Научная статья на тему 'Олимпиады школьников по географии: сущность, содержание, разнообразие'

Олимпиады школьников по географии: сущность, содержание, разнообразие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2489
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ГЕОГРАФИЯ / ШКОЛЬНИК / OLYMPIAD / GEOGRAPHY / SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинский Сергей Валерьевич

В статье рассматриваются основные вопросы олимпиадного движения школьников по географии в России: сущность олимпиад, их функции, содержание, требования, предъявляемые к содержанию, видовое разнообразие. Приводится авторская схема современного разнообразия географических олимпиад школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympiads in geography for schoolchildren: subject matter, content, diversity

This article addresses the main issues olympiad movement pupils in geography in Russia: the essence of competitions, their functions, the content requirements for the content, diversity of species. We present the author’s scheme of modern geographical diversity olympiad.

Текст научной работы на тему «Олимпиады школьников по географии: сущность, содержание, разнообразие»

УДК 373.51

С. В. Ильинский

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РАЗНООБРАЗИЕ

В статье рассматриваются основные вопросы олимпиадного движения школьников по географии в России: сущность олимпиад, их функции, содержание, требования, предъявляемые к содержанию, видовое разнообразие. Приводится авторская схема современного разнообразия географических олимпиад школьников.

This article addresses the main issues olympiad movement pupils in geography in Russia: the essence of competitions, their functions, the content requirements for the content, diversity of species. We present the author's scheme of modern geographical diversity olympiad.

Ключевые слова: олимпиада, география, школьник.

Keywords: olympiad, geography, schoolchild.

Образование - возможность самореализации нынешнего школьника, студента в культуре, науке, искусстве. Чтобы эта возможность стала реальностью, необходимо определить стратегию самого образования, во всяком случае, его ин-ституциализированных форм. Такой стратегической линией развития современного образования вместе с фундаментализацией и информатизацией выступает гуманизация. Гуманизация образования в логике учебного предмета (в нашем случае - географии) предполагает гуманистический стиль отношений в школе, гуманитарную направленность образовательной среды в ней, приобщение непосредственных участников педагогического процесса к культуре, науке, искусству как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов, свободное и всестороннее развитие личности. Особенно важно это сейчас, когда позиции личностно-ориентированного подхода в российском образовании весьма высоки и лич-ностно-ориентированное обучения находится на пике своего развития.

В условиях перехода к личностно-ориентиро-ванному обучению особое значение приобретает проблема работы с наиболее подготовленными учащимися, в том числе в области географии. При этом важным оказывается не только развитие имеющейся подготовки учащихся, но и выявление этой подготовки, еще никак себя не проявившей. Значение работы с подготовленными в области географии учащимися трудно переоценить в связи с особенностями в социально-экономическом развитии страны в настоящее время, при-

© Ильинский С. В., 2011

водящими к острой необходимости подготовки значительного числа специалистов самого высокого уровня во всех областях географической науки.

Одной из эффективных форм работы с подготовленными учащимися являются олимпиады школьников, необходимость проведения которых отмечена в таких нормативных документах, как национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011— 2020 гг. «Петербургская Школа 2020» [1], где четко определены основные задачи современной системы российского школьного образования, заключающиеся в том числе в выявлении подготовленных детей, составляющих костяк участников олимпиадного движения, и продолжении работы с ними, усилении творческой и познавательной активности учеников, включенности учащихся в образовательную деятельность. Дисциплиной, наиболее полно отвечающей этим требованиям, является география.

Современная подготовка школьников к участию в олимпиаде должна учитывать [2]:

- метадеятельностный характер труда;

- неопределенность, неоднозначность, неалго-ритмизированность деятельности;

- эмоциональную насыщенность деятельности;

- целостный характер деятельности, невозможность ее «частичного» усвоения.

Эти характеристики в полной мере отвечают гуманистическим тенденциям образования и обусловливают изменение принципов проектирования олимпиады.

Важным является понимание образования как процесса становления будущего географа -субъекта метадеятельности. Современный учитель должен не только знать свой предмет, но и владеть деятельностью, предполагающей группу умений по организации процесса, стимулирующего продуктивное развитие ребенка, обретение им своей идентичности. Современный педагог должен быть готов к работе в личностно-ориенти-рованной парадигме.

Предметные олимпиады по географии как один из видов неформального образования являются той открытой средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний. Олимпиада как форма учебного процесса в полной мере способствует развитию познавательного интереса ученика, подъему интеллектуального уровня всех участников: школьников и их наставников - учителей. Однако методика проведения олимпиад, в том числе и географических, сформировалась в условиях единой общеобразовательной школы, когда задачи формирования знаний и умений

были приоритетными по сравнению с задачами развития личности учащегося, в связи с чем колоссальный развивающий потенциал олимпиад по географии оказывается нереализованным прежде всего из-за неразработанности методики их подготовки и проведения на современном этапе развития школьного образования.

