Научная статья на тему 'Оказание помощи обучающимся в разрешении конфликтов посредством урегулирования споров и обучение коллегиальному посредничеству (зарубежный опыт решения конфликтов)'

Оказание помощи обучающимся в разрешении конфликтов посредством урегулирования споров и обучение коллегиальному посредничеству (зарубежный опыт решения конфликтов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСРЕДНИЧЕСТВО / КОНФЛИКТЫ / МЕДИАЦИЯ / КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ / СОГЛАШЕНИЯ ОБОЮДНОГО ВЫИГРЫША / MEDIATION / CONFLICTS / CONSTRUCTIVE RESOLUTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS / MUTUAL BENEFIT AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Эльвина Анваровна,

В исследовании изучалась эффективность методики обучения разрешения конфликтов и посредничеству сверстников в разрешении межличностных конфликтов у обучающихся. Большинство конфликтов, возникающих в школах, относящихся к спорам, которые решаемы посредничеством, являются физическим, вербальным и невербальным насилием, отношениями и конфликтами, а также конфликтами интересов. Результаты исследования в зарубежных странах показали, что этот тренинг может оказаться эффективным в разрешении конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing assistance to students in conflict resolution through dispute resolution and peer mediation training (foreign experience in conflict resolution)

The study studied the effectiveness of methods of teaching conflict resolution and peer mediation in resolving interpersonal conflicts in students. Most conflicts that arise in schools related to disputes that are mediated are physical, verbal and non-verbal violence, relationships and conflicts of interest. The results of the study in foreign countries have shown that this training can be effective in conflict resolution.

Текст научной работы на тему «Оказание помощи обучающимся в разрешении конфликтов посредством урегулирования споров и обучение коллегиальному посредничеству (зарубежный опыт решения конфликтов)»

Оказание помощи обучающимся в разрешении конфликтов посредством урегулирования споров и обучение коллегиальному посредничеству (зарубежный опыт

решения конфликтов)

Providing assistance to students in conflict resolution through dispute resolution and peer mediation training (foreign experience in conflict resolution)

Шакирова Эльвина Анваровна

студент 2 курса ф-т теплоэнергетика и теплотехника, Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail: eshakirova99@gmail. com

Shakirova Elvina Anvarovna

2nd year student, faculty of Heat and Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: eshakirova99@gmail. com

Научный руководитель Шакирова Динара Марселевна

Кандидат социологических наук, Ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail: [email protected]

Shakirova Dinara Marselevna

Candidate of Sociological Sciences, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: [email protected]

Аннотация.

В исследовании изучалась эффективность методики обучения разрешения конфликтов и посредничеству сверстников в разрешении межличностных конфликтов у обучающихся. Большинство конфликтов, возникающих в школах, относящихся к спорам, которые решаемы посредничеством, являются физическим, вербальным и невербальным насилием, отношениями и конфликтами, а также конфликтами интересов. Результаты исследования в зарубежных странах показали, что этот тренинг может оказаться эффективным в разрешении конфликтов.

Annotation.

The study studied the effectiveness of methods of teaching conflict resolution and peer mediation in resolving interpersonal conflicts in students. Most conflicts that arise in schools related to disputes that are mediated are physical, verbal and non-verbal violence, relationships and conflicts of interest. The results of the study in foreign countries have shown that this training can be effective in conflict resolution.

Ключевые слова: посредничество, конфликты, медиация, конструктивное разрешению межличностных конфликтов, соглашения обоюдного выигрыша.

Key words: mediation, conflicts, constructive resolution of interpersonal conflicts, mutual benefit agreements.

Межличностные конфликты являются естественными и неизбежными в школах, где в каждом классе 2030 человек с различными культурными традициями, ценностями, личностями и целями случайным образом объединяются для такой элементарной цели, как образование. Однако большинство обучающихся не имеют ни навыков, ни знаний о том, как разрешать конфликты или как управлять своими чувствами в конфликтных

