Научная статья на тему 'Биологические олимпиады Нижегородского университета как средство профессиональной ориентациии профессионального отбора школьников'

Биологические олимпиады Нижегородского университета как средство профессиональной ориентациии профессионального отбора школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВИДЫ ЗНАНИЙ / УРОВНИ УСВОЕНИЯ / ACADEMIC OLYMPIADS / COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / TYPES OF KNOWLEDGE / LEVEL OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлова Ксения Дмитриевна, Синицына Юлия Витальевна

Рассматриваются особенности олимпиад школьников по биологии, проводимых Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Отмечается, что основной упор в содержании олимпиад делается не на объеме знаний, а на выявлении степени освоения школьниками системных биологических знаний на алгоритмическом и творческом уровнях и владения сформированными познавательными универсальными учебными действиями. Приводятся требования к участникам олимпиады и методические рекомендации школьным учителям биологии для подготовки учеников к участию в олимпиадах. Делается вывод о том, что олимпиады успешно выполняют предназначенные им селективную, развивающую, обучающую, профориентационную, методическую функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дятлова Ксения Дмитриевна, Синицына Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC OLYMPIADS IN BIOLOGY AT THE NIZHNY NOVGOROD UNIVERSITYAS A MEANS FOR CAREER GUIDANCE AND CHOICE OF PROFESSION BY SCHOOL STUDENTS

We consider some peculiarities of academic Olympiads in biology conducted for school students by the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. The main emphasis in the content of the Olympiads is on revealing the degree of school students' mastery of systemic biological knowledge at the algorithmic and creative levels and their ability for cognitive universal educational activities rather than on the amount of knowledge they possess. The Olympiad tasks allow the panel of judges to check six types of biological knowledge at four levels of mastery. The requirements for participants of the Olympiad and methodological recommendations for school teachers of biology for preparing school students for participation in academic Olympiads are presented. The Olympiads successfully carry out the selective, developing, teaching, career guidance and methodological functions intended for them.

Текст научной работы на тему «Биологические олимпиады Нижегородского университета как средство профессиональной ориентациии профессионального отбора школьников»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 175-181

УДК 37.1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ШКОЛЬНИКОВ

© 2017 г. К.Д. Дятлова, Ю.В. Синицына

Дятлова Ксения Дмитриевна, д.пед.н., доц.; профессор Центра исследования науки и развития аспирантского образования Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Синицына Юлия Витальевна, к.б.н.; доцент кафедры биохимии и биотехнологии Института биологии и биомедицины Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Стбтья лрстулолб вееИбкцою 01.10.2017 Стбтья леонятб к лублокбцоо 24.10.2017

Рассматриваются особенности олимпиад школьников по биологии, проводимых Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Отмечается, что основной упор в содержании олимпиад делается не на объем знаний, а на выявление степени освоения школьниками системных биологических знаний на алгоритмическом и творческом уровнях и владения сформированными познавательными универсальными учебными действиями. Приводятся требования к участникам олимпиады и методические рекомендации школьным учителям биологии для подготовки учеников к участию в олимпиадах. Делается вывод о том, что олимпиады успешно выполняют предназначенные им селективную, развивающую, обучающую, проф-ориентационную, методическую функции.

Ключевчк слрва: олимпиады, познавательные универсальные учебные действия, виды знаний, уровни усвоения.

Введение

Предметные олимпиады школьников в настоящее время (согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников») проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации школьников. Предметная олимпиада - сочетание науки и образования, творческое соревнование, проводимое в форме поединка [1].

Система Олимпиад - это очень удачное, малозатратное и эффективное, решение проблемы поиска одаренных людей, их поддержки и предоставления им возможности двигаться вперед. Ученику, который интересуется наукой, который чувствует в себе какие-то способности, силы и желание, система олимпиад дает возможность еще в школе начать развитие и движение в направлении выбранной специальности. Кроме того, предметные олимпиады школьников нацелены на формирование механизмов самораскрытия личности, на повышение ее познавательной активности и самостоятельности в приобретении знаний. Именно участие в олимпиадах - средство, с помощью ко-

торого формируются интеллектуальные навыки и научное мировоззрение учащихся, то есть начала компетентности [2].

