]. Magnitogorsk: Laboratorija problem nepreryvnogo obrazovanija, 2000. 126 p.

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 31 maja 2021 g. N 286. [On the approval of the Federal State educational standard of primary general education]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Accessed 15.06.2022).

3. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Accessed 15.06.2022).

4. Jakovleva N.O., Jakovlev E.V. Dissertacija kak rezul'tat pedagogicheskogo issledovanija: monografija [Dissertation as a result of pedagogical research]. Krasnodar: Krasnodar. gos. in-t kul'tury, 2019. 304 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.Ф. Матушак, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: lilac0@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0514-0443.

А.С. Куренкова, студент, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: kurenkova2001@inbox.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.F. Matuszak, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: lilac0@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0514-0443.

A.S. Kurenkova, Student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: kuren-kova2001@inbox.ru.

УДК 378.16:811 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_84

Полина Алексеевна Мельникова, Дарья Сергеевна Беспалова

г. Челябинск

Онлайн платформы как средство контроля усвоения знаний в условиях дистанционного преподавания английского языка

В статье дается характеристика ряду онлайн платформ: Zoom, социальные сети, Kahoot!, Quizizz, Joyteka, Google документы. Оцениваются их преимущества и недостатки, а также возможности их комбинирования для повышения эффективности контроля усвоения знаний в условиях дистанционного преподавания английского языка. Особое внимание уделено устному и письменному виду контроля, проблемам, возникающим при их проведении в дистанционном формате, а также предлагается пути решения этих проблем. Также в статье приведены примеры заданий по разным разделам английского языка, созданные с помощью онлайн платформ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн ресурсы, онлайн платформы, онлайн урок, письменный контроль, устный контроль, тестирование, Zoom, социальные сети, Kahoot, Quizizz, Joyteka.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_2542-0291

Polina Alekseevna Melnikova, Daria Sergeevna Bespalova

Chelyabinsk

Online platforms as means of control of the knowledge assimilation in the context of distance teaching of the English language

The article gives a description of a number of online platforms: Zoom, social networks, Kahoot!, Quizizz, Joyteka, Google documents. The author evaluates their advantages and disadvantages, as well as the possibility of combining them with the aim of improving the effectiveness of control of knowledge assimilation in distance teaching of the English language. Particular attention is paid to the oral and written forms of control, the problems that arise when they are carried out in a remote format, and ways to solve these problems. The article also provides examples of tasks in different sections of the English language, created using online platforms.

Keywords: distance learning, online resources, online platforms, online lesson, written control, oral control, testing, Zoom, social networks, Kahoot, Quizizz, Joyteka.

На сегодняшний день все большее и большее количество образовательных учреждений переходят на дистанционный формат обучения. Это вызвано общемировой тенденцией и требованиями, выдвигаемыми государством. Переход от очного образования к дистанционному на данный момент находится на этапе своего становления, поэтому многие педагоги задаются вопросом о полноте осуществления образовательной деятельности в соответствии с методическими требованиями в условиях изменения формы обучения. Очевидным плюсом дистанционного образования является экономия времени, которое учащиеся и преподаватели затрачивают на дорогу, а также устраняет возможность неполадок в расписании [2, С. 30]

Одним их самых актуальных вопросов в дистанционном преподавании является контроль усвоения знаний. Возникают трудности в организации контроля, выбора его формы и оценивании результатов. Данная статья рассматривает доступные для осуществления контроля усвоения знаний инструменты, их особенности и возможности комбинирования для достижения наилучших результатов.

Традиционно на занятиях по английскому языку с целью контроля усвоений знаний проводятся тестирования разной формы: устная и письменная.

