Научная статья на тему 'Олигарх олигархович, или словотворчества в языке современных СМИ (на материале наименований лиц)'

Олигарх олигархович, или словотворчества в языке современных СМИ (на материале наименований лиц) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЛОВОТВОРЧЕСТВА / ИННОВАЦИЯ / НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦ / PERSONS' NOMINATION / MEANS OR DEVICES OF WORD CREATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильясова Светлана Васильевна

Рассматриваются основные узуальные и окказиональные способы и приемы наименования лиц как проявление словотворчества в языке СМИ конца XX начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLIGARKH OLIGARKHOVICH, OR WORD CREATION IN THE LANGUAGE OF MASS MEDIA (based on the material of persons' nomination)

The article examines the main usual and occasional means and devices of persons' nomination as a reflection of word creation in the language of mass media in the late 20th early 21st century.

Текст научной работы на тему «Олигарх олигархович, или словотворчества в языке современных СМИ (на материале наименований лиц)»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2), с. 217-221

УДК 002.704.1+ УДК 413.161+ УДК 413.13

ОЛИГАРХ ОЛИГАРХОВИЧ, ИЛИ СЛОВОТВОРЧЕСТВА В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ (на материале наименований лиц)

© 2011 г. С.В. Ильясова

Южный федеральный университет

11уа80Уа_г^@таП. ги

Поступила в редакцию 04.03.2011

Рассматриваются основные узуальные и окказиональные способы и приемы наименования лиц как проявление словотворчества в языке СМИ конца XX - начала XXI в.

Ключевые слова: способы и приемы словотворчества, инновация, наименования лиц.

Вынесенный в заголовок термин словотворчество при кажущейся очевидности его значения тем не менее нуждается в комментариях. Обратимся к Словарю С.И. Ожегова, где словотворчество определяется как «создание новых слов» [4, с. 672]. Развернутое определение этого термина находим в энциклопедии «Русский язык»: «Словотворчество - процесс создания новых слов национального языка, пополнение словаря национального языка новыми словами, создаваемыми носителями языка с применением различных нормативных (см. Норма языковая) и индивидуальных средств словообразования» [8, с. 509]. Думается, что в отношении языка СМИ на сегодняшний день преобладающей является вторая из означенных сторон словотворчества, а именно: использование «индивидуальных средств словообразования» при создании новых слов. Покажем это на примере наименований лиц - активно пополняемой группы слов, что исследователи объясняют следующим образом: «Усиление роли отдельной личности в общественной жизни явилось причиной того, что в центре современной аффиксации оказалось производство имен лиц» [9, с. 221].

Наши многолетние наблюдения за процессами словотворчества в языке СМИ позволяют рассмотреть процесс наименования лиц в динамике. Так, применительно к концу ХХ и самому началу XXI столетия вполне правомерно говорить о преобладании суффиксальных новообразований, причем по преимуществу находящихся в границах словообразовательного типа, ср.: анекдотчик, банкротщик, интернетчик, сери-альщик, чрезвычайщик, электоратчик; ланд-шафтник, перестроечник и др. [1]. На фоне

нейтральных наименований лиц весьма экстравагантно выглядит как инновация гимнюк — «создатель гимна» ср. Нет-нет, автор идеи не претедует на почетное звание гимнюка (Известия. 5.12.2000), так и префиксальное образование от него антигимнюк, ср.: «Антигимнюки» вынуждены были стоя выносить «звуки застоя и тоталитаризма» (КП. 26.01.2001). Еще более экспрессивный характер имела инновация гай-дараст, явно созданная по образцу слова, относящегося к обсценной лексике: У нас есть свой круг «ельциноидов» и «гайдарастов» [АиФ, 1996, № 12]. О том, что слово-прообраз в условиях нашей действительности не утратило своей значимости свидетельствуют примеры, приводимые другими исследователями, ср.: К вопросу о толерантности. Все, чего добьются эти толерасты из прокуратуры и эксперты из помоечных фондов (а кто еще эксперт по толерастии), - что люди так себя накрутят, что мы получим новую гражданскую войну по национальному и религиозному признаку (Русский репортер. 18-25.06.2009) [5, с. 72].