Наши лонгитюдные исследования студентов Института биологии и биомедицины (биологического факультета) показали, что именно первокурсники - победители школьных олимпиад по биологии и экологии имеют наивысшие биологические знания (по данным теста входного контроля), высокую ориентацию на профессии, связанные с природой (по данным дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова «Я предпочту»), лучшие показатели умственного развития, в том числе владение такими мыслительными операциями, как аналогия, классификация, обобщение (опросник ШТУР), минимальные трудности в обучении на первом курсе и, как результат, наиболее высокую и стабильную успеваемость по всем предметам в течение всего периода обучения. Так, нами показано, что средний балл победителей олимпиады за 5 лет обучения составил 4.25 ± 0.58, в то время как у остальных студентов он не превышал 3.5. В течение первых двух лет обучения только около 5% «олимпиадников» покидают вуз, в дальнейшем их количество не меняется, то есть при любых личных обстоятельствах (болезнь, материальные трудности, создание семьи, рождение ребенка) продолжение образова-

ния имеет для них приоритетную ценность. Показано, что большинство студентов, поступивших в вуз по результатам олимпиад, не только имеет хорошую успеваемость, но и активно участвует в научно-исследовательской работе и продолжает обучение в магистратуре и аспирантуре [3]. То есть профориентационная и селективная функции школьных олимпиад по биологии не вызывают сомнения. Олимпиады позволяют не только выявить наиболее одаренных учащихся еще в школьный период, но и правильно, а главное, своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии. При этом участие в олимпиадах и победы в них способствуют повышению самооценки и расширению кругозора учащихся. Н.Д. Андреева и Н.В. Малиновская, кроме вышеперечисленных, выделяют также следующие функции биологических олимпиад школьников: социокультурная, обучающая, творчески-преобразующая и оценочно-результативная [4; 5].

Для того чтобы олимпиады школьников выполнили свои функции, необходимо, чтобы они имели высокое качество заданий. Олимпиады, как явствует из Приказа Министерства образования и науки РФ, должны выявлять творческие способности учащихся. С другой стороны, поскольку победители олимпиад пользуются преимуществами при зачислении в вузы, задания должны оценивать и уровень предметных знаний, достаточный для продолжения учебы в высшей школе. Поэтому школьник для участия в олимпиаде одновременно должен иметь существенный «багаж» знаний и уметь ими оперировать, обладать способностью и готовностью проводить логические операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификацию, сериа-цию, установление аналогий и т.д.

Биологический факультет (Институт биологии и биомедицины) Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) проводит целый комплекс олимпиад для школьников по биологии: муниципальный и региональный туры Всероссийской олимпиады, Межрегиональную олимпиаду школьников «Будущие исследователи - будущее науки». Все олимпиады проводятся с соблюдением требований Стандарта Системы добровольной сертификации услуг по оценке учебных достижений учащихся образовательных учреждений России «Предметные олимпиады для учащихся образовательных учреждений. Основные положения» (СТО 52722694 СДС. УД 02-2006) и Методических рекомендаций всероссийской олимпиады школьников по биологии [6]. Олимпиада «Будущие исследователи - будущее науки» в течение нескольких лет имеет 2 уровень в перечне

Министерства образования и науки РФ. Наши олимпиады обладают рядом существенных отличительных черт, на которых мы остановимся.

Методические подходы к составлению биологических олимпиад Нижегородского государственного университета

Педагогический контроль (а олимпиада - это форма педагогического контроля) должен четко декларировать и (желательно) численно определять критерии обучения, то есть формулировать, какими знаниями, умениями, навыками, универсальными учебными действиями и компетенциями должен овладеть ученик в результате обучения и на каком уровне.

С точки зрения содержания, биологическая олимпиада, безусловно, должна оценивать знания по всем разделам биологии: биологии растений, бактерий, грибов, животных, человека и общей биологии. Г.И Лернер констатирует, что сегодня в нашей стране сложились две точки зрения на содержание олимпиад [7]. Согласно первой точке зрения, олимпиада - должна проверять внепрограммные знания школьников. Нам представляется неоправданной эта позиция организаторов ряда олимпиад, предлагающих школьникам вопросы вузовских разделов биологии и требующих от школьников подготовки по вузовским учебникам (Городская олимпиада школьников Санкт-Петербурга по биологии, Вступительная олимпиада Летней многопредметной школы Кировской области). Мы согласны с Г.И. Лернером в том, что вузовские знания приобретаются в вузе, а не в школе, и придерживаемся второй точки зрения: олимпиада - это занимательная игра, поощряющая творческие способности и умения использовать имеющиеся знания, как правило, по уровню лишь немного превышающие школьные. Именно этот подход позволяет привлекать к олимпиадам ННГУ широкие массы школьников, заинтересовывая их биологией как наукой и учебным предметом. Биологические олимпиады ННГУ делают основной упор не на поиск подготовленных по вузовской программе школьников, а на выявление «умеющих мыслить», то есть тех, которые усвоили сравнительные и системные биологические знания на алгоритмическом и творческом уровнях и владеют сформированными познавательными универсальными учебными действиями.

