Научная статья на тему 'ОМСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - 120 ЛЕТ'

ОМСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - 120 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВУЗА / ЮБИЛЕЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORY OF THE UNIVERSITY / AN ANNIVERSARY / RAILWAY TRANSPORT / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Представлены в кратком изложении основные вехи развития Омского государственного университета путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 120TH ANNIVERSARYOF OMSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY

The article presents main milestones in the development of the Omsk State University.

Текст научной работы на тему «ОМСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - 120 ЛЕТ»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2020. № 4 (39)

Юбилеи и знаменательные даты

УДК 93/93 + 378.1 ГРНТИ 14.09.35

ОМСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ — 120 ЛЕТ

Представлены в кратком изложении основные вехи развития Омского государственного университета путей сообщения.

Ключевые слова: история вуза, юбилей, железнодорожный транспорт, высшее образование.

THE 120th ANNIVERSARY

OF OMSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY

The article presents main milestones in the development of the Omsk State University. Keywords: history of the university, an anniversary, railway transport, higher education.

Нынешний год — юбилейный для Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) — одного из старейших высших учебных заведений Сибири. Его появление связано с началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, вызвавшего потребность в квалифицированных специалистах, необходимых для её эксплуатации и освоения природных ресурсов Сибири. ОмГУПС является правопреемником Томского технологического института (ТТИ), учреждённого 12 июня 1896 г. С 9 октября 1900 г. началась подготовка инженеров — специалистов по железнодорожному делу (устройству и ремонту паровозов и подвижного состава). Основателем и первым директором института стал учёный в области химии Ефим Лукьяно-вич Зубашев — ученик Д.И. Менделеева. В 1906 г. был осуществлён первый выпуск на механическом и химическом факультетах.

В 1930 г. на базе железнодорожных специальностей ТТИ был образован Сибирский институт инженеров транспорта (СИИТ) в составе двух факультетов — механического и строительного. Начальником СИИТа был назначен Александр Петрович Кузнецов. В 1932 г. СИИТ реорганизуется в самостоятельные специализированные втузы, среди которых Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ). С 1935 до 1938 г. ТЭМИИТ

осуществлял выпуск инженеров из своего Омского филиала при Управлении Омской железной дороги.

В ТЭМИИТе работали многие известные учёные: доктора наук Н.И. Карташов, П.А. Азбукин, М.Ф. Карасёв, Р.А. Воронов, В.А. Шваб, Ю.Е. Неболюбов, С.А. Чунихин, Н.О. Рогинский, В.Б. Медель, М.А. Больша-нина, А.П. Бунтин и др.

В годы Великой Отечественной войны в зданиях института размещался эвакуированный из Москвы железнодорожный вуз, обучались студенты Днепропетровского института железнодорожного транспорта, часть зданий института использовалась для размещения военного госпиталя. Но, несмотря на огромные трудности и ограничения, не прекращался учебный процесс, выполнялись необходимые для защиты страны научные работы. В военные годы наряду с подготовкой специалистов коллектив университета освоил производство корпусов мин, выполнил более десяти научно-исследовательских работ, имевших актуальное значение для железнодорожного транспорта в условиях военного времени. Выпускники университета В. И. Клоков и Г. И. Новиков стали Героями Советского Союза.

В 1961 г. по приказу МПС СССР для приближения к производству ТЭМИИТ из Томска был переведён в г. Омск, в освободившееся здание Управления Омской железной

Юбилеи и знаменательные даты

дороги, и переименован в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ). Ректором в этот период являлся А.А. Серёгин (с 1953 по 1971 г.).

Подготовка специалистов велась по основным железнодорожным специальностям на семи факультетах: механическом, электротехническом, автоматики и телемеханики, электрического транспорта, вечернем, заочном, повышения квалификации работников железнодорожного транспорта. В 1963 г. был основан университет охраны труда «ОмИИТ -Западно-Сибирская железная дорога», открыт диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

В 1972-1986 гг. институт развивался, прежде всего, в качественном направлении, помимо укрепления материальной базы и внедрения современной вычислительной техники повышался научный потенциал и преподавательское мастерство профессорско-преподавательского состава. Создан музей. Ректором в те годы работал А.С. Лисовский.

Перестройка, вошедшая в историю небывалым спадом во всех отраслях экономики страны; негативными тенденциями в образовании (в первую очередь высшем техническом), исходящими со стороны органов государственной власти; прекращением бюджетного финансирования, поставила институт на грань выживания. Тем не менее, коллективу института под руководством ректора В.А. Четвергова удалось преодолеть отмеченные негативные факторы и добиться за 1986-1999 гг. определённых позитивных результатов благодаря углублению и расширению творческого сотрудничества с железными дорогами, прежде всего Западно-Сибирской.

В 1990 г. в ОмИИТе был открыт диссертационный совет Д.114.06.01 по двум основным для вуза специальностям: 05.22.07 «Подвижной состав и тяга поездов» и 05.22.09 «Электрификация железнодорожного транспорта». В нём защищались докторские и кандидатские диссертации. В 1992 г. удалось добиться открытия в ОмИИТе докторантуры на трёх выпускающих кафедрах по тем же специальностям. Это позволило за период с 1986 по 2000 гг. в два раза увеличить число докторов наук (с 12 до 25 человек).

