Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / интернет / дистанционное образование / компьютерное тестирование / эксперимент / исследование / студенты / информационные технологии / физическое воспитание / обучение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуан Юнь, Чжао Цзыцзянь

В данной статье рассматривается применение онлайн обучения в университетах по предмету «физическая культура». Автор отмечает преимущества осуществления обучения в дистанционном формате, которые оказывают пользу не только на учеников, но и на преподавателей. Констатируется улучшение уровня знаний обучения с применением электронных систем, путем самостоятельного разбора материала, оперативного получения ответа на интересующие вопросы, что способствует сделать сам процесс обучения интенсивным. Даются рекомендации по хорошему усвоению материала обучения студентам, такие как умение правильно распределять время в течении дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуан Юнь, Чжао Цзыцзянь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-212-221 ХУАН ЮНЬ,

NIION: 2018-0076-9/22-990 кандидат педагогических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2022-9-1188 Чжэнчжоуский университет СИАС,

провинция Хэнань, КНР, e-mail: 249289253@qq.com

ЧЖАО ЦЗЫЦЗЯНЬ,

кандидат педагогических наук,профессор, Чжэнчжоуский университет, провинция Хэнань, КНР,

e-mail: 249289253@qq.com

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается применение онлайн обучения в университетах по предмету «физическая культура». Автор отмечает преимущества осуществления обучения в дистанционном формате, которые оказывают пользу не только на учеников, но и на преподавателей. Констатируется улучшение уровня знаний обучения с применением электронных систем, путем самостоятельного разбора материала, оперативного получения ответа на интересующие вопросы, что способствует сделать сам процесс обучения интенсивным. Даются рекомендации по хорошему усвоению материала обучения студентам, такие как умение правильно распределять время в течении дня.

Ключевые слова: физическая культура, интернет, дистанционное образование, компьютерное тестирование, эксперимент, исследование, студенты, информационные технологии, физическое воспитание, обучение

HUAN GYUN,

Dr.Hab., Associate Professor, Zhengzhou Sias University, HenanProvince,

China

ZHAO ZIJIAN,

Dr.Hab., Professor Zhengzhou University, Henan Province,

China

ONLINE TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES: MODERN STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Annotation. This article discusses the use of online education in universities on the subject of physical culture. The author notes the advantages of distance learning, which benefit not only students, but also teachers. The improvement of the level of knowledge of training with the use of electronic systems is stated, through independent analysis of the material, prompt receipt of answers to questions of interest, which helps to make the learning process itself intensive. Recommendations are given for the good assimilation of the teaching material to students, such as the ability to properly allocate time during the day.

Key words: physical culture, Internet, distance education, computer testing, experiment, research, students, information technology, physical education, training

На текущий момент в университетах одной из актуальных задач является качественное образование [1]. В современных странах данное определение неразрывно связано с возникновением квалифициро-

ванных знаний, умением создавать художественные ценности, способность самостоятельно приобретать навыки и умения, сочетать технологический опыт и социальный интеллект, умение поддержать диалог при значительной роли в про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

цессе деятельности и образовании, самостоятельно приобретать навыки и умения [10]. Получается, в области образования в нашей стране развивается сфера преподавания, оценки, что порождает поиск новых форм для деятельности педагогов. Для того чтобы показать, насколько качественным является образование, люди, которые специализируются в данной сфере, открывают для себя появившиеся недавно информационные технологи, которые в свою очередь входят в основу интернет-технологий. Получение новых знаний переходит на определенный вид деятельности обучающихся, который связан с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Самостоятельное изучение материала увеличивается, так как возрастает интенсивность учебного процесса. В подобных обстоятельствах увеличивается значение и потребность в таком виде обучения, при которой студент смог бы самостоятельно усваивать навыки, развивать умение быстро схватывать информацию, которая скоротечно меняется.