Обозначения лиц другого способа образования единичны. Это яркая инновация тенисо-люб, обозначающая пристрастия Ю. Лужкова. Это две инновации, созданные по одной модели - газетолог и пенисолог. Если первая не нуждается в особых комментариях, то вторая явно в таковых нуждается, ср.: Доктор Стивен Лоу, главный пенисолог Америки... Уролог Стивен Лоу сразу после университета взялся всерьез изучать психологию, занялся антропологией, демографией, историей. Теперь он известный автор и один из ведущих авторитетов Америки в области. Которую именуют пенисо-логией - что-то вроде науки о роли детород-

ных органов в эволюции человечества КП. 11.09.2001). Инновация пенисолог создана по образцу слов-терминов, но она оставляет впечатление некой пародии на термин, не специального, а игрового слова.

Таким образом, наименования лиц создаются для выполнения не только номинативной, но и игровой функции, что можно увидеть в следующем примере: Джипломаты с большой дороги (КП. 24.02.2000). Механизмом создания нового слова является контаминация -джип+дипломат ы.

В указанной монографии мы рассматривали также агентивные существительные, называющие лиц женского пола. Большая часть из них имеет все шансы закрепиться в языке, т.к. они "дают наглядное представление о социальной роли женщины в конце XX в.» [1, с. 77]. Лишь некоторые могут быть отнесены к игровым словам, напр.: шоувуменша, винотесса (торговка вином. - С.И.), вулканологиня.

Как показывают последующие наблюдения, в производстве наименований лиц продолжают участвовать как суффиксы -ник и -чик/-щик, так и другие. Первые представлены такими примерами, как: егэшник, пробочник, погодник, та-тушник; мхатчик, похудейщик, мордобойщик и др. Определенную активность можно отметить для суффиксов -ец/-нец, мотивированных как глаголами, напр.: засланец, попаданец, так и существительными, напр.: родинец, смоковец, для суффикса -лец, напр.: пропалец, а также -

-тель, ср.: обуватель, уважитель, обещатель

[2].

В языке СМИ, как уже отмечалось, чаще имеет место собственно словотворчество, словообразовательная игра, что находит яркое выражение и в наименованиях лиц. Так, при создании инноваций с суффиксом -л- представлена такая разновидность словообразовательной игры, как повтор модели, ср.: «Решалы» и «платилы» (АиФ, 2009, № 44)., при создании инновации с суффиксом -ист — так называемое аналогическое словообразование, ср.: Новый бутылкинист (Известия. 24.03.2010). Аналогом со всей очевидностью послужил неологизм толкинист (толкиенист) - «поклонник творчества Джона Рональда Руэла Толкиена; игрок в ролевые игры по сюжетам его произведений в стиле фэнтези» [10, с. 987]. О том, что это действительно так, свидетельствует предтекст, ср.: Запрет на употребление пива в общественных местах в Белоруссии создал альтернативу пустой бутылки. Это книга.