В 1992 г. в вузе началась подготовка по специальности «Мировая экономика» на созданном акционерном факультете «Сибирское экономическое образование» (СибЭКО), пре-

образованном в 1994 г. в Западно-Сибирский зональный центр Международного Центра Экономического и Бизнес-Образования. С 1997 г. центр приобрёл статус Института мировой экономики СибЭКО (негосударственный). В 1999 г. институт вошёл в состав Омского государственного университета путей сообщения и стал Институтом мировой экономики ОмГУПСа (ИМЭК).

В 1994 г. в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию ОмИИТ был преобразован в Омскую государственную академию путей сообщения (ОмГАПС).

В 1997 году в соответствии с решением Министерства образования Российской Федерации академия стала университетом с наименованием «Омский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС).

В 2004 г. в соответствии с распоряжением МПС России к ОмГУПСу в качестве структурного подразделения (факультета) присоединено Омское медицинское училище железнодорожного транспорта МПС России. В 2005 г. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ и приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта к ОмГУПСу в качестве обособленного структурного подразделения (филиала университета) присоединён Омский техникум железнодорожного транспорта. Объединение Тайгинского техникума железнодорожного транспорта и филиала ОмГУПСа в г. Тайге позволило организовать Тайгинский институт железнодорожного транспорта (ТИЖТ) как филиал университета.

Таким образом, был сформирован университетский комплекс. В 2000-2010 гг. под руководством ректора И.И. Галиева проведена коренная модернизация материальной базы университета.

Ректор Александр Юрьевич Панычев (в 2010- 2013гг.) способствовал открытию 14 мая 2011 г. в ОмГУПСе волонтёрского центра, проводившего подготовку добровольцев для обеспечения Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи. Волонтёры оказывают помощь детским домам, интернатам, ветеранам, участвуют в проведении спортивных соревнований в России и за рубежом.

С июля 2013 г. по настоящее время вузом руководит Сергей Михайлович Овчаренко.

В 2007 г. в вузах Росжелдора введена должность президента. С февраля 2010 г.

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2020. № 4 (39)

президентом ОмГУПСа является доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта и Российской инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации Ильхам Исламович Галиев. По решению учёного совета в 2010 г. созданы ассоциация выпускников и попечительский совет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. История и современность. Омский государственный университет путей сообщения. 1900-2005 / под общ. ред. И.И. Галиева. Омск, 2005. 284 с.

2. Омский государственный университет путей сообщения: шаг в XXI век. 2005-2010 / под общ. ред. А.Ю. Панычева. Омск, 2010. 280 с.

В настоящее время университет является базовым вузом по подготовке специалистов для железных дорог Урало-Сибирского региона, играет важную роль в формировании российского образования, создании отраслевых научно-технических объектов и в выпуске наукоёмкой продукции для нужд железнодорожного транспорта и региона.

REFERENCES

1. Istoriya i sovremennost'. Omskiy gosudar-stvenny universitet putey soobscheniya. 1900-2005 / pod obsch. red. I.I. Galieva. Omsk, 2005. 284 s.

2. Omskiy gosudarstvenny universitet putey soobscheniya: shag v XXI vek. 2005-2010 / pod obsch. red. A.Yu. Panycheva. Omsk, 2010. 280 s.

Публикацию подготовила Ирина Ивановна Резник — кандидат философских наук, руководитель учебно-исторического культурного центра ОмГУПСА; Reznik-ii@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28.09.2020 г.

УДК 620:929+378.1 ГРНТИ 14.09.95

ИХ ИМЕНА — НАША ГОРДОСТЬ!

Памяти наших учителей — видных ученых в области электроснабжения железных дорог — М.Г. Шалимова, В.П. Михеева и Г.П. Маслова

В.М. Филиппов, О.А. Сидоров, Т.В. Комякова Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, пр. К. Маркса, 35

В статье приведена краткая биография и основные научные достижения известных российских учёных в области электроснабжения железных дорог докторов технических наук, профессоров Омского университета путей сообщения Михаила Георгиевича Шалимова, Виктора Петровича Михеева, Геннадия Петровича Маслова.

Ключевые слова М.Г. Шалимов, В.П. Михеев, Г.П. Маслов, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта», научные школы, ОмГУПС.

THEIR NAMES ARE OUR PRIDE!

In the memory of our teachers — leading scientists in the field

of railroad power supply — M.G. Shalimov, V.P. Mikheev and G.P. Maslov

V.M. Philippov, O.A. Sidorov, T. V. Komyakova Omsk State Transport University Russia, 644046, Omsk, prosp. K. Marksa, 35

The article contains a brief biography and main scientific achievements of famous Russian scientists in the field of power supply of railways. These are doctors of engineering, professors of Omsk State Transport University - Mikhail Georgievich Shalimov, Viktor Petrovich Mikheev, Gennady Petrovich Maslov.

Keywords: M.G. Shalimov, V.P. Mikheev, G.P. Maslov, Department of Power Supply of Railway Transport, scientific schools, OSTU.

© В.М. Филиппов, О.А. Сидоров, Т.В. Комякова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.