Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиронкина О.А., Медведева Н.А., Соколова Е.Е.

Цель. Данная статья посвящена анализу вопросов применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях. Актуальность работы объясняется тем, что вопрос о цифровизации образовательной среды привлекает внимание исследователей. Так, в 2019 году был разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в котором предлагался план мероприятий до 2024 года, направленных на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования».Материалы и методы. Новые технологии требуют новых подходов к обучению, переработки содержания обучения и выработки новых принципов. Несмотря на обилие научных работ, написанных по данной проблеме, авторы статьи вносят свой вклад, делая критический обзор существующей литературы, а также описывая свой опыт преподавания иностранного языка в эпоху цифровизации, отвечая на следующие исследовательские вопросы:1. Какие цифровые средства обучения лучше использовать на занятиях по иностранному языку в вузе,2. Как общаться педагогу со студентами в цифровой сети,3. Как осуществлять качественные контроль и оценку знаний? Результаты исследования. В качестве вопросов, заявленных и решаемых авторами, выступают проблемы академического обмана, потеря концентрации, адекватного оценивания работы студентов на цифровых платформах. Онлайн занятия вызывают сложности как организационного, так и методического характера. Самые распространенные затруднения, с которыми сталкиваются педагоги, это снижение вовлеченности учащихся в процесс обучения, повышение соблазна академического обмана, а также сложность организации парной и групповой работы. В статье проведен тщательный анализ самых популярных цифровых средств обучения с выявлением их преимуществ и недостатков. Также предложен алгоритм, направленный на решение основных трудностей: описаны приемы повышения интереса студентов при работе с цифровыми технологиями, рассмотрена речевая ценность учебного материала, приемы обновления типичных заданий, исправления друг друга, реагирования, удержания внимания. Данный анализ проведен на основе принципов, сформулированных Е.И. Пассовым, а именно: речевая ценность материала, индивидуализация заданий и новизна. Вышеупомянутые решения позволяют педагогу разнообразить виды деятельности на уроках и увеличить мотивацию студентов без привлечения специальных дополнительных средств обучения.Заключение. В статье также предложены дополнительные платформы и приложения, которые позволяют разнообразить виды деятельности на уроке и проводить контроль знаний. Отдельный раздел статьи посвящен контролю знаний студентов в цифровой среде. Представлены рекомендации как использовать дополнительные ресурсы и приложения, позволяющие создавать тесты и интерактивные задания, а также рассмотрены способы осуществления контроля без использования дополнительных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING

Purpose. This article is devoted to the analysis of the issues of using digital technologies in foreign language classes in higher educational institutions. The relevance of the paper is explained by the fact that the issue of digitalization of the educational environment attracts the attention of researchers. Therefore, in 2019, the federal project “Digital Educational Environment” was developed, which proposed a plan of measures until 2024 aimed at “creating and implementing a digital educational environment in educational organizations, as well as ensuring the implementation of the digital transformation of the education system”.Materials and methods. New technologies require new approaches to learning, reworking of learning content and development of new principles. Despite the abundance of scientific papers written on this issue, the authors of the article contribute by making a critical review of the existing literature, as well as describing their experience of teaching a foreign language in the era of digitalization, answering the following research questions:1. What digital learning tools are best used in foreign language classes at a university?2. How can a teacher communicate with students in a digital network?3. How to carry out quality control and assessment of knowledge? Research results. The issues stated and solved by the authors are the problems of academic deceit, loss of concentration, adequate assessment of students’ work on digital platforms. Online classes cause difficulties of both organizational and methodological nature. The most common challenges faced by teachers are reduced student involvement in the learning process, increased temptation to academic cheating, and the difficulty of organizing pair and group work. The article provides a thorough analysis of the most popular digital learning tools, identifying their advantages and disadvantages. Also, an algorithm is proposed aimed at solving the main difficulties: methods for increasing students’ interest when working with digital technologies are described, the speech value of educational material is considered, methods for updating typical tasks, correcting each other, responding, and holding attention. This analysis was carried out on the basis of the principles formulated by E. Passov, namely: the speech value of the material, individualization of tasks and novelty. The above solutions allow the teacher to diversify the activities in the classroom and increase the motivation of students without the involvement of special additional means of education.Conclusion. The article also proposes additional platforms and applications that allow you to diversify the types of activities in the classroom and conduct knowledge control. A separate section of the article is devoted to the control of students’ knowledge in the digital environment. Recommendations are presented on how to use additional resources and applications that allow you to create tests and interactive tasks, as well as ways to exercise control without using additional applications.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

УК 378 1 О.А. Жиронкина1, Н.А. Медведева2, Е.Е. Соколова3

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-16

1 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия 2 Московский международный университет, Москва, Россия 3 Московский физико-технический институт (национальный университет),

Москва, Россия

Роль цифровых технологий при организации обучения в дистанционном формате

Цель. Данная статья посвящена анализу вопросов применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях. Актуальность работы объясняется тем, что вопрос о цифровизации образовательной среды привлекает внимание исследователей. Так, в 2019 году был разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в котором предлагался план мероприятий до 2024 года, направленных на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования». Материалы и методы. Новые технологии требуют новых подходов к обучению, переработки содержания обучения и выработки новых принципов. Несмотря на обилие научных работ, написанных по данной проблеме, авторы статьи вносят свой вклад, делая критический обзор существующей литературы, а также описывая свой опыт преподавания иностранного языка в эпоху цифровизации, отвечая на следующие исследовательские вопросы:

1. Какие цифровые средства обучения лучше использовать на занятиях по иностранному языку в вузе,

2. Как общаться педагогу со студентами в цифровой сети,

3. Как осуществлять качественные контроль и оценку знаний? Результаты исследования. В качестве вопросов, заявленных и решаемых авторами, выступают проблемы академического обмана, потеря концентрации, адекватного оценивания работы студентов на цифровых платформах. Онлайн занятия вызывают сложности как организационного, так и методического характера. Самые распространенные затруднения, с которыми сталкиваются педагоги, это снижение вовле-

ченности учащихся в процесс обучения, повышение соблазна академического обмана, а также сложность организации парной и групповой работы. В статье проведен тщательный анализ самых популярных цифровых средств обучения с выявлением их преимуществ и недостатков. Также предложен алгоритм, направленный на решение основных трудностей: описаны приемы повышения интереса студентов при работе с цифровыми технологиями, рассмотрена речевая ценность учебного материала, приемы обновления типичных заданий, исправления друг друга, реагирования, удержания внимания. Данный анализ проведен на основе принципов, сформулированных Е.И. Пассовым, а именно: речевая ценность материала, индивидуализация заданий и новизна. Вышеупомянутые решения позволяют педагогу разнообразить виды деятельности на уроках и увеличить мотивацию студентов без привлечения специальных дополнительных средств обучения. Заключение. В статье также предложены дополнительные платформы и приложения, которые позволяют разнообразить виды деятельности на уроке и проводить контроль знаний. Отдельный раздел статьи посвящен контролю знаний студентов в цифровой среде. Представлены рекомендации как использовать дополнительные ресурсы и приложения, позволяющие создавать тесты и интерактивные задания, а также рассмотрены способы осуществления контроля без использования дополнительных приложений.

Ключевые слова: цифровизация, образование, интерактивность, информационная среда, дистанционное обучение, образовательные платформы, приемы обучения, контроль знаний

Olga A. Gironkina1, Nigina A. Medvedeva2, Elena E. Sokolova3

1 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia 2 Moscow International University, Moscow, Russia 3 Moscow Institute of Physics and Technology (National Research University), Moscow, Russia

The Role of Digital Technologies in Distance Learning

Purpose. This article is devoted to the analysis of the issues of using digital technologies in foreign language classes in higher educational institutions. The relevance of the paper is explained by the fact that the issue of digitalization of the educational environment attracts the attention of researchers. Therefore, in 2019, the federal project "Digital Educational Environment" was developed, which proposed a plan of measures until 2024 aimed at "creating and implementing a digital educational environment in educational organizations, as well as ensuring the implementation of the digital transformation of the education system".