Основными целями олимпиады школьников по географии, согласно Положению о школьных предметных олимпиадах, являются [3]:

- переориентация образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности подрастающего поколения;

- развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм системного мышления;

- обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание - просвещение -образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;

- повышение креативности образования, переориентация процесса обучения на теоретические способности учащихся;

- переориентация процесса обучения на превращение знаний в инструмент творческого освоения мира, а образования - в источник процедурных знаний, знаний о том, как и где при необходимости самостоятельно получить новое знание, а затем эффективно его использовать.

Все указанные цели олимпиады так или иначе связаны с развитием школьника - участника олимпиады как личности, решая тем самым одну из задач гуманизации образования - приобщения личности к богатству гуманитарной культуры в рамках учебного процесса и форм внеучеб-ной деятельности, каковой и является олимпиада школьников.

Основной функцией олимпиады школьников является преобразование учащихся как субъектов познавательной деятельности и собственного развития. Включаясь в олимпиадное движение, школьники осознанно и преднамеренно осуществляют свой личностный выбор, выступая в качестве субъекта социального становления, в котором старшеклассники сознательно направляют свою активность на усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, принимая ответственность за максимальную реализацию личностного потенциала. Создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, олимпиада школьников по географии выполняет важнейшую функцию социализации, реализуемую в созданной посредством олимпиады школьников образовательной среде, в которой учащиеся осуществля-

ют учебную, игровую, трудовую (природоохранительную, природовосстановительную), эстетическую и другие виды деятельности. Когнитивной основой этих видов деятельности выступают субъективно и объективно новые знания, полученные школьниками в творческой деятельности, которую они осуществляют как при выполнении творческих заданий олимпиады, так и в ходе работы над конкурсными проектами.

Включение учащихся в творческую деятельность в образовательной среде олимпиады обеспечивает объединение субъектов различных видов деятельности школьников (объединяющая функция); умственное развитие учащихся (развивающая функция); усвоение учащимися культурных норм (воспитательная функция), декларативных и процедурных знаний (обучающая функция), географических знаний (базовая функция). Реализация функций олимпиады школьников прямо связана с творческой деятельностью учащихся, которая является источником её содержания - субъективно и объективно новых декларативных и процедурных знаний, самостоятельно добытых или полученных учащимися на олимпиаде или во время подготовки к ней.

Такое усиление роли творческой деятельности в развитии школьников связано с их переходом к более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, что снова подтверждает гуманистическую направленность олимпиад. На первый план выдвигается стремление к овладению глубокими, настоящими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области. Поэтому участие школьников в олимпиадах становится фактором личностной образовательной стратегии учащегося общеобразовательного учреждения как потенциального студента. Все указанные выше факторы способствуют выявлению наиболее талантливых и подготовленных учащихся, ориентируя их на продолжение образования в высших учебных заведениях.

Олимпиады школьников содержательно объединяют общее и высшее образование, обеспечивая реализацию индивидуальных проблемно-познавательных программ учащихся, и приводят на студенческую скамью наиболее подготовленных к обучению школьников. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиада школьников географии предстает информационным каналом, через который, кроме прочего, вузы предъявляют свои требования к подготовленности абитуриента для поступления и обучения,

обеспечивая действие функций содержательной интеграции общего и высшего образования.

Проведенный анализ педагогической, методической и географической литературы (И. И. Ба-ринова, В. В. Николина, В. В. Пасечник, В. П. Соломин, Д. А. Субетто) [4] показал многообразие олимпиад в современном образовательном процессе и разделение их по различным критериям: форме проведения, ведущей деятельности, тематике, количеству участников, ориентации на возраст участников, типу, инновационной составляющей, уровню познавательной деятельности.

По форме проведения олимпиады делятся на очные, заочные и очно-заочные. В связи со стремительным развитием Интернета, информационных и коммуникационных технологий за последнее десятилетие заочные олимпиады, ориентированные в первую очередь на отбор наиболее подготовленных школьников для участия в очном этапе, постепенно вытесняют из образовательного процесса как средних, так и высших учебных заведений уже ставшие традиционными очные олимпиады.

Важной составляющей любой олимпиады является ведущая деятельность, которая может быть теоретической, практической, а также сочетать в себе элементы обеих. Большинство российских олимпиад являются комбинированными, равномерно связывая как теоретическое, так и практическое мышление. С точки зрения географии наиболее полезны олимпиады, связанные с практикой, имеющие цель приобщать к исследовательской деятельности и активизировать познавательные процессы.

