Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 172-179 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 494. рр. 172-179
Научная статья
УДК 378.14.014.13
doi: 10.17223/15617793/494/18
Онлайн-экскурсии как инструмент обучения иностранному языку в информационной образовательной среде вуза
Анна Игоревна Шевченко1
1 Вятский государственный университет, Киров, Россия, usr10761@vyatsu. гы
Аннотация. В центре внимания находится проблема проведения онлайн-экскурсий на иностранном языке в специально отобранной и организованной информационной образовательной среде вуза для обучающихся неязыковых направлений подготовки с учетом принципов организации. Цель статьи заключается в представлении технологии организации онлайн-экскурсий как продуманного показа достопримечательностей мест, памятников истории и культуры в режиме реального времени, а также опытно-экспериментальная проверка данной технологии в рамках подготовки обучающихся к иноязычному общению.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, онлайн-экскурсии, принципы организации он-лайн-экскурсии, метрики оценивания уровня владения иностранным языком, опытно-экспериментальное обучение
Для цитирования: Шевченко А.И. Онлайн-экскурсии как инструмент обучения иностранному языку в информационной образовательной среде вуза // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 172-179. doi: 10.17223/15617793/494/18
Original article
doi: 10.17223/15617793/494/18
Online excursions as tools for teaching a foreign language in the university's informational educational environment
Anna I. Shevchenko1
1Vyatka State University, Kirov, Russian Federation, usr10761@vyatsu. ru
Abstract. The article focuses on the problem of organizing online excursions in a foreign language in a specially selected and organized informational educational environment of the university for non-linguistic students. In order to organize this environment, it is necessary to take into account the principles of intercultural and professional orientation, the principle of informational fullness, the comparative principle, the principles of personal and subjective individualization, as well as informational sufficiency. These principles allow organizing a technology of conducting online excursions related, firstly, to the emotional sphere of students, where the goals, values, motives and attitudes of each student are taken into account by building individual educational trajectories, and, secondly, to organize virtual tours in a foreign language in such a way that they are aimed at consistently mastering all types of speech activity (reading, listening, speaking, and writing). The aim of the article is to present the technology of organizing online excursions as a thoughtful display of sights, historical and cultural monuments in real time, as well as the results of its experimental verification for preparing students for foreign language communication. The methodological basis of the research is a combination of competence-based, environmental and intercultural approaches. The research methods are the analysis of literature connected with the problem, questionnaires, experimental training, quantitative and qualitative analysis of the results, statistical and two-factor variance analysis of data. The article presents the technology of organizing online excursions in the informational educational environment of the university. Due to the consideration of the principles of selection and organization, an online excursion is a tool that allows the teacher to structure and present linguistic and cross-cultural material. However, at the same time, virtual tours require preliminary preparation and clear staging, which will allow students to understand and analyze historical and cultural information, participate in discussions and express their opinions about historical events, people and objects. The metrics which are described in the article allow determining and evaluating the level of foreign language proficiency during online excursions. The article describes the progress and results of an experimental study aimed at identifying the effectiveness of using online excursions as an additional tool in teaching foreign language communication, which leads to the formation of foreign language communicative competence. The results of the study and the statistical and two-factor analysis of the data proved the viability and effectiveness of using online excursions as part of the educational process for teaching a foreign language in the informational educational environment of the university.
© Шевченко А.И., 2023
Keywords: informational educational environment, online excursions, principles of organizing online excursions, metrics for determining the level of foreign language, experimental teaching
For citation: Shevchenko, A.I. (2023) Online excursions as tools for teaching a foreign language in the university's informational educational environment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 494. pp. 172-179. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/494/18
Современный этап развития общества и информатизация системы образования требуют от вузов создать оптимальные условия для осуществления обучающимися межличностных и межкультурных коммуникаций в рамках профессиональных сфер деятельности, руководствуясь нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение к своеобразию иноязычной культуры, а также проявление личностных и профессиональных качеств, таких как культурная непредвзятость, эмпатия, толерантность, речевой и социокультурный такт, интерес к будущей профессиональной деятельности и т.д. Дисциплина «Иностранный язык», входящая в блок обязательных дисциплин, вносит вклад в достижение поставленной цели, а также способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Овладение данной компетенцией и эффективность ее формирования определяется способностью преподавателя создать условия и организовать ситуации, моделирующие условия реального процесса коммуникации, и отобрать средства (инструменты), способные создать информационную образовательную среду, как на занятии, так и во внеурочное время.