Materials and methods. New technologies require new approaches to learning, reworking of learning content and development of new principles. Despite the abundance of scientific papers written on this issue, the authors of the article contribute by making a critical review of the existing literature, as well as describing their experience of teaching a foreign language in the era of digitalization, answering the following research questions:

1. What digital learning tools are best used in foreign language classes at a university?

2. How can a teacher communicate with students in a digital network?

3. How to carry out quality control and assessment of knowledge? Research results. The issues stated and solved by the authors are the problems of academic deceit, loss of concentration, adequate assessment of students' work on digital platforms. Online classes cause difficulties of both organizational and methodological nature. The most common challenges faced by teachers are reduced student involvement in the learning process, increased temptation to academic cheating, and the difficulty of organizing pair and group work. The article provides a thorough analysis of the most popular digital learning tools, identifying their advantages and disadvantages. Also, an algorithm is proposed aimed at solving the main difficulties: methods for increasing students' interest when working with digital technologies are described, the speech value of educational material is considered, methods for updating typical tasks, correcting each other, responding, and holding attention. This analysis was carried out on the basis of the principles formulated by E. Passov, namely: the speech value of the material, individualization of tasks and novelty. The above solutions allow the teacher to diversify the activities in the classroom and increase the motivation of students without the involvement of special additional means of education.

Conclusion. The article also proposes additional platforms and applications that allow you to diversify the types of activities in the classroom and conduct knowledge control. A separate section of the article is devoted to the control of students' knowledge in the digital environment. Recommendations are presented on how to use additional resources and applications that allow you to create tests and

interactive tasks, as well as ways to exercise control without using additional applications.

Keywords: digitalization, education, interactivity, information environment, distance learning, educational platforms, learning methods, knowledge control.

Постановка проблемы

Глобальные мировые трансформации последних лет бросили вызов традиционным формам обучения. Пандемия коронавируса в 2020—2022 гг. в разы ускорила процесс циф-ровизации образования и заставила преподавателей и обучающихся адаптироваться к новым реалиям образовательной деятельности.

Вопрос о цифровизации образовательной среды был поставлен на повестку еще до упомянутых событий и до сих пор остается актуальным. В 2019 году был разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в котором предлагался план мероприятий до 2024 года, направленных на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования». [21] Можно заметить, что план предполагает развитие двух направлений: технических средств обучения (ТСО) и содержания обучения.

С одной стороны, уже большая часть аудиторий школ и университетов оснащена компьютерами, во многих учебных учреждениях присутствуют проекторы или интерактивные доски, установлено необходимое для работы программное обеспечение (ПО) и предоставлен доступ к обучающим ин-формационно-коммуникаци-онным технологиям (ИКТ). С другой стороны, продолжается процесс трансформации системы образования, разработка методических рекомендаций по внедрению новых ТСО в образовательный процесс и выработка соответствующих

компетенций как у преподавателей, так и у обучающихся. «Главное в данном процессе, по мнению исследователей, не просто перенос классного обучения в другую «систему доставки», а качественное преобразование онлайн-обучения с элементами интерактивности». [1, с.117]

Целью данной статьи является рассмотрение вопросов применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях с точки зрения проблем, с которыми сталкивается преподаватель.

Дело в том, что вопреки распространенному мнению, что современные педагоги не в достаточной мере владеют цифровой компетенцией и «должны постоянно доучиваться и переучиваться» [Дро-бышева, с.59], совершенствуя навыки работы с информационными ресурсами, экспериментальные данные показали противоположную картину. «Педагоги — весьма активные пользователи Интернета: по целому ряду показателей они значимо опережают как своих учеников, так и их родителей» [17, с.7]. Исходя из этого, современные преподаватели обладают высоким уровнем цифровой грамотности и готовы к применению современных методов обучения.

Вместе с тем, действительно, существует серьезная задача по адаптации традиционных средств и методов обучения к новым реалиям и запросам общества. Переход от привычных печатных способов передачи информации к электронным требует основательной перестройки самих моделей обучения и «серьезной научно-методической проработки вопросов в части подготовки учебного кон-

тента и организации интерактивного обучения, которое не предполагает личный контакт субъектов образовательного процесса». [3, с.206] Электронная информационная среда позволяет внести в учебный материал не только большую степень наглядности (использование видео, мультимедийных схем, инфографики), но также и новые каналы обмена информацией (визуальный, ау-диальный).

Если говорить об обучении иностранным языкам, то исчезает необходимость применения транскрипционной записи, поскольку современные приложения позволяют прослушать звучание слова. Кроме того, возможность записи голоса позволяет выполнять задания не только в письменном, но и в звуковом формате, а значит — появляется возможность формировать и оценивать навык монологической речи в отсутствие личного контакта ученика с преподавателем. Вполне возможно, в ближайшем будущем разработки виртуальных голосовых помощников позволят также обучать и диалогической речи без взаимодействия и контроля со стороны учителя. И в целом, обучающиеся получают еще большую степень самостоятельности при изучении иностранного языка и перестают быть всецело зависимы от педагога.

Между тем, помимо вышеперечисленных преимуществ современных методов обучения, дистанционный формат имеет также и ряд недостатков. Онлайн занятия вызывают сложности как организационного, так и методического характера. Самые распространенные затруднения, с кото-

рыми сталкиваются педагоги, это снижение вовлеченности учащихся в процесс обучения, повышение соблазна академического обмана, а также сложность организации парной и групповой работы.

Потеря внимания при работе онлайн происходит из-за того, что большая часть невербальной информации отсекается, и остается только вербальный канал коммуникации. Если при работе в аудитории легко увидеть, кто слушает внимательно, а кто отвлекается, кто работает сам, а кто подглядывает в шпаргалки, то в дистанционном формате очень сложно контролировать этот процесс. Студенты могут отходить от компьютера, отвлекаться на новости, листать странички в соцсетях или просто формально подключаться к собранию, занимаясь в этот момент посторонними вещами делами. Доказать правомерность претензий педагога становится в такой ситуации очень сложным. Например, жалобы на качество интернет-связи могут быть вполне оправданы, хотя бывают и случаи, когда учащийся пользуется этим, как отговоркой. Платформы Zoom или Webi-nar позволяют поддерживать все камеры включенными, но такие средства связи как Ms Teams или Skype могут зависать и «выкидывать» участников из собрания. И даже требование включать камеру можно обойти, например, сделав свою фотографию и поставив ее на экран. Кроме того, незащищенный вход в собрание может привлекать так называемых «зумбомберов», «кибер-хули-ганов» или «кибер-рейдеров», которые намеренно устраивают атаки на онлайн-меропри-ятия, чтобы их сорвать или нарушить их ход. Очень сложно противостоять таким атакам, и педагогу вместо занятия приходится заниматься поиском и удалением непрошенных гостей. Получается, невербаль-

ные способы взаимодействия (подойти поближе, постучать по столу, сделать жест всему классу, вывести из класса) исчезают, а онлайн-инструменты воздействия не всегда эффективны.

Кроме того, повышается соблазн академического обмана. Сидя за компьютером, студенты могут легко подсмотреть ответы или воспользоваться переводчиком прямо во время занятия. Кроме того, становится значительно проще передавать подсказки друг другу, воспользовавшись групповым чатом в других мессенджерах или соцсетях. Даже если студенты включают камеру, все равно сохраняется возможность открыть дополнительные окна и программы или использовать дополнительные гаджеты вне зоны видимости камеры. Заподозрить академический обман можно по косвенным признакам: ученики часто переспрашивают, не следят за последовательностью упражнений, очень долго тянут с ответом, делают странные и очевидные ошибки, иногда даже просто выдают себя стуком клавиш по клавиатуре во время ответа или звуком сообщения на телефоне. Педагогу сложнее пресекать такие вещи при отсутствии личного контакта и зачастую приходится доказывать правоту своих подозрений.

