Научная статья на тему 'Оказание поддержки семьям в ситуации тяжелой хронической болезни ребенка с учетом эмоционального состояния и копинг-поведения близких пациента'

Оказание поддержки семьям в ситуации тяжелой хронической болезни ребенка с учетом эмоционального состояния и копинг-поведения близких пациента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Онкопедиатрия
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание поддержки семьям в ситуации тяжелой хронической болезни ребенка с учетом эмоционального состояния и копинг-поведения близких пациента»

МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

350

• термометрия; измерение АД, пульса; контроль диуреза, состояния кожных покровов;

• профилактика пролежней и застойных явлений в бронхолегочной системе (под контролем и наблюдением лечащего врача и специалистов-реабилитологов);

• обеспечение ребенку максимального комфорта. Следует придерживаться следующих рекомендаций:

• обеспечить ребенку правильное и удобное положение в кровати после его возвращения в отделение из операционного блока или ОРИТ;

• рассказать родителям об особенностях двигательного режима, объяснить необходимость проводимых манипуляций, кратность их проведения;

• провести психологическую работу с ребенком и родственниками;

• уметь оценить состояние ребенка и при любых изменениях незамедлительно информировать врача.

Как до, так и после оперативного вмешательства к работе с ребенком и родителями подключается профессиональный психолог.

Результаты. Восстановление двигательной активности ребенка и адаптация (привыкание)

его к эндопротезу происходит в период от 1 мес до 1,5 лет, в течение которого пациент остается под динамичным наблюдением лечащего врача и специалистов-реабилитологов с соблюдением контрольных визитов и обследований на базе отделения хирургической онкологии с обязательной госпитализацией. Контрольное обследование включает рентгенограмму оперированной конечности и стабилометрию, на основании чего принимается решение о дальнейшей тактике ведения пациента. Так, если отмечено увеличение роста ребенка, прооперированного в 10-летнем возрасте, протез удлиняется при помощи специального оборудования (этап 4). Решение о замене протеза или реэндопротезировании принимается при очевидной разнице в конечностях при условии, что протез прошел максимальное удлинение (от 4 до 8 см).

Заключение. Следует помнить, что КР после эндопротезирования полностью зависит от совместных усилий лечащего врача, медицинского персонала, родителей и самого ребенка. Если лечения не требуется, ребенок выписывается из стационара под наблюдение врачей онколога и реабилитолога по месту жительства с выполнением рекомендаций, полученных в стационаре.

А.Е. Ткаченко

Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение здравоохранения «Хоспис (детский)»,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Оказание поддержки семьям в ситуации тяжелой хронической болезни ребенка с учетом эмоционального состояния и копинг-поведения близких пациента

Актуальность. Система паллиативной помощи детям в России в настоящее время находится в стадии формирования и становления. На данном этапе важно не упустить вопрос качества этой помощи и услышать мнение тех, ради кого мы работаем, для кого создается система паллиативной помощи.

Резюмируя состояние развития паллиативной помощи детям в России, можно сказать, что острота проблемы признана на федеральном уровне, но комплексная система паллиативной помощи детям и единые стандарты государственной поддержки пока не сформированы, а государственная помощь, распространяемая на эту категорию детей, не говоря об их семьях, крайне недостаточна даже там, где существует.

Важным показателем качества паллиативной помощи является не только работа с пациентом,

но и поддержка его семьи — начиная с момента выявления заболевания и после ухода ребенка — в течение всего периода горевания.

Ежегодно проводимые Санкт-Петербургским детским хосписом исследования мнений официальных представителей «паллиативных» детей, проходящих лечение, показывают не только проблемы, с которыми родители наших пациентов сталкиваются с момента постановки диагноза, но и направления развития системы паллиативной помощи в целом. В настоящий момент существует острая необходимость в развитии такой системы поддержки, которая бы помогала семьям справляться с трудностями во время болезни ребенка или его смерти; объединении психологических и духовных аспектов ухода за больными; обеспечение такой системы поддержки, которая помогала бы больным жить активной жизнью до конца. Близкие

МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

родственники паллиативного ребенка нуждаются в рациональном осмыслении сложившейся ситуации, построении модели будущего, а также поддержки в обнаружении и осознании новых смыслов в жизни. Важно, что адекватную помощь ребенку могут оказывать только родственники, находящиеся в стабильном эмоциональном состоянии, осознающие потребности ребенка и владеющие навыками его воспитания и развития.