В последнее время наблюдается значительный интерес отечественных и зарубежных исследователей (Е.В. Дашкова, А.С. Гусейнова, Ю.С. Камар-дина, А.В. Порываев, C. Calongne и J. Hiles, A. Downing и L.R. Klein, C. Major, D. Jan с соавторами и др.) [1. С. 23; 2. С. 5; 3. С. 7; 4. С. 31; 5. Р. 17, 6. Р. 500; 7. Р. 12; 8. P. 373] к использованию на занятиях иностранного языка онлайн-экскурсий, так как они решают сразу несколько задач, а именно: а) делают процесс обучения интерактивным; б) могут использоваться как в аудитории на занятии, так и вне аудитории; в) мотивируют обучающихся к изучению иностранного языка; г) дают возможность познакомиться с иноязычной культурой, а также сопоставить иноязычные картины мира.
Однако использование онлайн-экскурсий в рамках образовательного процесса на занятиях иностранного языка не может рассматриваться в отрыве от информационной образовательной среды, которая должна быть специально создана и отобрана преподавателем для достижения поставленной цели. Представители про-странственно-средового подхода (B. Best, S. Conceigäo [9], R.V. Mayer [10], В.И. Гинецинский [11], С.К. Гу-раль, О.А. Обдалова [12] и др.) в своих исследованиях рассматривают различные способы определения структуры и содержания образовательной среды.
Чтобы оценить эффективность использования онлайн-экскурсий на занятиях иностранного языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, до начала опытно-экспериментальной проверки был проведен предэкспериментальный срез, показавший, что средний коэффициент сфор-мированности данной компетенции 42,3%. Названный показатель демонстрирует, что студенты в недостаточной степени владеют знаниями о культурно-исторических событиях и объектах культуры, испытывают трудности при восприятии и понимании информации, допускают ошибки в использовании лексико-грамматических средств при построении монологических и диалогических высказываний в процессе дискуссии.
Изложенное показывает комплекс проблем, которые могут быть решены при условии использования онлайн-экскурсий как дополнительного инструмента обучения иностранному языку в информационной образовательной среде. Цель статьи заключается в том, чтобы представить технологию организации онлайн-экскурсий и результаты ее опытно-экспериментальной проверки на занятиях по иностранному языку в вузе.
Методология данного исследования базируется на совокупности компетентностного (А.Л. Берди-чевский, Л.Г. Викулова [13] А.В. Хуторской [14]), пространственно-средового (R. Bdiwi, C. de Runze, S. Faiz, A.A. Cherif [15], Н.В. Попова, Т.В. Овсянникова [16], Э.К. Самерханова [17] и др.), профессионально ориентированного (К.Э. Безукладников, Б.А. Жигалев, Б.А. Крузе [18], С.С. Куклина [19] и т.д.) подходов. Данные подходы позволили выделить принципы отбора и организации информационной образовательной среды, в которой планируется проведение онлайн-экскурсий.
Принципы отбора направлены на выбор соответствующего содержания предлагаемой информации, которое может лечь в основу проведения онлайн-экс-курсии и поможет студентам [20]:
1) увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема в режиме реального времени;
2) услышать необходимую информацию об этих объектах на иностранном языке.
Принципы организации, в свою очередь, предполагают такое структурирование информации, которое позволит студентам:
1) ощутить значение исторического события или важность культурного объекта;
2) овладеть навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (рис. 1).
Принципы отбора
При im к и межкультуркон
направленное! и:
а) создает условна для подготовь ^обучающихся к hijiiojîiiçhhio роли субъекту
диалога культур; 6) вюпочаст проблемную «кформацию и заданна, которые углубляют представ лета о
современном лолнкультурном мире: в) развивает у обучающихся такие качества, какэмютня, толерантность. речевой м социокультурный такт и др.