Наконец, организация групповой и парной работы на уроке в дистанционном формате вызывает большие сложности. Некоторые программы просто не имеют функционала для организации нескольких параллельных собраний. И даже если программное обеспечение позволяет создавать отдельные встречи (каналы, комнаты, конференции) для отдельных групп студентов, преподавателю все равно затруднительно следить за ходом работы в каждой группе. В аудитории преподаватель может одновременно видеть работу всех

групп, улавливать среди рабочего шума отдельные реплики, подсказывать, реагировать на возникающие вопросы, призывать к дисциплине, в целом руководить процессом. В он-лайн-формате преподаватель может только переключаться между каналами, не зная, что происходит в это время в других командах. Студенты также не имеют возможности в любой момент получить внимание преподавателя, и зачастую пользуются его отсутствием, чтобы избежать выполнения задания.

Все это приводит к существенному снижению мотивации и потере интереса к учебе. Необходимость выполнения домашних заданий отпадает, ведь все равно на уроке будет возможность как-то выкрутиться. Значимость работы на самом занятии также снижается, поскольку внимание преподавателя сосредотачивается в каждый конкретный момент только на одном ученике, а остальная часть группы оказывается без внимания. И если раньше только преподаватель мог оценить ответы или исправить ошибки, то теперь студент довольно легко может проверить правильность своих ответов самостоятельно — по ключам, решебникам, выложенным ответам в интернете или даже просто в переводчике. Внешняя мотивация что-либо делать быстро утрачивается. Продолжают учиться только те студенты, которые и до этого обладали сильной внутренней мотивацией к освоению предмета.

Таким образом, несмотря на быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и новых технических средств обучения, многие вопросы научно-методического характера пока не нашли подходящих решений и требуют осмысления и доработки. С одной стороны, возможность записи звука и видео позволяют дистанционный обмен

информаций не только в печатном виде. С другой стороны, участившиеся нападки «кибер-хулиганов», сложности в организации парной и групповой работы и простота академического обмана снижают мотивацию как учащихся, так и самих педагогов.

Обсуждение проблемы

Анализ научной и методической литературы показывает, что очень большой корпус работ посвящен вопросам применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку. [2, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 16, 18, 10, 22] Большинство работ подтверждают необходимость перестройки традиционных методов обучения и ставят вопрос о формировании нового подхода к обучению. «В настоящее время цифровизация в России пока не сформировала новый методологический подход, и практика преподавания иностранных языков неохотно отказывается от традиционных образовательных моделей». [7, с.8] Можно отметить, что предложения и наработки касаются, в основном, внешней стороны дела — авторы обсуждают преимущества и недостатки цифровых технологий, перечисляют обучающие программы и платформы, описывают их функционал и возможности, предлагают классификации ресурсов и способы их использования. По словам М.В. Рыбаковой существуют более 20 000 цифровых образовательных платформ. [14, с. 246] Невозможно изучить их все. Получается, пока что освоение цифровой образовательной среды идет по пути количественного накопления знаний, а не качественного их анализа и адаптации под конкретные задачи. Как справедливо отмечает А.В. Страмной, «функционал цифровизации в настоящее время несколько преувеличен, поскольку она не является новым методологическим подходом. Ее

основное предназначение видится в поддержке реализации уже разработанных дидактических микро- и макрометодов, а также в возможном проектировании новых видов деятельности в рамках этих методов». [19, с. 143] Таким образом, преподавателям все равно приходится сталкиваться с вопросами поиска продуктивных методов обучения и повышения качества образовательных технологий. Использование ИКТ само по себе не способствует улучшению качества преподавания или повышению эффективности обучения. А порой даже затрудняет работу педагога, поскольку значительно увеличивает время подготовки к урокам и требует постоянного мониторинга новых образовательных ресурсов.

Трехгодичный опыт обучения студентов высшей школы в дистанционном, а затем и в смешанном форматах позволил нам сформировать соответствующие приемы и механизмы обучения, выявить плюсы и минусы различных форматов и разработать систему действий, позволяющих повысить продуктивность занятий и облегчить труд педагога. Как справедливо отмечают М.В. Влавацкая и М.А. Юрченко, «Оказавшись за пределами учебной аудитории, педагогическое сообщество столкнулось с рядом проблем: какие средства обучения эффективно использовать, как общаться со студентами, как осуществлять контроль и оценку знаний». [3, с. 42]

В связи с вышесказанным, мы хотим предложить методические рекомендации, касающиеся поставленных М.В. Влавацкой и М.А. Юрченко проблемных вопросов:

1. Какие средства обучения использовать;

2. Как общаться со студентами;

3. Как осуществлять контроль и оценку знаний?

В статье будет приведен сравнительный анализ су-

ществующих платформ для онлайн-обучения, даны рекомендации по организации продуктивной работы в дистанционном формате, а также рассмотрены дополнительные электронные ресурсы для осуществления контроля полученных знаний и умений.

Средства обучения

До сих пор остается актуальным вопрос о выборе лучшей платформы для осуществления полноценного обучения в дистанционном формате. Такие цифровые продукты, как Zoom Meetings и Skype, Microsoft Teams и Google Meet, платформы Webinar и Discord конкурируют друг с другом как средства проведения видеоконференций и организации работы в онлайн-форма-те. Кроме того, можно найти огромное количество других приложений и программ, созданных для организации связи, вот лишь некоторые из них: CallNote, Proficonf, Click-Meeting, TrueConf, GoToMeet-ing, ooVoo, Mind Meeting, MyOwnConference, VideoMost, Join.me, eTutorium, Pruffme, GetResponce, Slack. Существуют также специальные системы дистанционного обучения (СДО), призванные облегчить организацию обучения. Они предоставляют возможность создавать целые курсы, обмениваться информацией, выставлять задания и проверять знания и навыки, осуществлять оценку и контроль, архивировать учебные материалы. Например, одной из популярных программ, использовавшихся в университетах еще до пандемии была Moodle. Существуют и другие разработки: iSpring, GetCourse, TeachBase, Forma LMS, Edmodo, Google Classroom, Antitreningi, Eduardo, Эквио, Ё-Стади, МЭШ. Можно также отметить, что и социальные сети, и видехо-стинги, и даже мессенджеры стали добавлять возможность

видеозвонков и проведения онлайн-трансляций в свой функционал. Например, Яндекс Телемост, Звонки Вкон-такте, Видеозвонки mail.ru, Видеозвонки WhatsApp, Видеозвонки Telegram, Трансляции в YouTube и RuTube. В связи с тем, что некоторые программы прекратили свою работу в России, отечественные разработчики активно развивают собственные продукты на замену. Например, ИТ-компания Mail. ru Group объединила в себе несколько сервисов и сменила название на VK. Помимо корпоративных продуктов (почта, облачное хранение данных), компания теперь предлагает такие сервисы, как «VK Музыка», «VK Работа», «VK объявления», «VK Видео». В ближайшем будущем компания может стать заменой сервисов Microsoft Office.

Мы остановимся на нескольких наиболее известных приложениях: Zoom, Microsoft Teams, Webinar, Google Meet, Skype for business, поскольку именно на них чаще всего останавливали свой выбор учебные заведения.

