Научная статья на тему 'Метафизика пола в переписке В. В. Розанова и П. А. Флоренского'

Метафизика пола в переписке В. В. Розанова и П. А. Флоренского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
588
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. РОЗАНОВ / П.А. ФЛОРЕНСКИЙ / ПРОБЛЕМА ПОЛА / РЕЛИГИЯ И ПОЛ / ПЕРЕПИСКА ФИЛОСОФОВ / VASILY ROZANOV / PAVEL FLORENSKY / PROBLEM OF SEX / RELIGION AND GENDER / CORRESPONDENCE OF PHILOSOPHERS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саранин Александр Юрьевич

Представленное в статье исследование посвящено изучению переписки религиозных философов В.В. Розанова и П.А. Флоренского в аспекте проблемы взаимоотношения пола и религии. Подробно рассматривается завязавшийся между философами спор о месте пола в христианстве. На основе писем характеризуются взгляды мыслителей на проблему пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysics in correspondence between Vasily Rozanov and Pavel Florensky

The study presented in the article investigates the correspondence between religious philosophers Vasily Rozanov and Pavel Florensky in the aspect of the problem of relationship of sex and religion. The philosophers' debate about the place of sex in Christianity is studied in details. According to the materials of the letters, the views of thinkers on the problem of sex are characterized.

Текст научной работы на тему «Метафизика пола в переписке В. В. Розанова и П. А. Флоренского»

УДК 1(540+571)

Саранин Александр Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Alexandro242@yandex.ru

МЕТАФИЗИКА ПОЛА В ПЕРЕПИСКЕ В.В. РОЗАНОВА И П.А. ФЛОРЕНСКОГО

Представленное в статье исследование посвящено изучению переписки религиозных философов В.В. Розанова и П.А. Флоренского в аспекте проблемы взаимоотношения пола и религии. Подробно рассматривается завязавшийся между философами спор о месте пола в христианстве. На основе писем характеризуются взгляды мыслителей на проблему пола.

Ключевые слова: В.В. Розанов, П.А. Флоренский, проблема пола, религия и пол, переписка философов.

Одной из ключевых мировоззренческих особенностей периода конца XIX - начала XX вв. как особого этапа истории отечественной культуры явилось возрождение религиозности, порой приобретавшей форму религиозной эклектики. Видные деятели культуры того времени сочетали христианское вероисповедание с интересом к восточной мистике, эзотерике и древним религиям. Но даже на их фоне выделяется фигура В.В. Розанова, мыслителя, уделявшего пристальное внимание вопросам семьи и пола, взаимоотношениям и взаимосвязи пола и религии.

В эпистолярном наследии В.В. Розанова переписка с П.А. Флоренским занимает особое место. Оба мыслителя придавали большое значение письму как форме творческого диалога и как наиболее интимному жанру художественной литературы. Достаточно вспомнить, что в форме писем создан один из ключевых трактатов П.А. Флоренского -«Столп и утверждение Истины», а В.В. Розанов планировал включить тексты рассматриваемой переписки в очередной том «Литературных изгнанников», в качестве эпиграфа к запланированной книге использовал цитату из письма П.А. Флоренского.

Переписка философов длилась несколько десятилетий, она охватывает период с 1903 по 1919 гг., т.е. до самой смерти В.В. Розанова. Однако в ней был и значительный перерыв, длившийся почти 5 лет (с фактического начала переписки до 1908 г.).

Среди затрагиваемых в письмах тем можно выделить следующие наиболее важные: проблемы религии; вопросы семьи и пола в целом и вопрос о соотношении пола и религии в частности; исторические судьбы России и русского народа; еврейский вопрос и дело Бейлиса; темы семьи и быта; нумизматика; совместная работа, творческие проекты, как реализованные, так и оставшиеся неосуществленными.

Разработка этих тем каждым из мыслителей в отдельности представляет глубокий интерес, однако только тексты переписки позволяют реконструировать само живое общение, соприкосновение личностей В.В. Розанова и П.А. Флоренского, представить их в полемике друг с другом. Ключевой среди обозначенных тем, безусловно, является тема пола. Рассматриваемая переписка содержит обсуж-

дение проблем пола как в личной жизни обоих корреспондентов, так и в более общем культурологическом аспекте. Более того, на страницах переписки каждый из корреспондентов создает своего рода мифы, в которых действительность претворяется в образы, проникнутые родовым началом и деторождением.

Примечательно, что письма позволяют проследить, как меняются мировоззренческие установки корреспондентов. Если изначально Розанов придерживается понимания пола, близкого к языческому, тогда как Флоренский выступает апологетом православия, то в процессе общения происходит взаи-мообогащение: Розанов в определенной мере становится ближе к христианству, а Флоренский обретает семью, и его философско-культурологические взгляды в целом обогащается новым пониманием вопросов пола и деторождения.

