Научная статья на тему 'Онлайн-курсы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов'

Онлайн-курсы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / иностранный язык / онлайн-курс / неязыковой вуз / education / foreign language / online course / non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Щербакова, Ирина Владимировна Дорохина

Актуальность рассматриваемой темы несомненна доказана. Профессионально-ориентированное обучение имеет возможность стать главным методическим приемом при обучении иностранному языку (английскому языку) в неязыковых вузах. Профессионально ориентированное обучение – это подход к образовательному процессу, который ставит в центр внимания студента и его профессиональные интересы. Оно помогает студентам лучше понять свои предпочтения, навыки и способности, чтобы определить наиболее подходящую для них карьеру. Обучение иностранному языку на профессиональную тематику в неязыковых университетах должно быть адаптировано к специфическим потребностям студентов и их будущей карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Владимировна Щербакова, Ирина Владимировна Дорохина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Online courses in professionally oriented foreign language teaching for students of non-linguistic universities

The relevance of the topic under consideration has been undoubtedly proven. Professionally oriented education has the opportunity to become the main methodological technique for teaching a foreign language (English) in non-linguistic universities. Professionally oriented learning is an approach to the educational process that puts the student and his professional interests at the center of attention. It helps students better understand their preferences, skills and abilities in order to determine the most suitable career for them. Teaching a foreign language on a professional topic in non-linguistic universities should be adapted to the specific needs of students and their future careers.

Текст научной работы на тему «Онлайн-курсы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов»

Научная статья УДК 378; ББК 74.0

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-161-164 EDN: https://elibrary.ru/yixaea NIION: 2018-0077-2/24-474 MOSURED: 77/27-024-2024-02-673

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Онлайн-курсы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов

Ирина Владимировна Щербакова1, Ирина Владимировна Дорохина2

1 Донской государственный технический университет, Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ), Ростов, Россия, ira.leroy@yandex.ru

2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов, Россия

Аннотация. Актуальность рассматриваемой темы несомненна доказана. Профессионально-ориентированное обучение имеет возможность стать главным методическим приемом при обучении иностранному языку (английскому языку) в неязыковых вузах. Профессионально ориентированное обучение - это подход к образовательному процессу, который ставит в центр внимания студента и его профессиональные интересы. Оно помогает студентам лучше понять свои предпочтения, навыки и способности, чтобы определить наиболее подходящую для них карьеру. Обучение иностранному языку на профессиональную тематику в неязыковых университетах должно быть адаптировано к специфическим потребностям студентов и их будущей карьере.

Ключевые слова: обучение, иностранный язык, онлайн-курс, неязыковой вуз

Для цитирования: Щербакова И. В., Дорохина И. В. Онлайн-курсы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 161-164. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-161-164. EDN: YIXAEA.

Original article

Online courses in professionally oriented foreign language teaching

f Ж -я , f ц/ ■ • * J * • C-5 • л • С-5 Cj СУ

for students of non-linguistic universities

Irina V. Shcherbakova1, Irina V. Dorokhina2

1 Don State Technical University, Rostov State University of Economics, Rostov, Russia, ira.leroy@yandex.ru

2 Rostov State University of Economics, Rostov, Russia

Abstract. The relevance of the topic under consideration has been undoubtedly proven. Professionally oriented education has the opportunity to become the main methodological technique for teaching a foreign language (English) in non-linguistic universities. Professionally oriented learning is an approach to the educational process that puts the student and his professional interests at the center of attention. It helps students better understand their preferences, skills and abilities in order to determine the most suitable career for them. Teaching a foreign language on a professional topic in non-linguistic universities should be adapted to the specific needs of students and their future careers.

Keywords: education, foreign language, online course, non-linguistic university

For citation: Shcherbakova I. V., Dorokhina I. V Online courses in professionally oriented foreign language teaching for students of non-linguistic universities. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):161-164. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-161-164. EDN: YIXAEA.

В современном мире при строительстве огромного количества зданий и сооружений, при разработке оружия массового поражения (в том числе биологического), при разработке нейросетей и генерации информации, при большом потоке информации на разных языках просто необходимо владеть несколькими иностранны-

ми языками. Иностранный язык предполагает владение не только лексикой, но и грамматикой [1, с. 7]. Изучение иностранных языков возможно в настоящий момент как на офлайн основе, так и на онлайн, то есть с помощью онлайн-курсов, которых всевозможное количество на просторах интернета встречается [2, с. 143].

© Щербакова И. В., Дорохина И. В., 2024

Иностранный язык в нашем мире играет очень важную роль при устройстве на работу или просто путешествиях в другие страны. Очень важно сохранить тенденцию и даже повысить количество часов при изучении иностранного языка в неязыковых вузах [3, с. 223]. Необходимо, чтобы иностранный язык изучался в течение всего времени обучения студентами в вузах [4, с. 194].