Одним из наиболее часто используемых приложений, когда речь заходит о видеоконференциях или виртуальных встречах в учебном процессе, является Zoom. С помощью именно этого приложения происходило обучение в РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей Школе Экономики, МПГУ, ММУ и многих других ВУЗах. Исследовательская организация Gartner назвала Zoom лидером 2021 года среди программ, предлагающих решения для организации онлайн-встреч. [30] Стоит сказать, что Zoom изначально разрабатывался как специализированный продукт для проведения видеоконференций, поэтому он относительно прост в использовании и предоставляет пользователям надежные инструменты для совместной

работы. Программа позволяет подключать до 100 участников и имеет ограничение в 40 минут для бесплатного использования. Все участники могут держать камеры включенными без угрозы «подвисания» программы. Кроме того, во время встречи можно пользоваться чатом, включать запись собрания, использовать разное фоновое оформление, менять настройки видео и звука, передавать права администратора (который может включать/ отключать звук у участников, приглашать/удалять из собрания), создавать секционные комнаты для рабочих групп, включать опросы и белую доску для совместной работы, а также использовать встроенные интерактивные приложения, хранящиеся в библиотеке. Д. Серхан отмечает в своем исследовании, что программное обеспечение Zoom было выбором многих правительственных учреждений, университетов, некоммерческих организаций и частных лиц для проведения онлайн-занятий в качестве альтернативы очным занятиям [28]. C. Мпунгосе также утверждает, что многие преподаватели сочли Zoom полезной платформой для повышения эффективности и синхронности электронного обучения [25]. Эксперты критикуют Zoom за его слабую конфиденциальность, отсутствие сквозного шифрования и возможность взлома. Именно поэтому нападки кибер-ху-лиганов, о которых мы упоминали ранее, получили название «Zoombombing» («зумбом-бинг»). Недостатки платформы также включают в себя проблемы с масштабированием, удаление сообщений из чата после завершения собрания, а также технические неисправности Zoom и ограничения по времени. [23]

Достойной альтернативой Zoom стала корпоративная платформа Microsoft Teams. Именно с помощью этой плат-

формы было организовано обучение в дистанционном и смешанном формате в МГПУ, и даже после выхода на очное обучение платформа продолжила быть местом корпоративной коммуникации. Несмотря на то, что этот сервис был представлен еще в 2016 году, он не пользовался большой популярностью. Использование этой платформы с начала пандемии увеличилось в геометрической прогрессии, недавно продукт охватил 44 миллиона ежедневных пользователей из 93 компаний из списка Fortune 100 и более 650 организаций с более чем 10 000 пользователей. [29] Сравнительное исследование, проведенное между Microsoft Teams и Moodle, подчеркивает преимущество MS Teams, поскольку в нем есть аудио- и видеовызовы, которые также работают в Skype, а также позволяют совместно использовать рабочий стол. [24] Несмотря на тот факт, что Microsoft Teams эффективно впитала в себя функции пионерской платформы видеоконференц-связи Microsoft — Skype, большая часть набора функций Teams больше ориентирована на интегрированные инструменты, такие как мгновенные сообщения, общий доступ к файлам и групповая работа с документами Microsoft Office (например, возможность прокручивать презентацию вне зависимости от спикера), возможность демонстрации как всего экрана, так и отдельного окна или вкладки. Видеокон-ференцсвязь Microsoft Teams позволяет принимать звонки с участием до 250 участников (включая совместное использование экрана и запись звонков). У платформы Teams есть свои преимущества, например, такие, как возможность предоставлять стенограммы собраний с помощью функции Streams, которая делает текстовые транскрипции доступными вскоре после собрания. Участники собрания могут «поднять

руку», чтобы привлечь внимание ведущего, а также оставить свои реакции на устную информацию и сообщения в чате в виде эмодзи. Кроме того, платформа обладает многим функционалом системы дистанционного обучения: дает возможность выставлять задания с определенным дедлай-ном, организовывать команды и каналы внутри команд, управлять доступом, вести переписку в личных и групповых чатах (не привязанных к звонкам), создавать папки и выкладывать в них файлы любого формата, назначать собрания (в том числе повторяющиеся), использовать календарь, а также целый ряд дополнительных встроенных приложений (Insights, Edu Class, Wiki, Viva Аналитика и другие). Одним из минусов платформы является необходимость регистрации (для незарегистрированных пользователей недоступны многие функции, включая чат), а также платный доступ для корпоративного использования.

Еще одна популярная платформа для проведения он-лайн-занятий — это Webinar Meetings. Зарегистрирована она была еще в 2008 году, и ко времени начала пандемии уже приобрела широкий круг пользователей. В 2016 году вышла обновленная версия Webinar 3.0, и в 2018 году эта платформа была на втором месте по количеству запросов в поисковиках после Zoom. [10] Программа разрабатывалась для проведения онлайн лекций и семинаров, обладает типичным набором функций и возможностью бесплатного использования (до 30 спикеров с видео, чат, демонстрация экрана и загрузка файлов, тесты и опросы, общие папки, интерактивная доска, интеграция с другими приложениями). Платная же версия платформы Webinar позволяет подключать до 10 тысяч участников, и до 100 спикеров с видео. Этой

программой пользуются такие ВУЗы как РГАУ им. Тимирязева, РТУ МИРЭА, Московский институт психоанализа. так или иначе к этой программе обращаются МФТИ, МГИМО, РУДН, ВШЭ, ГИТИС, МГУ и другие учебные заведения. Разработчики программы стараются сделать удобный и интуитивно понятный интерфейс, приятный вид и специальные предложения для корпоративного обучения. В июле 2022 года компания МТС выкупила сервисы Webinar, чтобы создать «свой аналог российского Zoom», как пишет Интерфакс. [9]

Такие программы для видеосвязи, как Google Meet или Skype for business, среди учебных заведений занимают более скромную позицию. Некоторые преподаватели прибегают к данным каналам связи по своей инициативе, но в качестве корпоративных программ для обучения они не используются. По данным компании Google платформа Google Meet, представляя собой облачный сервис видеоконфе-ренцсвязи, теперь обслуживает два миллиона новых пользователей каждый день. На данной платформе могут проводиться большие собрания с участием до 250 участников, а также осуществляться запись собрания на Google Диск. Место же Skype for business теперь занимает Microsoft Teams, поскольку с сентября 2017 года компания Microsoft ведет политику постепенной замены и отказа от программы. В отличие от Microsoft Teams, Google Meet представляет собой решение для осуществления исключительно видеоконференцсвязи. Данная функция позволяет легко настраивать собрания и присоединяться к ним как на ПК, так и на мобильных устройствах. Организаторы могут настраивать звонки с помощью календаря Google, URL-адресов ссылок на собрания или кодов. Как в Google

Meet, так и в Skype for business есть различные быстрые и простые способы инициирования видеозвонков с использованием ссылок на календарь, URL-адресов собраний и телефонных номеров для набора номера. Google Meet предполагает присоединение участников собрания, имея такие полезные функции, как, например, просмотр 10 самых активных участников, а также возможность отправлять текстовые сообщения через интерфейс.

Преимущества и недостатки имеющихся платформ вызывали многочисленные дискуссии среди исследователей. Так, согласно анализу данных анкеты, основанной на представлениях студентов шведского университета о приложении для виде-оконференцсвязи в онлайн-об-учении, делается вывод о том, что учащиеся имеют высокий уровень удовлетворенности использованием Zoom clouds meeting для онлайн-обучения в качестве цифровой медиа-технологии. Уровень удовлетворенности учащихся другими платформами, например, Microsoft Teams составляет 20%, а для встреч Google Meet удовлетворенность составляет всего 15%. [26]

В заключении можно только добавить, что отечественные разработчики предлагают свои решения для организации видеосвязи и дистанционного взаимодействия, учитывая предыдущий опыт и дефициты других программ. Например, Яндекс Телемост и Видеозвонки Mail.ru не требует регистрации или дополнительных приложений, подключение к конференции возможно по ссылке из браузера. Кроме того, трансляции в Mail.ru не имеют ограничения по времени. Набирает популярность также платформа Сферум, основанная на базе Вконтакте. Она позволяет подключать до 100 участников и 10 тысяч слушателей, предоставляет

возможность демонстрировать экран и «поднимать руку», а также выкладывать файлы при наличии личного профиля.

