Научная статья на тему 'Анализ типичных ошибок школьников при выполнении олимпиадных заданий по китайскому языку (на примере заданий 2015-2016 учебных годов)'

Анализ типичных ошибок школьников при выполнении олимпиадных заданий по китайскому языку (на примере заданий 2015-2016 учебных годов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / ОЛИМПИАДА / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / SCHOOL EDUCATION / CHINESE LANGUAGE / OLYMPIAD / TYPICAL MISTAKES / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распертова С.Ю.

Статья посвящена анализу типичных ошибок школьников 5-11 классов при выполнении заданий школьного этапа олимпиады по китайскому языку на примере заданий 2015-2016 учебных гг. В работе освещаются вероятные причины затруднений школьников; рассматриваются типы заданий и основные трудности разделов «Аудирование», «Чтение», «Лексико-грамматический тест», «Письмо» и «Лингвострановедение»; приводятся общие рекомендации для школьных учителей по подготовке учащихся школ к олимпиаде по китайскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Распертова С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TYPICAL SCHOOL STUDENTS’ MISTAKESIN CHINESE LANGUAGE OLYMPIAD TESTS (ON THE EXAMPLE OF 2015-2016 TESTS)

The article is dedicated to analysis of typical 5-11th year grades school students’ mistakes during the school stage of the Chinese language Olympiad on the example of 2015-2016 Olympiad tasks. The article presents probable causes of students’ difficulties in Chinese language Olympiad tasks, describes types of tasks and major difficulties in “Listening”, “Reading”, “Lexical and grammatical test”, “Writing” and “Сountry studies”, and also provides general guidance for school teachers in preparation school students for the Olympiad on the Chinese language.

Текст научной работы на тему «Анализ типичных ошибок школьников при выполнении олимпиадных заданий по китайскому языку (на примере заданий 2015-2016 учебных годов)»

Раздел II

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ

УДК 811.581.11 С.Ю. Распертова

кандидат философских наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области зарубежного регионоведения ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: guangmei@mail.ru

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ (на примере заданий 2015-2016 учебных годов)

Статья посвящена анализу типичных ошибок школьников 5-11 классов при выполнении заданий школьного этапа олимпиады по китайскому языку на примере заданий 2015-2016 учебных гг. В работе освещаются вероятные причины затруднений школьников; рассматриваются типы заданий и основные трудности разделов «Аудирование», «Чтение», «Лексико-грамматический тест», «Письмо» и «Лингвострановедение»; приводятся общие рекомендации для школьных учителей по подготовке учащихся школ к олимпиаде по китайскому языку.

Ключевые слова: школьное образование; китайский язык; олимпиада; типичные ошибки; одаренные дети.

S. Y. Raspertova

Ph.D. (Philosophy), Associate Professor,

Department of Linguistics and Professional Communication

in the Field of Foreign Region Studies, Institute of International Relations

and Social-Political Studies, MSLU; e-mail: guangmei@mail.ru

ANALYSIS OF TYPICAL SCHOOL STUDENTS' MISTAKES IN CHINESE LANGUAGE OLYMPIAD TESTS (on the example of 2015-2016 tests)

The article is dedicated to analysis of typical 5-11th year grades school students' mistakes during the school stage of the Chinese language Olympiad on

the example of 2015-2016 Olympiad tasks. The article presents probable causes of students' difficulties in Chinese language Olympiad tasks, describes types of tasks and major difficulties in "Listening", "Reading", "Lexical and grammatical test", "Writing" and "Country studies", and also provides general guidance for school teachers in preparation school students for the Olympiad on the Chinese language.

Key words, school education; Chinese language; olympiad; typical mistakes; gifted children.

Одной из приоритетных задач современного общества и государства является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи - один из основных приоритетов современного школьного образования. Это актуально и при обучении китайскому языку, особенно в условиях интенсивного развития китайско-российских отношений в XXI в. Реализация олимпиадных проектов по китайскому языку позволит создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

Цель Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку - выявление не только хорошо подготовленных ребят по предмету, но и творчески одаренных школьников. Олимпиада помогает выявить и развить творческие способности и интерес к китайскому языку и культуре Китая. Это прекрасная возможность для школьников проверить и критически оценить свои знания и способности.