Характерным явлением для языка современных СМИ является также быстрое обрастание

производными так называемых ключевых слов -слов, попадающих в фокус общественного внимания, причем это могут быть как нарицательные, так и собственные существительные, а также - аббревиатуры, участие которых в языковой игре мы неоднократно рассматривали [1; 2], но, как показывает материал, в орбиту словотворчества втягиваются все новые аббревиатуры. Так, от аббревиатуры МКАД образовано существительное замкадье, не попавшее пока в известные нам словари, но зато активно функционирующее в Интернете в двух вариантах -замкадье и заМКАДье. Аббревиатура активно обрастает производными, в Интернете нам встретились такие инновации, как замкадскйх, замкадный и замкадыши. Последняя из инноваций зафиксирована и в языке СМИ: Быть ли моим детям «замкадышами» (КП. 24.08. 2010). Если инновации замкадье, замкадский, замкадный образованы по высокопродуктивным моделям, то механизм создания инновации замка-дыши не столь очевиден. Известно, что в русском языке существительные на -иш (-ыш) могут мотивироваться глаголами (подкидыш, приемыш и др.) и прилагательными (малыш, глупыш и др.). Существительные же в качестве мотивирующих могут выступать для существительных на -оныш (-ёныш) , напр.: звереныш. К этому же типу, но «семантически обособленно» относится существительное детеныш, «где значение невзрослости заключено уже в самом мотивирующем слове» [7, с. 204]. Таким образом, инновация замкадыши имеет внетиповую структуру, хотя и смыкается с узуальными словами на -ыш с ярко выраженной уничижительной окраской, которые мотивированы глаголами.

Словотворчество, каламбурное столкновение созвучных слов явно прослеживается и в следующем примере: Полиционеры переходного периода (Известия. 01.03.2011). Тем самым в игровой форме выражается оценка новой реалии нашей жизни.

Позволим себе представить более подробный анализ инноваций на -ант. Согласно словообразовательной норме, существительные на -ант/-янт мотивируются глаголами на -ировать и -овать, но в нашей картотеке этой норме соответствует только инновация стимулянт, все остальные мотивированы глаголами на -ать, что, очевидно, свидетельствует о расширении границ словообразовательного типа, ср.: воз-вращант, побеждант. Приведем также другие примеры, свидетельствующие о названном процессе: К слову, до этой «сладкой парочки» вру-чантами предлагали стать Сергею Жигунову и

его супруге Вере (7 дней, 2009, № 51). Любопытно, что инновации вручант предшествала инновация награждант, ср.: «Награжданты» Борис Грачевский и Аркадий Инин вручили журналисту Артуру Гаспаряну сборник басен Крылова (АиФ, 1997, № 43). Не менее любопытен также следующий факт: инновация вручант приобрела уже коррелятивную пару, ср.: Премии награжденным раздавали так называемые «вручанты», знаменитые актеры, режиссеры, операторы! <... > - Ах, я волнуюсь, - кокетливо проговорила знаменитая «вручантка» (Е. Вильмонт. Танцы с варежкой. М., 2009). Продуктивность слов -ант подтверждает и такой пример: Непонятно, кто из «обсуждан-тов» предвзятее (АиФ, 2010, № 49).

Особого внимания заслуживает инновация импозант, употребленная в следующем контексте: Как бы хотелось увидеть Вас, широко шагающим вниз по переулку Газетному к улице Береговой, где стоит памятник такому же долгополому импозанту М. Горькому (Известия. 23.03.2010). Она явно относится к другому способу образования, но какому? Является ли оно чистым заимствованием из французского языка или создано безаффиксным способом в русском языке? Рассмотрим эти версии. Во французском языке действительно есть слово imposant, но оно является прилагательным. Логичнее предположить, что инновация импозант образована безаффиксным способом от прилагательного импозантный по образцу таких существительных, как оригинал, интеллектуал и др. Таким образом, группа названий лиц, образованных путем нулевой суффиксации [2, с. 130], продолжает пополняться.

Завершая обзор суффиксальных инноваций, отметим, что в рассматриваемый период инновации, называющие лиц женского пола, образуются не столь активно, как ранее. Акцент в этой области номинации перемещается с наименований лиц на их характеристики, ср.: Сумела из «учительницы» и «пилительницы» превратиться в хранительницу очага (7 дней, 2010, № 51).