Организация работы на занятии

Теперь рассмотрим вопрос о том, как продуктивно организовать работу во время дистанционных занятий и предложим несколько приемов, применение которых позволит разнообразить работу на уроке, повысить интерес и мотивацию студентов, удержать их внимание и снизить возможность академического обмана.

Приемы повышения интереса

Как правило, самый скучный вид работы на уроке иностранного языка — это выполнение тренировочных заданий для отработки речевых автоматизмов. Главная цель таких упражнений — отработка лексического или грамматического навыка. Это знакомые всем упражнения на подстановку, трансформацию, имитацию или перевод. Как правило, каждое новое предложение — это новое высказывание, не имеющее ни контекста, ни коммуникативной направленности, и в целом, никакого отношения к жизни и интересам обучающихся. Между тем, важность повторений для выработки навыков очень высока. Как поддерживать интерес к выполнению подобных упражнений? Как добавить непредсказуемость и азарт для создания реальной коммуникативной ситуации на занятиях? Предлагаем исходить из следующих принципов, сформулированных еще Е.И. Пассовым: речевая ценность материала, индивидуализация заданий и новизна. [11]

Речевая ценность материала. Повысить ценность выполняемых упражнений можно за счет того, чтобы учащиеся «примеряли» каждое высказывание на себя, соотносили их

с собственным опытом. Может ли учащийся отнести предложение из учебника к себе? Когда, в какой ситуации, кому он может сказать такую фразу? Может быть, он захочет что-то в ней поменять? Может быть, он категорически с ней не согласен? Например, возьмем предложение из учебника В.Д. Аракина: «Он скорее мудрый человек, чем хитрый» [12, с.38] Попросите студента рассказать про себя: а он сам скорее мудрый человек, чем хитрый? Какой он человек? Может быть, скорее неорганизованный, чем ленивый? Или скорее забывчивый, чем безответственный? Кто из его знакомых скорее мудрый, чем хитрый? Кто из известных литературных или киногероев скорее мудрый, чем хитрый? Если это домашнее задание, то студент может прописать и три, и пять подобных предложений на основе одной такой конструкции. Это позволит избежать бездумного списывания с ответов, поможет лучше отработать изучаемый материал и повысит интерес остальной части группы при проверке или выполнении задания в классе.

Индивидуализация. Повысить личный интерес к упражнениям поможет принцип индивидуализации, то есть, опоры на интересы и личный опыт обучающихся. Казалось бы, как просто! К сожалению, подобные задачи часто превращаются в скучную зубрежку, поскольку опираются не на личные интересы конкретных обучащихся, а на воображаемые преподавателем возможные интересы среднестатистического ученика. «Проверьте, понимаете ли вы слова, выделенные жирным в предложениях. Решите, являются ли данные высказывания правдивыми или ложными для вас» — задание из учебника Outcomes Pre-Intermediate. [27, с. 10] Далее следует 10 предложений с новыми словами и конструкциями: «Я часто состав-

ляю список дел, которые мне нужно сделать в течение дня» или «Иногда я засиживаюсь допоздна, чтобы завершить дела». Если попросить студентов, например, оценить данные предложения с позиции «верно»/неверно» («true» или «false»), то внимание и интерес быстро пропадут. Мы предлагаем в подобных случаях опираться на идеи и предложения самих студентов. Минимально — попросите и добавить слова-показатели частотности, оценив, как часто они делают то или иное действие. Максимально — разрешите им добавлять персональные факты и комментарии, составить целый рассказ о себе или своем друге, дайте возможность выбирать и переставлять слова и фразы! Делиться историями намного интереснее, чем просто выполнять упражнения. Например, кто-то скажет так: «Я редко составляю список дел, которые мне нужно сделать в течение дня, потому что я все хорошо помню и сам. Но иногда я засиживаюсь допоздна, чтобы завершить задания по английскому языку». А другой студент скажет: «Я никогда не составляю список дел, поэтому я всегда все забываю. Поэтому я часто засиживаюсь допоздна, чтобы завершить дела». Учебная задача становится коммуникативной, студенты понимают, зачем им учить эти фразы и в каких ситуациях они пригодятся. А педагог, со своей стороны, может оценить, насколько студентам понятна новая лексика и готовы ли они использовать ее в своей речи.

Новизна. Еще больше подогреть интерес студентов к выполнению тренировочных упражнений можно, попросив их использовать те же фразы от лица каких-либо персонажей: Шерлока Холмса, Джа-стина Бибера, Рапунцель или Опры Уинфри. Студент может сам выбрать своего персонажа или даже загадать героя, которого его одногруппники будут

угадывать. Помимо изменения субъекта высказывания, можно изменить саму ситуацию. Например, перенести ее в другое время, рассказать, как дело с организацией времени и работы обстояло в времена Римской Империи, или что будет твориться в будущем, когда роботы покорят мир. Можно изменить точку зрения и рассказать об этом от лица работодателя или недовольного клиента. Или даже просто добавить новую эмоцию к рассказу: пожаловаться, похвастаться, позавидовать, поругать, пожалеть или пофлиртовать. Новый взгляд на одну и ту же ситуацию позволяет сохранять интерес и проявлять креативность. Преподавателю будет интересно в очередной раз слушать одни и те же ответы, ведь каждый новый обучающийся придаст высказыванию новый окрас и смысл. Приемы удержания внимания

И все же, даже при наличии ценности высказываний и индивидуализации заданий, внимание группы может снижаться, студенты могут утрачивать сосредоточенность при долгом ожидании своего ответа, фокус внимания смещается на другие дела и мысли. Поддерживать внимание и включенность студентов в работу помогут следующие приемы: реагирование, исправление друг друга, пересказ.

Реагирование. При проверке ответов одного студента преподаватель просит следующего студента повторить его ответ и добавить что-то свое. Например, возразить, или переспросить, или сравнить с собой, или оценить. «Я часто покупаю вещи онлайн. А ты?», — говорит первый отвечающий. «Нет, я редко покупаю вещи онлайн, я хожу в магазин. А ты?», — говорит второй отвечающий. «Да, я тоже часто хожу в магазин. Я покупаю там еду. А ты что покупаешь?», — говорит третий отвечающий. И так далее. Хорошо проходит упражнение

«Снежный ком», когда каждый следующий отвечающий повторяет все ответы предыдущих. Также вызывает большой отклик игра «Две правды, одна ложь», где студенты должны угадать, какое из трех высказываний одногруппника ложное. Подобные задачи хорошо активирует внимание студентов во время дистанционного обучения и повышают их вовлеченность в учебный процесс. Ведь в таком случае уже не получится отвлечься на другие дела, необходимо следить за всеми ответами, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Исправление друг друга. Это другой способ добавить коммуникативный элемент в работу на уроке. Например, на дом был задан некоторый текст. Можно попросить студента во время его воспроизведения намеренно допустить какую-то неточность, изменить какие-то факты, сделать ошибку. С тем, чтобы следующий студент соотнес услышанное со своим вариантом, нашел ошибку и исправил неточность. При подобной постановке задачи повышается внимание и интерес, появляется элемент непредсказуемости и азарта. Подключаются навыки аудирования, вырабатывается критическое мышление. Поиск и исправление ошибок друг у друга позволяет глубже понять грамматические структуры и лучше запомнить лексику. А свободный выбор того, где и какую неточность допустить, тренирует внимание к собственным ошибкам и помогает сделать речь чище.