Основные задачи олимпиады по китайскому языку заключаются в повышении интереса школьников к изучению китайского языка и создании оптимальных условий для одаренных школьников, имеющих высокий уровень знаний по китайскому языку и способных творчески их использовать. С учетом этого учителям китайского языка, как основным помощникам в подготовке школьников ко всем этапам олимпиады по китайскому языку, следует помнить: тренировочные задания должны быть разнообразными, вызывающими интерес, позволяющими участникам проявить логическое мышление и творческую интуицию, а также лингвострановедческие знания о стране изучаемого языка - Китае.

Анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников на всех этапах ее проведения позволяет составить представление

о количественных и качественных показателях участия обучающихся в олимпиаде по китайскому языку, выявить способных и талантливых детей на уровне школы, определить педагогов, имеющих эффективные системы подготовки школьников к олимпиаде с дальнейшей возможностью использования этого опыта.

Данные анализа позволяют также использовать их для составления портфолио достижений образовательного учреждения, составления рейтинга школьников и рейтинга учителей, что является неотъемлемой частью системы оценки качества школьного образования.

На основании анализа типичных ошибок школьников 5-11 классов при выполнении заданий школьного этапа олимпиады по китайскому языку на примере заданий 2015-2016 учебных гг. [2] были выявлены вероятные причины затруднений учащихся при работе с заданиями, а также подробно рассмотрены наиболее частые ошибки, допущенные в разделах «Аудирование», «Чтение», «Лексико-грамматический тест», «Письмо» и «Лингвострановедение».

Вероятные причины затруднений при выполнении олимпиадных заданий (5-11 классы):

• После летнего периода не в полном объеме восстановлены знания и умения учащихся (в условиях проведения олимпиады в начале учебного года).

• Учащиеся невнимательно прочитали формулировку заданий.

• Недостаточно времени на отработку лексико-грамматического материала на уроках (в связи с чем присутствует большое количество ошибок в разделе «Лексико-грамматический тест»).

• Недостаточно времени / внимания уделяется на отработку и развитие аудитивных навыков.

• Недостаточно времени / внимания уделяется на отработку и развитие навыков чтения (в том числе изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового, аналитического и т. д.).

• Слабые навыки на установление причинно-следственных и логических связей, что мешает справляться с заданиями разделов «Чтение» и «Аудирование».

• Плохое знание географических, культурных и исторических реалий Китая (особые затруднения вызывает раздел «Лингво-страноведение»).

• Слабые навыки владения иероглификой и базовыми правилами написания небольших текстов на китайском языке. Особые затруднения у учащихся вызывает раздел «Письмо» (учащиеся выполняют задание с большим количеством иероглифических, грамматических, лексических, стилистических, логических ошибок или совсем не приступают к заданию).

• Учащиеся не захотели подумать, перешли на шаблонное построение фразы / конструкции и т.д.

• Неумение учащихся правильно и рационально распределять время на все виды заданий.

5-6 классы Аудирование

Анализ раздела «Аудирование» олимпиадных работ школьников 5-6 классов показал, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками аудирования, что привело к неверному выбору ответа в заданиях «Прослушайте предложения, выберите верное утверждение»; «Прослушайте диалоги, ответьте на вопросы». Ошибки, допущенные в данном разделе, вероятно, были вызваны недостаточным количеством времени, которое отводится для тренировки аудирования в классе, или невнимательностью учащихся. Так, например, в задании «Прослушайте предложения, выберите верное утверждение» верные варианты ответов: 1 - с, 2 - с, 3 - Ь.

1. а)

b) здтйШй^й^-

c) ЗДтйШйМ^-

2. а)

b) ШЯАШЖШ.Т'Щ-ЯАШШ.Ш-

c)

3. а)

b)

c) ШЩШ^^т^П'

В задании «Прослушайте диалоги, ответьте на вопросы» верный вариант ответа Ь (Щ-Ш^ШШ'Ш^'Ш^ЮЩЧШ'Ш^Щ?

