Научная статья на тему 'Оказание платных медицинских услуг в крупном многопрфильном стационаре'

Оказание платных медицинских услуг в крупном многопрфильном стационаре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Позднякова М. А., Мишагин Д. В.

В статье приводятся данные, доказывающие, что объем выполняемых платных медицинских услуг в условиях крупного многопрофильного лечебно-профилактического учреждения сопоставим с объемом бюджетного финансирования и является основным источником развития специализированной медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Оказываемая специализированная медицинская помощь в стационарах многопрофильного лечебно-профилактического учреждения пока не имеет никаких перспектив более адекватного финансирования, а, следовательно, поддержания современного уровня и развития, как через развитие системы оказания платных медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание платных медицинских услуг в крупном многопрфильном стационаре»

© Позднякова М.А., Мишагин Д.В., 2007 УДК 614.211

ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В КРУПНОМ МНОГОПРФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

М.А. Позднякова, Д. В. Мишагин Нижегородская государственная медицинская академия

В статье приводятся данные, доказывающие, что объем выполняемых платных медицинских услуг в условиях крупного многопрофильного лечебнопрофилактического учреждения сопоставим с объемом бюджетного финансирования и является основным источником развития специализированной медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Оказываемая специализированная медицинская помощь в стационарах многопрофильного лечебно-профилактического учреждения пока не имеет никаких перспектив более адекватного финансирования, а, следовательно, поддержания современного уровня и развития, как через развитие системы оказания платных медицинских услуг.

Основной объем узкоспециализированной медицинской помощи населению выполняется в крупных муниципальных стационарах. Финансирование и оснащение оборудованием, существующих специализированных многопрофильных МЛПУ, национальным проектом не предусмотрено. Основным источником покрытия медицинских расходов крупных МЛПУ являются, доходы от оказания платных медицинских услуг.

С 01.01.2006г. действует НПП «Здоровье», который предусматривает выделение из федерального бюджета весьма существенных средств на развитие отрасли, однако вопрос финансирования укрепления материальной базы и оснащения оборудованием существующих крупных многопрофильных МЛПУ остался за рамками нацпроекта. Между тем, именно эти МЛПУ, по сути, выполняют основной объем специализированной и узкоспециализированной медицинской помощи населению, а нередко в них организовано оказание некоторых видов, так называемой, высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи. Поэтому в качестве главно -го внебюджетного источника финансирования подобных МЛПУ являются доходы от деятельности в системе обязательного медицинского страхования. Однако и этих средств не достаточно для развития современной базы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи населению.

В создавшихся условиях руководители крупных МЛПУ, вынуждены в порядке антикризисных мер искать и использовать любые дополнительные способы привлечения внебюджетных средств и, в первую очередь, - от оказания населению платных медицинских услуг (ПМУ).

Целью проведённого исследования был вопрос о фактических масштабах оказания в многопрофильных стационарах ПМУ, характеристике контингента заказчиков таких услуг и причинах их обращений в стационар на примере крупного (1100-коечного) муниципального многопрофильного стационара - МЛПУ «Городская больница № 13» г. Нижнего Новгорода.

Материалом исследования были результаты, полученные в ходе проведенного в марте-апреле 2006г. анонимного анкетирования населения, обратившегося за ПМУ, и данные централизованного автоматизированного статистического и финансового персонифицированного учета всех выполненных за 2005 г. в учреждении медицинских услуг, автоматизированной информационно-аналитической системы (АИАС) «Джан» (разработчик программного обеспечения - фирма «Коста», г.С.Петербург), работающей в ЛПУ и представляющая собой современную медицинскую информационную систему, охватывающую все структурные подразделения ЛПУ и нацеленную на глубокий медико-статистический и экономический анализ деятельности медицинского учреждения.

Для анализа материала был использован метод компьютерной обработки данных анкетирования с использованием прикладных программ Microsoft Word и программы «Статистика» и «Мастер отчётов» АИАС персонифицированного учета «Джан».

В ходе проводимого исследования на базе многопрофильного стационара, была создана система оказания ПМУ, состоящей из консультативно - диагностической поликлиники (КДП) с целью привлечения внебюджетных средств путем оказания ПМУ физическим лицам; отдела предпринимательства, маркетинга и рекламы основной задачей которого является разработка маркетинговой политики учреждения на основе анализа потребительских свойств выполняемых медицинских услуг, прогнозирования рыночной конъюнктуры и работы с юридическими лицами; специализированных медицинских «Центров» оказания высокотехнологичной медицинской помощи (новых нейрохирургических технологий, медицинской реабилитации, диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, лечения заболеваний кожи и заболеваний передающихся половым путем) и системы медико-экономического мониторинга (МЭМ), основанной на АИАС персонифицированного управления финансовыми ресурсами «Джан».

Основным звеном созданной системы оказания ПМУ является КДП, основными функциями которой являются:

- информирование обратившихся пациентов о порядке и условиях оказания в учреждении ПМУ ;

- заключение договоров с физическими лицами на оказание ПМУ ;

- прием от населения денежных средств за оказание амбулаторных и стационарных ПМУ ;

- организация и выполнение на возмездной основе врачебных консультативных приемов, амбулаторных диагностических, лечебных и профилактических услуг населению;

- регистрация пациентов (физических лиц), которым в учреждении оказаны ПМУ; оформление амбулаторных карт и историй болезни госпитализируемых больных; хранение амбулаторных карт пациентов;

- координация деятельности других подразделений больницы и их сотрудников по оказанию ПМУ физическим лицам.