152

ситуациях. С другой стороны, неправильное управление межличностными конфликтами обычно приводит к насилию. В настоящее время можно констатировать повышение конфликтности коммуникационных процессов, которое затрагивает отношения как между учениками, так и между учениками и учителями. Причин данных тенденций множество, и они кроются в преобразованиях самой школы, в усложнении школьной программы, в изменениях социального взаимодействия самого социума, в ментальности людей и прочее [1]. В последнее время десятилетие в школе уделялось все больше внимания в обществе и в профессиональной литературе, главным образом из-за недавних участившихся актов насилия в школах по всему миру. Тем не менее, эти действия часто являются хроническими, менее жестокими, в форме словесных угроз, ругательств, обзывательств, оскорблений, толчков, ударов, пинков и драк, которые являются обычным явлением во многих школах и которые в конечном итоге вызывают нарушение учебного процесса, страх и прогулы среди учеников. Традиционно, в ответ на проблемы подрывных и жестоких учеников, учителя и руководство часто принимают карательные решения. Тем не менее, немногие профессионалы согласятся с тем, что карательные меры реагирования на агрессивные действия учат надлежащему поведению или что они эффективны в долгосрочной перспективе [3]. Поэтому были найдены альтернативные подходы к разрешению межличностных конфликтов (зарубежный опыт). В последнее десятилетие альтернативной формой решения этой проблемы были программы урегулирования конфликтов и посредничества со стороны сверстников. Данные профилактические программы, ориентированные на учащихся, помогают снизить стресс преподавателя и увеличить время обучения. Такие программы также предоставляют учащимся множество возможностей нести ответственность за свои собственные действия в критический период развития. Благодаря обучению разрешению конфликтов ученики могут лучше понять динамику конфликта и лучше подготовиться к конструктивному разрешению межличностных конфликтов и использовать соответствующие навыки для решения своих общих проблем.

Учебная программа разрешения конфликтов и посредничества сверстников, используемая в турецких школах, построена вокруг четырех основных тем: первая - «Понимание природы межличностных конфликтов», которая сосредоточена на ассоциациях конфликтов, понимании межличностных конфликтов, изучении преимуществ конфликтов, понимании видов конфликтов, понимании источников конфликтов, изучение стратегий и методов разрешения конфликтов. Вторая - «Навыки общения», включающая активное слушание, сочувствие, самовыражение, доброжелательную критику и уважение различий. Третья - «Навыки управления гневом», которая включает в себя распознавание эмоций, выражение эмоций, понимание эмоций другого человека, природу гнева и реакции на него, самоконтроль, управление гневом и поведение, вызывающее межличностные конфликты [2]. Четвертая тема - «Навыки разрешения межличностных конфликтов», которая помогает обучающимся развивать навыки ведения переговоров и взаимного посредничества. Часть программы, посвященная переговорам и посредничеству, отдана следующим вопросам: просьба разрешить общую проблему путем переговоров, определение требования каждой стороны и их причины, определение эмоции каждой стороны и их причины, убеждение другой стороны, что их требования, эмоции и причины понятны с помощью сочувствия и методов активного слушания, выработки и оценки альтернативных решений, которые отражают взаимные интересы, создания справедливого и логичного мудрого соглашения (обоюдного выигрыша). С другой стороны, промежуточная часть программы сосредоточена на следующем: прекращение агрессии и успокоение участников спора; обеспечение готовности обеих сторон к посредничеству, содействие процессу переговоров, описанному выше, и заключение соглашения (обоюдный выигрыш).

Зачастую спорящие стороны не могут слушать и понимать друг друга из-за эмоциональной перегрузки в результате конфликта. Поэтому ученики-посредники несут основную ответственность за направление вопросов

153

и отражение того, что они поняли, посредством активного слушания. Ответственность за урегулирование конфликта и достижение взаимовыгодного соглашения лежит на спорящих. Диспутанты несут основную ответственность за самовыражение, понимание друг друга, выработку решений и согласование одного из созданных ими решений.

Модель, используемая в данной программе для выбора равных посредников, представляет собой синтез подходов «всего ученического корпуса» и «кадров». Основой для этого решения было обеспечение того, чтобы все обучающиеся были знакомы с работой посредничества сверстников. После того, как все ученики проходят этот курс обучения, их одноклассники выбирают небольшое количество учеников для участия в качестве посредников. Ученический вклад используется как критерий отбора при назначении равных посредников. Учащихся в каждом классе просят назвать трех одноклассников, которым они доверяли бы и к которым обращались бы за помощью в разрешении своих межличностных конфликтов конструктивным и мирным образом. Затем трое названных одноклассников должны быть подвергнуты индивидуальному тестированию, а наиболее популярные ученики назначаются равными посредниками в классе. Поэтому приоритет отдавался тем ученикам, которые заслужили доверие и поддержку своих друзей. В каждом классе было назначается 12 равных посредников с идеально равным гендерным распределением, где это возможно [4].