4.

a)

b)

c)

Чтение

Анализ раздела «Чтение» олимпиадных работ школьников 5-6 классов показал, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками чтения, что привело к неверному выбору ответа в заданиях «Прочитайте текст, ответьте на вопросы по содержанию текста»; «Прочитайте текст и определите, верны ли следующие утверждения». Особые затруднения вызвало задание на выбор ответа из трех возможных («верно», «неверно», «не знаю», т. е. в тексте такая информация не представлена»). Ошибки в данном разделе были вызваны, вероятно, невнимательностью или неумением вчитываться в текст. Так, например, в задании «Прочитайте текст и определите, верны ли следующие утверждения» верными вариантами ответов 1 - Ь) (ответ неверен, речь идет о 17 учащихся из Азии и Европы, а не об учащихся из 17 стран), 2 - а) ^ (ответ верен, данная информация представлена в тексте), 3 - Ь) (ответ неверен, в тексте говорится о том, что учащиеся проживают на 6, 7 либо 8 этажах):

1)

а) й Ь) та с) таш

2)

а) й Ь) та с) ЗДШ

з)

а) й Ь) та с) ЗДШ

Лексико-грамматический тест

Анализ раздела «Лексико-грамматический тест» олимпиадных работ школьников 5-6 классов показал, что ряд учащихся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня знаниями по грамматике, иероглифике, системе тонов китайского языка, поэтому в некоторых из приведенных ниже заданий учащиеся выбирали неверный ответ. Так, например, в задании «Укажите, с помощью каких вопросительных местоимений следует задать вопросы к выделенным членам предложения» верный вариант ответа с) Ш. Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о вопросительных местоимениях в китайском языке и их месте в вопросительном предложении.

ттьт^&шшт 0

а) ^ Ь) с) ш

В задании «Заполните пропуски соответствующими счетными словами» верный вариант ответа Ь) Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о счетных словах китайского языка.

а) # Ь) * с) Ш

В задании «Подберите для каждой инициали подходящую финаль, чтобы получилось односложное слово, записанное транскрипцией» верный вариант ответа ё) 6ng. Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о системе инициалей и финалей, слогах и системе тонирования китайского языка.

1 а) 6 Ь) еп с) ш ё) 6ng е) иа

7-8 классы Аудирование

Анализ раздела «Аудирование» олимпиадных работ школьников 7-8 классов показал, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками аудирования, что привело к неверному выбору ответа в заданиях «Прослушайте текст и определите, верны ли следующие утверждения» (именно это

задание вызвало наибольшую трудность); «Прослушайте диалоги и ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант». Ошибки, допущенные в данном разделе, вероятно, были вызваны недостаточным количеством времени, которое отводится для тренировки аудирования в классе, или невнимательностью учащихся. Так, например, в задании «Прослушайте текст и определите, верны ли следующие утверждения» верные варианты ответа 1 - а (ответ верен, в конце текста автор приходит к выводу о том, что все вышеперечисленные методы изучения языка были полезны 2 - Ь (ответ неверен, основная мысль текста: «ШГШ^А'вЙВДМ^теЖ

^й^ваш^ш»).

(Текст:

В'гттт^шшшшш'&^тттж-А*)

1. яшш^тттмжх*

а) Й Ь) с)

2.

а) й Ь) с) ^тж

Чтение

Анализ раздела «Чтение» олимпиадных работ школьников 7-8 классов показал, что ряд учащихся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками чтения, что привело к неверному выбору ответа в заданиях «Прочитайте тексты, ответьте на вопросы по их содержанию, выбрав ответ из нескольких предложенных вариантов»; «Прочитайте текст и определите, верны ли следующие утверждения». Особые затруднения вызвало задание на выбор ответа из трех возможных («верно», «неверно», «не знаю», т. е. в тексте такая информация не представлена»). Ошибки в данном разделе, по-видимому, были вызваны невнимательностью или неумением вчитываться в текст. Так, например, в задании «Прочитайте текст

и определите, верны ли следующие утверждения» верные варианты ответа 1- b) (ответ неверен, в тексте говорится о том, что ^^^ШШ^ШШШШ^», но не говорится о том, что кто-то пошел в магазин за новой парой туфель), 2 - a) ^ (ответ верен, в тексте дана информация о том, что ремонт туфель стоит 5 юаней «ffi^^T^