Пересказ друг друга. Данный прием предполагает пересказ слов одногруппника с изменением некоторых элементов. С помощью него хорошо работать над грамматической стороной языка. Например, преподаватель просит пересказать высказывание студента в прошедшем или будущем времени, переделать утверждение в отрицание, перевести

прямую речь в косвенную, поставить в начало высказывания слово-связку, пересказать от третьего лица. Вот пример как можно отрабатывать использование косвенной речи. «Я говорю на трех языках», — говорит первый отвечающий. «По-моему, Таня сказала, что говорит на трех языках», — говорит второй отвечающий. «Я играю на пианино с детства», — говорит третий. «Прости, я не расслышал. Ты сказал, что играешь на пианино с детства? Повтори, пожалуйста», — говорит четвертый. «Да, я сказал, что играю на пианино с детства», — повторяет третий. Подобные короткие диалоги можно придумать к любой теме, их можно использовать для отработки любого материала. При этом не требуется никаких дополнительных средств обучения, преподавателю нужно только придумать и вписать это задание в план занятия. Например, это могут быть следующие ситуации: вас не расслышали и просят повторить; вас неправильно поняли и уточняют понимание; вы забыли упомянуть какую-либо деталь и вас переспрашивают; вы повторяете услышанное, чтобы подтвердить понимание; вы пересказываете, добавляя новую информацию от себя. Подобные ситуации формируют коммуникативный контекст упражнения, и вместе с тем позволяют отработать необходимые навыки за счет повторения похожих конструкций.

Итак, мы рассмотрели различные приемы повышения интереса (ценность высказываний, индивидуализация, новизна) и удержания внимания (реагирование, исправление, пересказ) во время проведения дистанционных занятий. Они позволяют педагогу разнообразить виды деятельности на уроках и увеличить мотивацию студентов без привлечения специальных дополнительных средств обучения.

Контроль и оценка знаний

Оценку и контроль знаний, как ни странно, в дистанционном формате осуществлять достаточно легко и удобно. Может быть, даже проще, чем в очной форме, поскольку исключаются субъективные факторы. Для этого можно использовать дополнительные ресурсы и приложения, позволяющие создавать тесты и интерактивные задания.

И для начала хотелось бы выделить некоторые платформы и системы дистанционного обучения, которые имеют необходимый функционал для осуществления проверки знаний и навыков. Это следующие зарубежные платформы: Canvas (США), Moodle (Австралия); MyEnglishLab, Oxford online practice, Macmillan English (Великобритания); Englishkey. Наряду с созданным огромным количеством зарубежных образовательных программ и платформ, в России также имеются собственные разработки: платформа для онлайн-обучения Ispring, цифровая образовательная среда Skyes для ВУЗов, образовательная платформа Взнания, платформа для создания курсов GetCourse, конструктор квестов Joyteka, конструктор тестов On-line test Pad. Также существуют и другие, хорошо известные альтернативные платформы: Kahoot, Plixers, LeaningApps, Quizlet, Prezi — программы для создания проверочных тестов и развития креативного мышления. Президент РФ В. В. Путин поручил с «2023 года школам и колледжам при организации дистанционного обучения детей использовать только государственные ресурсы». [13] В связи с этой рекомендацией активно стали возникать и внедряться новые платформы и ресурсы. Например, «Сферум» — платформа, разработанная в рамках создания в России цифровой образовательной среды в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 07.12.2020 г за № 2040. Поскольку многие из перечисленных платформ являются довольно известными, мы не будет описывать возможности и функционал каждой из них. Напротив, мы бы хотели остановиться на не самых распространенных, но полезных программах, помогающих решить такие трудности дистанционного формата, как подключение сторонних приложений, возможность списывания, разнообразие заданий и форматов, скрытые ответы и сводные таблицы баллов.

Платформа On-line test Pad — многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения. Для работы на данном ресурсе необходимо выполнить ряд манипуляций, а именно: 1) зарегистрировать организацию на портале; 2) перейти в раздел системы дистанционного обучения и тестирования (СДОиТ); 3) внести планируемый список участников дисциплины; 4) разместить готовые материалы или создать их самостоятельно; 5) подключить обучаемых; 6) добавить данный ресурс к официальному сайту организации (в нашем случае, Microsoft Teams) и приступить к работе. Стоит отметить, что при использовании данной платформы, у преподавателя отпадает необходимость переходить на другие сторонние ресурсы и демонстрировать их посредством функции «поделиться экраном», что экономит время при переходах и загрузки между сайтами.

Другим актуальным приложением для осуществления контроля знаний является Plix-ers, так как данная платформа не дает возможности студентам списать друг у друга ответы во время тестирования. Основная идея данной разработки заключается в создании индивидуальных QR-кодов для каждого студента (которые распечатываются самостоятельно студентами или преподавателем) и наличие в смартфоне пре-

подавателя уже установленной ранее программы. Каждая из сторон кода имеет свою букву ответа, которая является уникальной и не похожа на положение сторон кодов сокурсников. При появлении вопроса на смарт доске или на экране проектора, студенту необходимо повернуть карточку таким образом, чтобы правильный ответ находился в определенном положении, преподавателю остается лишь пройтись между рядов и зафиксировать результаты на своем смартфоне. Таким образом, исключается возможность «подсмотреть» правильный ответ у сокурсника. Результаты теста отражаются в виде таблицы с фамилией студента на экране проектора или смарт доски. С нашей точки зрения такой подход экономит время преподавателя на создание и проверку работ студентов, дает возможность объективного оценивания знаний обучающихся непосредственно на занятии и, самое главное, исключает возможность академического обмана.

Цифровая образовательная среда Skyes для ВУЗов используется для академического образования студентов. Стоит отметить, что Skyes — коммерческая программа, которая имеет ряд преимуществ перед аналогичными разработками (Englishkey, Voxy, ABA English, HelloEnglish, EdModo). Например, в том, что преподавателям предоставляется пробный период в течение нескольких месяцев, а не на неделю. В прошлом семестре наше подразделение университета вошло в число тестирующих Skyes, и нам был предоставлен доступ на весь семестр. Как уже было отмечено выше, платформа Skyes предназначена для студентов ВУЗов и может применяться при обучении английскому языку на экономическом, финансовом, маркетинговом и IT факультетах. На платформе можно подобрать задания и для гуманитарных

факультетов. Все задания разбиты в зависимости от уровня владения языком студентов от А1 до С1. На сайте подробно описан алгоритм работы как для преподавателя, так и для студента. Надо сказать, что при поступлении в ВУЗ многие школьники уже знакомы с подобной структурой обучения в школах, основанной на учебнике Spotlight, и она не представляет трудности при работе. При проведении занятия преподаватель и студенты авторизуются через свои учетные записи, преподаватель самостоятельно выбирает курс, который будет изучаться во время семестра. Это может быть Extra practice, Ace for PET exam, Ace the FCE exam, academic writing, Experts in the United State Exams (OGE/EGE), Data science in articles и другие. В качестве дополнительного материала присутствует банк заданий с различными видами упражнений, которые могут быть отобраны преподавателем для группы или отдельного студента. Во время занятия на экране преподавателя отображаются скрытые ответы, что в свою очередь облегчает проверку работ. Задания включают в себя развитие всех навыков владения языком: аудирование, письмо, чтение и говорение. Особое внимание хотелось бы уделить изучению грамматического материала. Задания по грамматике построены по принципу от простого к сложному, приводятся наглядные таблицы с объяснением, примеры, что позволяет неуспевающему студенту повторно изучить материал самостоятельно и при необходимости выполнить упражнения повторно. Если студент не справился или отсутствовал на занятии, преподаватель может выдать задание повторно с указанием даты. Все выполненные работы фиксируются в сводной таблице и помогают понять,

на что нужно уделить больше внимания тому или иному студенту. При работе на платформе Skyes нами была замечена огромная мотивация студентов к изучению иностранного языка. Со стороны студентов была также получена положительная отметка, так как работа была нестандартная и ранее не использовалась на уроках иностранного языка. Все задания составлены компетентными методистами и не содержат ошибок и опечаток.