Цель. Оказание поддержки семьям в ситуации тяжелой хронической болезни ребенка.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 53 человека (родственники детей с диагнозом «Онкология и множественные нарушения в развитии») в возрасте от 26 до 60 лет. Исходя из предположения, что способы совла-дания в тяжелой ситуации болезни ребенка связаны с эмоциональным благополучием членов семьи, в 2014/2015 г. на базе Медицинского учреждения «Детский хоспис» под руководством О.В. Александровой было проведено исследование на тему «Эмоциональное состояние и копинг-пове-дение близких в ситуации тяжелой хронической болезни ребенка».

Результаты. Мы обнаружили, что эмоциональное состояние большинства исследованных характеризуется относительным благополучием по отдельным факторам оценки эмоционального состояния. По фактору «Уверенность-Беспомощность» 86,79% оценивают себя как достаточно «уверенных»: среди них 32,07% имеют оценку 7,47 балла из 10, что характеризует их как готовых к борьбе, а 54,72% — оценку 5,25 балла без явного преобладания одного из полюсов. Оценили свое состояние низко (3,37 балла) 15,09% опрошенных, что характеризует их как беспомощных («слабохарактерных, безгласных, несмелых, слабовольных»).

По фактору «Приподнятость-Подавленность» 71,69% опрошенных оценивают свое состояние как достаточно «приподнятое»: среди них 11,32% имеют оценку 7,16 балла из 10, что характеризи-рует их как людей полных сил, а 60,37% — 5,56 балла без явного преобладания одного из полюсов, 28,30% чувствуют себя подавленными (3,33 балла).

По фактору «Энергичность-Усталость» 64,14% ощущают себя достаточно «энергичными»: из них 15,09% имеют 7,75 балла, что свидетельствует об их готовности к активной деятельности, 49,05% — без явного преобладания одного из полюсов, 35,85% (3,31 балла) чувствуют усталость от жизни.

По фактору «Спокойствие-Тревожность» 50,94% оценивают себя как достаточно «спокойных». Из них 15,09% имеют высокий балл (7 из 10 возможных), что характеризует их как способных контролировать свое состояние, 35,85% — без явного преобладания одного из полюсов (5,26 балла), 49,06% (3,61 балла) ощущают высокую тревожность.

При совокупной оценке по всем четырем факторам получается, что 22 человека (41,50%) оценивают свое состояние от 5 баллов и выше, что говорит о позитивном самоощущении респондентов. Их можно охарактеризовать как людей выдержанных, энергичных, готовых к активным действиям, ощущающих уверенность в данной жизненной ситуации. Пятеро из всей выборки (9,4%) оценивают свое состояние по предложенным факторам от 1 до 4 баллов и ощущают усталость, подавленность, беспомощность; 26 (49,05%) человек имеют высокие и низкие показатели по разным факторам, и их эмоциональное состояние можно охарактеризовать как амбивалентное, что, вероятно, свидетельствует о внутреннем кризисе, обусловленном заболеванием ребенка. На фоне тревоги и апатичности (53,84%) у некоторых из них присутствует лихорадочная активность (61,54%) и уверенность в себе (92,31%).

Те, кто оценивают свое состояние в целом позитивно, чаще обращаются к копингу «Положительная переоценка» (среднее значение 55,5) и реже — к «Конфронтационному копингу» (среднее значение 44), предполагающему агрессивные усилия по изменению ситуации, враждебность, готовность к риску. Положительная переоценка предполагает усилия по созданию положительного значения ситуации с фокусированием на росте собственной личности, включая религиозное измерение.