Ежегодно победители и призеры олимпиад становятся студентами биологического факультета (Института биологии и биомедицины) ННГУ и других вузов (медицинских, сельскохозяйственных, педагогических, физкультурных), то есть, по нашему мнению, биологические

олимпиады ННГУ выполняют предназначенные им оценочно-результативную, селективную, развивающую, обучающую, профориентацион-ную, методическую функции.

Олимпиадные тестовые и нетестовые задания ННГУ апеллируют ко всем видам биологических знаний: фактуальным, классификационным, алгоритмическим, причинным, сравнительным (Пример 1) и системным (Пример 2), причем особое внимание уделяется последним, поскольку именно они показывают понимание сущности явлений, демонстрируют умения устанавливать межпредметные и внутрипредмет-ные связи [8]. Системно-деятельностный подход - основа образовательных стандартов нового поколения [9].

Пример 1

Установите аналогию:

Растения : крахмал = грибы : ? (гликоген1)

Пример 2

Газообмен между кровью и альвеолярным воздухом идет по принципу

1) осмоса 2) облегченного

транспорта

3) диффузии2 4) активного переноса

Важным объектом педагогического контроля является уровень усвоения проверяемых знаний. Под уровнем усвоения (овладения) понимается вид познавательной деятельности, которую необходимо актуализировать, чтобы выполнить данное задание. Как известно, все виды деятельности выполняются на основе усвоенной ранее информации. То есть «уровень усвоения» - суть интегральный показатель, сочетающий и содержательную, и деятельностную компоненты [10]. Как правило, в олимпиадах встречаются задания, относящиеся к четырем уровням усвоения знания: репродуктивные, алгоритмические (решение типовых задач), творческие (применение знаний в нестандартной ситуации) и собственно олимпиадные [11]. Естественно, наши олимпиады проверяют наличие знаний (первый уровень), но мы даем много разнообразных заданий второго уровня (Пример 3).

Пример 3

Найдите два правильных ответа.

Если масса ястребов в пищевой цепи «листья-кузнечики-лягушки-змеи-цапли-ястребы» составляет 103 кг, то масса

1) листьев - примерно 108 кг;

2) лягушек - примерно 105 кг;

3) змей - примерно 105 кг;

4) цапель - примерно 106 кг;

5) кузнечиков - примерно 108 кг.

Основной же упор мы делаем на задания

третьего уровня, которые требуют переноса знаний, наличия внутрипредметных и межпредметных связей. При этом, безусловно, в

содержательном плане задания превышают базовый уровень - требуют знаний, более широких или глубоких, чем диктует обязательный минимум, но главным в них является их нестандартный характер, постановка вопроса, на который нет прямого ответа в используемых учебных пособиях, но этот ответ ученик может найти самостоятельно, перерабатывая имеющуюся информацию. Интересно, что выполнение нетривиальных заданий часто повышает мотивацию учащегося: смятение, недоумение, удивление порождают желание решить необычную проблему [12]. Результаты международного исследования PISA в 2000, 2003, 2009 годах показали, что старшеклассники России плохо владеют навыками обработки информации, её анализа, не умеют использовать естественнонаучные знания в различных ситуациях [13-15]. Наши широкомасштабные исследования показали, что школьники России очень плохо владеют биологическими знаниями на творческом уровне [16]. Именно это заставляет нас делать задания, контролирующие творческий уровень усвоения, доминирующими в тестах олимпиад (Примеры 4-8).

Пример 4

Эхинококк и пиявка медицинская относятся к

1) одному отряду;

2) разным отрядам одного класса;

3) разным классам одного типа;

4) разным типам.

Пример 5

Установите аналогию:

Человек : соматотропин = растение: ?

