УДК 1(540+571)
Саранин Александр Юрьевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕТАФИЗИКА ПОЛА В ПЕРЕПИСКЕ В.В. РОЗАНОВА И П.А. ФЛОРЕНСКОГО
Представленное в статье исследование посвящено изучению переписки религиозных философов В.В. Розанова и П.А. Флоренского в аспекте проблемы взаимоотношения пола и религии. Подробно рассматривается завязавшийся между философами спор о месте пола в христианстве. На основе писем характеризуются взгляды мыслителей на проблему пола.
Ключевые слова: В.В. Розанов, П.А. Флоренский, проблема пола, религия и пол, переписка философов.
Одной из ключевых мировоззренческих особенностей периода конца XIX - начала XX вв. как особого этапа истории отечественной культуры явилось возрождение религиозности, порой приобретавшей форму религиозной эклектики. Видные деятели культуры того времени сочетали христианское вероисповедание с интересом к восточной мистике, эзотерике и древним религиям. Но даже на их фоне выделяется фигура В.В. Розанова, мыслителя, уделявшего пристальное внимание вопросам семьи и пола, взаимоотношениям и взаимосвязи пола и религии.
В эпистолярном наследии В.В. Розанова переписка с П.А. Флоренским занимает особое место. Оба мыслителя придавали большое значение письму как форме творческого диалога и как наиболее интимному жанру художественной литературы. Достаточно вспомнить, что в форме писем создан один из ключевых трактатов П.А. Флоренского -«Столп и утверждение Истины», а В.В. Розанов планировал включить тексты рассматриваемой переписки в очередной том «Литературных изгнанников», в качестве эпиграфа к запланированной книге использовал цитату из письма П.А. Флоренского.
Переписка философов длилась несколько десятилетий, она охватывает период с 1903 по 1919 гг., т.е. до самой смерти В.В. Розанова. Однако в ней был и значительный перерыв, длившийся почти 5 лет (с фактического начала переписки до 1908 г.).
Среди затрагиваемых в письмах тем можно выделить следующие наиболее важные: проблемы религии; вопросы семьи и пола в целом и вопрос о соотношении пола и религии в частности; исторические судьбы России и русского народа; еврейский вопрос и дело Бейлиса; темы семьи и быта; нумизматика; совместная работа, творческие проекты, как реализованные, так и оставшиеся неосуществленными.
Разработка этих тем каждым из мыслителей в отдельности представляет глубокий интерес, однако только тексты переписки позволяют реконструировать само живое общение, соприкосновение личностей В.В. Розанова и П.А. Флоренского, представить их в полемике друг с другом. Ключевой среди обозначенных тем, безусловно, является тема пола. Рассматриваемая переписка содержит обсуж-
дение проблем пола как в личной жизни обоих корреспондентов, так и в более общем культурологическом аспекте. Более того, на страницах переписки каждый из корреспондентов создает своего рода мифы, в которых действительность претворяется в образы, проникнутые родовым началом и деторождением.
Примечательно, что письма позволяют проследить, как меняются мировоззренческие установки корреспондентов. Если изначально Розанов придерживается понимания пола, близкого к языческому, тогда как Флоренский выступает апологетом православия, то в процессе общения происходит взаи-мообогащение: Розанов в определенной мере становится ближе к христианству, а Флоренский обретает семью, и его философско-культурологические взгляды в целом обогащается новым пониманием вопросов пола и деторождения.
Спор о взаимосвязи пола и религии завязывается в 1908 году. Именно к ноябрю этого года относится провокационное письмо Розанова, исключительное по резкости нападок на христианство. И хотя от многих обвинений мыслитель отказался уже в следующем письме, признав, что брошены они были «для популярного возражения, в очах толпы» [2, т. 29, с. 196], неизменным осталось недовольство Розанова, вызванное аскетически-цело-мудренным отношением к полу, превалирующим в христианской традиции. Истоком его философ вполне справедливо считает догмат о непорочном зачатии. Однако непорочность для Розанова является проявлением содомии. Следует оговориться, что в контексте размышлений о христианстве слово «содомия» мыслителем понимается вовсе не вульгарно-физиологически, а «духовно, без физики» [2, т. 29, с. 196]. Подобная оценка христианства глубоко органична по отношению к мировоззрению Розанова в целом: если пол составляет сущностное начало в человеке, то существование вне пола для него попросту невозможно. Из этого проистекает вывод о том, что половое начало проявляется даже в «бессеменном зачатии», а также «дружбе» и «сокелейничестве» между монахами-отшель-никами. Все эти явления однополы, следовательно, содомичны. Содомичными и «половыми» Розанов считал также и уединенные восторги схимника: «святой смотрит в лес, в небо и в конце кон-
© Саранин А.Ю., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
227
цов у него сходит плоть <.. .> и сияет пол на весь свет» [1, т. 29, с. 196].
