Научная статья на тему 'Омский регион: вектор на инновации'

Омский регион: вектор на инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ультан С. И., Молотилова Е. Б.

The Problems of the shaping in Russian innovation economy are conditioned that that without innovate impossible shaping her efficient structure and provision to high competitiveness. The Success of the decision of this problem in significant measure depends on degree of the activations innovation process, shaping and realization efficient innovation to models. This means that modern world trends are connected with transition to new type of the economic development, founded on unceasing change and renovation of the production base, technology, goods and services, but innovate change in his main vector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омский регион: вектор на инновации»

ОМСКИЙ РЕГИОН: ВЕКТОР НА ИННОВАЦИИ С.И. Ультан

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Е.Б. Молотилова

Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, Омский филиал

The Problems of the shaping in Russian innovation economy are conditioned that that without innovate impossible shaping her efficient structure and provision to high competitiveness. The Success of the decision of this problem in significant measure depends on degree of the activations innovation process, shaping and realization efficient innovation to models. This means that modern world trends are connected with transition to new type of the economic development, founded on unceasing change and renovation of the production base, technology, goods and services, but innovate change in his main vector.

Оценка экономического потенциала Российской Федерации.

Анализ современного положения России в глобальной экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. оказали существенное, преимущественно негативное влияние на положение страны в различных сферах мирового хозяйства.

Наиболее заметным было снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых Россия уступала не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой.

На протяжении 1990-х гг. прослеживалась устойчивая тенденция к снижению стоимости ВВП, который, по данным Госкомстата, в период с 1990 по 2000 г. сократился более чем наполовину (для сравнения: за годы Первой мировой войны ВВП России сократился на четверть; во время гражданской - на 23 %; за годы Второй мировой войны - на 21 %).

Результаты, достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68 %, промышленного производства -на 73 %, инвестиций - на 123 %. Однако, если подойти к ним объективно, это в лучшем случае повторение результата 1990 г., т. е. результата 16-летней давности. Между тем остальной мир не стоял на месте. Даже развитые страны, темпы роста которых ранее были относительно невысокими, продемонстрировали рост не менее, чем на 60 %. Накопленный разрыв - один из главных вызовов современной российской экономике. Устранение этого разрыва - одна из важнейших задач государства в рамках долгосрочной стратегии развития.

Очевидно, что современное положение России в глобальной экономике не соответству-

ет ее природному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.

По мнению ученых Российской академии наук, национальное богатство России, включающее в себя материальные активы и природные ресурсы, на начало 3-го тысячелетия можно было оценить в 340-380 трлн дол. США. Основную часть этой суммы - 80 % составляют материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Лесные ресурсы оцениваются в 60 трлн дол. (20 %). По оценкам специалистов, на долю России приходится примерно 64,5 % мировых разведанных запасов апатитов, 35 % природного газа, 32 % железа и значительная доля других полезных ископаемых. Россия располагает одними из крупнейших в мире запасов золота, алмазов, изумрудов, платины и платиноидов, которые активно вовлекаются в промышленную разработку.

Россия имеет благоприятное геополитическое положение между самыми динамичными регионами мирового хозяйства - Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Увеличение грузопотока с запада на восток, с севера на юг и обратно через территорию России поможет вернуть стране статус транспортной державы. Также страна имеет огромный экологический потенциал. В частности, только возможность продать часть неиспользованных квот на выброс в атмосферу парниковых газов (около 250 млн т в год) в перспективе может принести России от 3 до 10 млрд дол.

Обширность территории имеет важнейшее биосферное значение. При размерах территории в 17 млн кв. км площадь земель, не затронутых или слабо затронутых хозяйственной деятельностью, составляет в России 7,5 млн кв. км. Для

сравнения: в Канаде такие территории составляют 6,4 млн кв. км, в Китае - 2,1 млн кв. км.

Огромный внутренний потенциал имеет фондовый рынок - стратегически важная отрасль экономики, которая призвана мобилизовать инвестиции и обеспечить трансформации накоплений в доступные для производителей финансовые ресурсы.

Таким образом, из приведенных данных видно, что Россия располагает достаточным при-

Из таблицы 1 видно, что динамика экспорта в связи с ограниченными возможностями сырьевых отраслей существенно замедлилась, и при сохранении структуры экспорта эта тенденция может только усилиться. Согласно прогнозам Минэкономразвития России, темпы роста экспорта углеводородов к 2010 г. снизятся (в среднем) до 1 % в год. Опережающий (по сравнению с динамикой производства) рост импорта является наиболее мощным негативным фактором экономической динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Помимо рассмотренных выше макротенденций существует целый ряд значимых барьеров и ограничений, без преодоления которых невозможно конструктивное решение стоящих перед обществом проблем:

1. Отсутствие эффективной системы перелива капитала, не позволяющей в условиях избытка финансовых ресурсов профинансировать развитие обрабатывающей промышленности.