Те, кто оценивает свое состояние в общем смысле как негативное и имеет по всем четырем факторам низкие баллы (от 1 до 4), чаще опираются на копинг «Бегство-Избегание» (среднее значение 58,8), что предполагает мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к избеганию проблемы по типу уклонения, и реже — на «Положительную переоценку» (среднее значение 40,6).

В группе с разными оценками состояния респонденты чаще опираются на копинг «БегствоИзбегание» (среднее значение 52,11), и реже — на «Принятие ответственности», что подразумевает признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения (среднее значение 44,65).

Заключение. Доминирующая представ-

ленность в поведении копинг-стратегии «Положительная переоценка» при отказе от копинг-стратегий «Конфронтация» и «Бегство-Избегание» сопровождается более благоприятным эмоциональным фоном. Использование же копинг-стратегии «Бегство-Избегание» в качестве ведущей способно приводить к ощущению высокой тревоги, усталости, подавленности, беспомощности.

Поскольку не только эмоции влияют на поведение человека, но и поведение может вызывать те или иные эмоциональные реакции, способствующие или препятствующие адаптации, можно заключить, что одним из возможных направлений работы по оказанию помощи родственникам боль-

351

МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

ных детей является помощь в формировании у них определенных навыков совладания с безвыходной ситуацией.

Подобная работа требует привлечения немедицинских специалистов в сферу паллиативной помощи и междисциплинарного и семейно-ориентированного подхода, что является показателем

качества помощи, оказываемой тяжелобольным детям. Это задача не только для практиков, непосредственно работающих с детьми. Это и задача организаторов паллиативных служб в регионах, и благотворителей, приходящих в эту тему, и университетов, ведущих программы подготовки/перепод-готовки кадров для паллиативных служб.

Г.А. Ткаченко

Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина Минздрава России,

Москва, Российская Федерация

^ Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер детских онкологических клиник

352

Актуальность. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

Факторы риска. К факторам риска развития СЭВ относят так называемые помогающие профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и др.). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это, прежде всего, онкологические пациенты, особенно дети.

Характер деятельности. Основанием для такого заключения являются специфичные особенности, связанные с характером деятельности этих категорий работников:

• интенсивное общение с детьми и родителями, преимущественно негативно настроенными;

• высокие рабочие нагрузки;

• недостаточный уровень оплаты труда;

• невозможность в некоторых случаях оказать помощь больному ребенку;

• угроза обращений родственников пациента с юридическими претензиями, исками, жалобами в случае летального исхода у больного.

Одно из первых мест по риску возникновения

профессионального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Условия трудовой деятельности медицинских сестер нередко становятся причиной возникновения этого состояния. Их рабочий день — это теснейшее общение с больными детьми, требующими неусыпной заботы и внимания.

Кроме того, лечение онкологических заболеваний требует длительного времени и сопряжено с осложнениями и болью. Изо дня в день, оказывая профессиональную помощь, помогая преодолеть

невзгоды, связанные с лечением, медицинская сестра, естественно, «привязывается» к больному ребенку. Эти чувства и взаимоотношения являются факторами риска развития эмоционального выгорания, так как, к сожалению, потери, обусловленные особенностями течения некоторых онкологических заболеваний, приводят к глубокой психологической травматизации медицинской сестры, требующей значительные временные и энергетические ресурсы для восстановления.

Немаловажную роль в развитии профессионального выгорания играют физиологические факторы: сменный график работы (часто суточный), отсутствие организации режима питания (невозможность своевременного и полноценного приема пищи), перегрузка работников вследствие нехватки квалифицированных кадров. Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:

• предельное истощение;

• чувство личностной отстраненности от пациентов (клиентов, учеников), а также от работы;

• ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Заключение. Если вы замечаете подобные симптомы у себя, необходимо задуматься о том, как защитить свою психику от вредного воздействия стресса.

Важным моментом для сохранения психического здоровья является «сохранение границ»: ведь если вы переходите незримый рубеж между личной жизнью и жизнью профессиональной, то происходит смещение границ.

Существенным моментом для борьбы с профессиональным выгоранием является овладение навыками саморегуляции: релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствующие снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.