1) этилен;

2) абсцизовая кислота;

3) гиббереллин;

4) жасминовая кислота.

Пример 6

Биотоп + биоценоз = ... (биогеоценоз)

Пример 7

Систематические категории «Красные водоросли» - «Гинкговидные» иерархически относятся друг к другу так же, как и категории:

1) «Моховидные» - «Зелёные мхи»;

2) «Паслёновые» - «Розоцветные»;

3) «Однодольные» - «Лилейные»;

4) «Розоцветные» - «Двудольные».

Пример 8

Найдите аналогию и запишите слово-ответ:

Таксисы : раздражимость = осенняя линька: ? (биоритмичность)

Реже, но достаточно часто мы составляем задания четвертого уровня, требующие умения сформулировать новую проблему или составить новую задачу, продемонстрировать высокую степень глубины усвоения знаний, развитого

абстрактного мышления (Примеры 9-10). И составление, и проверка этих заданий требуют высокого профессионализма как от составителя, так и от проверяющих экспертов.

Пеомее 9

Приведите примеры ситуаций, когда антропогенные воздействия приводят виды к биологическому прогрессу.

Пеимее 10

Какие общие тенденции имеются в эволюции полового размножения позвоночных животных и высших растений?

Важнейшей задачей современной средней школы в настоящее время является формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий, в том числе познавательных (ПУУД) [17]. Наши олимпиадные задания обязательно требуют от участников как минимум двух познавательных умений из предлагаемых ФГОС: перерабатывать информацию (работать с таблицами, рисунками, схемами, графиками) для получения необходимого результата и выполнять универсальные логические действия (сравнение, сериация, анализ, синтез, аналогии, причинно-следственные отношения, отнесение к понятиям, обобщение) [18]. Универсальные логические действия - это не что иное, как операционные компоненты мышления (мыслительные операции). Они, как давно известно психологии, тренируемы. П.Г. Щедровицкий считает, что «усвоение учащимся мыслительных операций и способов деятельности обеспечивает активность, сознательность использования и применения полученных представлений в практике» [19, с. 55]. Операционные компоненты мышления тесно связаны с содержательными, то есть с формами мышления. Ими являются понятия, суждения и умозаключения. Любые знания, которые имеет человек, могут быть им усвоены только тогда, когда включается вся система мыслительных операций. В то же время ни одной мыслительной операцией нельзя овладеть вне процесса усвоения каких-то знаний, поскольку невозможно учиться анализировать вне какого-либо содержания.

Специально составленные тестовые задания и тесты могут не только проверять, но и формировать и развивать и операционные, и содержательные компоненты мышления, то есть познавательные универсальные учебные действия. При этом средством такого развития могут служить и содержание, и форма тестовых заданий. Например, способом проверки умения перерабатывать информацию, комбинировать и сопоставлять её разные массивы служат тестовые задания, контролирующие системные, межпредметные знания и относящиеся к третьему (творческому) уровню усвоения знаний, а также задания с невербальным сопровождением: рисунок, таб-

лица, схема, график. Специально составленные задания могут проверять сформированность операции сериации (Пример 11), установления аналогии (Пример 5), установления причинно-следственных связей (Пример 12).

Пеомее 11

Найдите соответствие:

Форменные элементы крови Функции

1. Тромбоциты 2. Эритроциты 3. Лейкоциты A. Фагоцитоз Б. Перенос газов B. Свертывание крови Г. Выработка антител Д. Образование гистамина Е. Разрушение отмерших тканей

1) 1АГДЕ2Б3В 2) 1Е2БВ3АГД 3) 1Г2БЕ3АВД 4) 1В2Б3АГДЕ

Пеомее 12

Растение Раффлезия арнольди, имеющее крупные цветки мясного цвета с запахом падали, опыляется

1) бабочками; 2) пчёлами;

3) мухами; 4) комарами.

Проверку выстраивания логической цепи рассуждений невозможно провести с помощью закрытых тестовых заданий, но с ней отлично справляются открытые тестовые задания свободного изложения или обычные нетестовые задания (Пример 13). Именно ход мысли учащегося (даже если вывод будет неверным) представляется наиболее интересным. Выявление нетривиально мыслящих, а также строго логично мыслящих школьников - лучший итог олимпиады. Пеомее 13

Почему в зрелых эритроцитах человека не идёт синтез белка?