В университете посредством физического воспитания обучают студентов с помощью современных информационных технологий, дабы они смогли правильно донести информацию. В такой предмет как физическая культура непосред-

ственно входит как обучение развитию устойчивости и подвижности, так и поддержание своего здоровья и формирование здорового образа жизни во время учебного процесса [4].

При помощи лекций преподаватель по физическому воспитанию предоставляет возможность студентам запомнить информацию, после чего следует закрепление усвоенного материала с помощью написания реферата. Реализация цели образования и воспитания в условиях педагогический системы не в полной мере действенны, даже если взять рефераты, то обучающиеся при написании их зацикливаются только на одной теме. Именно поэтому очень важным является искать новые формы учебного процесса, которые смогут быть использованы путем дистанционной формы.

Мы решили изучить насколько результативно можно обучить студентов физической культуре при помощи дистанционной формы обучения [6]. Чтобы достигнуть нашей задачи применялись такие методы изучения, как анализ и подытоживание научно-методической литературы [7].

Данное исследование проводилось в первом полугодии 2021/22 учебного года и отобразило показатель готовности учеников 1-2 курса к введению информационных технологий. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Вовлеченность учеников 1-2 курса к печатным и электронным источникам информации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Одним из главных преимуществ интернета по мнению обучающихся является увеличение круга общения и развлечений, а еще достаточно быстрый поиск информации для учебных заданий. Но и можно столкнуться с такими минусами, как копирование чужих рефератов, вовлечение учеников в мир бездумья, без какого-либо контроля, не имеющее границ, но легкое и заманчивое информационное пространство [9].

На текущий момент осуществляется формирование актуальной системы понимания физического воспитания подрастающего поколения, в

ней происходят изменения в преимущественных направлениях, которые стоят наравне с передачей знаний студентам в подготовленной форме, здесь преподаватель является одним из главных лиц в учебном процессе, где организованные занятия физической культурой учат студентов самостоятельности, отхождению от стандартных идей и правил, и поглощению энергии или информации с образованием чего-то нового.

Для оказания содействия дистанционной форме образования был основан курс в электронной форме по дисциплине «Физическая культура».

Таблица 1. Результаты анализа видов интереса учеников в Интернете.

Показатели Человек % Итого по выборке

Наличие компьютера дома 125 92,6 135 человек

Доступ в интернет: дома 93 68,9

- у знакомых 32 23,7

- в организациях 1 0,7

- в вузе 13 9,6

- в клубах 0 0,0

- нет доступа 12 8,9

Проводят в Интернете: 1 час/нед. 13 9,6

1-5 час/нед. 31 23,0

5-10 час/нед. 30 22,2

Более 10 час/нед 40 29,6

Виды занятий Всего ответов % Чаще всего % Дост. часто % изредка %

Общение со сверстниками 114 82,7 66 48,9 31 23,0 16 11,9

Со всеми 96 70,3 23 17,7 35 25,1 37 28,2

Дискуссии 74 55,5 9 7,3 18 14,2 46 33,4

Поиск инф. По д/ заданиям 107 80,1 26 19,3 49 36,3 33 24,4

Случайные сайты 68 51,2 5 4,3 19 13,4 46 33,2

Видео 84 63,1 22 15,5 32 23,1 32 24,5

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Музыка 107 80,1 42 30,3 37 28,2 27 20,6

Игры 75 54,7 12 8,2 21 14,9 44 31,8

Что дает интернет

Развлечение 78 58,5

Рефераты 98 73,3

Познание нового 63 45,9

Саморазвитие 38 28,1

То, чего нет в СМИ 26 19,3

Скучно без него 29 21,5

Неплохо живется без него 32 28,1

В данном эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся на заочной форме, и студенты 1-2 курса, которые обучаются на очной форме. На заочной форме обучения занятия проходили с опорой только на теоретическую часть предмета, а студенты очной формы обучения чередовали как теоретическую часть, так и практическую.

