Научная статья на тему 'Оказание лечебно-диагностической помощи больным с психическими и поведенческими расстройствами на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Обучение и подготовка интернов ОВП по психиатрии и наркологии на кафедре интернатуры и резидентуры'

Оказание лечебно-диагностической помощи больным с психическими и поведенческими расстройствами на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Обучение и подготовка интернов ОВП по психиатрии и наркологии на кафедре интернатуры и резидентуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПРАКТИЧЕСКОЕ / ЗДРОВООХРАНЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ / РАССТРОЙСТВА / ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ / ИНТЕРН / НЕГіЗГі / МЕДИЦИНАЛЫқ-әЛЕУМЕТТіК / КөМЕК / ПРАКТИКАЛЫқ / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ / ПСИХОЛОГИЯЛЫқ / МіНЕЗ-құЛЫқ / БұЗЫЛЫС / ЕМДЕУ / ДИАГНОСТИКА / PRIMARY / MEDICO-SOCIAL / HELP / PRACTICAL / HEALTH CARE. MENTAL / BEHAVIORAL / DISORDERS / THERAPEUTIC AND DIAGNOSTIC / INTERN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ашимов А. А., Науханова А. Е., Токиева Қ.

Оказание первичной помощи больным с психическим и поведенческими расстройствами в практическом здровоохранении возможно после прохождения интернатуры по дисциплине психиатрия и наркология. Особенностью профессиональной компететности необходимой для ведения больных с психологическими и поведенческими расстройствами на уровне ПМСП врача общей практики является следующее: Диагноз больных квалифицируется, как предварительный. Лечение больным проводится психофармакологическими препаратами первой линии. Необходимо владеть коммуникативными навыками необходимыми для специалиста ВОП. Соответсвовать морально правственным и этическим нормам специалиста ВОП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ашимов А. А., Науханова А. Е., Токиева Қ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Couching and training interns of general medical practice (GMP) in psychiatry and narcology at the department of internship and residency. Providing diagnostic treatment for partients with mental and behavioral disorders at primary health care

Primary care for patients with mental and behavioral disorders in practical health care is possible after passing the instruction on the disciplinary psychiatry and narcology. A feature of professional quality at the level of the general practitioner's FHC’s is the following: Diagnosis of patients, is qualified as preliminary. The treatment of patients is carried out by psychopharmacological preparations of the first line.It is necessary to have the communication skills necessary for a GP specialist.Correspond to the moral and ethical standards of the GP specialist.

Текст научной работы на тему «Оказание лечебно-диагностической помощи больным с психическими и поведенческими расстройствами на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Обучение и подготовка интернов ОВП по психиатрии и наркологии на кафедре интернатуры и резидентуры»

Vestnik KazNMU №2-2018

РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS

УДК 615,86+616.89-008.447-07-08

А.А. Ашимов, А.Е. Науханова, Ц. Токиева

Казахский Национальный медицинский университет им.. С.Д. Асфендиярова Кафедра интернатуры и резидентуры по психиатрии и наркологии №2

ОКАЗАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПСИХИЧЕСКИМИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ НА УРОВНЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (ПМСП).ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ИНТЕРНОВ ОВП ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ ИНТЕРНАТУРЫ И РЕЗИДЕНТУРЫ

Оказание первичной помощи больным с психическим и поведенческими расстройствами в практическом здровоохранении возможно после прохождения интернатуры по дисциплине психиатрия и наркология.

Особенностью профессиональной компететности необходимой для ведения больных с психологическими и поведенческими расстройствами на уровне ПМСП врача общей практики является следующее: Диагноз больных квалифицируется, как предварительный. Лечение больным проводится психофармакологическими препаратами первой линии.

Необходимо владеть коммуникативными навыками необходимыми для специалиста ВОП. Соответсвовать морально правственным и этическим нормам специалиста ВОП.

Ключевые слова: первичная, медико-социальная помощь, практическое, здровоохранение, психические, поведенческие, расстройства, лечебно-диагностическая, интерн

Введение.

Кафедра психиатрии и наркологии №2 (интернатура и резидентура) Казахского национального медицинского Университета им.С.Д.Асфендиярова обучает интернов специальности общая врачебная практика по дисциплине психиатрия и наркология. Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД), ориентирующийся и базирующийся на передовых принципах, формах и методах обучения содержит чётко сформулированные конкретные результаты обучения.

Обучение на кафедре проводится по форме практико-ориентированного характера образовательного процесса, неразрывно связан с компетентно ориентированным подходом.