Кроме того, мы бы хотели добавить пару слов о том, как организовать работу по контролю знаний в дистанционном формате, если нет возможности привлекать дополнительные приложения. Опыт показывает, что при проведении диктанта или письменной работы не стоит выкладывать задания в общий чат или прикреплять их виде документа Ms Word. Студенты могут скопировать текст и разослать его между собой, или же сделать перевод в интернете. Лучше задание предоставить с помощью демонстрации экрана и ограничить время выполнения. В таком случае будет сложнее использовать онлайн переводчик. Этот же принцип касается и домашних работ. Если возникает подозрение, что студенты скопировали друг у друга выполненные задания, изменив в них только инициалы, то можно попросить их сделать письменные упражнения от руки и выслать учителю фотографии своих тетрадей. Даже если работа и будет переписана, то, по крайней мере, студент затратит время на ее копирование и хоть что-то запомнит.

Современные ТСО позволяют принимать устные задания в виде видеозаписи. Для обучения иностранным языкам это — бесценная возможность, поскольку каждый студент должен будет не только подготовить устное выступление,

но и буквально проговорить его на камеру. Как правило, подобное выступление хочется сделать как можно лучше, без лишних пауз и ошибок, поэтому студенты могут записывать видео несколько раз. А это тоже — процесс обучения. В оффлайн формате преподавателю не всегда хватает времени выслушать выступления всех учащихся, поэтому кто-то может просто отмолчаться. Запись же видео позволяет проверить всех студентов, хотя и требует от преподавателя намного больше времени, чем письменные задания.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что все еще присутствует необходимость разрабатывать методические рекомендации для организации обучения в онлайн-формате. Новые технологии требуют новых подходов к обучению, переработки содержания обучения и выработки новых принципов.

В статье мы рассмотрели задачи, которые встают перед педагогическом сообществом в условиях цифровизации образования. Мы перечислили трудности, с которыми сталкивается педагог в дистанционном формате. Мы описали самые популярные средства и платформы обучения и оценили их плюсы и минусы. Мы поделились собственными методическими приемами, наработанными за время обучения в дистанционном и смешанном формате. Наконец, мы предложили дополнительные платформы и приложения, которые позволяют разнообразить виды деятельности на уроке и проводить контроль знаний. Мы надеемся, наш опыт, наши разработки и соображения помогут действующим педагогам наладить процесс обучения, познакомят с новыми форматами работы и дадут пищу к размышлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегали-нова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 1. С. 110-123.

2. Бережная Я.В. Опыт использования очков виртуальной реальности в преподавании английского языка: разработка и внедрение собственной методики // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 40. С. 665-678.

3. Бурдынская С.П. Формирование цифровой компетентности преподавателя иностранного (английского) языка ВУЗа // Образование и право. 2021. № 7. С. 205-209.

4. Влавацкая М.В., Юрченко М.А. Адаптация процесса обучения второму иностранному языку в виртуальной среде // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia'2020): материалы IV Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 23 апреля 2020 г.). Новосибирск: СГУПСа, 2020. С. 42-47.

5. Емельянова О.А. Образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам // Сетевой научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2020. Т. 8. № 2 (29). С. 182-191.

6. Железовская Г.И., Хижняк С.П. Средства обеспечения инновационной лингводидактики при обучении иностранными языкам в эпоху цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая сери. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 2. С. 194-199.

7. Захарова М.В. Рациональное и эмоциональное в цифровизации преподавания английского языка в университетах [Электрон. ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf. (Дата обращения: 7.04.2022).

8. Кондрахина Н.Г., Южакова Н.Е. Современные мультимедийные технологии обучения иностранному языку в разрезе цифровизации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(6). С. 127-133.

9. МТС приобрела разработчика Webinar и намерена создать свой аналог Zoom [Электрон. ресурс] // Интерфакс. Режим доступа: https:// www.interfax.ru/business/853126. (Дата обращения: 01.12.2022).

10. Обзор и сравнение 8 самых известных в России платформ для вебинаров [Электрон. ресурс] / ред. Руслан Якупов // Блог iSpring. 2018. Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/webinar-platforms, свободный. (Дата обращения: 01.12.2022).

11. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

12. Аракин В.Д.и др. Практический курс английского языка. 3 курс: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Д. Аракина. М.: ВЛАДОС, 2006. 431 с.

13. Путин поручил за полтора года перевести онлайн-обучение на госресурсы [Электрон. ресурс] // РБК. Режим доступа: https://www.rbc. ru/rbcfreenews/6151fe5a9a794755e0d31d08. (Дата обращения: 01.12.2022).

14. Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 232-248.

15. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2019. № 2(28). С. 108-113.

16. Скосырская Л.Г. Виртуальная образовательная среда Teams: практика внедрения в сравнении с Moodle // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia'2021): материалы V Международная научно-практическая конференция. (Новосибирск, 21-22 апреля 2021 г.). Новосибирск: СГУПС, 2021. С. 219-223.

17. Солдатова Г.У., Шляпникова В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 5-18.

18. Соснина Н.Г. Цифровые коммуникативные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 268-271.

19. Страмной А.В. Методология и технология инновационного урока английского языка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 142-144.

20. Танцура Т.А. Потенциал современных цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 295-297.

21. Федеральный проект Цифровая образовательная среда [Электрон. ресурс] // Национальный проект Образование; Министерство Просвещения Российской Федерации. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/cos/. (Дата обращения: 14.04.2022).

22. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 36-41.

23. Hassan W., Ariffin A., Ahmad F., Hamzah N., Rubani S.N.K., Zakaria N. Students'perceptions of using zoom meet webinar during covid-19 pandemic in technical and vocational education // Journal of Critical Reviews. 2020. С. 7-19.

24. Krasna M., Pesek I. Influence of Moodle and MS Teams on teaching-learning-studying (TLS) processes // Int. Conv. Information, Commun. Electron. Technol. MIPRO. 2020. 43rd. С. 612-616.

25. Mpungose C.B. Lecturers' reflections on use of zoom video conferencing technology for e-learning

at a South African university in the context of coronavirus // African Identities. 2021. C. 1—17.

26. Nainggolan S. Evaluating of Digital Platforms Related Online Learning During Covid-19 Pandemic: Students' Satisfaction View // AL-ISHLAH: Jurnal Pendidikan. 2021. № 13. C. 1358-1365.

27. Dellar H., Walkley A. Outcomes. Pre-intermediate. Student's Book. National Geographic, 2016. 212 c.

28. Serhan Derar. Transitioning from face-to-face to remote learning: Students' attitudes and perceptions of using zoom during covid-19

References

1. Begalinov A.S., Ashilova M.S., Begalinova K.K. On the image of higher education in the post-COVID era: the formation and development of a new order of thinking. Science for Education Today = Science for Education Today. 2021; 11; 1: 110123. (In Russ.)

2. Berezhnaya Ya.V. Experience of using virtual reality glasses in teaching English: development and implementation of own methodology. Innovatsii. Nauka. Obrazovaniye = Innovations. The science. Education. 2021; 40: 665-678. (In Russ.)

3. Burdynskaya S.P. Formation of digital competence of a teacher of a foreign (English) language at a university. Obrazovaniye i pravo = Education and Law. 2021; 7: 205-209. (In Russ.)

4. Vlavatskaya M.V., Yurchenko M.A. Adaptation of the process of teaching a second foreign language in a virtual environment. Tsifrovyye transformatsii v obrazovanii (E-Digital Siberia'2020): materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii = Digital transformations in education (E-Digital Siberia'2020): materials of the IV International scientific and practical conference (Novosibirsk, April 23, 2020). Novosibirsk: SGUPsa; 2020: 42-47. (In Russ.)