Чтобы провести эксперимент решили создать группы, в каждую из которых входили два студента очной формы обучения и два студента заочной формы обучения, их подбирали так, чтобы специальности и отделения обучения у них не пересекались. Отобранные две группы проходили обучение по физическому воспитанию по стандартному учебному плану, который был создан для студентов, в обучение которых не входят физкультурные специальности. В качестве обучения применялись всеми применяемая форма -лекционные материалы.

Студенты, подвергшиеся эксперименту, принялись учить теорию предмета, предоставленную им в электронном виде. Необходимо обратить внимание на то, что у студентов заочной формы обучения знания в данном предмете абсолютно отсутствовали. А для отбора в группы студенты, обучающиеся на очной форме, должны были

пройти испытание в качестве теста. В период сессии студенты, которые отобраны для эксперимента, сдают контрольные нормативы, по итогам которых получают оценку за понимание материала, который предоставлен во время учебного процесса.

Поступающая проверка знаний велась при помощи тестирования, проведенного по физической культуре на компьютерах. Чтобы студенты могли сдать тест в течении целого учебного года, преподаватели вели подготовку по учебному материалу. Помимо материала, который преподаватель готовил заранее, студентам предоставлялась возможность изучать материал, взятый из библиотеки или же воспользоваться электронным курсом.

Для студентов заочной формы обучения из группы, на которой проводился эксперимент, преподаватели читали лекции всего 8 часов, в то время, когда для студентов очной формы обучения предоставлялось 72 часа. Во время самостоятельной работы не было никаких временных рамок.

Для выполнения самостоятельной работы обучающимся была предоставлена система дистанционного обучения, которая была создана в одной из популярных программ MOODLE [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Рисунок 2. Электронный курс «Физическая культура» на базе системы дистанционного обучения MOODLE.

В качестве облегчения учебного процесса в университетах оборудованы компьютерные классы, с помощью которых можно было воспользоваться информационно-вычислительными техниками и интернетом [8].

Для обеспечения полноценного учебного процесса преподавателями созданы все условия, в которых они смогли проводить занятия дистанционной формы [5].

Учебный материал собран по требованиям государственного стандарта и похожей программой обучения физической культуре.

Для присутствия на дистанционном обучении студенты получают заранее созданный логин и пароль от своего аккаунта на платформе. По дисциплине «Физическое воспитание» обучающимся даются пособия, впоследствии которые они обязуются изучить по графику (рис. 3), а также самостоятельные работы, наборы текстов для тренинга, лекции, промежуточный контроль знаний (рис. 4). После каждой пройденной темы в конце пособия существует словарь, в котором располагаются все термины, это предоставляется для того, чтобы студент смог закрепить знания, полученные в процессе изучения [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Рисунок 3. Содержание текстовых страниц курса «Физическая культура».

Рисунок 4. Контрольный блок курса по предмету «Физическая культура».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

У студента происходит самостоятельное изучение материала в онлайн режиме или с опорой на помощь преподавателя по данному предмету. В данном случае преподаватель, находясь в онлайне прочитывает лекционный материал, студент имеет возможность задать вопросы преподавателю путем сообщений в чате, на которые незамедлительно получит ответ и станет лучше разбираться в данной теме. В этих целях создан форум, где студенты могут посмотреть задачи, которые им предоставил преподаватель, а также количество времени, отведенное на выполнение.

Чтобы проверить, насколько отложились знания у студентов, преподаватель проводит контрольные, самостоятельные работы, а также тестирования по предмету физического воспитания. Проверка знаний в виде теста предполагает его составление преподавателем, тест включает также ограничение по времени и указание количества попыток, которые задает преподаватель. Свои работы студенты должны предоставить преподавателю для проверки лично, либо на электронную почту.

Рисунок 5. Настраивание компьютерного тестирования.

В результате исследования обучения в дистанционном формате организовано самостоятельное получение знаний, после чего подытожены результаты исследуемых групп, которые не занимались по данной системе:

- группа студентов очной формы обучения, обучающихся по стандартной программе, 1-СП, 2-СП группа, СП - стандартная программа;

- группа студентов заочной формы отделения, изучающая теоретический блок 1-ТБ, 2-ТБ, ТБ - теоретический блок;

- сравнение достижений группы очного обучения (1-СП, 2-СП) и заочного (1-ТБ, 2-ТБ) между собой.

