Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ ОБ УЧАСТИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ'

МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ ОБ УЧАСТИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ ОБ УЧАСТИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»

Раздел 13. РАЗНОЕ

ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В ОЦЕНКАХ ПСИХОЛОГОВ Деларю В.В., Кондратьев Г.В., Ворожейкина Л.И., Шутова О. И.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград

Введение. В настоящее время общепризнан комплексный подход при реабилитации детей с ранним детским аутизмом (РДА), согласно которому ее эффективность во многом определяется сочетан-ностью оказания медицинской, психологической и социальной помощи. При этом существенное (или даже определяющее) значение отдается психологической помощи, что делает актуальным изучение мнения психологов по данному вопросу.

Цель исследования — оценки психологов оказания медицинской, психологической и социальной помощи детям с РДА.

Материалы и методы. Анкетирование в 2009г. 61 работающих с детьми психологов, стаж работы менее 5-ти лет был у 44,3%, стаж 5 лет и более у 55,7%; в 2019-2020гг. - 63 психологов (39,7% и 60,3% соответственно).

Результаты. Оценки оказания медицинской помощи детям с РДА в 2009г.: по мнению 3,3% специалистов она носит достаточно полный характер; 24,6% ответили, что носит явно недостаточный характер; 29,5% решили, что верно нечто среднее между этими крайними точками зрения и 42,6% затруднились ответить. Спустя 10 лет распределение ответов было: 11,1%; 23,8%; 42,9% и 22,2% соответственно.

То, что психологическая помощь носит достаточно полный характер в 2009г. ответили 3,3%; что носит явно недостаточный характер - 62,3%; 13,1% решили, что верно нечто среднее и 21,3% затруднились ответить. Спустя 10 лет ответы распределились следующим образом: 12,7%; 57,1%; 28,6% и 1,6% соответственно.

Относительно социальной помощи: в 2009г. о ее оказании в полном объеме высказались 1,6% психологов; о явно недостаточном объеме - 57,4%; что верно нечто среднее между этими крайними точками зрения - 16,4% и затруднились ответить -24,6%. Через 10 лет распределение ответов было: 11,1%; 63,5%; 22,2% и 3,2% соответственно.

Заключение. Проведенное в рамках компараци-онного подхода анкетирование работающих с детьми психологов в 10-ти летнем интервале показало, что реабилитация детей с РДА продолжает осуществляется недостаточно эффективно; при этом более положительно оценивается оказание медицинской помощи. Позитивно можно отметить уменьшение количества психологов, затруднившихся ответить

на входящие в спектр их профессиональной деятельности вопросы (оценить оказание медицинской, психологической и социальной помощи данной категории детей).

МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ ОБ УЧАСТИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Деларю В.В.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград

Введение. Традиционно в качестве агентов реабилитации детей (РД) с ранним детским аутизмом (РДА) рассматриваются врачи, психологи и сотрудники социальных служб. Но в последние годы получают все большее распространение «мягкие» критерии диагностики расстройств аутистического спектра, что способствует не только статистическому росту количества детей с данной патологией, но и актуализирует участие в реабилитационном процессе других специалистов, в частности, педагогов детских садов и школ.

Цель исследования - выяснить мнение медицинских психологов относительно участия педагогов детских садов и школ в реабилитации детей с РДА.

Материалы и методы. Анкетирование в 2009г. 61 работающих с детьми психологов, стаж работы менее 5-ти лет был у 44,3%, стаж 5 лет и более у 55,7%; в 2019-2020гг. - 63 психологов (39,7% и 60,3% соответственно).

Результаты. В 2009г. 52,1% медицинских психологов считали, педагоги детских садов и школ могут помочь в реабилитации детей с РДА; спустя 10 лет так думали уже 71,4% (р<0,05); прямо противоположной точки зрения («не могут помочь») придерживались 10,4% и 1,6% соответственно (р<0,05); решили, что верно нечто среднее между этими крайними точками зрения 27,1% и 14,3% (р>0,05); затруднились ответить 10,4% и 12,7%.

В тоже время, что педагоги детских садов и школ реально помогают в реабилитации детей с РДА в 2009г. считали 10,4% медицинских психологов, спустя 10 лет — 14,3%; что «не помогают» ответили 39,6% и 49,2% соответственно; 18,8% и 11,1% решили, что верно нечто среднее; затруднились ответить 31,2% и 25,4%.

Заключение. Согласно проведенному исследованию, медицинские психологи считают, что педагоги детских садов и школ могут помочь, но реально не помогают в реабилитации детей с РДА, при этом, в 10-ти летнем интервале, количество специалистов, считающих, что «могут помочь» увеличилось, а считающих, что «реально не помогают» практически не изменилось. Вышеизложенное актуализирует

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2021; 66:(4)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

необходимость проведения с педагогами занятий, посвященных их возможностям участия в реабилитации детей с РДА, особенно с учетом того, что большинству детей с данным расстройством оказываются образовательные услуги в детских садах и школах обычного типа.

НЕКОТОРЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКТИВНЫХ АРТРОПАТИЙ УДЕТЕЙ

Дмитрачков В.В.1, Юшко В.Д.1, Дмитрачкова О.В.2 1Белорусский государственный медицинский университет, Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям, Беларусь, Минск

Цели: выявить эпидемиологические, клинико-ана-мнестические особенности, значимые коморбидные состояния (КоС) реактивных артропатий (РА) у детей.

Материал и методы. Гр.наблюдения (ГрН) — 30 детей с РА (1-18 лет). Проводились: анализ клинико-анамнестических данных, амбулаторных и медкарт, анкетирование детей.