Важно, чтобы изучение иностранных языков было не только на таких специальностях как лингвистика, языкознание, журналистика, но и других немаловажных специальностях: строительство, архитектура. Экономика, дорожного строительство, вентиляция, юриспруденция, менеджмент, машиностроение, авиастроение, авиация, агропромышленность и все другие технические и экономические специальности [5, с. 44].

Преподаватель в данном случае выступает значимым звеном между специальностью, выбранной абитуриентом, и самим студентом. Преподаватель в данном случае обладает не только знаниями по иностранному языку и методикой преподавания данной дисциплины, но и знатоком в технической или экономической областях. Преподавателю необходимо повышать знания в технической специальной области, проходить курсы повышения квалификации, курсы переподготовки или получать второе высшее образование [6, с. 261].

В связи с этим явилось необходимым создание разных форм обучения: онлайн и офлайн. Появилось большое количество обучающих курсов, что является несомненным подспорьем в повышении мотивации при изучении предмета.

Методика преподавания иностранных языков сделала большой шаг вперед. Появились всевозможные приемы при обучении иностранному языку. Создано большое количество обучающих методических пособий и учебников, но остается неизменным обучение в аудитории или онлайн обучение.

Онлайн обучение предполагает обучающие он-лайн-курсы на образовательной платформе с возможность выхода в конференцию с записью или без данной конференции, а также всевозможные курсы на просторах интернета. В таком случае образовательными организациями и вузами страны были организованы образовательные площадки для создания он-лайн-курсов.

В нашей статье мы обсудим тему онлайн-курсов на образовательной площадке Донского государственного технического университета. На базе вуза

был организован сервер СКИФ, где есть возможность создать образовательные онлайн-курсы по изучаемым дисциплинам для студентов и преподавателей Донского государственного технического университета.

Онлайн-курсы являются как дополнительного образования, так и дополнительного профессионального образования. При прохождении онлайн-курсов дополнительного профессионального образования у студентов есть возможность свидетельство о прохождении курсов государственного образца, которое в дальнейшем обучающийся может предъявить по месту работы.

Обучение иностранному языку для будущих технических специалистов является обязательным, так как будущий специалист во всех областях просто обязан обмениваться опытом с зарубежными специалистами и учеными, вести переговоры, принимать участие в международных научно-практических конференциях, а также заключать сделки и вести переписку. Перечисленные виды деятельности являются неотъемлемой частью будущего специалиста в его области и будущего ученого. Поэтому повышение мотивации при обучении иностранному языку является главной целью профессионально-ориентированного обучения в техническом вузе. Чем выше мотивация студентов, тем качественнее и прогрессивнее будет проходить обучение иностранному языку.

Нами был создан онлайн-курс «Немецкий язык в профессиональной деятельности» на платформе Донского государственного технического университета СКИФ. Далее приведем ссылку на онлайн-курс и сам вид курса. Ссылка на онлайн-курс «Немецкий язык в профессиональной деятельности»: https://do.skif. donstu.ru/course/view.php?id=4423. Далее рассмотрим курс на рис. 1.

ЬШ4

Кафедра "Иностранные языки" Дисциплина "Немецкий язык в профессиональной деятельности"

Аннотация

Курс "Немецкий язык в профессиональной деятельности» имеет практико-ориентированный характер и построен с учётом междисциплинарных связей, в первую очередь, знаний, навыков и умений, приобретаемых студентами в процессе изучения социальных дисциплин и дисциплин профессионального цикла. Содержание курса предполагает применение студентами фоновых технических и социокультурных знаний в освоении иностранного языка, а языковые коммуникативные умения, которые формируются в процессе его изучения, расширяют возможности студентов участвовать в учебно-и сследо в ател ь ско й дея тел ьно сти.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины. Рис. 1. Немецкий язык в профессиональной деятельности

Данный курс рассчитан на студентов Донского государственного технического университета, продолжающих изучать немецкий язык в техническом вузе. Онлайн-курс «Немецкий язык в профессиональной деятельности» предполагает изучение профессиональной лексики для поддержания беседы на профессиональные темы, а также грамматику немецкого языка и проверочное тестирование, для проверки полученных знаний. Данный онлайн-курс является дополнительным образованием. Он строится на профессионально-ориентированном обучении, так как оно является важным звеном при изучении иностранного профессионального языка.

Слушатели, которые записываются на курс обязательно проходят входное тестирование, на оценку остаточных знаний по немецкому языку и выявлению пробелов в знаниях немецкого языка.

На онлайн-курс «Немецкий язык в профессиональной деятельности» было зачислено 60 студентов, изучающих немецкий язык в профессиональной деятельности первого курса очной формы обучения, о чем свидетельствует статистика курса. Студентам было предложено входное тестирование. Результаты тестирования приведены в табл. 1. Рассмотрим результаты тестирования.