2. Низкая заработная плата в производственной сфере экономики, препятствующая росту эффективности производства и распространению инноваций.

3. Общее технологическое отставание российской экономики, не обеспечивающее должной конкурентоспособности товаров и услуг.

Из-за сильного влияния этих тенденций и ограничений достаточно высока вероятность реализации сценария развития, основные характеристики которого определяются параметрами инерционных трендов. Таким образом, в рамках разработки долгосрочного прогноза в первую очередь необходимо рассмотреть инерционный сце-

родным потенциалом для развития экономики. Вопрос лишь в том, как рационально и наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы для выполнения поставленных целей.

Сценарии развития экономики России.

На экономический рост страны существенно влияет соотношение экспорта и импорта товаров и услуг (таблица 1).

нарий развития. При его реализации сохраняется экспортно-сырьевая ориентация экономики, но постепенно добыча нефти снижается. Средние темпы роста ВВП в 2011-2020 гг. замедляются до 3,3 %, сальдо торгового баланса близится к нулю (на 2010 г. запланировано): импорт

- 404 млрд дол., экспорт - 402 млрд дол. [4].

Согласно прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ, Россия, кроме инерционного сценария, может еще развиваться по следующим сценариям: энергосырьевому и инновационному (инвестиционному).

По энергосырьевому сценарию (увеличение экспорта энергоносителей за счет разработки тяжелых месторождений) модернизируются ТЭК и транспорт, наблюдается фрагментарный рост высокотехнологичного сектора. ВВП увеличивается на 5,3 % в год. Сальдо торгового баланса отрицательное (-28 млрд дол.), импорт -530 млрд дол.

По инновационному сценарию: основу экономики составляет высокотехнологичный сектор, ВВП растет на 6,6 % в год, импорт превышает экспорт на 72 млрд дол. (импорт - 578 млрд дол.).

Все вариативные сценарии отличаются уровнем социальных расходов и инвестиций в инфраструктуру. В первом случае инвестиции в транспорт составляют 2,1 % ВВП, новых дорог строится только 3000-5000 км в год, расходы на НИОКР не превышают 1 % ВВП, на образование направляется порядка 3,8 % ВВП, на здравоохранение - 4,2 % ВВП.

В случае развития по третьему сценарию инвестиции в транспорт выше в 2 раза, расходов на образование и здравоохранение больше на

Таблица 1

Влияние на прирост ВВП экспорта и импорта, %

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Прирост ВВП за год 10,0 5,0 4,3 7,3 7,2 6,4 6,7

В том числе за счет

экспорта 2,1 1,0 3,8 4,9 3,9 2,2 2,3

импорта -5,0 -3,3 -4,0 -5,4 -6,4 -5,9 -7,7

Источник: [3, с. 4].

70 %, на НИОКР - в 4 раза. Доля среднего класса (семьи с доходом на 1 человека не менее 46 000 руб. в месяц) достигнет 52 %. Сегодня же доля семей с доходом на 1 человека в 20 000 руб. составляет лишь 20 %. При ориентации экономики страны на этот вариант развития, по словам первого вице-премьера С. Иванова, в 2020 г. Россия войдет в первую пятерку стран по объему ВВП, величина которого в расчете на 1 гражданина составит 30 тыс. дол. в ценах 2005 г. (сейчас около 12 тыс.). Россия займет первое место в мире по 4-6 позициям, касающимся высокотехнологичного производства, а доля страны в мировом объеме высокотехнологичной продукции достигнет 5-10 %. Объемы финансов в сфере услуг связи возрастут в 14 раз, в сфере информационных технологий - в целом в 2 раза [1].

Согласно Плану В. В. Путина, на 8 съезде партии «Единая Россия» 1 октября 2007 г. о вопросе конкурентоспособности экономики страны президент отметил: «Развитие экономики России - стратегия нашего успеха, для достижения которой в первую очередь надо создать условия для опережающего, инновационного развития России, ее экономики. И главная задача этого нового этапа - стимулирование повсеместно внедрения изобретений, передовых технологий и современных методов управления. «Единая Россия» обеспечит выход на путь инновационного и интенсивного развития, уход от сырьевой зависимости, развитие инфраструктуры, поддержку науки, промышленности, сельского хозяйства, малого бизнеса» [6, с. 9].

Таким образом, реализация первых двух сценариев никак не предполагает проведения серьезных модернизационных изменений на инновационной основе. Позитивным и единственно приемлемым для вхождения в режим устойчивого развития как национальной, так и региональных экономик является только третий, ин-

новационный сценарий, что требует радикальных изменений. При этом необходимость инновационной перестройки экономики поддерживается на федеральном уровне.

Научно-инновационная деятельность: рейтинг сибирского федерального округа.

Экономический рост в России напрямую сопряжен с характером экономического роста в ее регионах. Проблемы различий экономического климата в регионах заключаются прежде всего в специфике каждого региона, который характеризуется: особым географическим положением, особенностями демографии, степенью ресурсной и факторной наделенности, концентрацией промышленных предприятий.

