МЕАИт
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИИ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ
БУЗ НО «Городская клиническая больница № 13», г. Н. Новгород
Мишагин Дмитрий Валерьевич -
e-mail: [email protected]
Представлен материал о создании системы оказания платных медицинских услуг населению на базе многопрофильного стационара. Рассмотрены этапы становления системы как элементы повышения ее эффективности.
Ключевые слова: платные медицинские услуги на базе многопрофильного стационара.
Presented material on the establishment of the system of rendering of paid medical services to the population on the basis of the multi-profile hospital. Considered the stages of formation of the system as elements of increase of its efficiency.
Key words: paid medical services on the basis of the multi-profile hospital.
В 2002 году с целью привлечения внебюджетных средств в базовом учреждении была начата работа по развитию системы оказания платных медицинских услуг (ПМУ). Была открыта собственная консультативно-диагностическая поликлиника (КДП), работающая на основе самоокупаемости и внебюджетного финансирования.
Главная цель создания нового подразделения заключалась в решении задачи развития ПМУ в больнице для поддержания функционирования структурных подразделений многопрофильного лечебного учреждения четвертого уровня в условиях недостаточного финансирования.
Первоначально в КДП работала регистратура с одним регистратором и одним кассиром. На них возлагалась функция по регистрации пациентов, оформлению договоров на оказание МУ на возмездной основе, регистрация оплаты и оповещение врачей о предстоящих консультациях, с записью пациентов на диагностические и параклини-чесские исследования.
С возникновением поликлиники у пациентов появилась возможность пользоваться услугами отделений эндоскопии в амбулаторных условиях, получать ультразвуковые и функциональные исследования, рентгенодиагностику и лабораторные исследования (клинические, иммунологические, бактериологические, биохимические). Также появилась возможность проходить физиотерапевтическое амбулаторное лечение в уникальном по своему оснащению физиотерапевтическом отделении, а также посещать кабинеты стоматолога и психотерапевта при стационаре больницы.
В конце 2002 года были открыты первые четыре кабинета для консультативного приёма пациентов и их дальнейшего отбора на стационарное лечение. Была расширена регистратура поликлиники с увеличением штата медицинских регистраторов.
В 2003 года в рамках КДП был создан отдел предпринимательства, маркетинга и рекламы. Цель его создания
заключалась в привлечении пациентов за счет создания и размещения рекламы и анализ рынка ПМУ.
В 2005 году был организован кабинет менеджеров для работы с организациями и страховыми компаниями.
В 2006 году произошло расширение КДП и создан кабинет индивидуального обслуживания пациентов, который занимался помощью в оказании медицинских услуг VIР-пациентам.
В период 2008-2009 гг. были внедрены маркетинговые инструменты привлечения пациентов, такие как накопительная система скидок, распространение купонов со скидками на определённые медицинские услуги, сезонные скидки. В этот период началась активная работа руководства КДП с руководителями и врачами других организаций по оказанию ПМУ для пациентов, направленных из других учреждений. Активная маркетинговая работа позволила увеличить объемы привлекаемых средств.
В связи с расширением площади КДП и числа кабинетов для консультаций стало возможным проводить отбор пациентов на госпитализацию с участием заведующих профильными отделениями стационара и госпитализировать пациентов в стационар прямо из КДП. Таким образом, КДП вышла за рамки привычного понимания о поликлинике и стала выполнять часть функций приёмного покоя.
С увеличением числа кабинетов и усилением их оснащенности стало возможно проводить не только консультативный приём, но и амбулаторное лечение пациентов. Доля амбулаторных манипуляций и операций, проводимых в хирургических кабинетах КДП, стала увеличиваться и к 2005 году составила в хирургических кабинетах около 30%, в отоларингологическом кабинете - около 40%, в гинекологическом кабинете около - 50% от общего числа всех медицинских услуг.
В 2004 году на базе КДП открылся кабинет профпатолога, и поликлиника стала активно заниматься медицинскими
70 меди@ vb № 1 (4) апрель 2012
МЕДИ^
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
осмотрами населения. На базе КДП проходят осмотры сторонние лица и сотрудники больницы. Стало возможно проходить осмотр по индивидуальным договорам физическим лицам и сотрудниками предприятий, которые заключили соответствующий договор с больницей. На сегодняшний день в поликлинике проводятся периодические и предварительные медосмотры декретированного контингента; одителей, при устройстве на работу или учёбу и др. ительную долю всех медосмотров (около 90%) зани-т предварительные и периодические медосмотры работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами.
Новшеством было создание и единой информационно-финансовой базы, которая начала свою «обкатку» на базе регистратуры КДП. Компьютерная программа позволила автоматизировать систему регистрации пациентов, хранить информацию о пациентах, такую как паспортные данные, дата обращения за медицинской помощью, перечень выпол-
ненных медицинских услуг, дата госпитализации, номер медицинской карты, форма оплаты за МУ, сумма оплаты, данные о физических и юридических лицах, которые выдали направление. Создание единой информационно-финансовой базы было огромным шагом к усилению преемственности и согласованности работы разных подразделений больницы.
Информационно-финансовая компьютерная база и амбулаторная картотека позволили вести амбулаторное долечивание пациентов, и стало возможным проведение быстрой догоспитальной диагностики в условиях поликлиники, тем самым снизилась продолжительность пребывания в стационаре и одновременно улучшилось качество оказания оказываемой медицинской помощи за счёт ранней диагностики и раннего начала лечения в стационаре (с первых дней госпитализации).
Созданная структура оказания ПМУ эффективно работает, что доказывают объемы заработанных средств в динамике.
71 МЕЛЯ® ЛЬ № 1 (4) апрель 2012