Осуществлен расчет среднего балла, приобретённый путем тестирования и соотношения числа студентов, которые набрали разные баллы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Обучение 90 ОЛ

60 СП ■

¿1Л ■

эп

зи 7П

10 А

Путем лекций (1-ТБ) Путем электронных курсов Путем лекци (1-СП) ■ Дообучения ■ После обучения й (2-ТБ) Путем электронных курсов

Рисунок 6. Результаты проведения контрольного тестирования студентов 1-2 курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате тестирования студентов, обучение у которых проводилось путем электронного курса, показал хороший результат, так как можно заметить, что он увеличился. Средний результат студентов, обучение которых проходило в заочной форме, равняется 78,21%, в то время, когда у студентов заочной формы результат только вырос. Обучающиеся очной формы похвастаться этим не могут, так как даже с привилегиями пользования лекционными материалами результат тестирования стал очень низким, равным всего 48,82%.

Так, стоит заметить, что у исследуемой группы после проведения тестирования процент отметки достиг 60%. Принимая во внимания вышеприведенные данные, можно отметить, что занятия в дистанционном формате оказывают значительное улучшение при обучении теоретическим материалом студентов. Но и стоит уделить внимание, что при постоянной работе над учебным материалом увеличивается результативность овладения практическим материалом.

В общих чертах прирост у экспериментальной группы 20,9 %, что намного переросло процент студентов, которые получают знания по стандартной программе, он составляет 5,82%.

Исходя из результатов, можно увидеть, что произошло улучшение знаний в области способности контролирования своего поведения при физических упражнениях (28 баллов), а также в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

результате получения знаний посредством самостоятельных занятий (20 баллов).

Группа, на которой проводился эксперимент, недалеко оторвалась от контрольной группы. Общее время, которое было затрачено на одинаковую тему и продолжительности тестирования, совсем не отличается. Все это может говорить лишь о склонности не отличаться чем-то новым и не сильным стремлением изучить, ввиду имеющихся знаний.

На очной форме обучения дистанционный формат изучения предмета физического воспитания оказывает благоприятное воздействие на повышение уровня знаний. Обучение при помощи электронных технологий способствует улучшению качества физического воспитания путем расширения возможностейдля обучающегося.

Можно сделать вывод, что обучение в дистанционном формате в разы превосходит обучение стандартной лекционной формы. Студенты изучили материалы, которые дальше поспособствовали им хорошо показать свои знания и сдать зачет, в основе которого заложен теоретический материал по дисциплине «Физическая культура».

По итогам исследования и подведения результатов, можно сказать, что экспериментальная программа, в которую включено самостоятельное изучение студентами материала данного предмета, оказывает положительное влияние на

формирование таких качеств: понимание и знания по решению образовательных и воспитательных задач, в результате которых у студентов возрастает влечение к занятиям по физической культуре, поддержанию своего здоровья и увеличению знаний о здоровом образе жизни.

Обучение при помощи электронных технологий дает возможность студентам самостоятельно изучить материал, пользуясь интересными ресурсами. Одним из критериев является получение ответа на интересующие вопросы в разных областях предмета, в результате чего сам процесс изучения становится усиленным.Исходя из этого, происходит контроль со стороны преподавателя при приобретении постоянства, порядка самостоятельного изучения учебных материалов. Увеличивается количество студентов, которые освоили учебный материал, соответствующий требованиям стандарта. У студентов открывается возможность обучения из любого места: будь ты дома либо на даче, также возможность оформления заказа на учебные принадлежности, при этом не затрачивая своего времени и времени преподавателя. Но также стоит понимать, что дистанционное обучение основывается на самостоятельном изучении материала, и то, какие студент получит знания, будет зависеть от времени, которое он сможет уделять.