В большинстве регионов отсутствует реальная база для перехода на постиндустриальный уровень.

Для характеристики места Сибирского федерального округа в инновационной системе РФ были выбраны следующие показатели [9]:

^ численность персонала, занятого исследованиями и разработками;

^ внутренние текущие затраты на исследования и разработки (всего и по видам работ: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки);

^ количество выданных патентов на изобретения и полезные модели.

В 2004 г. 50,1 % численности персонала, занятого в России исследованиями и разработками, и аналогичная доля текущих затрат (51,2 %) были сконцентрированы в Центральном федеральном округе. С учетом Северо-Западного округа на территорию проживания 36 % населения приходится 63 % численности исследовательского персонала и 65 % текущих затрат на исследования и разработки. В таблице 2 представлен уровень текущих затрат в РФ на исследования и разработки.

Таблица 2

Уровень внутренних текущих затрат в Российской Федерации на исследования и разработки

Федеральный округ Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, РФ = 100 %

на 1-го занятого исследованиями и разработками на 1-го занятого в экономике

1995 г. 2004 г. 1995 г. 2004 г.

Центральный 98 102 193 187

Северо-Западный 93 105 142 134

Южный 89 83 35 26

Приволжский 104 98 72 78

Уральский 111 97 69 66

Сибирский 109 90 56 50

Дальневосточный 173 111 44 39

Источник: [9, с. 51-69].

На Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, где проживает 18,4 % населения, приходится только 9,2 % численности исследователей и 8,6 % текущих затрат. В Центральном федеральном округе объем внутренних текущих затрат в расчете на одного занятого в экономике (187 %) почти в 2 раза превышает среднероссийский уровень. В Сибирском федеральном округе - в 2 раза ниже среднего по стране (50 %), а в Дальневосточном - лишь 44 %. Это обстоятельство можно рассматривать как фактор, понижающий уровень инновационности экономической среды в восточных регионах России (см. таблицу 2).

По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, уровень Омской области достигает 7 %. По отношению к общей численности персонала, занятого исследованиями в РФ, доля Омской области составляет 1 %. Это второе место в рейтинге Сибирского федерального округа после Новосибирской области.

По показателям выдачи патентов на изобретения и полезные модели выделяется Кемеровская область. В 2004 г. в расчете на 100 чел. ис-

Итак, по численности населения Сибирский федеральный округ занимает 5-е место, по показателю ввода в действие жилых домов и по показателю инвестиций в здравоохранение - 6-е место, по инвестициям в образование - 5-е место среди 9 имеющихся.

Проведенный анализ основных индикаторов условий инновационного развития в РФ показывает недостаточно высокий уровень инновационного развития Сибирского федерального округа. Это касается как численности персона-

следовательского персонала их выдано в 5 раз больше, чем в среднем по РФ. В Алтайском и Красноярском краях, Иркутской, Томской и Читинской областях показатель в 2 раза превышает среднероссийский уровень, что говорит о высокой результативности работ. В Новосибирской и Омской областях показатель ниже среднего.

По уровню инвестиций в здравоохранение Сибирский федеральный округ в 2004 г. находился на последнем месте среди округов РФ: 81 % от уровня среднего показателя объема инвестиций в социальную сферу. Ситуация с инвестициями в образование в Сибири тоже недостаточно благополучная: 64 % от среднего объема инвестиций.

Доля населения Сибирского федерального округа в общей численности населения РФ составляет 13,8 %, что видно из таблицы 3. Доли в показателях, характеризующих различные аспекты материальных условий жизни, - значительно ниже. Ввод в действие жилых домов -9,5 %, инвестиции в здравоохранение - 11,1 %, в образование - 8,9 % (см. таблицу 3).

Таблица 3

ла, занятого исследованиями и разработками, так и уровня внутренних текущих затрат. Внутри Сибирского федерального округа лишь в двух субъектах (Томской и Новосибирской областях) эти показатели превышают среднероссийские значения, в Омской области достаточно близки к ним. Поэтому формы и методы перевода экономики на инновационный путь развития должны выбираться региональными властями с учетом характеристик условий инновационной деятельности данного региона.

Удельный вес федеральных округов в социально-экономических показателях Российской Федерации в 2004 г., РФ = 100 %

Федеральный округ Численность населения Ввод в действие жилых домов Инвестиции в основной капитал, отрасли экономики

всего здравоохранение образование

Центральный 26,2 37,4 27,1 21,8 31,8

Северо-Западный 9,6 9,0 13,2 8,4 5,3

Южный 15,9 14,2 8,0 13,9 8,5

Приволжский 21,4 20,2 15,4 20,4 20,0

Уральский 8,6 7,7 20,2 16,5 18,7

Сибирский 13,8 9,5 9,0 11,1 8,9

Дальневосточный 4,6 2,0 7,1 6,7 7,9

Москва 7,3 11,2 13,6 9,5 20,7

Центральный без Москвы 18,9 26,2 13,6 12,3 11,1

Источник: [9, с. 51-69].