Принципы организации
i ' pa в» iiTc is.Ho4' о поста ншиыГ принцип:
а) обеспечивает взаимодействия участник^ образовательного процесса, ггаггравлезшые на^ сравнение различных картин мира;
б) способствует определению своего отношения к полученной информации, избеган ложных
стереотипов о явлениях изучаемых культур в рамках профессиональной деятельности;
в) создает условия, максимально приближенные К коммуникации с коллегой-носителем ИЯ
Принцип профессиональной направленности:
а) создаст условия к профессионально ориентированному общению; б) включает информацию и тадаиня. содержащий iipo(j>ecci!oi Iальма -энвчимую н нформ an н ю;
в) развивает' у обучающихся такие профессиональные качества, как интерес к профессиональной деятельности, прогнозирование и т. д.
Hрни ниц личностной и субъектной н иди вил у'ил и за и и н :
предназначен для того, чтобы организовать ориентированное шюязычное общение студентов
в рамках Проблемных ситуации с учетом интересов, мотивов. H склонностей обучающихся, готовящихся к решению учебно-речевых задач, руководствуясь эмпатней. толерантностью, этическими норманн и профессиональным тактом.
Пришвин информационно!! насьмигннпгтн:
предполагает, что осуществляется
отбор достаточного количества межкультурной il профессионально , ориентированной информации в tax онлани-экскурснй
11 pu и цн нн робл е м н и-н нфо рм л ци они о и
достаточности:
побуждает отбирать такую информацию, которая количественно достаточна, носит проблемный характер и направлена на совместное обучение всем внл<^ речевой деятельности^
Рис. 1. Принципы отбора и организации информационной образовательной среды
Представленные принципы легли в основу организации технологии проведения онлайн-экскурсий. Онлайн-экскурсии представляют собой продуманный показ достопримечательностей мест, памятников истории и культуры в режиме реального времени, в основе которых лежит анализ объектов, а также рассказ о событиях, связанных с ними [21. С. 35]. Онлайн-экскурсии связаны непосредственно с эмоционально-ценностной сферой обучающихся. Во-первых, они ориентированы на цели, ценности, мотивы и установки каждого студента за счет построения индивидуальных образовательных траекторий (ответ на вопрос: «Для чего ты учишь ИЯ?»). Во-вторых, они призваны снять языковые и психологические барьеры, такие как барьер боязни контакта с реальным человеком, барьер понимания, барьер говорения и межкультурный барьер.
Для того, чтобы правильно организовать онлайн-экскурсии, в своем исследовании мы использовали технологию «трех китов», которая позволяет каждому обучающемуся осознать свои эмоции, чувства, переживания, а также проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка, что поможет впоследствии сформировать и поддерживать их мотивацию
к саморазвитию и самосовершенствованию. 1-й кит -«Я знаю». Направлен на расширение культурного кругозора, освоение современного поликультурного мира посредствам онлайн-экскурсий на иностранном языке. 2-й кит - «Я не боюсь». Направлен на достижение определенного уровня знаний в познавательной сфере за счет освоения интерактивного материала, участия в дискуссии во время онлайн-экскурсии во встроенном чате. Это ведет, во-первых, к осознанию преимуществ от владения иностранным языком, а во-вторых, к развитию творческого потенциала личности. 3-й кит -«Я могу». Направлен на мотивирование каждого пользователя осуществлять иноязычное общение, что позволит любому участнику в будущем самому провести он-лайн-экскурсию на иностранном языке из любого города мира.
Однако для того, чтобы онлайн-экскурсии способствовали формированию иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо, чтобы содержание таких экскурсий было целенаправленно отобрано и методически организовано для овладения рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Онлайн-экскурсии как инструмент обучения видам речевой деятельности
Вид речевой деятельности Умения
Аудирование Развитие умений воспринимать иноязычную информацию на слух, извлекать и понимать общую и детальную информацию, выделять факты и примеры, обобщать информацию, сообщенную в ходе онлайн-экскурсии, и определять свое отношение к ней
Чтение Развитие умений выделять необходимые факты, сведения и информацию, которая во время онлайн-экскурсии отправляется во встроенный чат и телеграмм-канал
Письменная речь Развитие умений запрашивать информацию, учитывая социокультурные реалии, выражать собственное мнение, а также отвечать во встроенном чате или теле-грамм-канале на вопросы, которые задает гид во время онлайн-экскурсии
Говорение Развитие умений проводить онлайн-экскурсии, соблюдая нормы и правила в соответствии с национально-культурными особенностями, а также запрашивать информацию и обмениваться ею, высказывать свою точку зрения, давать характеристику фактам
Как видно, такой инструмент обучения, как он-лайн-экскурсии, способствует развитию умений структурировать и представлять межкультурный материал и требует предварительной подготовки и четкой этапизации.