Обсуждение результатов. Наследственность отягощена у 46,7% детей: по линии матери — 50%, отца (28,6%) обоих родителей — 21,4%; по патологии сердечно-сосудистой системы (42,9%), опорно-двигательного аппарата (21,4%), аллергопатоло-гии (35,7%). У 26,7% — отягощен аллергоанамнез: медаллергия, пищевая аллергия (Ал) 50%, бытовая Ал 12,5%. Крайние варианты физразвития (рост высокий и вышесреднего) — у 23,3% детей. Вирусные, вирусно-бактериальные инфекции, перенесенные накануне (53,3%): ОРИ (43,8%), грипп (18,8%), ангина (6,3%), о. бронхит (12,5%), ИМВП (12,5%), о. гастроэнтерит (6,3%); 13,3% — предшествующая травма, 33,3% — причина РА неизвестна. КоС в ГрН (90%): у 18,5% патология пищеварительного тракта (ПТ, патология его верхних отделов у 4 детей, ДЖВП у 1; СВД (18,5%), анемии (3,7%), БРА—3,7%, хр. очаги инфекции у 74,1%, (верхних дыхательных путей (85%)). ВнП и/или ВиП ДСТ у 80%: из них ВиП у 91,7%, ВнП у 37,5% (ВнП+ВиП -29,1%). Миопия, астигматизм у 22,2%. ВиП ДСТ ГрН - в 73,3%. МАРС - 95,5%. НСРП у 93,3%. Чаще поражались суставы (Су): (коленные (80%), тазобедренные (26,7%), голеностопные (16,7%); реже: лучезапястные (10%), межфаланговые (6,7%). Моно-(40%), олиго-(40%), полиартрит (20%). Артр-алгии-у всех детей ГрН: при ходьбе (80%), в покое (33,3%), ночные (13,3%); ограничение движений в Су (16,7%), их отечность, дефигурацию (53,3%), нарушение походки (20%), гиперемию, повышение Т над Су (10%), хруст при ходьбе (10%); жалобы на кардиалгии (23,3%), цефалгии (36,7%), абдоминальный синдром (13,3%). Лабораторно: лимфо-

цитоз (53,3%), нейтрофильный сдвиг влево — 13,3%, эозинофилия — 6,7%; СРБ повыщен у 10% детей.

Выводы. У детей с РА КоС встречаются часто, преобладают: патология ПТ, СВД, хр.очаги инфекции, варианты НСРП, МАРС, что может затруднить подбор базисной терапии. Курация детей с РА требует междисциплинарного подхода, взаимодействия врачей разных специальностей.

УЗЛОВАТАЯ ЭРИТЕМА У РЕБЕНКА С ОСТРЫМ ЛИМФАДЕНИТОМ ШЕИ

Дмитрачков В.В.1, Лапковский В.И.2, Синица Ю.Н.2, Кадыров М. Т. 2

1Белорусский государственный медицинский университет,

2УЗ «4-я Городская детская клиническая больница», Беларусь, Минск

Под наблюдением находился пациент Ш. 11 лет. Жалобы на боли, образование в верхней 1/3 шеи слева, появились 2 нед. назад. Отек тканей в этой области появился накануне обращения в клинику, температура (Т) 38°С. В анамнезе с-м Жильбера. Состояние удовлетворительное. Сознание ясное. Т36,7°С. По органам без патологии. ЧД=19уд/мин. ЧСС=88уд/мин. Конфигурация лица не изменена, в области верхней 1/3 шеи слева округлое образование 4,0х4,5см, болезненное, ограниченно подвижно, кожа над ним не изменена. В ан. крови: Эр-4,87х1012, НЬ-138г/л, Тр-166х109, Л-4,2х109, Б-1, П-5, С-24, Лф-61, М-20, Э-1, М-9, СОЭ 23 мм/час. УЗИ: данные в пользу о. лимфаденита (ОЛА) шеи. Диагноз: неодонтогенный ОЛА верхней 1/3 шеи слева? Воспалившаяся боковая киста шеи (БКШ)? От диагностической пункции — отказ. Терапия: цефамед, амика-цин, димексид. Состояние улучшилось, но ч/з 15 дн. от поступления (4 дн. отмены а/б терапии) — Т37,7°С, появилась пятнистая розовая сыпь на ногах и руках, зуд(?). Назначен хлоропирамин. На следующий день: состояние ср. тяжести — выражен с-м токсикоза, болезненные узлы на голенях, руках; образование боковой поверхности шеи слева; слабость. Т36,4°С. Желтушность кожи, склер. На голенях, руках множественные ярко-розовые узлы ^=1-5см), болезненные, горячие, возвышаются над кожей. Слизистые чистые, катаральных явлений нет. В области шеи слева — образование, б/б, неоднородное, мягко-эластическое (конгломерат л/узлов?). Кожа над ним без гиперемии. По органам без патологии. Диагноз: Узловатая эритема, инф/аллергическая, о.течение. Верхнешейный ЛА. БКШ? Лечение: цефепим, дек-саметазон, индометациновая мазь. Эр-4,85х1012, НЬ-136 г/л, Тр-186х109, Л-9,4х109, Б-1, П-13, С-45, Лф-34, М-7, Э-1, СОЭ 34 мм/час. Б/х ан.крови: мочевина — 2,45ммоль/л, биллирубин общ. — 50,2, своб. — 34,5, связ. — 15,7мкмоль/л, АГГ—11, AST-25,

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2021; 66:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.