Инновационный аспект развития Омской области.

Частным случаем ответного действия властей для выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации в Омской области стало принятие в 2004 г. Законодательным собранием закона «Об инновационной деятельности на территории Омской области», в котором заложена основа региональной инновационной политики.

Согласно данному закону, государственная инновационная политика Омской области - совокупность целей, направлений, форм деятельности органов государственной власти Омской области по развитию инновационной деятельности на территории Омской области, причем государственная инновационная политика Омской области является неотъемлемой частью социально-экономической политики Омской области.

Одной из целей государственной инновационной политики области является создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, содействие развитию рынка инновационных проектов, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения Омской области.

Согласно «Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)», одним из основных направлений социально-экономического развития области в 2006-2008 гг. является «Активизация инновационной деятельности». Причем целью государственной поддержки инновационной деятельности является обеспечение перехода экономики Омской области к инновационному развитию, создание условий для внедрения в производство проектов по выпуску наукоемкой, конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью [2].

Важнейшим направлением инновационной политики Правительства Омской области стало расширение инновационной инфраструктуры путем создания в 2006 г. фонда поддержки и развития современных технологий, некоммерческого партнерства «Омский региональный инновационно-инвестиционный центр» («Омский региональный бизнес-инкубатор») как базового элемента инфраструктуры государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в Омской области.

Для создания благоприятных условий инновационной деятельности Правительством Омской области будет реализовываться комплекс мер, направленных на укрепление взаимодействия научных учреждений, разработчиков инновационных проектов с потенциальными инвесторами и вне-

дряющими организациями, формирование и сопровождение информационной базы, содержащей сведения об инновационных проектах организаций и выпускаемой инновационной продукции в Омской области, оказание содействия организациям, расположенным на территории Омской области, по участию в международных научноисследовательских и технологических проектах, конференциях, симпозиумах, выставках.

Предполагается, что создание комплексной инновационной инфраструктуры в Омской области позволит в 2006-2008 гг. обеспечить увеличение производимой в Омской области инновационной продукции не менее чем в 3 раза.

Рассмотрим более подробно деятельность «Омского регионального бизнес-инкубатора». Основным направлением его деятельности является специализация на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Главная задача бизнес-инкубаторов - помощь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 1950-е гг. в Великобритании. Однако наибольшее распространение они получили в США. В последние 10 лет их число выросло до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. В России на конец 2004 г. их было не более 20 (в том числе в Москве - 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2005 г. в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства Минэкономразвития был проведен отбор субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Омская область выиграла тендер при поддержке губернатора Л. Полежаева. Так, например, против установленных льготных стандартов на аренду помещений (40 % - 1 год, 60 %

- 2 год и 100 % - 3 год) Омск предложил более мягкие условия (25, 40, 60 % соответственно). Арендная плата должна была составить около 80 руб. за кв. м. Офисное оборудование должно предоставляться на безвозмездной основе.

Кроме того, в Программе социально-экономического развития Омской области среди ос-

новных направлений в 2006-2008 гг. заложен комплекс мер по оказанию государственной поддержки и развитию малого предпринимательства, например, увеличение размера субсидий субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, отмена ограничений по размеру субсидий; субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, кредитным потребительским кооперативам граждан и потребительским обществам с целью предоставления займов субъектами малого предпринимательства; субсидирование субъектам малого предпринимательства части лизинговых платежей и т. д.

Финансирование инкубатора происходит за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В Омском бизнес-инкубаторе также оказывают следующие виды услуг: предоставление в пользование оборудованных рабочих мест, Интернет-трафика; осуществление технической эксплуатации здания (коммунальные услуги, содержание и охрана здания); оказание консультационных услуг по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием (налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, услуг по доступу к информационным правовым системам); проведение семинаров, конференций, тренингов, маркетинговых исследований; правовое сопровождение деятельности; подготовка бизнес-планов; заполнение налоговых деклараций; организация выставок, аукционов; оказание типографских услуг и т. д.

Минэкономразвития установило перечень сфер деятельности, которые не допускаются к

участию бизнес-инкубатора: финансовые, страховые услуги; розничная, оптовая торговля; строительство; услуги адвокатов, нотариат; бытовые, медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью; производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес; консалтинговые, аудиторские, рекламные услуги.

Для создания организации необходима новая идея и разработанный на ее основе бизнес-план. Для участия в конкурсе необходимо предоставить заявку, бизнес-план и пакет документов.