"ЙВД! "»):

ím±.rnmm, Й^мй : "

1.

a) Й b) с) ^жж

2. шш-жтт^ж-

a) й b) с) ^ЖЖ

Лексико-грамматический тест

Анализ раздела «Лексико-грамматический тест» олимпиадных работ школьников 7-8 классов показал, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня знаниями по грамматике, иероглифике, системе тонов китайского языка, поэтому в некоторых из приведенных ниже заданий учащиеся выбирали неверный ответ. Так, например, в задании «Укажите место слова или компонента слова, приведенного в скобках» верные варианты ответа 1 - с, 2 - b, 3 - с. Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о суффиксах Щ, Т, Ы:

1. M(a) ШЙЙ(с)в(ф Ш

2. МЖа) ^(Ь)Ш(С) iai(d)0(7)

3. M(a)7^S^(b)«(c>Í0(d)o(&)

В задании «Выберите грамматически верный вариант и заполните пропуски» верный вариант ответа 4 - с, 5 - b. Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями об употреблении существительных / словосочетаний в качестве обстоятельства времени, а также о счетных словах с существительными ^ / Ц / А; дополнении длительности и его месте в предложении.

4. /НШ_ЖФШй^

a) т&^мм

b)

c) ЩЩ-^ХШ

ё) т&^т

5. Ш-Щ^ШЖМ'_-

a)

b) ШПВ^Ш7Ш7/Ш7°

c)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ё)

9-11 класс Аудирование

Анализ раздела «Аудирование» олимпиадных работ школьников 9-11 классов показал, что ряд учащихся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками аудирования, что привело к неверному выбору ответа в заданиях «Прослушайте текст, ответьте на вопросы по тексту»; «Определите, верны ли следующие утверждения» (именно это задание вызвало наибольшую трудность). Ошибки, допущенные в данном разделе, вероятно, были вызваны недостаточным количеством времени, которое отводится для тренировки аудирования в классе, или невнимательностью учащихся. Так, например, в задании «Прослушайте текст и определите, верны ли следующие утверждения» верные варианты ответа 1 - Ь (ответ неверен, в тексте говорится о том, что, «закончив университет, младший брат стал работать в иностранной компании», «^^Ш^^ША^^Ф. Й—'Ж 2 - с (об этом в тексте информации нет).

(Текст:

а- "шш1т'М17т<шш°" шшшштзтштт

1.

а) Й Ь) ЗД с)

2.

а) й Ь) ЗД с)

Чтение

Анализ раздела «Чтение» олимпиадных работ школьников 9-10 классов показал, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками чтения, что привело к неверному выбору ответа в заданиях «Прочитайте текст и определите, верны ли следующие утверждения»; «Определите, верны ли следующие утверждения или в тексте нет об этом информации». Особые затруднения вызвало задание на выбор ответа из трех возможных («верно», «неверно», «не знаю», т. е. в тексте такая информация не представлена»). Ошибки в данном разделе, по-видимому, были вызваны невнимательностью и неумением вчитываться в текст. Так, например, в задании «Определите, верны ли следующие утверждения или в тексте нет об этом информации» верные варианта ответа 1 - а (в тексте есть упоминание об этом «^——

2 - с (в тексте нет информации о том, когда начинается спектакль).

&ШЖШГ

1.

а) й Ь) ЗД с)

2.

а) й Ь) ЗД с)

Лексико-грамматический тест

Анализ раздела «Лексико-грамматический тест» олимпиадных работ школьников 9-11 классов показал, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня знаниями по грамматике, иероглифике, системе тонов китайского языка, поэтому в некоторых из приведенных ниже заданий учащиеся выбирали неверный ответ. Так, например, в задании «Выберите правильный вариант перевода цифр» верный вариант ответа 1 - ё. Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о системе числительных в китайском языке:

1.

a) 90 млрд 710 млн

b) 9 млрд 710 млн

c) 970 млн 10 тыс.