Спор о взаимосвязи пола и религии завязывается в 1908 году. Именно к ноябрю этого года относится провокационное письмо Розанова, исключительное по резкости нападок на христианство. И хотя от многих обвинений мыслитель отказался уже в следующем письме, признав, что брошены они были «для популярного возражения, в очах толпы» [2, т. 29, с. 196], неизменным осталось недовольство Розанова, вызванное аскетически-цело-мудренным отношением к полу, превалирующим в христианской традиции. Истоком его философ вполне справедливо считает догмат о непорочном зачатии. Однако непорочность для Розанова является проявлением содомии. Следует оговориться, что в контексте размышлений о христианстве слово «содомия» мыслителем понимается вовсе не вульгарно-физиологически, а «духовно, без физики» [2, т. 29, с. 196]. Подобная оценка христианства глубоко органична по отношению к мировоззрению Розанова в целом: если пол составляет сущностное начало в человеке, то существование вне пола для него попросту невозможно. Из этого проистекает вывод о том, что половое начало проявляется даже в «бессеменном зачатии», а также «дружбе» и «сокелейничестве» между монахами-отшель-никами. Все эти явления однополы, следовательно, содомичны. Содомичными и «половыми» Розанов считал также и уединенные восторги схимника: «святой смотрит в лес, в небо и в конце кон-

© Саранин А.Ю., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

227

цов у него сходит плоть <.. .> и сияет пол на весь свет» [1, т. 29, с. 196].

Приведенные рассуждения позволяют охарактеризовать стиль мышления Розанова, который строится на основе дохристианских культов пола, воспринятых мыслителем через культуру Древнего Египта. В этой культуре пол Розанову открылся не только как чисто физиологическое проявление человеческой сексуальности, но и как способ познания мира на основе родовых категорий. Как справедливо замечено исследователями, миф Розанова строится на чувственных восприятиях мира [1, с 192]. Именно чувственное восприятие-переживание пола и определяют подход Розанова к интерпретации христианской культуры, в которой в течение длительного времени сохранялся взгляд на пол как на проявление греховной природы. Мысль Розанова оказывается прямо противоположной: «сияющий», очищенный от всего плотского, пол становится способом приобщения человека к Богу.

Иной взгляд на соотношение религии и пола представлен в ответном письме П.А. Флоренского. Православный священник и религиозный философ отчасти признает правоту своего оппонента, соглашаясь, что «содомический дух присутствует у некоторых христиан» [2, т. 29, с. 13]. Однако содомия, по Флоренскому, - явление универсальное, распространенное во все эпохи и у всех народов. При этом философ видит содомию духовную в неразрывной связи с физиологической стороной этого явления. А значит, там, где нет содомии физической, нет и содомии духовной. Более того, на основе отношения к содомии в обществе он пытается выстроить некое подобие типологии культур. По его мнению, во все времена и у всех народов содомия считалась своего рода утонченностью и «духовностью». При этом он называет эллинизм «содоми-ческим цветком», указывая на явление содомии как на краеугольный камень всей этой культуры. Античная философия - философия не семьи и не народа, а эсотерического однополого кружка. Культурами, выступавшими против содомии, по мысли

о. Павла, были Египет, Иудея и христианство. В христианских странах содомии нет, однако содо-

мия распространяется в те эпохи, когда верх берет антихристианское начало. Такими эпохами о. Павел считал Возрождение и современный ему период Серебряного века.

Интересно, что в более поздних письмах отношение к полу у Флоренского меняется. Тексты все более мифологизируются и наполняются образами рода и семени. Символами, в которых Флоренский видит сущность религии, становятся «семя» и «кровь». Мысль развивается следующим образом: главными объектами религии являются рождение и смерть как «вхождение потустороннего в посюстороннее» и «вхождение посюстороннего в потустороннее» [2, т. 29, с. 23]. Переживание мистической стороны рождения заключено в фаллосе, сущностью которого является семя. Переживание мистической стороны смерти концентрируется в жертве, сущность которой священник видит в крови. Семя рассматривается как символ тела, кровь -как символ души. Неразрывное единство семени и крови, т.е. тела и души представляет собой «святая плоть». Такое единство о. Павел представляет как символическое «самовосполнение», «самооживле-ние», «самооплодотворение». Идеал его он видит во Христе.

Таким образом, Флоренский, оставаясь в рамках христианства, подходит к созданию мифа во многом схожего с мифом Розанова. Оба мыслителя воспринимают пол как источник бытия, дающий начало всякой жизни. Однако существенная разница заключается в том, что Розанов отрицает сверх-половое начало, поэтому христианское целомудрие воспринимается им как ущербное и проникнутое содомическим духом. Мировоззрение Флоренского, в противоположность Розанову, дуалистично. Там, где Розанов ощущает только половое начало, Флоренский видит единство полового и сверхполового, «семени и крови», души и тела.

Библиографический список

1. Едошина И.А. Мифы Розанова и мифы о Розанове // Василий Васильевич Розанов. - М.: РОССПЕН, 2012. - С. 188-203.

2. Розанов В.В. Собрание сочинений. - М.: Республика, 1994-2010.

228

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.