Так, онлайн-экскурсию следует начать со вступительного слова, где отражаются основные моменты будущего виртуального тура, рассматривается межкультурный и лингвострановедческий материал. Далее идет проведение самой онлайн-экскурсии, где в режиме реального времени участники знакомятся с экскурсионными объектами, предметами, историческими событиями и осуществляют поиск информации, которая поможет им справится с проблемными вопросами и заданиями в конце экскурсии. Завершается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой обобщается и систематизируется увиденная и услышанная информация, даются ответы на поставленные вопросы.
Для получения наибольшего эффекта от онлайн-экс-курсии необходимо разработать специальные вопросы и задания, которые выполняются в ходе экскурсии или после, что способствует пониманию содержания и формированию навыков говорения и письменной речи.
Данные анкетирования позволяют выявить, что обозначенные параметры с точки зрения технологии организации онлайн-экскурсий являются важными для студен-
Изложенное позволяет говорить о формировании иноязычной коммуникативной компетенции в информационной образовательной среде посредствам он-лайн-экскурсий.
Так, например, первые три онлайн-экскурсии (Сумба, остров в Индонезии; Любляна, столица Словении, Севилья, город на юге Испании) предназначены для этапа развития умений, где происходит присвоение межкультурной информации и способов работы с ней. После данных онлайн-экскурсий было проведено анкетирование обучающихся, которое позволило определить организационные параметры, влияющие на усвоение учебного материала на иностранном языке. В табл. 2 можно увидеть, какие организационные параметры являлись определяющими для организации он-лайн-экскурсий, а также процентное соотношение положительных и отрицательных ответов на вопросы в расчете на количество обучающихся больше 30, но меньше 50 (табл. 2). Отметим, что студенты как субъекты информационной образовательной среды в основном обладают определенным набором качеств для участия в межкультурных взаимодействиях, однако испытывают трудности, связанные с учебно-познавательными и лексико-грамматическими аспектами.
Таблица 2
тов и непосредственным образом влияют на их успеваемость и, как результат, прогресс в обучении. Так, достаточность и сложность материалов характеризует количе-
Организационные параметры при проведении онлайн-экскурсий
Вопрос Организационный параметр, выявляемый при помощи вопроса Ответы студентов, %, ответ «да» Ответы студентов, %, ответ «нет»
Достаточно ли по времени продолжалась онлайн-экскурсия? Достаточность 82 18
Сложно ли было Вам воспринимать информацию на иностранном языке во время онлайн-экскурсии? Сложность 35 65
Интересно ли Вам было слушать онлайн-экскурсию и выполнять предложенные задания? Интересность 74 26
Удалось ли Вам при просмотре онлайн-экскурсии запомнить больший объем информации? Полезность 34 66
Использовали ли Вы дополнительные материалы, чтобы расширить информацию по онлайн-экскурсии? 75 25
Будете ли Вы рекомендовать онлайн-экскурсии своим друзьям, знакомым? Вовлеченность 78 24
ственные показатели, т.е. объем предлагаемой для изучения межкультурной и лингвострановедческой информации, а также последовательность при предъявлении материалов (от простого к сложному или наоборот). Интерес-ность, полезность и вовлеченность являются параметрами, которые показывают уровень психологической и учебной подготовки обучающихся. Способны ли студенты, во-первых, прогнозировать и планировать свою учебную деятельность, во-вторых, выделять необходимую информацию и самостоятельно структурировать ее, в-третьих, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебно-речевыми задачами, вступая во взаимодействие как друг с другом, так и с преподавателем?
