Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСКУРСИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Ирина Александровна

Обсуждаются методические аспекты интеграции виртуальных экскурсий в практику устной и письменной речи будущих учителей английского языка. Описываются приемы и этапы работы как с готовыми (онлайн 3D музеем, виртуальным глобусом и др.), так и с авторскими (интерактивным плакатом, лентой времени и др.) экскурсионными маршрутами в разных языковых курсах. Подчеркиваются выявленные в ходе пробного обучения образовательные возможности виртуальных экскурсий для формирования цифровой грамотности обучающихся, вовлечения их в творческую конструктивную аудиторную или автономную деятельность, а также совершенствования у них универсальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EXCURSIONS IN THE PRACTICE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The paper highlights the methodological aspects of integrating simulated excursions into the speaking and writing activities of future English teachers. The author describes techniques and stages of working with both ready-made (online 3D museums, a virtual globe) and authorial (interactive posters, timelines) excursion routes in different language courses. The article emphasizes educational opportunities of computer-generated excursions identified during experiential training for the formation of digital literacy of students, involving them in creative constructive classroom or autonomous activities, as well as improving their universal competencies.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.147

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ирина Александровна Гаврилова

кандидат филологических наук, доцент

§ауп1оуа1а@сври. гц

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, Россия

Аннотация. Обсуждаются методические аспекты интеграции виртуальных экскурсий в практику устной и письменной речи будущих учителей английского языка. Описываются приемы и этапы работы как с готовыми (онлайн 3D музеем, виртуальным глобусом и др.), так и с авторскими (интерактивным плакатом, лентой времени и др.) экскурсионными маршрутами в разных языковых курсах. Подчеркиваются выявленные в ходе пробного обучения образовательные возможности виртуальных экскурсий для формирования цифровой грамотности обучающихся, вовлечения их в творческую конструктивную аудиторную или автономную деятельность, а также совершенствования у них универсальных компетенций.

Ключевые слова: цифровизация образования, профессиональная подготовка, экскурсия, интерактивная инфографика, самостоятельная работа, универсальные компетенции.

Развитие экономики с акцентом на внедрение цифровых технологий требует профессиональной подготовки педагогических кадров, нацеленных на освоение цифровых компетенций. Одним из актуальных и перспективных направлений цифровизации педагогического образования выступает организация смешанного обучения с использованием ресурсов глобальной сети Интернет. На передний план выходит проблема поиска таких веб-инструментов, которые не только развивают иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся, но «способствуют формированию исследовательских и креативных умений [...], а также нацеливают их на непрерывное (англ. «lifelong») продуцирование новых знаний» [4, с. 3567].

В работах зарубежных [7] и отечественных [1, 2, 3, 5, 6] исследователей подчеркиваются развивающие возможности экскурсии как формы организации образовательного и воспитательного процесса в рамках разных предметных областей в силу ее интерактивного и универсального характера.

Цель нашей работы - рассмотреть методические аспекты внедрения виртуальных экскурсий в практику устной и письменной речи будущих учителей английского языка. Опытное обучение было организовано на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного педагогического университета.

Под виртуальной экскурсией мы понимаем особым образом структурированную учебную деятельность по дистанционному изучению экскурсионного объекта через его виртуальную мультимедийную модель, построенную с помощью компьютерных технологий и комбинирующую текстовую, звуковую, графическую и числовую информацию. Дидактический потенциал электронных экскурсионных продуктов обусловлен их спецификой: поливариативностью, доступностью, интерактивностью, внешней привлекательностью, необычностью, познавательной ценностью, аутентичностью.

Опишем приемы и этапы работы как с готовыми экскурсионными маршрутами (онлайн 3D музеем на примере The Dalí Theatre-Museum,

виртуальным глобусом Google Earth, видео-туром, в частности, The Karsts of China канала National Geographic), так и c авторскими, созданными посредством web-сервисов ThingLink и Tiki Toki (интерактивного плаката The Magna Carta, ленты времени The Cartoonist Rube Goldberg) в разных языковых курсах.

В настоящее время множество музеев с мировым именем предоставляют возможность виртуально посетить залы с экспозициями с помощью высокотехнологичных 3D-туров. В рамках изучения модуля «Живопись» нами было организовано Интернет посещение The Dalí Theatre-Museum (https://my.matterportcom/show/?m=K5MKrKciyRW) непосредственно в аудитории путем сканирования мобильными устройствами обучающихся QR-кода с URL-адресом онлайн экспозиции. Виртуальный тур предоставляет максимально приближенные к реальному опции знакомства с музеем: прокладывать собственный маршрут по залам и этажам в соответствии со своими предпочтениями, знакомиться с музейным этикетажем и т.д.

По завершению онлайн экскурсии следует этап, посвященный контролю понимания увиденного. Обучающимся предлагается поделиться своими впечатлениями от просмотра в парах или мини-группах, описав наиболее запомнившийся музейный экспонат, и аргументировано ответить на вопрос: Is it a good trend that people can visit a museum online?