Таким образом, традиционный суффиксальный способ при наименовании лиц продолжает сохранять свои позиции. Перейдем к новациям. Одной из очевидных новаций мы считаем активизацию префиксального способа, что является отражением более масштабного явления, а именно: «Одной их характерных особенностей современного словообразования является рост именной префиксации... » [11, с. 8]. Проиллюстрируем сказанное следующими примерами: Недосборщики взяток (Известия. 24.08.2009);

«Подмосквич» Голубев родился в Ростовской области в семье шахтеров, а лишь потом перебрался ближе к столице (КП. 05.05.2010). Важным моментом в характеристике именной префиксации является также следующий: «Именная префиксация в языке современных российских СМИ обнаруживает те черты, которые характерны для современных словообразовательных процессов в целом, - это установка на креативность и демократизация языка» [11, с. 8-9]. Действительно, поиски новых экспрессивных средств находят выражение и в способах наименования лиц, напр. Не-везунчик Меньшиков (АиФ, 2010, № 450). В качестве игрового приема здесь использована одна из разновидностей так называемой виртуальной деривации -дефисация [6, с. 110]. Думается, что дефисация как игровой прием направлена на игру со смыслом, точнее, на игру смыслами. Так, в данном примере дефисное написание служит неоднозначной оценке творческой судьбы Олега Меньшикова.

Развернутого комментария, бесспорно, заслуживает и такой пример словотворчества, как: Доктор Наживаго (АиФ, 2006, № 50). Прецедентное имя доктор Живаго волею автора превращается в доктора Наживаго, что весьма символично и отражает отмечаемую многими исследователями тенденцию в изменении характера оценочности, ср: « Прежние оценочные парадигмы изменяются под влиянием новых ориентиров общественно-политической жизни и сознания членов общества. Характерная примета времени - жесткость оценок» [5, с. 18].

Таким образом, в языке современных СМИ можно увидеть разнообразие способов наименований лиц. Дополним эту картину следующим примером: Недопрыга (Версия, 2009, № 32). По способу образования эта инновация относится к продуктивному в разговорной речи типу префиксально-суффиксальных существительных (непоседа, недотрога), которые являются характеристиками лиц. В нашем случае эта характеристика отнесена к Е. Исинбаевой, неудачно выступившей на чемпионате мира .

Установку на креативность, на преобладание авторского начала в полной мере реализует словотворчество в узком понимании этого термина. В языке современных СМИ словотворчество в этом понимании термина представлено большим разнообразием способов и приемов, что мы и постараемся показать в этой части исследования. Прежде всего следует обратить внимание на активизацию такого приема словотворчества, как заменительное словообразование

(заменительная деривация). Рассматривая заме-нительную деривацию как самостоятельный способ окказиональной деривации, исследователи в то же время делают оговорку, что заме-нительная деривация «обычно отождествляется исследователями с деривацией по конкретному образцу» [6, с. 103]. Различие между ними видится в том, что «при деривации по конкретному образцу новообразование воспроизводит формант слова-прообраза» [там же]. Действительно, развести эти способы (точнее сказать, приемы) словотворчества применительно к конкретному материалу не всегда возможно. Образование по конкретному образцу («пред-сказамус-прием». - С.И.) наиболее очевидно в тех случаях, когда в минимальном контексте присутствует слово-прообраз. Так, например, инновация однопалатники явно является пародией на ставшее ключевым для нашего времени одноклассники, ср.: Однопалатники. Мин-

здравсоцразвития хотело создать медицинскую социальную сеть, но передумало. .если <.... >выгнать с «Одноклассников» всех одноклассников, можно сделать новехонькую социальную сеть для врачей и пациентов (Известия.

12.10.2010). Можно также заметить пристрастие журналистов к игре с определенными словами-прообразами: результатоголик, победитоголик [2, с. 198]. Этот ряд дополняет следующая инновация: Что должны знать «загароголики» перед началом пляжного сезона (Итоги.