Заключительная онлайн-экскурсия (Задар, Хорватия) проектируется для этапа функционирования общения, где с помощью межкультурной и лингвостра-новедческой информации, полученной в ходе виртуального тура, а также приобретенных речевых умений
В качестве показателя степени готовности и способности обучающихся вступать в иноязычное общение был избран коэффициент, предложенный В.П. Беспалько [22], рассчитываемый по формуле:
К = — х 100%, п
где а - количество набранных баллов, п - максимально возможное количество баллов. Предельным считается коэффициент не ниже 0,6 (60%), соответствующий среднему уровню.
Во время предэкспериментального среза средний коэффициент по группе обучающихся (количество 36 человек) составил 42,3%, что соответствует низкому уровню владения иностранным языком, необходимым для осуществления иноязычного общения. После проведения четырех онлайн-экскурсий, где применялась разработанная технология, был сделан итоговый срез, показавший положительную динамику изменения в полученных результатах. Так, на этапе развития умений большинство обучающихся смогли понять общее и детальное содержание онлайн-
обучающиеся участвуют в расширенной дискуссии. Продуктом данного занятия являются монологические и диалогические высказывания обучающихся в новых ситуациях для представления своей точки зрения по историко-культурным проблемам и принятия взаимоприемлемого решения.
Качество продуктов, созданных на этапе развития умений и функционирования общения, оценивается с учетом критериев путем присвоения баллов и является кумулятивным результатом, характеризующим уровень готовности и способности студентов обще и детально понимать представленную межкультурную и лингвострановедческую информацию, а также строить монологические и диалогические высказывания разной степени сложности, вступая во взаимодействия, как друг с другом, так и с преподавателем. В обоих случаях от обучающихся ожидается проявление личностных и профессиональных качеств, значимых для иноязычного общения (табл. 3).
экскурсий, вычленить необходимые межкультурные и лингвострановедческие единицы для правильного оформления высказываний в рамках дискуссии.
В то же время студенты испытывали трудности в обобщении полученной информации для представления историко-культурных сведений, допускали незначительные ошибки при использовании иноязычных лек-сико-грамматических средств (К= 65%). На этапе функционирования расширенная дискуссия показала, что студенты в основном пользуются усвоенными межкультурными и лингвострановедческими единицами, следуют логике изложения своей точки зрения, однако не полностью понимают позицию оппонента (К = 63%).
Чтобы проверить достоверность представленных данных, проведем дисперсионный анализ факторов, способных повлиять на уровень владения иностранным языком обучающимися, при помощи критерия Фишера. F-тест в дисперсионном анализе устанавливает, значительно ли отличаются средние показатели нескольких независимых выборок. Результат явля-
Таблица 3
Метрики оценивания уровня владения иностранным языком
I уровень — готовность Оценка, баллы
Личностные и профессиональные качества: культурная непредвзятость, эмпатия, толерантность, речевой и социокультурный такт, интерес к будущей профессиональной деятельности и т.д. 1. Актуально-смысловое членение сообщаемой информации с учетом целевой установки 10
2. Целенаправленность, логичность и завершенность высказывания 10
3. Опора на содержание полученной информации и форму ее предъявления для обеспечения полноты высказывания 10
4. Корректность и грамотность в употреблении межкультурных и лингвострановедческих единиц 10
5. Соответствие речевых высказываний определенному жанру (описание, сообщение, повествование, объяснение) 10
II уровень — готовность и способность
6. Аргументированность, логичность и убедительность высказываний для представления своей точки зрения 10
7. Понимание логического и побудительного аспектов сообщения оппонента и выявление сходств и различий в позициях 10
8. Самостоятельность в общении, а также корректность в употреблении межкультурных и лингвострановедческих единиц 10
9. Особенности трансформации диалога, монолога в соответствии с введением нового условия общения 10
10. Динамика речевого взаимодействия коммуникативных партнеров 10
ется валидным, если Fстат > Fкрит, т.е. если у большинства испытуемых значение показателя повышается, то этот сдвиг называется Fстат, а сдвиги противоположного направления соответственно будут рассматриваться как Fкрит [23]. Другими словами, когда уровень статистической значимости Р-значение < 0,05, то критерий Фишера значим, и влияние исследуемого фактора можно считать доказанным (табл. 4).