Ознакомительные и тематические онлайн путешествия в разные концы мира возможны в учебной аудитории благодаря функционалу виртуального глобуса Google Earth. Веб-версия трехмерной модели земного шара Google Earth доступна российским пользователям через стационарный компьютер или ноутбук. С помощью поисковика в левой панели навигации отбирается интересная локация или подборка-справочник. В процессе освоения тематического модуля «Экология», например, мы остановили выбор на путеводителе Why we need clean energy. Инструменты ресурса позволяют увидеть актуальные сведения, карту мира с отметками, где работают ветроэлектростанции. В режиме просмотра улиц доступны спутниковая 3D-панорама местностей с ветряными турбинами, разнообразные видеосюжеты,

схемы и фотографии. По ознакомлению данный материал может служить основой для групповой дискуссии в поддержку «зеленых» идей или образцом для разработки собственного проекта, посвященного принципам «зеленой» экономики.

Всем изучающим иностранный язык известна образовательная ценность аутентичных видео-роликов канала National Geographic. Так, разместив один из них на онлайн-доске Linoit и дополнив серией иллюстраций и вопросов для обсуждения в контексте темы «Активный отдых», мы организовали самостоятельную работу обучающихся в виде группового видео-путешествия в Южный Китай с посещением уникальных карстовых отложений. Интерактивный формат мероприятию (в отличие от простого видео-просмотра) придает возможность виртуально взаимодействовать. Ответы экскурсантов оформляются на персональных «стикерах» (листах) и крепятся к онлайн-доске. Они доступны для чтения и комментирования всем участникам видео-тура.

Современные веб-сервисы позволяют преподавателю разрабатывать свои виртуальные экскурсии на основе произведенной лично им выборки учебного материала. Большим потенциалом в этом отношении обладают инструменты для создания интерактивных плакатов и таймлайнов. К примеру, онлайн-тур по историческим местам Великобритании, ассоциирующимся с подписанием Королем Иоанном Безземельным Великой Хартии Вольностей в 1215 году, мы провели посредством заранее подготовленного плаката ThingLink (https://www.thinglink.com/card/1247596123959328771). Он представляет собой статичное изображение (мы выбрали тематически связанную с изучаемым вопросом гравюру Джеймса Уильяма Эдмунда Дойла 1864 года) с интерактивными метками, при наведении курсора на которые появляются всплывающие окна с обучающим медиаконтентом. Под красной, желтой, белой и зеленой интерактивными кнопками помимо разноракурсных фотографий памятных мест и артефактов, видеофрагментов, текстовых примечаний имеются гиперссылки и инструкции для самостоятельной поисковой работы в сети Интернет.

Важным аспектом овладения иностранным языком является знакомство с иноязычной культурой. Изучение биографий и наследия выдающихся деятелей может быть организовано в виде путешествий во времени с помощью таймлайнов. Это визуально целостные вертикальные или горизонтальные линии со структурированным в хронологическом порядке информационным и иллюстративным контентом.

Например, созданная нами на платформе Tiki-Toki хроника "Rube Goldberg - The Cartoonist" c «глубокой» картинкой на основе публицистических текстов из разных медиаисточников (репортажей, очерков, заметок, документальных роликов и др.) предваряет работу с рассказом Руба Голдберга "Art for Heart's Sake" (https://www.tiki-toki.com/timeline/entry/1801530/Rube-Goldberg-The-Cartoonist/).

В ходе пробного обучения были выявлены определенные достоинства виртуальных экскурсий в плане формирования цифровой грамотности обучающихся, вовлечения их в творческую конструктивную аудиторную или автономную деятельность, а также совершенствования у них таких категорий универсальных компетенций, как критическое и системное мышление, разработка и реализация индивидуальных или групповых проектов, тимворкинг, эффективная коммуникация, межкультурное сотрудничество, тайм-менеджмент, личностный и профессиональный рост.

Список литературы:

1. Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Синдикова Г.М. Возможности использования виртуальной экскурсии в эстетическом воспитании младших школьников при изучении предмета «Краеведение» // Мир науки, культуры и образования. 2022. № 2 (93). C. 64-66.

2. Аду С.С., Козловская Е.С. Элементы виртуальных экскурсий как способ социокультурной адаптации иностранных учащихся на разных этапах изучения русского языка как иностранного в ситуации онлайн-обучения // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 129-132.

3. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22-24.

4. Гаврилова И.А. Технология «flipped classroom» в обучении иностранному языку в юридической магистратуре // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. No 1. С. 3566-3574. DOI: 10.15372/PEMW20200119.

5. Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 4. С. 34-37.

6. Лукьянова Н.А., Кравчук Т.А. Экскурсия с элементами инновации как перспективная форма организации культурно-досуговой деятельности молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 50. С. 253-259.

7. Dalgarno B. et al. Effectiveness of a virtual laboratory as a preparatory resource for distance education chemistry students // Computers & Education. 2009. Vol. 53 (3). Pp. 853-865.

UDC 378.147

VIRTUAL EXCURSIONS IN THE PRACTICE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Irina A. Gavrilova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

gavrilovaia@cspu.ru South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia

Annotation. The paper highlights the methodological aspects of integrating simulated excursions into the speaking and writing activities of future English teachers. The author describes techniques and stages of working with both ready-made (online 3D museums, a virtual globe) and authorial (interactive posters, timelines) excursion routes in different language courses. The article emphasizes educational opportunities of computer-generated excursions identified during experiential training for the formation of digital literacy of students, involving them in creative constructive classroom or autonomous activities, as well as improving their universal competencies.

Key words: digitalization of education, professional training, excursion, interactive infographics, independent work, universal competencies.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.