Для преподавателя и целой кафедры физического воспитания в процессе создания принципов и явления электронного взаимодействия происходит улучшение уровня знаний. Чтобы проводить качественный курс, у преподавателей стоят такие задачи, как отсматривать учебный материал, совершенствовать лекции, придумывать новые формулировки вопросов в тестах, все это побуждает совершенствоваться не только студентов, но и преподавателей.

Список литературы:

[1] Антонова И.Н., Ефремова Н.Г., А.В. Носова А.В., Внукова Е.Ю. Актуальный уровень физической подготовленности современных студентов / // Культура физическая и здоровье. 2019. №4 (72). - С. 18-20.

[2] Богданов В.М., Пономарев B.C., Соловов А.В. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2010. № 2. - С. 51-56.

[3] Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. - С. 60-63; 2001. № 5. - С. 56-61.

[4] Ефремова Н.Г., Солопов П.В. Формирование положительно ценностного отношения сту-

дентов высших учебных заведений к оздоровительной деятельности // Физическая культура, спорт и здоровье. 2015. № 26. - С. 138-141.

[5] Петров П.К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2. - С. 51-55.

[6] Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

[7] Петров П.К. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации общества // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. 2006. № 5. -С. 45-47.

[8] Петров П.К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. - М.: Ижевск: Удмуртский университет, 2003. - 447 с.

[9] Попова А.И., Петров П.К. Информационные технологии в системе физического воспитания студентов // Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2010. - С. 239-241.

[10] Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., А.Ю. Кравцова А.Ю. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / под ред. И.В. Роберт.- 2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 с.

Spisok literatury:

[1] Antonova I.N., Efremova N.G., A.V. Nosova A.V., Vnukova E.YU. Aktual'nyj uroven' fizicheskoj podgotovlennosti sovremennyh studentov / // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2019. №4 (72). - S. 18-20.

[2] Bogdanov V.M., Ponomarev B.C., Solovov A.V. Metody i tekhnologii elektronnogo distancion-nogo obucheniya v vuzovskom kurse fizicheskoj kul'tury // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2010. № 2. - S. 51-56.

[3] Volkov V.YU. Komp'yuternye tekhnologii v fizicheskoj kul'ture, ozdorovitel'noj deyatel'nosti i obrazovatel'nom processe // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2001. № 4. - S. 60-63; 2001. № 5. -S. 56-61.

[4] Efremova N.G., Solopov P.V.Formirovanie polozhitel'no cennostnogo otnosheniya studentov vysshih uchebnyh zavedenij k ozdorovitel'noj deyatel'nosti // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. 2015. № 26. - S. 138-141.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

[5] Petrov P.K. Informacionnaya kompetentnost' kak osnova dlya formirovaniya professionalizma budushchih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka. 2010. № 2. - S. 51-55.

[6] Petrov P.K. Informacionnye tekhnologii v fizicheskoj kul'ture i sporte: Ucheb. posobie. - M.: Akademiya, 2008. - 288 s.

[7] Petrov P.K. Podgotovka specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu v usloviyah informatizacii obshchestva // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie obra-zovanie, trenirovka. 2006. № 5. - S. 45-47.

[8] Petrov P.K. Teoreticheskie i metodich-eskie osnovy podgotovki specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta s ispol'zovaniem sovremennyh

informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij: Monografiya. - M.: Izhevsk: Udmurtskij universi-tet, 2003. - 447 s.

[9] Popova A.I., Petrov P.K. Informacionnye tekhnologii v sisteme fizicheskogo vospitaniya stu-dentov // Sovremennye tekhnologii sportivnoj mediciny, fizicheskoj reabilitacii i adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konferencii. - Naberezhnye CHelny: KamGAFKSiT, 2010. - S. 239-241.

[10] Robert I.V., Panyukova S.V., Kuznecov A.A., A.YU. Kravcova A.YU. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tekhnologicheskij aspekty) / pod red. I.V. Robert. -2-e izd., dop. - M.: IIO RAO, 2008. - 274 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.