В состав конкурсной комиссии входят: министр экономики Омской области В. В. Ходус, зам. министра экономики Омской области В.П. Федоров, директор ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» А.Ю. Меньшиков, проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии А.М. Завьялов, директор Омского филиала ВЗФЭИ В.В. Карпов, начальник отдела инвестиционной политики, науки, инноваций и реформирования системы государственного управления департамента прогнозирования, науки, инноваций и инвестиций Министерства экономики Омской области Д.В. Кушнер и многие другие представители бизнес-элиты, научного общества, аппарата госуправления.

Конкурсная комиссия проверяет соответствие документов выбранной сфере деятельности, формальные аспекты, эксперты оценивают бизнес-план. В результате принимается решение о размещении проекта.

В настоящее время под «опекой» бизнес-инкубатора находятся 11 компаний, деятельность которых направлена на социальное, экономическое, экологическое развитие Омской области (таблица 4).

Таблица 4

Некоторые проекты «Омского регионального бизнес-инкубатора»

Название проекта Цель

Проект «Разработка и внедрение комплексного плана по повышению воспроизводства и сохранности крупного рогатого скота в хозяйствах Омской области» компании «Союз - Агро» Внедрение наиболее эффективных, менее затратных и экологически чистых способов профилактики и лечения бесплодия коров и сохранности молодняка

Проект «Переработка полимеросодержащих отходов с получением топочного мазута, углеродосодержащего остатка, металлокорда и пиролизного газа» компании «Промышленные технологии» Переработка и вторичное использование вышедших из эксплуатации шин с целью получения высококачественного топочного мазута, технического углерода и пиролизного газа или тепловой энергии. Реализация проекта позволит утилизировать до 2000 т. полимеросодержащих отходов в год, в том числе отработанные автомобильные шины. Проект имеет важное экономическое и экологическое значение для Омской области

Окончание таблицы 4

Название проекта Цель

Проект «8М8-ДНЕВНИК» компании «Логика» Своевременное информирование родителей посредством 8М8-сообщений об успеваемости ребенка в школе, о школьных мероприятиях, о поведении ученика и т. д. Данный проект является инновационным не только для Омского региона, но и для России в целом

Проект «Твой город» компании «Рум Медиа групп» Выпуск электронного справочника (путеводителя), в котором содержится информация по всем объектам города, об организациях и частных лицах, справочная информация о маршрутах и интервалах движения городского транспорта

Проект «Разработка сайтов и создание программного обеспечения» компании «Информационные технологии бизнеса» Разработка специального программного обеспечения для автоматизации рабочих мест, 3Б мультимедийных приложений (игр, презентаций и т. д.), создание Интернет-представительств компаний в Омской области

ООО «СИИН» Серийное изготовление энергетических установок, которые предназначены для переработки органических отходов сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Эффект от реализации проекта - улучшение экологической обстановки, производства энергии, органических удобрений и кормовых добавок

ООО «Интермеханика» Производство изделий из клееной древесины и внедрение их применения в строительном комплексе Омской области с целью глубокой переработки древесины, развития в регионе деревянного домостроения, а также производство и продвижение клееной древесины в качестве конструкционного материала для строительства

ООО «Апельсин». Проект «Создание предприятия для оказания услуг по благоустройству окружающей среды» Предоставление комплекса услуг по обустройству окружающей среды, также в области средового дизайна (сады звуков, сады запахов)

ООО НПК «Ойл Профиль». Проект «Оптимум смазочного комплекса» Технико-внедренческая деятельность, направленная на повышение эффективности технической эксплуатации, снижение эксплуатационных затрат предприятий в области применения смазочных материалов

ООО «Евробрик» Создание производственных комплексов по вторичной переработке пиломатериала и производству топливных брикетов и древесного угля; перевод предприятий лесопильной и деревообрабатывающей промышленности на экологически чистое и безотходное производство. Достигается это путем переработки опилок в древесные топливные брикеты (евродрова) и древесный уголь

Составлено авторами на основе данных, предоставленных Омским региональным бизнес-инкубатором.

Более детально деятельность компаний бизнес-инкубатора рассмотрим на примере одной из этих компаний - ООО «Евробрик».

Этот проект имеет значение не только для области, поскольку представляется возможность решить проблему утилизации отходов, в частности деревообрабатывающей промышленности. Кроме того, проект направлен на сохранение ресурсного потенциала области и рационального использования опилок и других отходов с целью переработки их в топливные брикеты.

Так как велика доля частного жилья, которое в настоящее время по различным причинам негазифицировано, для отопления вырубают леса, что не является рациональным использованием ресурсов. Благодаря этому проекту можно решить проблему энергозависимости области, так как сейчас Омская область зависит на 70 % от поставки угля из Кузбасса и Казахстана (подтверждение этого факта находит отражение в «Стратегии социально-экономического разви-

тия Омской области до 2020 г.» среди факторов, ограничивающих развитие области).

Топливные брикеты способны заменить каменный уголь, причем по показателю теплоотдачи они практически равнозначны, а по сравнению с каменным углем даже дешевле (а если эти брикеты подвергнуть обработке в пиролизной печи, то теплоотдача их будет равна теплоотдаче коксующегося угля).

