Раздел 13. РАЗНОЕ
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В ОЦЕНКАХ ПСИХОЛОГОВ Деларю В.В., Кондратьев Г.В., Ворожейкина Л.И., Шутова О. И.
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград
Введение. В настоящее время общепризнан комплексный подход при реабилитации детей с ранним детским аутизмом (РДА), согласно которому ее эффективность во многом определяется сочетан-ностью оказания медицинской, психологической и социальной помощи. При этом существенное (или даже определяющее) значение отдается психологической помощи, что делает актуальным изучение мнения психологов по данному вопросу.
Цель исследования — оценки психологов оказания медицинской, психологической и социальной помощи детям с РДА.
Материалы и методы. Анкетирование в 2009г. 61 работающих с детьми психологов, стаж работы менее 5-ти лет был у 44,3%, стаж 5 лет и более у 55,7%; в 2019-2020гг. - 63 психологов (39,7% и 60,3% соответственно).
Результаты. Оценки оказания медицинской помощи детям с РДА в 2009г.: по мнению 3,3% специалистов она носит достаточно полный характер; 24,6% ответили, что носит явно недостаточный характер; 29,5% решили, что верно нечто среднее между этими крайними точками зрения и 42,6% затруднились ответить. Спустя 10 лет распределение ответов было: 11,1%; 23,8%; 42,9% и 22,2% соответственно.
То, что психологическая помощь носит достаточно полный характер в 2009г. ответили 3,3%; что носит явно недостаточный характер - 62,3%; 13,1% решили, что верно нечто среднее и 21,3% затруднились ответить. Спустя 10 лет ответы распределились следующим образом: 12,7%; 57,1%; 28,6% и 1,6% соответственно.
Относительно социальной помощи: в 2009г. о ее оказании в полном объеме высказались 1,6% психологов; о явно недостаточном объеме - 57,4%; что верно нечто среднее между этими крайними точками зрения - 16,4% и затруднились ответить -24,6%. Через 10 лет распределение ответов было: 11,1%; 63,5%; 22,2% и 3,2% соответственно.
Заключение. Проведенное в рамках компараци-онного подхода анкетирование работающих с детьми психологов в 10-ти летнем интервале показало, что реабилитация детей с РДА продолжает осуществляется недостаточно эффективно; при этом более положительно оценивается оказание медицинской помощи. Позитивно можно отметить уменьшение количества психологов, затруднившихся ответить
на входящие в спектр их профессиональной деятельности вопросы (оценить оказание медицинской, психологической и социальной помощи данной категории детей).
МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ ОБ УЧАСТИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Деларю В.В.
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград
Введение. Традиционно в качестве агентов реабилитации детей (РД) с ранним детским аутизмом (РДА) рассматриваются врачи, психологи и сотрудники социальных служб. Но в последние годы получают все большее распространение «мягкие» критерии диагностики расстройств аутистического спектра, что способствует не только статистическому росту количества детей с данной патологией, но и актуализирует участие в реабилитационном процессе других специалистов, в частности, педагогов детских садов и школ.
Цель исследования - выяснить мнение медицинских психологов относительно участия педагогов детских садов и школ в реабилитации детей с РДА.
Материалы и методы. Анкетирование в 2009г. 61 работающих с детьми психологов, стаж работы менее 5-ти лет был у 44,3%, стаж 5 лет и более у 55,7%; в 2019-2020гг. - 63 психологов (39,7% и 60,3% соответственно).
Результаты. В 2009г. 52,1% медицинских психологов считали, педагоги детских садов и школ могут помочь в реабилитации детей с РДА; спустя 10 лет так думали уже 71,4% (р<0,05); прямо противоположной точки зрения («не могут помочь») придерживались 10,4% и 1,6% соответственно (р<0,05); решили, что верно нечто среднее между этими крайними точками зрения 27,1% и 14,3% (р>0,05); затруднились ответить 10,4% и 12,7%.
В тоже время, что педагоги детских садов и школ реально помогают в реабилитации детей с РДА в 2009г. считали 10,4% медицинских психологов, спустя 10 лет — 14,3%; что «не помогают» ответили 39,6% и 49,2% соответственно; 18,8% и 11,1% решили, что верно нечто среднее; затруднились ответить 31,2% и 25,4%.
Заключение. Согласно проведенному исследованию, медицинские психологи считают, что педагоги детских садов и школ могут помочь, но реально не помогают в реабилитации детей с РДА, при этом, в 10-ти летнем интервале, количество специалистов, считающих, что «могут помочь» увеличилось, а считающих, что «реально не помогают» практически не изменилось. Вышеизложенное актуализирует
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2021; 66:(4)