Научная статья на тему 'Роль информационных технологий при обучении иностранному языку студентов юридических институтов МВД РФ '

Роль информационных технологий при обучении иностранному языку студентов юридических институтов МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / иностранный язык / английский язык / информационные технологии / студент / неязыковой вуз / инновации / социальные сети / коммуникация / education / foreign language / English / information technology / student / non-linguistic university / innovation / social networks / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Щербакова, Евгений Александрович Волченков

В настоящее время используют большое количество методов и приемов при изучении иностранного языка. Студенты неязыковых вузов обязаны владеть знаниями и навыками не только по выбранной ими специальности, но и свободно владеть знаниями по иностранному языку. Обучающиеся юридических институтов МВД РФ обязаны овладеть знаниями профессионально-делового общения в сфере своей специальности. Использование информационных технологий на занятиях по иностранному языку способствует повышению интереса к изучению и развитию познавательных, речевых и языковых компетенций. Применение информационных технологий на практических занятиях помогает познакомиться студентам со странами изучаемых языков. В статье представлены информационные технологии, позволяющие повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Владимировна Щербакова, Евгений Александрович Волченков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information technologies in teaching a foreign language to students of law institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

A large number of methods and techniques are currently being used when learning a foreign language. Non-linguistic students are required to have knowledge and skills not only in their chosen speciality, but also to be fluent in a foreign language. Trainees of law institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are obliged to master the knowledge of professional and business communication in the sphere of their specialty. The use of information technologies in foreign language lessons promotes interest in learning and development of cognitive, speech and language competencies. Application of information technologies in practical classes helps students to get acquainted with the countries of the studied languages. In the work information technologies were presented to increase students' motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий при обучении иностранному языку студентов юридических институтов МВД РФ »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 261 -263. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):261-263.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 372.881.1 NIION: 2007-0062-2/22-130

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-261-263 MOSURED: 77/27-004-2022-02-330

Роль информационных технологий при обучении иностранному языку студентов юридических институтов МВД РФ

Ирина Владимировна Щербакова1, Евгений Александрович Волченков2

1 Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростов-на Дону, Россия, ira.leroy@yandex.ru

2 Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ростов-на Дону, Россия, Evg_volk@mail.ru

Аннотация. В настоящее время используют большое количество методов и приемов при изучении иностранного языка. Студенты неязыковых вузов обязаны владеть знаниями и навыками не только по выбранной ими специальности, но и свободно владеть знаниями по иностранному языку. Обучающиеся юридических институтов МВД РФ обязаны овладеть знаниями профессионально-делового общения в сфере своей специальности. Использование информационных технологий на занятиях по иностранному языку способствует повышению интереса к изучению и развитию познавательных, речевых и языковых компетенций. Применение информационных технологий на практических занятиях помогает познакомиться студентам со странами изучаемых языков. В статье представлены информационные технологии, позволяющие повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: обучение, иностранный язык, английский язык, информационные технологии, студент, неязыковой вуз, инновации, социальные сети, коммуникация

Для цитирования: Щербакова И.В., Волченков Е.А. Роль информационных технологий при обучении иностранному языку студентов юридических институтов МВД РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 261 — 263. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-261-263.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The role of information technologies in teaching a foreign language to students of law institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Irina V. Shcherbakova1, Evgeny A. Volchenkov2

1 Don State Technical University (DSTU), Rostov-on-Don, Russia, ira.leroy@yandex.ru

2 Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia, Evg_volk@mail.ru

Abstract. A large number of methods and techniques are currently being used when learning a foreign language. Non-linguistic students are required to have knowledge and skills not only in their chosen speciality, but also to be fluent in a foreign language. Trainees of law institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are obliged to master the knowledge of professional and business communication in the sphere of their specialty. The use of information technologies in foreign language lessons promotes interest in learning and development of cognitive, speech and language competencies. Application of information technologies in practical classes helps students to get acquainted with the countries of the studied languages. In the work information technologies were presented to increase students' motivation to learn a foreign language.