В европейских странах, а также на Украине и в Белоруссии, заметно ощущается ограниченность природных ресурсов, поэтому там уже используют топливные брикеты.

«Бедность России заключается в ее богатстве», т. е. в нерациональном использовании имеющихся ресурсов. Так, например, в Японии, в деревообрабатывающей промышленности отходы подвергаются переработке на 97 % (по некоторым данным, даже на 101 %).

Кроме того, продукция ООО «Евробрик» является экологически чистой. Благодаря однородной структуре и технологии испарения влаги при производстве, при сгорании брикеты безопасны и отличаются низкой степенью выделения угарного газа.

Среди особенных трудностей, с которыми столкнулось это инновационное предприятие, -отрицательное психологическое восприятие населением всего нового. А также пока затратным остается проведение рекламных акций своей продукции. Пока предприятие проработало еще меньше года, ему сложно решить проблему инвестиций или кредитования.

Таким образом, можно проследить значение каждого инновационного предприятия при решении многих экологических, социальных, экономических проблем Омской области. Соци-

ально-экономическим показателем развития Омской области является то, что развитие форм государственной поддержки малого бизнеса позволило значительно повысить его роль в экономической сфере, обеспечении занятости, развитии инноваций.

Направления социально-экономического развития Омской области в среднесрочной перспективе.

Программа социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) определяет ключевые направления деятельности органов государственной власти Омской области в течение этого периода времени по реализации стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 г., в том числе мероприятия по реализации на территории Омской области приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье -гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

В Омской области за период с 2003 по 2005 г. отмечено значительное улучшение всех основных макроэкономических показателей. Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за три года составил более 50 % в сопоставимых ценах. Объем валового регионального продукта Омской области в расчете на душу населения за данный период увеличился более чем в 2,6 раза по сравнению с 2002 г. (в текущих ценах).

Ежегодная динамика основных показателей социально-экономического развития Омской области в 2003-2005 гг. приведена в таблице 5.

Таблица 5

Основные показатели социально-экономического развития Омской области в 2003-2005 гг.

Показатели Ед. изм. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Валовой региональный продукт в ценах соответствующих лет млн руб. 125 697,1 210 952,3 270 000,0

в сопоставимых ценах в % к пред. году 110,6 128,2 106,0

Валовой региональный продукт на душу населения в ценах соответствующих лет руб. 60 811,4 102 773,2 132 346,5

Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах в % к пред. году 110,4 112,6 113,0

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в ценах соответствующих лет млн руб. 26 660,0 33 150,1 35 489,0

в сопоставимых ценах в % к пред. году 100,1 101,8 102,0

Окончание таблицы 5

Показатели Ед. изм. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Инвестиции в основной капитал в ценах соответствующих лет млн руб. 18 931,6 22 233,6 35 278,0

в сопоставимых ценах в % к пред. году 129,2 102,2 135,0

Оборот розничной торговли в ценах соответствующих лет млн руб. 54 124,7 66 507,5 83 137,3

в сопоставимых ценах в % к пред. году 115,8 113,0 115,9

Объем платных услуг населению в ценах соответствующих лет млн руб. 15 165,9 18 410,0 23 660,4

в сопоставимых ценах в % к пред. году 106,4 109,0 107,6

Ввод в действие жилых домов тыс. кв. м общей площади 318,2 520,4 755,1

Индекс потребительских цен декабрь в % к декабрю пред.года 110,9 109,4 110,7

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата руб. 4 426,9 5 482,5 7 200,0

Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц руб. 4 512,5 5 416,5 6 922,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году 121,0 108,7 111,5

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в % от общей численности населения 21,0 17,6 14,0

Источник: [3].

Из таблицы 5 видно, что по всем приведенным социально-экономическим показателям выявляется положительная динамика, свидетельствующая не только об имеющемся потенциале региона, но и активно проводимой эффективной политике властей. При этом происходит снижение уровня такого показателя, как численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, который сократился на 14 % в 2005 г. по сравнению с

2004 г., поэтому можно говорить о повышении благосостоянии населения.

Рейтинговым агентством «Мудис Интерфакс» в 2005 г. за позитивные перемены в экономическом развитии, диверсификацию экономики Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг категории Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков) и краткосрочный кредитный рейтинг Яи8-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам).

Объем инвестиций в основной капитал за 2003-2005 гг. вырос в сопоставимых ценах более чем на 78 %. По объему иностранных инвестиций Омская область - среди десяти ведущих

субъектов Российской Федерации. Высокая инвестиционная активность обусловливает интенсивное развитие всех секторов экономики Омской области.

В основе промышленного комплекса Омской области - обрабатывающие производства.

В рамках областной целевой программы «Омский сапропель» на 2005-2008 гг. с использованием наукоемких технологий в хозяйственный оборот вовлекаются месторождения сапропеля.

