МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
ных детей является помощь в формировании у них определенных навыков совладания с безвыходной ситуацией.
Подобная работа требует привлечения немедицинских специалистов в сферу паллиативной помощи и междисциплинарного и семейно-ориентированного подхода, что является показателем
качества помощи, оказываемой тяжелобольным детям. Это задача не только для практиков, непосредственно работающих с детьми. Это и задача организаторов паллиативных служб в регионах, и благотворителей, приходящих в эту тему, и университетов, ведущих программы подготовки/перепод-готовки кадров для паллиативных служб.
Г.А. Ткаченко
Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина Минздрава России,
Москва, Российская Федерация
^ Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер детских онкологических клиник
352
Актуальность. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
Факторы риска. К факторам риска развития СЭВ относят так называемые помогающие профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и др.). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это, прежде всего, онкологические пациенты, особенно дети.
Характер деятельности. Основанием для такого заключения являются специфичные особенности, связанные с характером деятельности этих категорий работников:
• интенсивное общение с детьми и родителями, преимущественно негативно настроенными;
• высокие рабочие нагрузки;
• недостаточный уровень оплаты труда;
• невозможность в некоторых случаях оказать помощь больному ребенку;
• угроза обращений родственников пациента с юридическими претензиями, исками, жалобами в случае летального исхода у больного.
Одно из первых мест по риску возникновения
профессионального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Условия трудовой деятельности медицинских сестер нередко становятся причиной возникновения этого состояния. Их рабочий день — это теснейшее общение с больными детьми, требующими неусыпной заботы и внимания.
Кроме того, лечение онкологических заболеваний требует длительного времени и сопряжено с осложнениями и болью. Изо дня в день, оказывая профессиональную помощь, помогая преодолеть
невзгоды, связанные с лечением, медицинская сестра, естественно, «привязывается» к больному ребенку. Эти чувства и взаимоотношения являются факторами риска развития эмоционального выгорания, так как, к сожалению, потери, обусловленные особенностями течения некоторых онкологических заболеваний, приводят к глубокой психологической травматизации медицинской сестры, требующей значительные временные и энергетические ресурсы для восстановления.
Немаловажную роль в развитии профессионального выгорания играют физиологические факторы: сменный график работы (часто суточный), отсутствие организации режима питания (невозможность своевременного и полноценного приема пищи), перегрузка работников вследствие нехватки квалифицированных кадров. Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:
• предельное истощение;
• чувство личностной отстраненности от пациентов (клиентов, учеников), а также от работы;
• ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Заключение. Если вы замечаете подобные симптомы у себя, необходимо задуматься о том, как защитить свою психику от вредного воздействия стресса.
Важным моментом для сохранения психического здоровья является «сохранение границ»: ведь если вы переходите незримый рубеж между личной жизнью и жизнью профессиональной, то происходит смещение границ.
Существенным моментом для борьбы с профессиональным выгоранием является овладение навыками саморегуляции: релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствующие снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.