Таблица 1 Результаты входного тестирования

Всего количество слушателей на курсе 0-20 % 2140% 4160% 6180 % 81100 %

60 2 16 23 14 5

По результатам тестирования мы построили диаграмму для лучшего восприятия полученных результатов. Рассмотрим результаты в диаграмме 1.

10-20% 21-40% 111-60% 61-80% 181-100%

Диаграмма 1. Результаты входного тестирования

По результатам построенной диаграммы мы видим, что слушателей со знаниями свыше 61 % составляет 31 % от общего количества, что является низким показателем.

Студентам в курсе были предложены различные задания на изучение и закрепление лексического и грамматического материала. Онлайн-курс был разделен на темы, по изучении которой студент проходил тестирование.

Следует привести наглядно описываемый онлайн-курс «Немецкий язык в профессиональной деятельно-

сти». В нем представлены темы, связанные с их специальностью 08.03.01 Строительство. Рассмотрим курс на рис. 2.

Онлайн-курс был разработан с 1 сентября 2023 года, были зачислены студенты по специальности 08.03.01 Строительство. По прохождении курса к 30 декабря 2023 года было проведено итоговое тестирование. Результаты итогового тестирования были записаны в таблицу. Приведем Итоговую табл. 2.

Сделать все упражнения и перевод. Добавить фото.

Сделать перевод и упражнения и добавить фото ш Thema 12. Wie werden Metalle hergestellt?

Thema 13. Das Wesen der Standardisierung.

Сделать задания и перевод текста, добавить фото. * Thema 14 Ziele und Funktionen der Standartisierung

Выполнить все упражнения, перевод, загрузить фото.

Выполнить упражнения, перевод добавить фото

Сделать задания, перевод, добавить фота.

Рис. 2. Онлайн-курс «Немецкий язык в профессиональной деятельности»

Таблица 2 Результаты итогового тестирования

Всего количе- 21- 41- 61- 81-

0-20 %

ство слушате- 40% 60% 80 % 100 %

лей на курсе

60 1 6 19 19 15

По результатам итогового тестирования мы построили диаграмму для лучшего восприятия полученных результатов. Рассмотрим результаты в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Результаты итогового тестирования Как видно из полученных результатов и построенных диаграмм, знания по немецкому языку в профессиональной сфере при профессионально-ориентированном обучении значительно повысились. Мотивация

студентов неязыкового вуза возросла при изучении профессионального немецкого языка.

Список источников

1. Аверьянова В. В. Использование Интернет-ресурсов для обучения студентов аудированию // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2020. № 5 (122). С. 5-9.

2. Акай О. М., Щербакова И. В., Царевская И. В. Интернет-технологии в процессе межкультурной коммуникации и обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 141-144.

3. Щербакова И. В., Волченков Е. А. Использование онлайн-курсов как способа повышения мотивации у студентов при обучении иностранному (немецкому) языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 221-224.

4. Щербакова И. В., Волченков Е. А. К вопросу об обучении переводу научных и технических текстов на базе дистанционного обучения // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 191-197.

5. Щербакова И. В., Волченков Е. А. К вопросу о роли диктантов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 44.

6. Щербакова И. В., Волченков Е. А. Роль информационных технологий при обучении иностранному языку студентов юридических институтов МВД

РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С.261-263.

References

1. Averyanova V. V. The Use of Internet Resources for Teaching Listening to Students // Proceedings of F. Skaryna Gomel State University. 2020. No. 5 (122). Р. 5-9.

2. Akay O. M., Shcherbakova I. V., Tsarevskaya I. V Internet-technologies in the process of intercultural communication and foreign language teaching // Baltic Humanitarian Journal. 2020. Vol. 9. No. 1 (30). Р. 141-144.

3. Shcherbakova I. V., Volchenkov E. A. The use of online courses as a way to increase students' motivation in teaching a foreign (German) language // Baltic Humanities Journal. 2021. Vol. 10. No. 3 (36). Р. 221-224.

4. Shcherbakova I. V, Volchenkov E. A. On the issue of teaching translation of scientific and technical texts on the basis of distance learning // Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No. 3. Р. 191-197.

5. Shcherbakova I. V., Volchenkov E. A. On the role of dictations in teaching a foreign language in a non-language university // Modern problems of science and education. 2019. No. 3. Р. 44.

6. Shcherbakova I. V., Volchenkov E. A. The role of information technologies in teaching a foreign language to students of law institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Education. Science. Scientific staff. 2022. No. 2. Р. 261-263.

Информация об авторах

И. В. Щербакова - Донской государственный технический университет, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), кандидат филологических наук, доцент;

И. В. Дорохина - Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

I. V. Shcherbakova - Don State Technical University, Rostov State University of Economics (RINH), Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

I. V. Dorokhina - Rostov State University of Economics (RINH), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 15.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.