Согласно таблице, очевидно, что сумма квадратов отклонений SS (4166,381), число степеней свободы й!-(16), дисперсия MS- 217,432 и 324,64 содержат данные о начальных величинах для фактора и итоговых. Все это необходимо для расчетов в последних трех столбцах - статическое значение отношения Фишера ^стат),
Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования и статистический анализ полученных данных доказали, что проведение онлайн-экскур-сий способствует, во-первых, росту личностных результатов обучающихся для расширения культурного поля личности за счет осознания не только преимуществ от владения иностранным языком, но и развития таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность, способность совмещать, различать и сопоставлять «свою» и «иноязычную» картины мира, а также социализация, расширение кругозора, осознание ценности иноязычной речи и красоты иностранного языка при непосредственном и опосредованном взаимодействии с носителем языка. Во-вторых, данные экскурсии обеспечивают академический результат за счет качественных и количественных результатов по подготовке целевых групп в рамках «комфортного изучения иностранного языка» посредствам разработанных ин-
Р-значение и критическое значение отношения Фишера ^критич). Поскольку Fстат значение отношения критерия Фишера (4,059136) больше Fкрит (2,143680), то с вероятностью 94% делаем вывод о том, что результаты итогового среза не зависят от влияния случайных факторов. В подтверждение этому на пересечение строки «Между обучающимися» и столбца «Р-значение» находится величина 0,02976512076, которая меньше 0,05. Это позволяет сделать вывод о том, что с субъективной точки зрения выявленные параметры предоставляют преподавателю возможность использовать онлайн-экскурсии на занятиях по иностранного языку в качестве дополнительного инструмента при организации иноязычного общения.
4
формационных технологий, что позволяет обучающимся в будущем реализовать себя в разных сферах человеческой деятельности (карьера, образование, путешествия, коммуникации и др.).
Таким образом, онлайн-экскурсии как инструмент обучения иностранному языку затрагивают три компонента при подготовке обучающихся в рамках образовательного процесса, а именно: а) поликультурную составляющую (доступность и открытость во взаимодействии с представителями других культур, расширение культурного кругозора); б) образовательную составляющую (активизация речемыслительной деятельности, развитие навыков самостоятельной работы, формирование всех видов речевой деятельности - аудирование, чтение, говорение, письменная речь); в) личностную составляющую (мотивация к изучению языка, снятие языковых и психологических барьеров, общение с носителем языка).
Таблица
Дисперсионный анализ факторов
Дисперсионный анализ социальных факторов
ИТОГИ
Группы Счет Сумма Среднее Дисперсия
Столбец 1 (предэкспериментальный срез) 36 180 1,2875 13,4321
Столбец 2 (итоговый срез) 36 230 3,4367 18,2858
Дисперсионный анализ
Источник вариации SS Df MS FCTaT P-Значение Fкрит
Предэкспериментальный срез 1 801,254 8 217,432 4,059136 1,24E - 75 = = 0,02976512076 2,143680
Итоговый срез 2 365,127 8 324,64
Итого 4 166,381 16 44,262
Список источников
1. Дашкова Е.В., Ивушкина Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников // Педагогика и современность. 2014.
Т. 1, № 1. С. 60.
2. Гусейнова А.С. Использование технологии виртуальные туры при обучении иностранному языку // Международный журнал гуманитарных
и естественных наук. 2020. Вып. 12-2 (51). С. 143-146.
3. Камардина Ю.С. Технология разработки «web-квеста» при изучении английского языка // Научный журнал «Дискурс». 2019. № 6 (32).
С. 90-96.
4. Порываев А.В. Виртуальные экскурсии: методический аспект // Вестник Мининского университета. 2015. № 2. С. 25-36.
5. Calongne C., Hiles J. Blended realities: A virtual tour of education in Second Life // Technology, Colleges & Community. 2007. P. 17-19.
6. Downing A., Klein L.R. A multilingual virtual tour for international students: The Web-based library at Baruch College opens doors // College &
Research Libraries News. 2001. Vol. 62, №. 5. P. 500-502.