Keywords: education, foreign language, English, information technology, student, non-linguistic university, innovation, social networks, communication

For citation: Shcherbakova I.V., Volchenkov E.A. The role of information technologies in teaching a foreign language to students of law institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):261 -263. (In Russ.). doi: 10.24412/20733305-2022-2-261-263.

© Щербакова И.В., Волченков Е.А., 2022

Педагогические науки

Информационные технологии стали незаменимыми помощниками на практических занятиях по иностранному языку [6, с. 01077]. Основные виды речевой деятельности стали возможны благодаря информационным технологиям, стали доступны аудирование и говорение с носителями языка [7, с. 12019]. Информационные технологии обеспечивают студентов неязыковых вузов возможностью реального общения, подбором аутентичного материала, что крайне необходимо для студентов юридических вузов [2, с. 141].

Нами были исследованы научные труды отечественных ученых о поставленной проблеме. Совершенствование современного образования является первостепенной проблемой в обучении. Отметим, что обучение иностранному языку с помощью коммуникативного подхода стало возможным благодаря информационным технологиям. В научной работе В.В. Аверьяновой описана проблема использования интернет-ресурсов при обучении аудированию. Аудирование является движущей силой при коммуникативном подходе к обучению. Коммуникативный подход способствует развитию общения на иностранном языке и совершенствованию навыков говорения [4, с. 44]. К информационным технологиям следует отнести компьютер с выходом в интернет, социальные сети, способствующие дальнейшему общению обучающихся на иностранном языке, а также всевозможные программы и интернет-приложения. Использование современных информационных технологий способствует повышению мотивации у студентов, изучающих иностранный язык.

Под актуальностью данной работы понимаем применение современных информационных технологий при изучении иностранного языка студентами юридических вузов. Цель работы — обзор наиболее значимых информационных технологий, влияющих на повышение мотивации к изучению иностранного языка. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: 1) рассмотреть основные информационные технологии; 2) выявить наиболее значимые информационные технологии, положительно влияющие на студентов при изучении иностранного языка. Материалом исследования послужили: компьютер с выходом в интернет, интернет-ресурсы, аудио- и видео-приложения для создания дистанционных курсов. Теоретическая значимость работы обусловлена в дальнейшем изучении интернет-ресурсов. Практическая значимость работы заключается в применении полученных результатов на практике и со-

здании онлайн-курсов для студентов юридических вузов.

Компьютер с выходом в интернет-сеть стал отличным мотиватором студентов [1, с. 5—7]. Благодаря компьютеру у студентов заметно возрос интерес к изучаемому языку, стали возможны практические занятия с использованием аудио- и видеоприложений. Как следствие, использование аудио- и видеоприложений дало толчок для развития и продвижения онлайн-кур-сов к изучению иностранного языка [3, с. 221 — 224]. Языковые онлайн-курсы отличаются гибкостью к ведению занятий, они позволяют изменить содержание занятия и ход его ведения, что положительно сказывается на мотивации к изучению [5, с. 275—278].

Интернет-ресурсы сыграли свою роль в достижении поставленной цели. К ресурсам следует отнести аутентичную литературу и научные статьи на иностранном языке, опубликованные носителями языка, а также всевозможные квес-ты и источники информации.

Нами был проведен эксперимент. Обучающиеся активно использовали на практических занятиях компьютеры, были внедрены интернет-ресурсы, студентам удалось оценить наиболее интересные из них и выявить их преимущества. Информационные технологии активно вошли в процесс обучения, что положительно повлияло на студентов юридического факультета. Уровень владения языка существенно повысился.

Было отмечено, что при использовании информационных технологий на занятиях по иностранному языку у обучающихся формировались навыки чтения, были усовершенствованы навыки письма, лексический запас стал значительно богаче. Информационные технологии стали катализатором при запоминании информации и овладении новыми знаниями. Стоит отметить, что информация, представленная с помощью информационных технологий, оценивается и перерабатывается первостепенно преподавателем. Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс овладения иностранными языками положительно сказалось и значительно повысило мотивацию обучающихся. Студенты на практических занятиях не только приобретали новые знания по иностранному языку, но и были вовлечены в изучение истории и традиций страны, а также обычаев и праздников. С помощью приобретенных знаний студенты могут понять языковую личность через процесс общения на иностранном языке.