После того, как посредники избираются, начинается процесс коллегиального посредничества. В группах по двое, по две недели каждая, посредники опосредуют конфликты своих друзей. Таким образом, эти посредники будут вовлечены в процесс в качестве вероятных участников спора. В начале своей двухнедельной очереди посредников снова обучают оказывать помощь спорщикам в обсуждении их общих проблем для достижения взаимно удовлетворительного и разумного соглашения, а также для обеспечения правильного заполнения форм отчета о посредничестве.

Важной частью данного курса является обеспечение того, чтобы формы отчета посредника были должным образом заполнены посредниками после сессий посредничества. Форма отчета о посредничестве состоит из двух страниц. Первая страница содержит вступительный абзац, правила посредничества и процедуру переговоров. Процедура переговоров включает в себя следующее: определение требований каждого спорящего и их причин; определение эмоций каждого спорящего и их причин; способ убеждение другого спорящего в том, что его требования, эмоции и причины поняты через эмпатию и методы активного слушания; разработка и оценка альтернативных решений, отражающих взаимные интересы; и создание справедливого, честного и логического соглашения (обоюдного выигрыша). После сеанса медиации от посредников требуется заполнить другую сторону формы, которая включает имя и класс медиатора, дату и место сеанса медиации, имена и классы спорщиков, характер конфликта, будь то соглашение было достигнуто или нет, и тип соглашения. И посреднику, и спорщикам предлагается предоставить необходимую информацию и подписать форму. Посредники должны заполнять эту форму после каждого сеанса и возвращать ее школьному консультанту, который должен проверить и сдавать эти формы отчета [4].

Зависимыми переменными программы являются пол участников спора и посредников, тип и характер конфликтов, а также типовое соглашение, полученное от посредничества между равными. Данные, собранные с помощью посреднических форм, анализируются с помощью контент-анализа. Зависимые переменные исследования, количество и пол медиаторов и участников спора, а также результаты медиации рассчитываются количественно.

Опираясь на исследования данной программы, проведенных в турецких школах, при анализе типов конфликтов в основных рубриках по половому признаку возникают различные типы конфликтов. Драки и грубая

154

игра в категории физической агрессии чаще наблюдались у парней-спорщиков. Однако унизительные слова в категории вербальной агрессии были признаны основным типом конфликта среди девушек. Аналогичным образом, конфликты в отношении личных вещей в категории конфликтов интересов чаще наблюдаются среди девочек. Однако конфликты «рассадки», т.е. места за партой, и споры, связанные с игрой, чаще наблюдались в конфликтах между девушками и парнями. Аналогичным образом, непонимание и обида в категории конфликтов отношений и общения чаще наблюдались у девушек [5].

По результатам проведённых исследований этой методики в турецких школах, можно утверждать, что подход коллегиального посредничества может быть эффективным подходом к разрешению конфликтов, обучающихся школы. При анализе конфликтов в зависимости от пола спорящих были получены поразительные результаты. Переговоры о соглашении чаще встречались среди конфликтов девушек, чем между парнями и девушками. С другой стороны, прекращение оскорбительного поведения в основном чаще встречалось у мужчин, в отличии от конфликтов между девушками [5]. Поэтому можно сделать вывод, что типы соглашений различаются в зависимости от пола спорящих.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что коллегиальное посредничество как метод/подход к разрешению конфликтов является эффективным методом оказание помощи обучающимся в разрешении конфликтов посредством урегулирования споров. Данная программа широко используется в западных обществах, однако в России такие методики не имеют большой популярности и в российских школах единственными посредниками являются школьный психолог и классный руководитель. Данная методика включает проверку эффективности модели посредничества со стороны сверстников, основанной на западной теории и практике, в различных условиях с точки зрения педагогической ориентации, концепции дисциплины, практики воспитания детей и социокультурной динамики.

Список используемой литературы:

1. Шакирова Д.М. Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве // Коммуникология - 2017 - Т. 5 - № 3 - С. 47-53.

2. А.В. Батаршев, А.О. Лукьянов Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. - 2 изд. - М: Психотерапия, 2007.

3. Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах. - СПб.: Санкт-Петербургский городской университет педагогического мастерства, 1998. - 58 с.

4. Abbas Turnuklua. Helping students resolve their conflicts through conflict resolution and peer mediation training / Abbas Turnuklua, Tarkan Kacmaza, Fulya Turka, Alper Kalendera, Burcak Sevkina, Feza Zengina // World Conference on Educational Sciences - 2009.

5. Abbas Turnuklua, Tarkan Kacmaza. Difficulties Conflicting Students Face during Mediation from Peer Mediators' Perspective // 24rd Annual International Association of Conflict Management Conference - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.