Проверка сформированности логической операции отношения объектов к известным понятиям - важнейшая часть олимпиады. Единица содержания образования - это понятия. Освоение системы понятий - это и есть знание предмета. Сущность процесса усвоения понятий учащимися заключается в усвоении содержания понятия, его объема и связей с другими понятиями в структуре системы биологических знаний. В этом, безусловно, могут помочь типичные закрытые тестовые задания (Пример 14). Пеомее 14

Приобретённый иммунитет - это проявление такого свойства живых систем, как

1) саморегуляция; 2) дискретность;

3) энергозависимость; 4) биоритмичность.

Логическая операция обобщения является обратной по отношению к предыдущей - отнесению объектов к известным понятиям. Она не упоминается среди познавательных УУД, но, на

наш взгляд, её тренировка и проверка являются насущно необходимыми. Широкомасштабные исследования показали, что способность к обобщению у старшеклассников и студентов наименее развита среди всех мыслительных операций [20]. В то же время именно она теснейшим образом связана с успешностью обучения студента в вузе. Для тренировки этой мыслительной операции более всего подходят открытые тестовые задания свободного изложения, реже - открытые тестовые задания-дополнения, но могут использоваться и типичные закрытые задания (Примеры 15, 16).

Пример 15

Тромбоциты, лейкоциты, эритроциты - это ... (форменные элементы крови).

Пример 16

Кожица и пробка - это . ткани растения.

1) покровные; 2) механические;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) образовательные; 4) основные.

Атрибутирование всех заданий олимпиады по видам знаний, уровням их усвоения и требуемым от школьников познавательным универсальным умениям позволяет нам ежегодно проводить мониторинг биологических знаний учащихся региона. В ходе этого мониторинга мы выяснили, что учащиеся 7-8 классов недостаточно владеют системными знаниями и плохо работают с рисунком [21]. Десятиклассники также не обладают системными знаниями на творческом уровне и не умеют устанавливать аналогии. Именно это побудило нас в следующие годы проведения олимпиады увеличить количество заданий, проверяющих системные знания и сформированность соответствующих познавательных УУД. Необходимо отметить, что задания олимпиады прошлых лет вместе с решениями размещаются на сайте ННГУ и служат тренировочным полигоном для интересующихся биологией школьников.

Школьные учителя биологии не всегда готовы формировать и проверять сформированность познавательных УУД и биологических знаний на деятельностном уровне. Поэтому мы ежегодно в рамках регионального тура Всероссийской олимпиады проводим семинары для учителей биологии и снабжаем их методическими материалами по темам: «Составление тестовых заданий, контролирующих разные виды и разные уровни усвоения биологических знаний», «Педагогический тест как инструмент развития интеллектуальных умений школьников», «Биологические олимпиады школьников Нижегородского университета: поучительно, интересно, полезно», «Учить учиться». Семинары вызывают большой интерес и, судя по отзывам, оказывают учителям биологии серьезную мето-

дическую помощь в подготовке школьников к олимпиадам. В частности, на семинарах рассматриваются требования к участникам олимпиад ННГУ. Мы объясняем, что при подготовке к олимпиадам и для участия в них необходимо:

- сосредоточиться на знании и понимании базовых, системообразующих биологических понятий и умении оперировать ими, а не заучивать мелкие детали, частные локальные вопросы;

- быть в курсе самых современных тенденций развития и достижений биологии, пусть и на популярном уровне;

- испытывать интерес к биологии как к науке о родной природе и природе планеты, показывать знакомство с ней;

- знать особенности домашних и сельскохозяйственных животных, культурных и лекарственных растений, приемы ухода за ними и выращивания, методы селекции;

- представлять роль российских ученых в развитии мировой биологической науки, чтобы гордиться своей страной и научными успехами соотечественников;

- хотя бы теоретически представлять основные методы биологии, уметь планировать эксперимент и трактовать его результаты;

- демонстрировать высокий уровень развития мыслительных операций и форм мышления, наличие умений мыслить самостоятельно, творчески, нетривиально;

- демонстрировать хорошее умение составления научных текстов и грамотность.