Профиль географических олимпиад на сегодняшний день весьма разнообразен и включает в себя интеллектуальные состязания по физической географии, экономической, социальной и политической географии (реже - геополитике), геоэкологии, истории географии, геологии, картографии.

Помимо предметных олимпиад существуют также метапредметные и межпредметные олимпиады. Задания первых не принадлежат каким-либо учебным предметам, выходят за их рамки. Межпредметные олимпиады, напротив, сочетают в себе комплекс заданий на знания и умения в области двух или нескольких дисциплин.

Количество и возраст участников являются важными критериями при разработке олимпиад-ных заданий. Так, например, в условиях Всероссийской олимпиады школьников по географии региональный (городской) этап разделяется на две составляющие: задания для 6-8-х классов и задания для 9-11-х классов. Как правило, по количеству участников олимпиады делятся на персональные (для одного человека) и командные (более двух человек).

В последние годы вышли на общедидактический уровень олимпиады с различной инновационной составляющей, в том числе БтБ-олимпиады, относящиеся к дистанционным эвристическим олимпиадам, которые проводятся с 1997 г. Центром дистанционного образования «Эйдос» под эгидой Российской академии образования. В них могут участвовать школьники любых возрастов, студенты, учителя, преподаватели. Участие в олимпиаде происходит с помощью электронной почты, ресурсов и технологий сети Интернет. Ежегодно знания из различных областей географической науки показывают более 100 тысяч человек. Основная цель дистанционных эвристических олимпиад - выявление и развитие творческих способностей участников. Важным отличием дистанционных эвристических олимпиад от ставшими традиционными школьных является отсутствие заранее известных ответов, поэтому основными критериями при их оценке выступают оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения; степень творческой реализации.

По уровню творческой деятельности олимпиады по географии разделяются на традиционные и интерактивные. Значение интерактивных усилилось за последние несколько лет в связи с включением в некоторых регионах в структуру олимпиадного движения школьников новой формы интеллектуальных испытаний, например, геокэшинга [5] -ориентирования XXI в. - поиска не просто контрольных пунктов (КП) в городе, но и специальной информации, которая в зашифрованном виде позволяет найти расположение следующих КП. Такие соревнования требуют не только навыков ориентирования по карте и вычисления расстояний, но и знания истории города, краеведения и литературы. Соревнования развивают память, активизируют интуицию и фантазию участников.

Таким образом, изложенное выше видовое разнообразие географических олимпиад мы можем объединить в схему (см. рисунок).

Важнейшим элементом любой олимпиады являются задания, разрабатываемые с учетом указанных выше факторов. Одним из важнейших показателей при разработке олимпиадных заданий является уровень их сложности. Большинство литературных источников по проблеме исследования выделяют три уровня сложности олимпиадных заданий: базовый, повышенный и высокий. Так, задания базового уровня проверяют знания географической номенклатуры, основных фактов, простейших причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Повышенный уровень предполагает умение применять знания для решения опреде-

ленных задач в знакомой или измененной ситуации. Высокий уровень подразумевает творческое применение знаний из различных разделов школьной географии, знаний из других школьных дисциплин (межпредметные связи) для решения конкретной географической проблемы.

Однако, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие уровни, применяемые, правда, в большей степени в высшем образовании [6]:

- репродуктивный (воспроизводящий), когда учащийся успешно решает стандартные учебные задачи в типовых ситуациях. Типичным примером такого задания могут служить вопросы на воспроизведение уже полученного ранее материала, в том числе задания с выбором одного или нескольких ответов. Например: «Выберите государства, входящие в ОПЕК - организацию стран-экспортеров нефти. А) Никарагуа; Б) Нигерия; В) Венесуэла; Г) Ботсвана; Д) Алжир»;

- эвристический, когда учащийся способен решать стандартные учебные задачи в нетиповых ситуациях. Например: «Мы жители самого большого по площади государства, России. Географы справедливо считают Россию азиатской страной, поскольку большая часть территории расположена в Азии. Политики, напротив, называют Россию европейским государством. А вы считаете себя жителем европейской или азиатской страны? Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих твою точку зрения»;

- поисковый, когда учащийся успешно решает нестандартные задачи в более или менее типовых

ситуациях. Например: «Одним из самых грандиозных проектов советского времени был "поворот сибирских рек" в Казахстан, Узбекистан и Туркмению, финансирование и, соответственно, осуществление которого из-за экономического кризиса середины 1980-х гг. было отложено. Проект имел как сторонников, так и противников. К какой группе вы отнесете себя? Какие предложения по возобновлению или полной остановке проекта вы можете внести? Объясните свою позицию»;

- творческий, когда учащийся успешно решает нестандартные задачи в нетиповых ситуациях, наиболее полно отражает специфику творческих и проблемных заданий. Например: «На побережье Финского залива расположен поселок Стрельна, один из старейших дворцово-парко-вых ансамблей Санкт-Петербурга. С какой целью создавались подобные ансамбли? Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно создавать памятники архитектуры?»