5. Yemel'yanova O.A. Educational potential of modern information technologies in teaching English to students. Setevoy nauchnyy zhurnal «Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye» = Network scientific journal "Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development". 2020; 8; 2(29): 182191. (In Russ.)

6. Zhelezovskaya G.I., Khizhnyak S.P. Means of ensuring innovative linguodidactics in teaching foreign languages in the era of digitalization. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seri. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika = Bulletin of the Saratov University. New series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020; 20; 2: 194-199. (In Russ.)

7. Zakharova M.V. Rational and emotional in the digitalization of teaching English at universities [Internet]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology. 2020; 8: 3. Available from: https://mir-nauki.com/

pandemic // International Journal of Technology in Education and Science. 2020. № 4(4). С. 335-342.

29. Sevilla G. Zoom vs. Microsoft Teams vs. Google Meet: Which Top Videoconferencing App Is Best? // PC Magazine. 2020.

30. Zoom Named a Leader in 2021 Gartner® Magic Quadrant™ for Meeting Solutions [Электрон. ресурс] // Globe Newswire. 2021. Режим доступа: https://www.globenewswire.com/news-release/2021/10/11/2311968/0/en/Zoom-Named-a-Leader-in-2021-Gartner-Magic-Quadrant-for-Meeting-Solutions.html. (Дата обращения: 1.12.2022).

PDF/44PDMN320.pdf. (cited 7.04.2022). (In Russ.)

8. Kondrakhina N.G., Yuzhakova N.Ye. Modern multimedia technologies for teaching a foreign language in the context of digitalization. Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Humanities. Bulletin of the Financial University. 2021; 11(6): 127-133. (In Russ.)

9. MTS priobrela razrabotchika Webinar i namerena sozdat' svoy analog Zoom = MTS acquired the developer of Webinar and intends to create its own analogue of Zoom [Internet]. Interfax. Available from: https://www.interfax.ru/ business/853126. (cited 01.12.2022). (In Russ.)

10. Obzor i sravneniye 8 samykh izvestnykh v Rossii platform dlya vebinarov = Review and comparison of the 8 most famous webinar platforms in Russia [Internet] - ed. Ruslan Yakupov. iSpring Blog. 2018. Available from: https://www.ispring.ru/ elearning-insights/webinar-platforms, svobodnyy. (cited 01.12.2022). (In Russ.)

11. Passov Ye.I., Kuzovleva N.Ye. Osnovy kommunikativnoy teorii i tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoye posobiye dlya prepodavateley russkogo yazyka kak inostrannogo = Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education: a manual for teachers of Russian as a foreign language. Moscow: Russian language. Courses; 2010. 568 p. (In Russ.)

12. Arakin V.D.et.al. Prakticheskiy kurs angliyskogo yazyka. 3 kurs: ucheb. dlya studentov vuzov / pod red. V.D. Arakina = Practical English course. 3 course: textbook. for university students / ed. V.D. Arakina. Moscow: VLADOS; 2006. 431 p. (In Russ.)

13. Putin poruchil za poltora goda perevesti onlayn-obucheniye na gosresursy = Putin instructed to transfer online learning to state resources in a year and a half [Internet]. RBC. Available from: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6151fe5a9a794755e 0d31d08. (cited 01.12.2022). (In Russ.)

14. Rybakova M.V. Digital educational environment as a factor in the development of foreign language competencies. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of science and education. 2021; 1(49): 232-248. (In Russ.)

15. Safuanov R.M., Lekhmus M.Yu., Kolga-nov Ye.A. Digitalization of the education system. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovaniye, ekonomika = Vestnik UGNTU. Science, education, economics. 2019; 2(28): 108-113. (In Russ.)

16. Skosyrskaya L.G. Teams virtual educational environment: implementation practice in comparison with Moodle. Tsifrovyye transformatsii v obrazovanii (E-Digital Siberia'2021): materialy

V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya = Digital transformations in education (E-Digital Siberia'2021): materials of the

V International scientific and practical conference. (Novosibirsk, April 21-22, 2021). Novosibirsk: SGUPS; 2021: 219-223. (In Russ.)

17. Soldatova G.U., Shlyapnikova V.N. Digital competence of Russian teachers. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye = Psychological science and education. 2015; 20; 4: 5-18. (In Russ.)

18. Sosnina N.G. Digital communication technologies as a means of forming foreign language communicative competence. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya = Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2020; 9; 1(30): 268-271. (In Russ.)

19. Stramnoy A.V. Methodology and technology of the innovative English lesson. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2020; 1(80): 142-144. (In Russ.)

20. Tantsura T.A. The potential of modern digital technologies in teaching a foreign language to students of higher education. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2021; 4(89): 295-297. (In Russ.)

21. Federal'nyy proyekt Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda = Federal project Digital educational environment [Internet]. National project Education; Ministry of Education of the Russian Federation. Available from: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/cos/. (cited 14.04.2022). (In Russ.)

Сведения об авторах

Ольга Анатольевна Жиронкина

К.ф.н, доцент кафедры зарубежной филологии Московский городской педагогический университет, Москва, Россия Эл. почта: oligoboss@gmail.com

Нигина Абдурахимовна Медведева

Старший преподаватель

Московский международный университет,

Москва, Россия

Эл. почта: bear74@inbox.ru

Елена Евгеньевна Соколова

К.ф.н. доцент, доцент кафедры зарубежной филологии

Московский физико-технический институт (национальный университет), Москва, Россия Эл. почта: selena12@mail.ru

22. Shilova O.N. Digital educational environment: pedagogical view. Chelovek i obrazovaniye = Person and education. 2020; 2(63): 36-41. (In Russ.)

23. Hassan W., Ariffin A., Ahmad F., Hamzah N., Rubani S.N.K., Zakaria N. Students'perceptions of using zoom meet webinar during covid-19 pandemic in technical and vocational education. Journal of Critical Reviews. 2020: 7-19.

24. Krasna M., Pesek I. Influence of Moodle and MS Teams on teaching-learning-studying (TLS) processes. Int. Conv. Information, Commun. Electron. Technol. MIPRO. 2020. 43rd: 612-616.

25. Mpungose C.B. Lecturers' reflections on use of zoom video conferencing technology for e-learning at a South African university in the context of coronavirus. African Identities. 2021: 1-17.

26. Nainggolan S. Evaluating of Digital Platforms Related Online Learning During Covid-19 Pandemic: Students' Satisfaction View. AL-ISHLAH: Jurnal Pendidikan. 2021; 13: 13581365.

27. Dellar H., Walkley A. Outcomes. Pre-intermediate. Student's Book. National Geographic; 2016. 212 p.

28. Serhan Derar. Transitioning from face-to-face to remote learning: Students' attitudes and perceptions of using zoom during covid-19 pandemic. International Journal of Technology in Education and Science. 2020; 4(4): 335-342.

29. Sevilla G. Zoom vs. Microsoft Teams vs. Google Meet: Which Top Videoconferencing App Is Best? PC Magazine. 2020.

30. Zoom Named a Leader in 2021 Gartner® Magic Quadrant™ for Meeting Solutions [Internet]. Globe Newswire. 2021. Available from: https://www.globenewswire.com/news-release/2021/10/11/2311968/0/en/Zoom-Named-a-Leader-in-2021-Gartner-Magic-Quadrant-for-Meeting-Solutions.html. (cited 1.12.2022).

Information about the authors

Olga A. Gironkina

Cand. Sci. (Philology), Associate Professor Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia E-mail: oligoboss@gmail.com

Nigina A. Medvedeva

Senior Lecturer

Moscow International University,

Moscow, Russia

E-mail: bear74@inbox. ru

Elena E. Sokolova

Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Philology Moscow International University, Moscow, Russia E-mail: selena12@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.