Устная форма - фронтальная и индивидуальная речевая проверка состояния знаний учащихся на момент опроса по конкретному вопросу или группе вопросов. [3, С. 3541

Письменная форма применяется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов для контроля знаний учащихся. [3, С. 354]

Опираясь на личный опыт дистанционного изучения иностранного языка, устный контроль проводится онлайн на занятиях с использованием любых платформ для видео контакта, таких как Skype или Zoom, или же с помощью социальных сетей, предусматривающих возможность групповых видео звонков, например, Вконтакте или Viber. В таких условиях учителю так же просто провести фронтальный и индивидуальные устные опросы, как и на очных занятиях. Следует сразу отметить недостатки использования социальных сетей для проведения онлайн занятий [1, С. 219]: в большинстве из них при видео звонке невозможно включить демонстрацию экрана, а значит учитель лишен возможности использовать наглядные пособия и писать что-либо на импровизированной доске. Частично данная проблема решается, если учитель заранее до занятия высылает учащимся наглядные пособия и по ходу занятия предлагает обращаться к материалу. Кроме того, не все доступные платформы предполагают создание условий для парной и групповой работы. Исключением является Zoom, на данной платформе существует функция разделения участников сессии на комнаты с любым удобным числом участников (см Рис. 1).

Рис 1. Возможность разделить участников сессии на комнаты в Zoom

ПЕДАГОГИКА

Данная функция позволяет осуществить парную и групповую работу даже эффективнее, чем на очных занятиях, т.к. участникам комнаты не будут мешать обсуждения других групп, а преподаватель может с легкостью переключаться с комнаты на комнату и контролировать этапы работы учеников. Однако, недостаток в трудности осуществления контроля за отсутствием переключения на родной язык в процессе выполнения задания.

Тем не менее, все платформы, предусматривающие возможность группового видео звонка, позволяют осуществить все виды устного опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный.

Главной проблемой оценивания результатов устной формы контроля при дистанционном обучении английскому языку является качество связи. Речь проходит несколько этапов искажения, передаваясь от одного устройства к другому, поэтому зачастую педагогу сложно оценить все нюансы произношения учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для осуществления устного контроля усвоения знаний на дистанционных занятиях по английскому языку, педагогу достаточно использовать любую онлайн платформу, предполагающую функцию совершения групповых видео звонков, однако большая часть подобных программ не предполагает своего использования в образовательных

Artists would like the/rwork to last

целях, а значит и полноценные занятия не могут быть проведены с привлечением только лишь них.

Для проведения письменного контроля необходимо привлекать и другие онлайн платформы. Наиболее развитой в онлайн направлении формой контроля являются тесты.

Онлайн платформа Kahoot! позволяет создавать различные игровые тесты (см. Рис 2). Плюсом данной платформы является большая вариативность вопросов: открытый вопрос, вопрос с вариантами ответа, вопрос-паззл (установить правильный порядок предложений), аудио вопросы с вариантами ответа. Такой набор инструментов для создания теста позволяет проводить письменный контроль по всем разделам английского языка. Для вопросов в Kahoot! Педагог должен установить таймер от 10 секунд до 4 минут, необходимых для ответа. Ограничение по времени дает возможность исключить учащимися использование дополнительных источников и осуществлять проверку по действительно усвоенным знаниям. Так же платформа дает возможность присваивать вопросам баллы для формирования последующей оценки. Минусом Kahoot! является платная подписка, необходимая для пользования всеми инструментами сайта без ограничений, однако создание различных тестов возможно и в бесплатной версии сайта.

е

hundreds of years, their refers to__^

О

ИI

a I

0

Answers

▲ hundreds ♦ work

• Artists ■ years

Рис 2. Задание, созданное на платформе Kahoot!