В целом объем промышленного производства в Омской области в сопоставимых ценах за 2003-2005 гг. увеличился более чем на 40 %, в

2007 г. он вырос на 11,1 % [8].

В течение указанных лет объем производства в сельском хозяйстве вырос на 3,9 % в сопоставимых ценах (в 2007 г. он составил 2 %). По производству зерна, мяса и молока Омская область на протяжении последних лет уверенно входит в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Развитие внешнеэкономического сотрудничества является важным фактором роста экономики. За период 2003-2005 гг. внешнеторговый оборот Омской области вырос более чем в 6 раз,

в структуре внешней торговли доля экспорта увеличилась с 87 % в 2003 г. до 95 % в 2005 г. [7].

Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса. Предприниматели активно осваивают инновационные производства, создавая фактически новые отрасли экономики. Доля занятых в организациях малого предпринимательства составляет около 14 % от общего числа занятых в экономике Омской области, малыми предприятиями производится около 7 % валового выпуска товаров и услуг. Государственная поддержка этого сектора экономики позволяет снизить уровень безработицы, бедности, способствует развитию инновационной сферы и сферы услуг.

Достигнутые результаты в секторах экономики стали катализатором повышения качества жизни населения Омской области. Реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились за период 2003-2005 гг. почти в 1,5 раза. В 2007 г. она составила 15,5 тыс. руб., в 2008 г. ее планируют увеличить на 20 %, т. е. до уровня 18-18,5 тыс. руб. Данные темпы роста в Омской области опережают динамику общероссийских показателей. Уровень бедности (численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения) снизился с 24,7 % в 2002 г. до 14 % в 2005 г. (по России - до 15,8 %).

Стоимость жизни (стоимость потребительской корзины, фиксированного набора продуктов питания) в Омской области - одна из самых низких не только среди регионов Сибирского федерального округа, но и среди субъектов РФ. Омская область занимает 14-е место по рейтингу стоимости потребительской корзины среди 80 субъектов РФ [5].

В целях обеспечения жителей Омской области доступным и качественным жильем реализуются масштабные региональные программы жилищного строительства. Омская область стала одним из первых российских регионов, где должное развитие получила система ипотечного жилищного кредитования. В 2005 г. на региональном уровне снижена ставка за пользование ипотечными кредитами с 10 до 8 %, увеличен максимальный срок пользования кредитом с 10 до 15 лет. За три года объем ввода в эксплуатацию жилых домов возрос в 3,3 раза и составил в 2005 г. 755,1 тыс. кв. м. По темпам ввода в эксплуатацию жилья Омская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации (в 2004 г. темпы роста данного показателя в Омской области были самые высокие по России). В 2007 г. был перевыполнен план по сдаче

жилья на 3 тыс. кв. м и составил 1103 тыс. кв. м. Это лучший показатель в Сибирском федеральном округе.

В регионе в 2007 г. были реализованы различные виды поддержки в приобретении квартир и строительстве домов. Новое жилье получили 1758 семей (это на 370 семей больше аналогичного показателя 2006 г.).

В 2003-2005 гг. произошло серьезное укрепление государственных финансов. В консолидированный бюджет Омской области по итогам 2005 г. поступило 41,5 млрд руб., с ростом к 2003 г. в 2,1 раза. Прирост достигнут по всем основным доходным источникам. Доходная часть консолидированного бюджета Омской области в этот период формировалась в основном за счет налоговых (в 2003 г. - 73 %, в 2005 г. - 79 %) и неналоговых поступлений. На рост доходов повлияло расширение налогооблагаемой базы за счет повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, создания новых производств и рабочих мест в секторах экономики, стимулирование экономического развития субъектов малого предпринимательства. В связи с перерегистрацией ОАО «Сибнефть» в Санкт-Петербурге бюджет Омской области потерял по различным оценкам от 30 до 50 % налоговых поступлений. В настоящее время этот разрыв восстановлен на 98 %, в том числе за счет эффективного использования муниципального имущества.

За последний год в регионе увеличилась рождаемость на 7,5 %, смертность снизилась на 2 %.

Все большую значимость в организации расходов и управлении бюджетом стал занимать программно-целевой метод. Растет как количество целевых программ Омской области (в 2003 г. - 5 программ, в 2005 г. - уже 25 программ), так и общий объем их финансирования (в 2005 г. из областного бюджета на эти цели направлено около 5,5 млрд руб., почти в 3 раза больше, чем в 2003 г.).

В соответствии с комплексной оценкой уровня социально-экономического развития регионов, ежегодно осуществляемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Омская область в 2004 г. находилась на 19-м месте в рейтинге субъектов Российской Федерации, что в целом совпадает с оценками независимых рейтинговых агентств. В 2006-

2008 гг. Омская область сохранит свои позиции как регион с уровнем социально-экономического развития выше среднего (в 2003 г. Омская область находилась в группе регионов со средним уровнем развития и занимала 37-е место) [7].

