Научная статья на тему '«Окраинный вопрос» в размышлениях В. В. Розанова'

«Окраинный вопрос» в размышлениях В. В. Розанова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
272
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. РОЗАНОВ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ И ПЕРИФЕРИЙНОЕ В КУЛЬТУРЕ / «ОКРАИННЫЙ ВОПРОС» / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ / V.V. ROZANOV / CENTRAL AND PERIPHERAL IN CULTURE / OUTLYING QUESTION / MULTI-ETHNICITY / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саранин Александр Юрьевич

В условиях современной России, как многонационального государства, актуальным становится так называемый «окраинный вопрос» – проблема взаимоотношений русской культуры с культурами национальных меньшинств. В данной статье предпринимается попытка охарактеризовать взгляды В.В. Розанова на «окраинный вопрос» на материале публицистики 1908–1917 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outlying question in the written thinking by Vasily Rozanov

The so-called outlying question – the problem of relations of Russian culture and the culture of national minorities – becomes topical in modern Russia which is a multinational state. Appealing to this problem, we have found this in the journalism by Vasily Rozanov. The purpose of this article is to characterize the views of V.V. Rozanov on the outlying question on the material of journalism 1908–1917 years.

Текст научной работы на тему ««Окраинный вопрос» в размышлениях В. В. Розанова»

Библиографический список

1. Деменок С.Л. Фрактал: между мифом и ремеслом. - СПб.: Ринвол, 2011. - 296 с.

2. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 224 с.

3. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. - М.; Ижевск: ИИКИ, НИЦ «РХД», 2010. -656 с. (Ориг.: Mandelbrot B.B. The Fractal Geometry of Nature, W.H. Freeman and Company. - New York, 1982. - 468 р.)

4. Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К.Э. Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

5. ФедерЕ. Фракталы. - М.: Мир, 1991. - 254 с.

6. Coulthart J. The art of Yayoi Kusama. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.johncoulthart.comIfeuilletonI2006I11I26Ithe-art-of-yayoi-kusamal (дата обращения: 27.07.2013).

7. Fripp & Eno - No Pussyfooting. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: II

bluecalx.wordpress.comI2010I02I24Ifripp-eno-no-pussyfootingl (дата обращения: 27.07.2013).

8. Peitgen H.-O., Richter PH. The Beauty of Fractals: Images of Complex Dynamical Systems. -New York Springer-Verlag, 1986. - 202 р.

9. Serge Salat: Beyond infinity immersive installation. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:llwww. designboom.comlartlserge-salat-beyond-infinity-immersive-installationI (дата обращения: 27.07.2013).

УДК 1(091)

Саранин Александр Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Alexandro242@yandex.ru.

«ОКРАИННЫЙ ВОПРОС» В РАЗМЫШЛЕНИЯХ В.В. РОЗАНОВА

В условиях современной России, как многонационального государства, актуальным становится так называемый «окраинный вопрос» — проблема взаимоотношений русской культуры с культурами национальных меньшинств. В данной статье предпринимается попытка охарактеризовать взгляды В.В. Розанова на «окраинный вопрос» на материале публицистики 1908—1917 годов.

Ключевые слова: В.В. Розанов, центральное и периферийное в культуре, «окраинный вопрос», многонациональ-

ность, мультикультурность.

Сотрудничая с газетой «Новое время», В.В. Розанов был обязан регулярно обращаться в своих статьях к проблеме положения национальных окраин Российской империи. Поэтому постоянное освещение данной проблематики обнаруживается в журнальной публицистике Розанова вплоть до 1917 года. Несмотря на этот хоть и вынужденный, но все же устойчивый интерес мыслителя, в исследованиях современных розановедов эта часть его творческого наследия чаще всего обходится стороной. Некоторым такое положение видится вполне закономерным. Отмечается, что национально-государственные проблемы разработаны Розановым не столь основательно, как его современниками - П.Б. Струве, Л.А. Тихомировым, М.О. Меньшиковым, Д.Д. Мурето-вым [4, с. 29]. Однако изучение данного вопроса в освещении В.В. Розанова позволяет, с одной стороны, отчетливее проследить творческий путь мыслителя, с другой - глубже понять общественно-политический контекст отечественной культуры накануне Октябрьской революции.

Прежде чем приступить к анализу тестов, следует сделать ряд замечаний, касающихся специфики журнальных статей Розанова как особого жанра творческой деятельности. Исследователями давно отмечена многоплановость, многомерность репрезентации личности автора в текстах Розанова. Как отмечает И.А. Едошина, следует различать Розано-

ва как реального человека, Розанова как мыслителя, Розанова как писателя, Розанова как героя «Опавших листьев» и Розанова как журналиста [2, с. 13]. В творчестве последнего нередко встречаются противоречия, разные точки зрения на один и тот же вопрос, что давало современникам повод обвинять автора в двурушничестве, двуличии и лицемерии. Для того чтобы объяснить эти видимые противоречия, И.А. Едошина использует категорию маски, в качестве которой прочитываются многочисленные подписи под статьями Розанова. В зависимости от обстоятельств маска способна меняться, но при этом обладает собственным смыслом и отражает авторское отношение к этим обстоятельствам [2, с. 20]. Соответственно, для более глубокого анализа статей Розанова необходимо учитывать те смыслы, которые привносятся в текст авторской маской.