7. Major C. Teaching online: A guide to theory, research, and practice. Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 2015.
8. Jan D. et al. A virtual tour guide for virtual worlds // Intelligent virtual agents. Springer Berlin Heidelberg, 2009. P. 372-378.
9. Best B., Conceijao S.C.O. Transactional Distance Dialogic Interactions and Student Satisfaction in a Multi-Institutional Blended Learning Environ-
ment // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2017. Vol. 20, Is. 1. P. 139-153.
10. Mayer R.V. Research of didactic systems with use of methods of computer modeling // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2014. № 7 (34). P. 37-42.
11. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. № 3. С. 10-15.
12. Гураль С.К., Обдалова О.А. Синергетическая модель развития образовательного пространства // Язык и культура. 2011. № 4 (16). C. 90-94.
13. Бердичевский А.Л., Викулова Л.Г. Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности / отв. ред. Л.Г. Ви-кулова, Е.Г. Тарева. М. : Неолит, 2017. 424 с.
14. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения : сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. С. 65-79.
15. Bdiwi R., de Runze C., Faiz S., Cherif A.A. Smart learning environment: Teacher's role in assessing classroom attention // Research in Learning Technology. 2019. Vol. 27. doi: 10.25304/rlt.v27.2072
16. Попова Н.В., Овсянникова Т.В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции и позиции посредника у студентов университета в поликультурном образовательном пространстве // Инновации в образовании. 2016. № 6. С. 68-83.
17. Самерханова Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект. Н. Новгород : НГПУ, 2011. 129 с.
18. Безукладников К.Э., Жигалев Б.А., Крузе Б.А. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку: методы, приемы, оценивание = ESP TEACHING, LEARNING, ASSESSMENT: MODERN TOOLS, STRATEGIES, PRACTICES. Пермь : Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2017. 122 с.
19. Куклина С.С. Учебная деятельность по овладению иноязычным общением и ее организационные формы. Киров : РадугаПРЕСС, 2013.
175 с.
20. Shevchenko A.I, Kuklina S.S. How to Make Professionally Oriented Educational Environment of Intercultural and Professionally Oriented Character // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 131. P. 71-81.
21. Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 34-37.
22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.
23. Куклина С.С., Шевченко А.И. Формирование межкультурной компетенции в профессионально ориентированной информационной образовательной среде вуза // Язык и культура. 2019. № 47. С. 197-216.
References
1. Dashkova, E.V. & Ivushkina, E.V. (2014) Osobennosti organizatsii ekskursiy dlya sovremennykh shkol'nikov [Features of organizing excursions for modern schoolchildren]. Pedagogika i sovremennost'. 1 (1). p. 60.
2. Guseynova, A.S. (2020) Ispol'zovanie tekhnologii virtual'nye tury pri obuchenii inostrannomu yazyku [Using virtual tours technology in teaching a foreign language]. Mezhdunarodnyy zhurnalgumanitarnykh i estestvennykh nauk. 12-2 (51). pp. 143-146.
3. Kamardina, Yu.S. (2019) Tekhnologiya razrabotki "web-kvesta" pri izuchenii angliyskogo yazyka [Technology for developing a "web-quest" when learning English]. Nauchnyy zhurnal "Diskurs". 6 (32). pp. 90-96.
4. Poryvaev, A.V. (2015) Virtual'nye ekskursii: metodicheskiy aspekt [Virtual excursions: methodological aspect]. VestnikMininskogo universiteta. 2. pp. 25-36.
5. Calongne, C. & Hiles, J. (2007) Blended realities: A virtual tour of education in Second Life. Proceedings of TCC 2007. TCCHawaii. pp. 17-19.
6. Downing, A. & Klein, L.R. (2001) A multilingual virtual tour for international students: The Web-based library at Baruch College opens doors. College & Research Libraries News. 62 (5). pp. 500-502.
7. Major, C. (2015) Teaching online: A guide to theory, research, and practice. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press.
8. Jan, D. et al. (2009) A virtual tour guide for virtual worlds. In: Intelligent virtual agents. Berlin; Heidelberg: Springer. pp. 372-378.