Последовательная реализация в 20032005 гг. мероприятий Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 г. позволила повысить качество жизни населения Омской области, обеспечить устойчивый рост экономики, сформировать предпосылки для дальнейшего социально-экономического развития Омской области.

Усилия Правительства Омской области в

2006-2008 гг. будут ориентированы на закрепление уже достигнутых результатов социальноэкономического развития Омской области, активизацию, расширение масштабов деятельности по всем направлениям, в том числе создание условий и стимулов для роста инвестиционных вложений в экономику, расширения внешнеэкономических связей, формирования благоприятного имиджа и повышения конкурентоспособности Омской области, а также повышения эффективности государственного управления на региональном уровне.

Таким образом, на примере Омского региона удалось проследить реализацию начальных шагов инновационного сценария развития экономики. Достигнутые показатели являются отправной точкой для дальнейших преобразований экономики, которые обеспечивают экономический рост не только региона, но и вносят существенный вклад в макроэкономические показатели всей страны. Это позволит повысить уровень и качество жизни населения, снизить уровень безработицы, повысить инвестиционную привлекательность региона, сократить социально-экономическое и технологическое отставание от развитых стран.

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Одной из проблем российской экономики являются большие объемы потребления природных ресурсов, а также высокие энергетические затраты на единицу конечной продукции. Если в этих условиях осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей. Одним из вариантов выхода России из «сырьевого статуса», обретения конкурентоспособности производимой продукции является переориентация экономики страны на инновационную стратегию.

2. Анализ основных индикаторов условий инновационного развития в РФ показывает недостаточно высокий уровень Сибирского федерального округа среди других округов. Поэтому

формы и методы перевода экономики на инновационный путь развития должны выбираться региональными властями с учетом специфики инновационной деятельности конкретного региона.

3. Согласно Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), одним из основных направлений социально-экономического развития области в эти годы является активизация инновационной деятельности. Одним из шагов на пути к инновационному развитию области послужило создание Омского регионального бизнес-инкубатора.

4. Практически по всем приведенным социально-экономическим показателям развития Омской области с 2003 по 2006 г. выявляется положительная динамика, что свидетельствует о благоприятном развитии области, а также об имеющемся потенциале региона и активно проводимой эффективной политике властей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по объему иностранных инвестиций Омская область - среди десяти ведущих субъектов Российской Федерации. Высокая инвестиционная активность обусловливает интенсивное развитие всех секторов экономики Омской области;

- по производству зерна, мяса и молока Омская область на протяжении последних лет уверенно входит в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации;

- происходит постоянное увеличение в структуре внешней торговли доли экспорта;

- реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились за период 2003-2007 гг. почти в 3,5 раза, что опережает динамику общероссийских показателей;

- по темпам ввода в эксплуатацию жилья Омская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации;

- происходит серьезное укрепление государственных финансов. Консолидированный бюджет Омской области увеличился в 1,126 раза в 2007 г. по сравнению с 2006 г., что позволило увеличить финансирование мер социальной поддержки населения, повысить заработную плату работникам бюджетной сферы;

- в перспективе также планируется особое внимание уделить развитию человеческого потенциала.

Таким образом, на примере Омского региона удалось проследить реализацию начальных шагов инновационного сценария развития экономики. Достигнутые показатели являются отправной точкой для дальнейших преобразований экономики, которые обеспечивают экономический рост не только региона, но и вносят

существенный вклад в макроэкономические показатели всей страны. Это позволит повысить уровень и качество жизни населения, снизить уровень безработицы, повысить инвестиционную привлекательность региона, сократить социально-экономическое и технологическое отставание от развитых стран.

1. Арсюхин Е., Звягин Ю. Эко диво. XI Петербургский экономический форум закончился. Что он дал? / Российская газета. - 2007. -13 июня.

2. Закон Омской области от 5 апереля 2006 г. № 742-ОЗ «О программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Ивантер В.В., Узяков М.Н. Долгосрочный прогноз развития экономики России на

2007-2030 гг. (по вариантам) // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 6.

4. Иванов Н.П., Завгороднев М.Е. Национальный и региональный векторы инновацион-

ной модернизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 13.

5 Омская область в цифрах «2006»: Стат. сб. / Омскоблстат. - Омск, 2007.

6. План В.В. Путина для жителей Сибири и всей страны. - Тверь: ООО Типография «Контур», 2007. - 20 с.

7. Приложение к Закону Омской области от 5 апреля 2006 г. № 742-ОЗ «Программа социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» / 1. Социально-экономическое положение Омской области. Итоги реализации Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 года за период 2003-

2005 годов // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

8. Промышленное производство Омской области: Стат. сбор. / Омскоблстат. - Омск, 2007.

9. Ратьковская Т.Г. Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе: региональная дифференциация // ЭКО. -2007. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.