Само понятие «национальная окраина» в текстах Розанова фигурирует как минимум в двух значениях: 1) социокультурная общность, которая образуется на приграничной территории государств, соседствующих друг с другом (шведская окраина, германская окраина, венгерская окраина и др.); 2) культурная общность национальных меньшинств внутри многонационального государства, имеющих территориальную и социальную обособленность. Среди таких самобытных, «автономных» окраинных культур Розанов называет Балтику, Кавказ, Привисленье и Сибирь.

© Саранин А.Ю., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

205

Соответственно, окраинный вопрос понимается Розановым двойственно: как общественно-политическая и культурная ситуация на приграничных территориях и как проблема соотношения центральной и периферийной культур в составе государства. В нашем исследовании мы рассмотрим окраинный вопрос во втором аспекте, наиболее часто освещавшемся в статьях Розанова и сохраняющем актуальность в наши дни.

Как отмечает С.М. Усманов [4], в отношении к окраинному вопросу Розанов прошел три этапа: в 1908-1917 гг. Розанов остается государственни-ком-патриотом, с февраля 1917 г. в его статьях встречаются высказывания, одобряющие Октябрьскую революцию, а в 1918 году происходит крушение его государственных убеждений.

Одним из первых обращений Розанова к проблеме специфики России как многонационального государства явился ряд статей 1909 года («Окраинные вопросы в Г. Думе», «Окраинная кичливость и петербургское смирение», «Пассив и актив на окраинах и в Днепре»). В этих статьях наиболее отчетливо отразилось отношение мыслителя к окраинному вопросу в период второй половины 1900-х -начале 1910-х гг. Предвидя многие проблемы, ставшие наиболее актуальными в современном обществе, в условиях глобализации, Розанов ставит вопрос о взаимоотношении культуры большей части населения государства (по определению Розанова, «центральной», то есть такой, вокруг которой формируются государственные ценности и идеология) с этническими культурами других народов, входящих в состав единого общества (по словам Розанова, «окраинными»).

Окраинный вопрос в публицистике Розанова рассматривается с двух сторон: политической и культурной. С политической точки зрения Розанов размышляет о проблемах государственной автономности окраинных народов и их роли во внутренней политике Российской империи. С точки зрения культурной мыслителя занимают вопросы культурной самобытности окраин, места окраинных культур в государстве, диалога окраинных культур и корневой русской культуры.

Само название одной из статей - «Окраинная кичливость и петербургское смирение» - указывает на резко негативный взгляд Розанова на чрезмерную, по его мнению, автономность отдельных регионов в составе Российской империи. Следствие этой автономности мыслитель видит в том, что «окраинные» регионы получают чрезмерный перевес во влиянии на политическую жизнь государства. В итоге это приводит к формированию национального шовинизма, проявляющегося в претензии на превосходство одних культур над другими. Именно эту черту окраинных культур Розанов и называет «окраинной кичливостью». «Петербургское смирение» проявляется в том, что окраинный вопрос

государством доверено решать людям, в укреплении империи никак не заинтересованным. «.. .Когда адвокаты и врачи устроили в памятные дни воздушную автономию всех наших окраин как переходный мост к полному отделению их и расчленению империи, то эти господа не спросили главного работника, заработавшего эти провинции государству - армию»[3, т. 19, с. 181]. Розанов резко осуждает политическую робость представителей власти: «Разве мыслимо где-либо, кроме России, что таможенная граница Империи проходит в пригородных дачах столицы Империи и что на рынок столицы поутру привозят молоко “из-за границы”» [3, т. 19, с. 289].

Примечательно, что именем-маской Розанова в этой статье становится подпись «Москвич». Так автор идентифицирует себя в качестве стороннего наблюдателя противостояния Петербурга и окраин. Кроме того, маска коренного жителя города, вокруг которого складывалась Московская Русь, впоследствии ставшая ядром Российской Империи, как бы развязывает автору руки, давая право в резких, осуждающих тонах высказываться как в отношении окраин, так в адрес правительства северной столицы. При этом маска москвича привносит в статью и определенную долю иронии, напоминая читателю о вечном противоборстве двух столиц.