Внедрение МЭМ позволило осуществлять оперативный контроль финансовых потоков по каждому отделению, врачу и больнице в целом; снизить необоснованные финансовые и материальные затраты при оказании ПМУ; высвободить ресурсы клиники; вовлечь медицинский персонал клиники в работу по оптимизации за-

трат; повысить качество оказания медицинской помощи без привлечения дополнительных финансовых ресурсов; оптимизировать организационную структуру стационара; повысить рентабельности подразделений и улучшить финансовое состояния больницы.

Внедрение данной системы оказания ПМУ в базовом МЛПУ, позволило с 2002 г. увеличивать доходы от ПМУ в 1,5—1,8 раза за год, причем как за счет оказания услуг физическим (гражданам за наличный расчет), так и юридическим лицам (страховым компаниям и другим организациям) в равной степени, что составило соответственно по отношению к базовому году 129%; 286%; 432% соответственно. В общей сложности было заработано в 2002г. - 6 млн. руб., в 2003г. - 13,7 млн. руб., в 2004г. - 23 млн.

руб.

Поступления от ПМУ достигли в 2005г. 32 млн. руб., что превысило уровень бюджетного финансирования данного МЛПУ.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования были получены результаты, соотношения доходов в многопрофильном стационаре, по различным источникам финансирования за 2005 год. Наибольший доход ЛПУ получила, за выполненные медицинские услуги из средств территориального фонда ОМС - 68,2% (139,8 млн.руб.), из бюджета - 15% (30,8 млн.руб.) , от оказания ПМУ - 15,6% (32 млн.руб.), из них 10,2% составили индивидуальные платежи через кассу ЛПУ, а 5,4% составила оплата оказанных медицинских услуг от оказания ПМУ пациентам от юридических лиц, в том числе от страховых медицинских организаций по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), прочий доход (от сдачи помещений в аренду, эксплутационные услуги, спонсорская и благотворительная помощь и др.) составил 1,2% (2,4 млн.руб.).

В ЛПУ оказывалась амбулаторная и стационарная ПМУ различным категориям плательщиков. Доход от оказания стационарных ПМУ составил 51,7%, в том числе по стационарным ПМУ индивидуальным платильщикам 28,3%, стационарным - по ДМС 20,4%, стационарным - по договорам с организациями 3%; доход от оказания амбулаторных услуг - 48,3%, в том числе от оказания ПМУ пациентам индивидуальным платильщикам 45,2%, амбулаторным - по ДМС 1%, амбулаторным - по договорам с организациями 2,1%. Из числа амбулаторных пациентов, индивидуальных платильщиков - 17% составили пациенты, которые проходили стационарное лечение по ОМС, но дополнительно решили пройти курс лечения сверх действующих Стандартов оказания медицинской помощи и не входящих в региональные Программы государственных гарантий.

В результате анкетирования был выяснен социальный портрет потребителя ПМУ. Основным потребителем ПМУ является человек в возрасте от 40 до 59 лет (44,8%), активно работающий (75,8%), по профессии - служащий (36,4%) или рабочий - (32,6%), проживающий вблизи ЛПУ (68,8%), имеющие совокупный доход от 5000 до 15000 руб. (82%). Основными мотивами обращения за ПМУ являются: собственные побуждения (52,6%), отзывы родственников и друзей (21,8%), рекламная информация (13,6%). Наиболее действенной рекламой для потребителей ПМУ является реклама в газетах (18,3%) и на транспорте (17,4%). Основную причину обращения за ПМУ более трети пациентов (35,4%) находят в том, что ПМУ оказываются быстрее (скорее) по сравнению с медицинской помощью на безвозмездной основе. Подавляющая часть пациентов обращаются за ПМУ, имея своей целью только консультацию врача или амбулаторную диагностику (99,8%). Пациенты вы-

нуждены обращаться за ПМУ, в первую очередь, из-за того, что обращение за медицинской помощью на безвозмездной основе приводит их в 59% случаев к нарушениям эмоционального компонента здоровья. При этом, главными недостатками в организации бесплатной медицинской помощи пациенты считают плохую организацию обслуживания, наличие устаревшего оборудования, необходимость проводить время в очередях, невнимательное отношение персонала. В структуре обращаемости за ПМУ, лидируют болезни системы кровообращения (16,4%), болезни мочеполовой системы (14,2%), болезни органов пищеварения (12,5%), болезни нервной системы (12,5%).

Основные средства, полученные от оказания ПМУ используются в базовом МЛПУ, в первую очередь, для оплаты труда сотрудников (38,2%), для покупки медикаментов (13,6%) и медицинского оборудования (16,6%), для оплаты повышения общего уровня квалификации специалистов: обучение и специализацию сотрудников, оплату командировочных расходов сотрудникам, участвующим в различных научных конференциях и конгрессах, организацию и проведение конференций на базе ЛПУ (10%).

Выводы

В ходе исследования было доказано, что объем выполняемых ПМУ в условиях крупного МЛПУ сопоставим с объемом бюджетного финансирования и является основным источником развития специализированной медицинской помощи в МЛПУ.

Национальным проектом «Здоровье» не предусмотрено выделение из федерального бюджета весьма существенных финансовых средств на здравоохранение в условиях крупных стационаров, поэтому реализация национального проекта «Здоровье» никак не повлияет на степень доступности и качество специализированной медицинской помощи. Оказываемая специализированная медицинская помощь в стационарах МЛПУ пока не имеет никаких перспектив более адекватного финансирования, а, следовательно, поддержания современного уровня и развития, как через развитие системы оказания ПМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.