Альтернативой Kahoot! является платформа Quizizz (см. Рис.3). При создании вопросов на данной платформе педагог может убрать таймер и позволить учащимся подумать над заданием. Такой формат подойдет для контроля усвоения знаний в более развернутом формате. Quizizz имеет два режима: Live и Homework, позволяющего проводить

тест как одновременно для всех учащихся, например на занятии, так и в любое удобное для конкретного ученика время. При проведении теста в режиме Live, учителю сразу видна полная статистика ответов учеников, что позволяет прямо на занятии увидеть и проработать темы, имеющие тенденции к не усвоению в конкретном классе.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022

QUIZ ZZ Phrasal verbs in English /

To hove о meol in a restaurant, etc. rather than at home

look forward to

break ир

Рис 3. Пример задания, созданного на платформе Quizizz

Сайты Quizizz и КаИоо^ являются англоязычными, из игровых образовательных платформ отечественной разработки стоит отметить Joytekа. Помимо классических тестов, уже рассмотренных нами, платформа предоставляет возможность создавать квест комнаты (см Рис. 4). Это визуальные головоломки, решение которых позволяет учащимся найти выход из комнаты. Ученику необходимо ис-иользовать различные предметы, изображенные на

картинке, чтобы найти, где «прячутся» сами вопросы. Формат занятия «Викторина» позволяет создать задания по типу «своей игры», где каждый вопрос имеет эквивалент в баллах за правильный ответ. Такую игру можно проводить как индивидуально, так и в групповом формате, устраивая соревнования между командами. Эта платформа также предоставляет педагогу возможность отслеживать статистику по ответам учащихся.

\ £

Рис 4. Квест комната, предлагаемая платформой Joyteka

Кроме специализированных на обучении платформ, для осуществления письменного контроля можно использовать и Google формы. Данная платформа имеет простой в освоении и использовании интерфейс и позволяет создавать различные тесты как с вариантами ответа, так и с открытыми вопросами. Включение функции «тест» позволяет присвоить вопросам баллы за правильные ответы на них, что облегчает педагогу дальнейшую

проверку заданий. Кроме того, выбрав пункт «показать оценку сразу после отправки формы», педагог дает учащимся узнать свои оценки сразу после отправки теста. Плюсом является и отображение статистических данных по тесту, позволяющих оценивать общий уровень усвоения знаний учащимися. Данный инструмент доступен бесплатно.

Поскольку не все платформы имеют возможность прикрепить к вопросу аудиофайл, тестирова-

ПЕДАГОГИКА

ние на владение аудиальными навыками среди учащихся можно проводить, комбинируя разные платформы. Например, прямо на занятии педагог может выслать учащимся заранее подготовленный тест к заданиям на аудирование и включить со своего устройства аудиодорожку, либо зачитать расшифровку самостоятельно. Во время прослушивания аудио текста учащиеся параллельно выполняют задание на своих устройствах и отправляют их педагогу.

Одной из наиболее сложных в проведении форм письменного контроля является лексический диктант. Несмотря на простоту его осуществления и доступности на любой онлайн платформе, использование любых электронных устройств делает работу в этом формате практически бессмысленной. Целью лексического диктанта является проверка усвоения

учащимися орфографических и грамматических норм английского языка, в то время как любое устройство, имеющее установленную англоязычную клавиатуру, всегда наглядно показывает, если в слове или предложении допущена ошибка. Таким образом, учащийся еще на этапе написания ответа может увидеть, допустил он ошибку или нет, и исправить ее до проверки учителем.

Мы предлагаем следующий вариант проведения лексического диктанта в условиях дистанционного преподавания английского языка: составление тестовых заданий на одной из предложенных платформ. Например, на платформе КаЬоо^: учащимся дается задание выбрать один из четырёх вариантов написания слова (Рис. 5).

Рис 5. Пример лексического диктанта на платформе Kahoot!

Таким образом, современные онлайн платформы предоставляют преподавателям широкий спектр возможностей применения различных форм контроля усвоения знаний в условиях дистанционного преподавания английского языка. Выбранные платформы (Zoom, Skype, VK, Viber, Kahoot!, Quizizz, Joyteka и Google документы) имеют ряд недостатков и преимуществ. На данный момент нельзя выделить одну платформу, позволяющую полноценно провести занятие по английскому языку дистанционно, однако, путем комбинирова-

ния разных онлайн платформ, преподаватель может добиться успешного проведения контроля усвоения знаний в соответствии с методическими требованиями.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках научного проекта «Особенности формирования межкультурной компетенции в процессе дистанционного обучения иностранному языку в высшей школе», заявка № ШК-04-2022/5 от 15.04.2022 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вдовин, С.А. Роль социальных сетей в дистанционном обучении / С.А. Вдовин. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 217-221.