9. Best, B. & Conceijao, S.C.O. (2017) Transactional Distance Dialogic Interactions and Student Satisfaction in a Multi-Institutional Blended Learning Environment. European Journal of Open, Distance and E-Learning. 20 (1). pp. 139-153.
10. Mayer, R.V. (2014) Research of didactic systems with use of methods of computer modeling. Psychology, Sociology and Pedagogy. 7 (34). pp. 3742.
11. Ginetsinskiy, V.I. (1997) Problema strukturirovaniya mirovogo obrazovatel'nogo prostranstva [The problem of structuring the world educational space]. Pedagogika. 3. pp. 10-15.
12. Gural', S.K. & Obdalova, O.A. (2011) Sinergeticheskaya model' razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva [Synergetic model of development of educational space]. Yazyk i kul'tura. 4 (16). pp. 90-94.
13. Berdichevskiy, A.L. & Vikulova, L.G. (2017) Dialog kul'tur. Kul'tura dialoga: Chelovek i novye sotsiogumanitarnye tsennosti [Dialogue of cultures. Culture of dialogue: Man and new socio-humanitarian values]. Moscow: Neolit.
14. Khutorskoy, A.V. (2006) Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy [Technology of designing key and subject competencies]. In: Innovatsii v obshcheobrazovatel'noy shkole. Metody obucheniya [Innovations in secondary schools. Teaching methods]. Moscow: GNU ISMO RAO. pp. 65-79.
15. Bdiwi, R. et al. (2019) Smart learning environment: Teacher's role in assessing classroom attention. Research in Learning Technology. 27. doi: 10.25304/rlt.v27.2072
16. Popova, N.V. & Ovsyannikova, T.V. (2016) Formirovanie mezhkul'turnoy kommunikativnoy kompetentsii i pozitsii posrednika u studentov universiteta v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [Formation of intercultural communicative competence and mediator position among university students in a multicultural educational space]. Innovatsii v obrazovanii. 6. pp. 68-83.
17. Samerkhanova, E.K. (2011) Informatsionno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [Information and educational space: theoretical and methodological aspect.]. N. Novgorod: N. Novgorod State Pedagogical University.
18. Bezukladnikov, K.E., Zhigalev, B.A. & Kruze, B.A. (2017) Professional'no-orientirovannoe obuchenie angliyskomu yazyku: metody, priemy, otsenivanie = ESP TEACHING, LEARNING, ASSESSMENT: MODERN TOOLS, STRATEGIES, PRACTICES. Perm: Perm State Humanitarian-Pedagogical University.
19. Kuklina, S.S. (2013) Uchebnaya deyatel'nost'po ovladeniyu inoyazychnym obshcheniem i ee organizatsionnye formy [Educational activities for mastering foreign language communication and its organizational forms]. Kirov: RadugaPRESS.
20. Shevchenko, A.I, & Kuklina, S.S. (2020) How to Make Professionally Oriented Educational Environment of Intercultural and Professionally Oriented Character. Lecture Notes in Networks and Systems. 131. pp. 71-81.
21. Derevyakina, A.V. (2013) Virtual'naya ekskursiya kak innovatsionnaya forma praktiko-orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam bakalavrov turizma [Virtual excursion as an innovative form of practice-oriented teaching of foreign languages to tourism bachelor's students]. VestnikMGGU im. M.A. Sholokhova. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 4. pp. 34-37.
22. Bespal'ko, V.P. (1989) Slagaemyepedagogicheskoy tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika.
23. Kuklina, S.S. & Shevchenko, A.I. (2019) Formirovanie mezhkul'turnoy kompetentsii v professional'no orientirovannoy informatsionnoy obrazovatel'noy srede vuza [Formation of intercultural competency in a professionally oriented information educational environment of a university]. Yazyk i kul'tura. 47. pp. 197-216.
Информация об авторе:
Шевченко А.И. - канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков неязыковых направлений Вятского государственного университета (Киров, Россия). E-mail: usr10761@vyatsu.ru
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
A.I Shevchenko, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: usr10761@vyatsu.ru
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.03.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.
The article was submitted 04.03.2022; approved after reviewing 26.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.