07.06.2010). К примеру с инновацией тутопла-нетянин [2, с. 198] добавим такой: Одноплане-тяне (Итоги. 28.12.2009). «Предсказамус-прием», как и любой другой прием словотворчества, языковой игры, может иметь самую неожиданное воплощение, ср.: «Гаганавты» выходят на орбиту. На борту будут два «гага-навта». Именно так называют индийских космонавтов - от слова «гаган», что на санскрите означает «небо» (Известия. 26.02.2009). Согласно предложенной версии, слово гаганавт является заимствованным словом терминологического характера, переданным на русский язык путем траслитерации. Но необычная форма придает ему игровой характер.

Соглашаясь в целом с правом заменитель-ной деривации на существование, мы тем не менее считаем необходимым уточнить, что этот термин может использоваться не только в отношении сложных слов, но и в отношении слов другой структуры, напр.: Художник-недвижник (Итоги. 12.10.2009); Недогорель-цы (КП. 21.09. 2010). И в том и в другом случае вполне правомерно говорить о замени-тельной деривации.

Как мы уже говорили, для наименования лиц может использоваться прием контаминации, напр.: Морарьдеры взяли паузу (Известия. 1012.04.2009 - от фамилии журналистки Морарь); Бригаденыши (Версия, 2004, № 7). Для языка современных СМИ более привычными стали контаминации, созданные с использованием капитализации, напр.: АрЕстократы делят страну (КП. 22.07.2003); ВУЗники с дипломом (Версия, 2007, № 1) ЦРУЗНИКИ СОВЕСТИ (Версия, 2009, № 35) и др.

Наряду со ставшими уже традиционными приемами (контаминация, «предсказамус-прием» и др.) в языке СМИ складываются и новые приемы, которые свидетельствуют о поисках новых механизмов выражения экспрессии:

- усечение по аббревиатурному способу, ср.: Ген Зюг ЦК КПСС (АиФ, 2010, № 50). Этот прием очень активно используется для производства игровых дериватов от фамилий, напр.: Болдырь (от Болдырев), Боров (от Боровой), Горбач (от Горбачев), Грач (от Грачев), Зюга (от Зюганов), Киря (от Кириенко) и т.д. и т.п

[3]. Любопытно, что в рассматриваемом примере игровая стратегия - каламбурное сближение исходной аббревиатуры (генсек) и деривата -имеет реальную основу;

- русификация иноязычного имени собственного путем игровой адаптации, ср.: Юка Кавагутина (АиФ, 2009, № 5). Следует заметить, что русификации подверглись как фамилия, так и имя японской фигуристки - Юко Кавагути;

- онимизация - создание двойного наименования по типичной для русской речевой культуры модели (имя + отчество), ср.: В итоге в Интернете появились первые снимки младшего сына: олигарха олигарховича (КП. 17.12.2010 о сыне Романа Абрамовича).

Список литературы

1. Ильясова С.В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 2002. 360 с.

2. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: Флинта, 2009. 296 с.

3. Моченов А.В., Никулин С.С., Ниясов А.Г., Савваитова М.Д. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 256 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. 846 с.

5. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 160 с.

6. Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 168 с.

7. Русская грамматика. Т. I. М.: Наука, 1980. 784 с.

8. Русский язык: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997. 703 с.

9. Сенько Е.В. Неологизация в современном русском языке: межуровневый аспект. СПб: Наука, 2007. 355 с.

10. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика. М.: Эксмо, 2006. 11136 с.

11. Шишкина А.А. Именная префиксация в современных деривационных процессах: структурно-семантический аспект анализа (на материале новообразований российской прессы начала XXI в.): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2010. 22 с.

OLIGARKH OLIGARKHOVICH, OR WORD CREATION IN THE LANGUAGE OF MASS MEDIA

(based on the material of persons’ nomination)

S. V. Ilyasova

The article examines the main usual and occasional means and devices of persons’ nomination as a reflection of word creation in the language of mass media in the late 20th - early 21st century.

Keywords: means or devices of word creation, innovation, persons’ nomination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.