Таким образом, подробно рассмотрев сущность, содержание, видовое разнообразие олимпиад школьников по географии, мы можем сделать вывод о востребованности данной формы интеллектуальных испытаний на современном этапе отечественного образования, а также ее модернизации, заключающейся в разработке и осуществлении новых форм олимпиадного движения школьников. Включение все возрастающего количества школьников в этот процесс способствует признанию олимпиад как на общественном, так и на законодательном уровнях.

традиционные

« S

s р

интерактивные —

комбинированная

теоретическая

по форме проведения

практическая

се &

S ■в-

& я 8 & ё S

по ведущей деятельности

по профилю

Разнообразие географических олимпиад

по инновационнои составляющей

дистанционные эвристические олимпиады

по возрасту участников

по количеству участников

— предметные

— метапредметные

— межпредметные

Разнообразие географических олимпиад

Примечания

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/ 6591/, свободный; Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020». URL: http://k-obr.spb.ru/page/204/, свободный.

2. Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска: метод. рек. / сост. И. В. Гладкая. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 285 с.

3. Положение о школьных предметных олимпиадах. URL: school15.beluo.ru/Olimpiada.doc, свободный.

4. Баринова И, И, XVI Всероссийская олимпиада школьников по географии // География и экология в школе XXI века. 2007. № 6. С. 42-48, 71; Винокурова Н, Ф,, Камерилова Г, С,, Николина В. В, Олимпиады по географии: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1996. 110 с.; Олимпиады по биологии для школьников / под ред. В. П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 165 с.; Пасечник В, В, Биология: всероссийские олимпиады. Вып. 2 / В. В. Асеев, В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. М.: Просвещение, 2011. 192 с. Субетто Д, А, Иванов А, Ю, Ильинский С, В, Роль олимпиад в становлении современного исследователя // География и экология в школе XXI века. 2010. № 2. С. 68-73.

5. Субетто Д, А,, Иванов А, Ю,, Ильинский С, В, Указ. соч.

6. Методические рекомендации по развитию ключевых компетенций специалистов / под ред. А. С. Поспелова. М.: МИЭТ, 2007. 28 с.

УДК 372.851:371.388.6

Л. В. Панкратова

О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждаются проблемы приобщения учащихся общеобразовательных школ к исследовательской деятельности по математике. Обосновывается необходимость внедрения исследовательских методов обучения в школьную практику.

The article touches upon the problems of familiarizing students of comprehensive schools with research activities on mathematics. The paper shows the importance of implementing research methods of training in school practice.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, компетенция, обучение математике.

Keywords: research activities, research competence, competence, mathematics teaching.

© Панкратова Л. В., 2011 84

Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия и побуждает к деятельному исследованию.

С, Л, Рубинштейн

В последнее десятилетие часто говорится о том, что подготовка российских школьников как по естественнонаучным, так и по гуманитарным дисциплинам во многом уступает международным стандартам. Данные исследований TIMSS, PISA, проводимых в России, показывают, что наши выпускники на высоком уровне овладевают предметными навыками, но в то же время демонстрируют недостаточное развитие интеллектуальных умений, связанных с решением творческих задач, их применением к реальным жизненным ситуациям [1]. Обозначенная тенденция может иметь отрицательные последствия для государства, поскольку в современной действительности эффективное развитие науки и производства требует наличия высококвалифицированных специалистов, продуктивно работающих в соответствующих областях и нацеленных на углубление и совершенствование своих знаний. Г. С. Ковалева, рассуждая об этом, подчеркивает: «Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность» [2].

Сегодня, как никогда, Россия нуждается в интеллектуальной элите, способной ставить и решать качественно новые задачи. Основу формирования интеллектуального и культурного уровня населения страны составляет система общего среднего образования, в котором математика занимает одно из ведущих мест. Такое положение математики определяется ее возможностями в развитии мышления человека, вкладом в создание представлений о научных методах познания, безусловной практической значимостью. Исходя из этого нельзя говорить о необходимости реформирования школы, не размышляя о модернизации математического образования.

Обозначенные процессы предусматривают решение ряда проблем в современном школьном образовании. Включение требований фундамен-тализации, гуманизации, гуманитаризации и индивидуализации обучения в основу новой образовательной парадигмы требует использования новых принципов отбора и систематизации знаний, снижения репродуктивных методов обучения, приобщения школьников к активному научному поиску и творчеству, воспитания у них критического отношения к изучаемому материалу, проектирования для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории, применения в процессе обучения информационных технологий. Целью обучения сегодня становится не только передача ученику совокупности знаний, уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.