Приведенные рассуждения позволяют охарактеризовать стиль мышления Розанова, который строится на основе дохристианских культов пола, воспринятых мыслителем через культуру Древнего Египта. В этой культуре пол Розанову открылся не только как чисто физиологическое проявление человеческой сексуальности, но и как способ познания мира на основе родовых категорий. Как справедливо замечено исследователями, миф Розанова строится на чувственных восприятиях мира [1, с 192]. Именно чувственное восприятие-переживание пола и определяют подход Розанова к интерпретации христианской культуры, в которой в течение длительного времени сохранялся взгляд на пол как на проявление греховной природы. Мысль Розанова оказывается прямо противоположной: «сияющий», очищенный от всего плотского, пол становится способом приобщения человека к Богу.
Иной взгляд на соотношение религии и пола представлен в ответном письме П.А. Флоренского. Православный священник и религиозный философ отчасти признает правоту своего оппонента, соглашаясь, что «содомический дух присутствует у некоторых христиан» [2, т. 29, с. 13]. Однако содомия, по Флоренскому, - явление универсальное, распространенное во все эпохи и у всех народов. При этом философ видит содомию духовную в неразрывной связи с физиологической стороной этого явления. А значит, там, где нет содомии физической, нет и содомии духовной. Более того, на основе отношения к содомии в обществе он пытается выстроить некое подобие типологии культур. По его мнению, во все времена и у всех народов содомия считалась своего рода утонченностью и «духовностью». При этом он называет эллинизм «содоми-ческим цветком», указывая на явление содомии как на краеугольный камень всей этой культуры. Античная философия - философия не семьи и не народа, а эсотерического однополого кружка. Культурами, выступавшими против содомии, по мысли
о. Павла, были Египет, Иудея и христианство. В христианских странах содомии нет, однако содо-
мия распространяется в те эпохи, когда верх берет антихристианское начало. Такими эпохами о. Павел считал Возрождение и современный ему период Серебряного века.
Интересно, что в более поздних письмах отношение к полу у Флоренского меняется. Тексты все более мифологизируются и наполняются образами рода и семени. Символами, в которых Флоренский видит сущность религии, становятся «семя» и «кровь». Мысль развивается следующим образом: главными объектами религии являются рождение и смерть как «вхождение потустороннего в посюстороннее» и «вхождение посюстороннего в потустороннее» [2, т. 29, с. 23]. Переживание мистической стороны рождения заключено в фаллосе, сущностью которого является семя. Переживание мистической стороны смерти концентрируется в жертве, сущность которой священник видит в крови. Семя рассматривается как символ тела, кровь -как символ души. Неразрывное единство семени и крови, т.е. тела и души представляет собой «святая плоть». Такое единство о. Павел представляет как символическое «самовосполнение», «самооживле-ние», «самооплодотворение». Идеал его он видит во Христе.
Таким образом, Флоренский, оставаясь в рамках христианства, подходит к созданию мифа во многом схожего с мифом Розанова. Оба мыслителя воспринимают пол как источник бытия, дающий начало всякой жизни. Однако существенная разница заключается в том, что Розанов отрицает сверх-половое начало, поэтому христианское целомудрие воспринимается им как ущербное и проникнутое содомическим духом. Мировоззрение Флоренского, в противоположность Розанову, дуалистично. Там, где Розанов ощущает только половое начало, Флоренский видит единство полового и сверхполового, «семени и крови», души и тела.
Библиографический список
1. Едошина И.А. Мифы Розанова и мифы о Розанове // Василий Васильевич Розанов. - М.: РОССПЕН, 2012. - С. 188-203.
2. Розанов В.В. Собрание сочинений. - М.: Республика, 1994-2010.
228
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013