Армия, крестьянство и духовенство - вот заинтересованная сторона. Именно эти три класса, по мнению Розанова, помогли России расшириться до пределов империи. Как мы можем судить, идеал российского государства видится в целостном единстве - и политическом, и культурном. Такое единство, тем не менее, не противоречит культурной самобытности отдельных народов. Позиция Розанова - «.Пока внутри благополучно, спокойно, упорядоченно, благоустроенно, богато, деятельно, то окраины будут жить, переплетаясь с ходом дел во всей империи...»[3, т. 19, с. 289].

Реальной «децентрализации» страны, когда все население «спит сном 60-летнего старца» (намек на пожилого министра И.Д. Делянова), Розанов противопоставляет попытку «централизации», однако «идейной» и «бессильной». Мыслитель обращается к опыту преподавания в гимназии и остро замечает: «В Грузии, в Армении, в Самарканде и Варшаве учат точь-в-точь <.> то же самое и в тех же размерах, в тех же словах, как все учили в Петрограде» [2, т.24, с. 502]. Последствия подобных претензий учебных программ на универсальность наглядно отражены Розановым во втором коробе «Опавших листьев»: «все они (гимназисты. - А.С.) знают, что у человека “32 позвонка”, и не знают, как Сусанин спас царскую семью» [3, т. 30, с. 254].

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что Розанов был сторонником умеренной культурной автономии народов в составе Российской империи, однако при этом выступал ярым про-

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

тивником автономии политической. В то время обстановка в российском обществе накануне революции, по мнению мыслителя, складывалась прямо противоположная. С одной стороны, государством предпринималась попытка некой культурной унификации в области образования, однако проводилась она настолько грубо и неумело, что породила идеологию нивелирования всякого национального начала вообще - и русского, и кавказского, и польского. Закономерным итогом подобной политики стала утрата всякой культурной самоидентичности населения. С другой стороны, чрезмерная социальная, политическая и экономическая автономность отдельных географических регионов приводит к раздробленности, «расчленению империи» и без того находящейся на грани гражданской войны. Проницательный взгляд Розанова в частностях общественной жизни смог подметить многие разрушительные тенденции, которые впоследствии станут одной из движущих сил Октябрьской революции.

К теме соотношения национального единства страны и самобытности ее отдельных народов Розанов вновь обращается уже во время революционных событий. С грустью констатируя свершившийся переворот, мыслитель задумывается о путях возможного развития нового многонационального государства. В его статьи входит новое понятие - «само»-определение. В противовес публицистике своего времени, Розанов пишет это слово через дефис. Такое написание придает новый смысловой оттенок - установку на самосознание отдельной личности. «Само»-определиться, по Розанову, значит «почувствовать и осознать ценность жизни в самом себе» [3, т. 24, с. 501]. Именно с понятием самоопределения отдельной личности связывает Розанов возможные перемены в жизни страны. Это «великое пробуждение всех вещей, всех именно рассвет, утро, это какое-то начало бытия всех вещей, всех именно рассвет, утро, и политическое, а еще более - культурное, духовное.» [3, т. 24, с. 501] Несколько странно слышать подобные патетические слова в годы братоубийственной Граж-

данской войны и в преддверии жестоких репрессий. Однако следует помнить, что Розанов далеко не всегда отличался остротой политического взгляда. Как образно заметила З.Н. Гиппиус, Розанов «“всегда спал”; во сне хоть и умел “подглядывать”, чего никто не видел, но подглядывал лишь то, что находилось в круге его идей, ощущений, лишь в том, что его интересовало и касалось»[1, с. 243].

По мысли Розанова, тенденция «само»-опреде-ления противостоит тенденции децентрализации. Если последняя исходит от министра и столь нелюбимого Розановым бюрократического аппарата и направлена на разрушение целостности социальной и культурной среды, то первая, по мысли Розанова, должна быть направлена на поддержание мирного сосуществования разных этнических культур в рамках единой русской культуры и иметь своим источником свободный выбор личности. Заканчивает свои рассуждения Розанов оптимистически: «Бог даст и русская революция ничего не задавит, а всем даст “волю”». Это и есть само-опреде-ление [3, т. 24, с. 503]. Несмотря на то что этим ожиданиям не суждено было сбыться и долгожданная «воля» обернулась еще большими притеснениями, ценность публицистики Розанова состоит в том, что в ней мыслитель сумел уловить многие причины и предпосылки революционных событий. Изучение взглядов Розанов на окраинный вопрос позволяет глубже понять культурные и политические процессы в Российской империи 1910-1917 гг.

Библиографический список

1. ГиппиусЗ.Н. Живые лица. - М.: Азбука-классика, 2006. - 304 с.

2. Едошина И.А. Розанов, Розанов, Варварин: к проблеме герой/маска // Энтелехия. -2010. -№ 21. - С. 12-21.

3. Розанов В.В. Собр. соч. / под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1994-2010.

4. Усманов С.М. Россия и ее окраины в публицистике В.В. Розанова 1900-1917 гг. // Энтелехия. -2010. - № 21 - С. 29-33.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.