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, можно заключить, что биологические олимпиады школьников, проводимые Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, по нашему мнению, выполняют предназначенные им селективную, развивающую, обучающую, профориентационную, методическую функции. Это достигается тем, что задания олимпиад:

- охватывают весь спектр содержания школьного предмета «Биология» на несколько более высоком, чем школьный, уровне, в том числе требуют знания современного состояния и основных методов биологии, мировой и отечественной истории биологии, биологической эрудиции;

- учитывают все виды биологических знаний и уровни их усвоения;

- требуют от учащихся умения совершать познавательные универсальные учебные действия: перевод информации из одной формы в другую, работа с рисунком, таблицей, схемой,

умения проводить классификацию, анализ, синтез, обобщение, отнесение к понятиям, установление аналогий и т.д.;

- содержат задания во всевозможных тестовых формах, требующих от учащихся владения различными формами мышления и мыслительными операциями;

- содержат задания в нетестовой форме, требующей свободного владения русским языком и биологической терминологией;

- требуют творческого, нестандартного мышления.

Мы надеемся, что советы учителям биологии и школьникам помогут последним успешно участвовать в биологических олимпиадах и найти свой путь в великую науку - БИОЛОГИЮ.

Примечания

1. В открытых заданиях в скобках дан ответ.

2. В закрытых заданиях правильный ответ подчеркнут.

Список литературы

1. Пасечник В.В., Швецов Г.Г., Рубцов А.М. Биология. Всероссийские олимпиады. М.: Просвещение, 2011. 192 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос (интернет-журнал). 2006. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 05.05.2009).

3. Дятлова К.Д., Францева Е.Ю. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №2 1. С. 19-24.

4. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Подготовка учащихся к участию в биологических олимпиадах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 121 с.

5. Малиновская Н.В. Функции предметных олимпиад школьников по биологии // Актуальные проблемы и результаты исследований в области биологического и экологического образования: Сб. ст. Международной научно-практической конференции. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 129-133.

6. Пасечник В.В., Рубцов А.М., Швецов Г.Г. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 уч.г.: Методическое пособие. М., 2009. 39 с.

7. Лернер Г.И. О проблемах проведения олимпиад школьников в России // Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, основам жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: Коллективная монография / Под ред. О.Н. Понома-

ревой. Пенза: Министерство образования Пензенской обл., 2009. С. 170-171.

8. Андреева Н.Д., Дятлова К.Д. Тестовый контроль биологических знаний. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 143 с.

9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 5-9.

10. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 120 с.

11. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 410 с.

12. Лернер Г.И. Работа с тестами - не только контроль, но и обучение // Биология в школе. 2002. № 6. С. 19-23.

13. Ковалева Г.С. РКА-2003: результаты Международного исследования: [исследования образовательных достижений] // Народное образование. 2005. № 2. С. 37-43.

14. Цукерман Г.А., Ермакова И.В., Кудина Г.Н., Соколова О.В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста РКА-2000 // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 51-64.

15. Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А. Российская школа: от РКА-2000 к РКА-2003 / Под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006. 196 с.

16. Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: Монография. Н. Новгород: НГСХА, 2006. 239 с.

17. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

18. Дятлова К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля // Школьные технологии. 2014. № 4. С. 150-163.

19. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993. 154 с.

20. Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Педагогико-психологическая оценка студентов первого курса с целью индивидуализации их обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4. С. 66-70.

21. Дятлова К.Д., Королева Н.Н., Романова Н.А. Содержательная и деятельностная структура биологических знаний учащихся 7-8 и 10 классов (по итогам олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 169-174.

ACADEMIC OLYMPIADS IN BIOLOGY AT THE NIZHNY NOVGOROD UNIVERSITY AS A MEANS FOR CAREER GUIDANCE AND CHOICE OF PROFESSION BY SCHOOL STUDENTS

K.D. Dyatlova, Yu. V. Sinitsyna

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

We consider some peculiarities of academic Olympiads in biology conducted for school students by the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. The main emphasis in the content of the Olympiads is on revealing the degree of school students' mastery of systemic biological knowledge at the algorithmic and creative levels and their ability for cognitive universal educational activities rather than on the amount of knowledge they possess. The Olympiad tasks allow the panel of judges to check six types of biological knowledge at four levels of mastery. The requirements for participants of the Olympiad and methodological recommendations for school teachers of biology for preparing school students for participation in academic Olympiads are presented. The Olympiads successfully carry out the selective, developing, teaching, career guidance and methodological functions intended for them.

Keywords: academic Olympiads, cognitive universal educational activities, types of knowledge, level of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.