Отметим, что, используя интернет-ресурсы, студентам была предоставлена возможность по-

262

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

7. Shcherbakova I., Kovalchuk N, Timashova M., Konkin B., Soprantsova J. Digitalization of education and its impact on the teaching of foreign languages to students of technical universities / / E3S Web of Conferences. 14. Rostov-on-Don, 2021. C. 12019.

References

1. Averyanova V.V. The Use of Internet Resources for Teaching Listening to Students / / Proceedings of F. Skaryna Gomel State University. 2020. № 5 (122). p. 5—9.

2. Akay O.M., Shcherbakova I.V., Tsarevskaya I.V. Internet-technologies in the process of intercultural communication and foreign language teaching // Baltic Humanitarian Journal. 2020. T. 9. № 1 (30). P. 141 — 144.

3. Shcherbakova I. V., Volchenkov E. A. The use of online courses as a way to increase students' motivation in teaching a foreign (German) language // Baltic Humanities Journal. 2021. T. 10. № 3 (36). p. 221—224.

4. Shcherbakova I.V., Volchenkov EA. On the role of dictations in teaching a foreign language in a non-language university // Modern problems of science and education. 2019. № 3. p. 44.

5. Shcherbakova I.V., Svinarev S.V. The role of distance courses in the process of teaching a foreign language and intercultural communication // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2021. T. 10. № 4 (37). p. 275—278.

6. Akay O., Tsarevskaia I., Shcherbakova I., Krivtsova N. Internet technologies in modern concept of english teaching (general and translation theory) // E3S Web of Conferences. Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019. 2019. p. 01077.

7. Shcherbakova I., Kovalchuk N., Timashova M., Konkin B., Soprantsova J. Digitalization of education and its impact on the teaching of foreign languages to students of technical universities // E3S Web of Conferences. 14. Rostov-on-Don, 2021. p. 12019.

Информация об авторах

И.В. Щербакова — доцент кафедры «Иностранные языки в сфере технических наук и технологий» ДГТУ; Е.А. Волченков — старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors I.V. Shcherbakova — Associate Professor of the Department "Foreign Languages in the Field of Technical Sciences and Technologies" of the DSTU;

E.A. Volchenkov — Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.05.2022; одобрена после рецензирования 31.05.2022; принята к публикации 10.06.2022. The article was submitted 1 7.05.2022; approved after reviewing 31.05.2022; accepted for publication 1 0.06.2022.

вышения уровня знании грамматики и лексики. Ими были активно использованы ресурсы для подготовки к практическим занятиям и разработки проектных работ.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты: отмечается повышение мотивации у студентов при изучении иностранного языка, улучшены знания грамматики и лексики. Информационные технологии положительно повлияли на студентов юридических факультетов при изучении иностранного языка.

Список источников

1. Аверьянова В.В. Использование Интернет-ресурсов для обучения студентов аудированию / / Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2020. № 5 (122). С. 5—9.

2. Акай О.М., Щербакова И.В., Царевская И.В. Интернет-технологии в процессе межкультур-нои коммуникации и обучения иностранному языку / / БалтиИскиИ гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 141 — 144.

3. Щербакова И.В., Волченков ЕА. Использование онлаИн-курсов как способа повышения мотивации у студентов при обучении иностранному (немецкому) языку // БалтиИскиИ гуманитарныИ журнал. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 221—224.

4. Щербакова И.В., Волченков ЕА. К вопросу о роли диктантов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 44.

5. Щербакова И.В., Свинарев С.В. Роль дистанционных курсов в процессе обучения иностранному языку и межкультурноИ коммуникации // Азимут научных исследовании: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 275-278.

6. Akay O., Tsarevskaia I., Shcherbakova I., Krivtsova N. Internet technologies in modern concept of english teaching (general and translation theory) // E3S Web of Conferences. Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019. 2019. С. 01077.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.