2. Галицкая, С.Ю. Из опыта дистанционного преподавания английского языка / С.Ю. Галицкая, А.О. Назарова. -Текст : непосредственный // Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации : сб. тр. XI междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2020. - С. 29-33.

3. Маматова, О.Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов / О.Г. Маматова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый - 2012. - № 8 (43). - С. 353-355.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022

REFERENCES

1. Vdovin S.A. Rol' social'nyh setej v distancionnom obuchenii [The role of social networks in distance learning]. Aktual 'nye voprosy obrazovanija [Current issues of education], 2021, no. 2, pp. 217-221.

2. Galickaja S.Ju., Nazarova A.O. Iz opyta distancionnogo prepodavanija anglijskogo jazyka [From the experience of distance teaching of English]. Osnovnye voprosy lingvistiki, lingvodidaktiki i mezhkul'turnoj kommunikacii: sb. tr. XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Basic issues of linguistics, linguodidactics and intercultural communication]. Astrahan', 2020, pp. 29-33.

3. Mamatova O.G. Formy kontrolja znanij studentov pedagogicheskih vuzov [Forms of knowledge control of students of pedagogical universities]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2012, no. 8 (43), pp. 353-355.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

П.А. Мельникова, студентка 5 курса, направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «История», «Английский язык», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: borchetz@bk.ru.

Д.С. Беспалова, кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: bespalovads@cspu.ru, ORCID № 0000-0001-8013-1091. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

P.A. Melnikova, 5th year student, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: borchetz@bk.ru.

D.S. Bespalova, Ph. D. in Philology, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: bespalovads@cspu.ru, ORCID № 0000-0001-8013-1091.

УДК 37.016 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_89

Наталья Владимировна Павлова г. Шадринск

Естественнонаучная грамотность будущих учителей биологии

В статье автор обосновывает актуальность проблемы формирования естественнонаучной грамотности у будущих учителей биологии в педагогических вузах. Приводятся аргументы о необходимости использования современных средств обучения, отвечающих главным требованиям модернизации российского образования. Основной акцент делается на использование цифровых ресурсов, обеспечивающих формирование у будущих педагогов естественнонаучной грамотности, как одного из компонентов функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, цифровые ресурсы, типы научного познания, компетенции естественнонаучной грамотности, процедурное знание.

Natalia Vladimirovna Pavlova

Shadrinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Natural science literacy of future biology teachers

The author stresses the relevance of the problem of the natural science literacy formation among future biology teachers in pedagogical universities. Arguments are given about the necessity to use modern teaching tools that meet the main requirements of the modernization of Russian education. The main emphasis is on the use of digital resources that ensure the formation of natural science literacy among future teachers as one of the components of functional literacy.

Keywords: functional literacy, natural science literacy, digital resources, types of scientific cognition, competencies of natural science literacy, procedural knowledge.

Образование в России претерпевает значительные изменения, связанные с решением вопросов повышения качества и доступности образования. Правительство Российской Федерации одной из глобальных целей образования ставит обеспечение конкурентоспособности российского образования.

Для решения обозначенных проблем, был запущен проект мониторинга качества общего образования в образовательных организациях РФ [3].

В программу мониторинга легли данные исследований международных организаций PISA, TIMSS в сфере образования об уровне функциональной грамотности школьников, качестве математического и естественнонаучного образования.

На сегодняшний день приоритетным направлением в сфере качества образования стало диагностирование уровня функциональной грамотности наших школьников. Это определило, каким будет образование завтрашнего дня, на что оно должно быть ориентировано.

В современном изменяющемся мире вчерашний школьник должен обладать суммой компетенций, которые позволят ему решать различного уровня сложности задачи на социально-бытовом и профессиональном уровнях.

Функциональная грамотность рассматривается как способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.