ё) 9 млрд 701 млн

В задании «Заполните пропуски подходящими по смыслу результативными морфемами» верный вариант ответа 2 - с (речь идет о том, что «все задания были выполнены верно»). Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о результативных морфемах в китайском языке:

а) ^ Ь) £ с) Й ё) Щ

В задании «Заполните пропуски соответствующими модификаторами направления движения» верные варианты ответа 3 - ё («все ненужные книги были собраны»). Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о модификаторах направления движения в китайском языке:

3.

а) 7^ Ь) с) ё) ЙЖ

В задании «Заполните пропуски подходящими по смыслу предлогами» верный вариант ответа 4 - Ь («она была взволнована больше, чем спортсмены»). Для правильного выполнения данного задания необходимо владение знаниями о предлогах (в том числе знания о сравнительных конструкциях) в китайском языке:

4.

а) ш Ь) № с) ш ё) ш

Лингвострановедение

Анализ раздела «Лингвострановедение» олимпиадных работ школьников 9-11 классов показал, что многие школьники в недостаточном объеме или совсем не владеют базовыми знаниями о географических, культурных и исторических реалиях Китая, поэтому в некоторых в приведенных ниже заданиях учащиеся выбирали неверный ответ или весь раздел был выполнен неверно. Так, например, в задании «Ответьте на вопросы, касающиеся географических, исторических и культурных реалий Китая, выбрав правильный вариант ответа» верные варианты ответа 1 - а (первый император Китая - Цинь Шихуан), 2 - с (в Китае проживает 56 национальных меньшинств):

1. ФИОДЖ-^Ж^ЙШ?

a) МЪЬШ

b) ЩШФ

c) тш ё) жг

2.

a) 547

b) 557

c) 567 ё) 607

В заключение можно привести некоторые общие рекомендации и предложения школьным учителям китайского языка о том, как можно организовать работу по подготовке школьников к участию в олимпиадах по китайскому языку:

• Продумывать формы работы по повышению мотивации и результативности учащихся в участии в олимпиаде по китайскому языку.

• Систематически проводить дифференцированную работу на уроках и внеурочных занятиях с одаренными детьми, предлагать задания повышенной сложности, развивающие творческие способности учащихся.

• Регулярно проводить работу (в виде семинаров, обсуждений или в иной форме) по организации и планированию подготовки к олимпиаде, анализу данной работы и результатов участия школьников и учителей.

• Анализировать типичные ошибки на заседании школьного методического сообщества.

• Подбирать / разрабатывать тренировочные задания как на базовые, так и на «западающие» знания и умения (задания по иеро-глифике, грамматике, лексике, системе тонов, аудированию, чтению, говорению и письму).

• Анализировать типичные ошибки с учащимися на уроках, делать работу над ошибками.

• Для углубления знаний по лингвострановедению Китая, а также для повышения баллов за выполнение данного раздела в рамках олимпиады по китайскому языку1 при проведении уроков рекомендуется обсуждать со школьниками темы, касающиеся географических, культурных и исторических реалий Китая (например, географическое положение, краткая история Китая, население, климат, обычаи и праздники, сельское хозяйство и природные ресурсы, промышленность Китая, спорт и т. д.).

1 Раздел «ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА» для учащихся 9-11 классов позволяет оценить степень владения обучающимися географическими, политическими, национальными и культурно-специфическими китайскими реалиями. Однако учителям китайского языка рекомендуется постепенно знакомить детей с географией, историей, культурой Китая, начиная с базовых этапов обучения языку.

• Учить детей рационально распределять время на все виды олимпиадных заданий.

• При подготовке школьников к олимпиаде использовать электронные учебно-методические материалы (обучающие фильмы, аудиоматериалы и т. д.).

• Поощрять школьников к участию в различных культурных мероприятиях, связанных со страной изучаемого языка (участие в конкурсах китайского языка, конкурсах сочинений, каллиграфии и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского языка. -Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Восточная литература, 2006. - 88 с.

2. Задания и решения школьного этапа по китайскому языку. Этапы Всероссийской олимпиады школьников в г. Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Шр://уо8.оНтр1ада.ги/агсЫуеЛаЬ1еЛа8к8/уеаг8/ 2015 2016#сЫп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.