Особенности профессиональной компетентности при работе в психиатрии.

Особенностью профессиональный компетентности, необходимой для ведение больных с психическими и поведенческими расстройствами ,является наличие определенного объёма психиатрических знаний умений и навыков. Сюда относится знание основных критериев выявление психических и поведенческих расстройств и их дифференциальная диагностика с соматическими заболеваниями, диагностические критерии депрессии, приступообразной и постоянной патологической тревоги,а также соматоформных расстройств и стрессовых реакций. Помимо этих состояний, в клинической практике нередко оказывается важным знание критериев острых и хронических психотических расстройств,

деменции,алкоголизма и ряда других ,часто наблюдающихся психических нарушений (повышенный суицидальный риск, протестные реакции, расстройства приема пищи ,сексуальные расстройства, делирий и др.). Ё У врачей, которые в рамках своей профессиональной деятельности осуществляют ведение больных психическими и поведенческими расстройствами в условиях первичной медицинской практики, должно быть сформировано научное представление о

биопсихосоциальной природе и механизмах психических расстройств, выражающихся в нарушениях социального функционирования, психологических страданиях и патологических изменениях в деятельности центральной нервной системы и других систем организма. Целесообразно, чтобы врачи первичной медицинской помощи имели представления о неразрывной взаимосвязи соматических и психических расстройств, понимали психосоматический характер многих клинических симптомов и синдромов, а также осознавали необходимость

комплексного их лечения с учётом обязательного корректирующего воздействия на психическое состояние больных.

Заключение врача о состоянии психического здоровья лица на уровне ПМСП носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов, а также для представления ему гарантий ,предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами. Врачи первичного звена здравоохранения не могут участвовать в психиатрических экспертизах или освидетельствованиях. Они не выдают никаких документов, касающихся состояния психического здоровья пациентов а также о фактах оказания пациентам психиатрической помощи. Существуют ограничения на объём лечебной помощи, которую могут оказывать врачи первичного звена здравоохранения больным психическими расстройствами. Это касается назначения психофармакологических

препаратов, отнесенных к категории учетных психотропных и наркотических средств, поскольку соответствующие препараты имеют особый правовой режим назначения и выписывания.

Назначение психофармакологических препаратов врачом первичного звена здравоохранения должно осуществляться в строгом соответствии с инструкциями к их применению в рамках соответствующих базисных схем ,рекомендуемых для применения в учреждениях общемедицинского профиля.В практике врача первичного звена в процессе лечения больных с психически расстройствами проводится психофармакотерапия первой линии с использованием анксиолитиков, антидепрессантов, некоторых малых нейролептиков(все-с применением только перорального способа введения),а также фитопрепаратов . Врачи первичного звена здравоохранения не могут самостоятельно проводить психотерапию. Вместе с теми, поскольку целый ряд психотерапевтических мероприятий традиционно является неотъемлемой частью врачебной практики, их освоение интернистами работающими с больными, страдающими неглубокими психическими и поведенческими расстройствами, является вполне оправданным, например: формирования терапевтического союза , терапия средой некоторые виды суггестии элементы поведенческой терапии релаксация и пр. Специальные коммуникативные навыки, необходимые в психиатрии.

Психологическая компетентность и коммуникативные навыки это необходимые умения и навыки в деятельности врачей первичного звена здравоохранения.

Психологическая компететность врача включает, прежде всего, желание идти на психологический контакт т.е. заинтересованность в пациенте как личности. Для успешной работы с пациентами, страдающими психическими расстройствами, желательно овладеть некоторыми специальными коммуникативными навыками. К ним относятся умение взаимодействовать с определенными категориями больных, например, с недоверчивыми, молчаливыми ситуациями. Сюда же относятся навыки общения, необходимые врачу при первичном контакте с пациентом ,в ургентных или стрессовых ситуац иях, при взаимодействии с родственниками больного, а также при ведении пациентов с нарушениями поведения. К коммуникативным навыкам относится также умение преодолевать конфликтные ситуации, побуждать пациента следовать врачебным рекомендациям, корректировать его поведение и облегчать психологическое состояние,сообщать травмирующую ситуацию. При этом врач не обязан сообщать больному буквальные нозологические формулировки. В таких случаях вполне смогут быть применены такие обозначения как «нервное расстройство», «депрессия», «стрессовая реакция», «психологический срыв», «психовегетативная симптоматика». Особый круг морально-этических норм в процессе работы с психиатрическими пациентами. Ведение больных психическим расстройствами в условиях первичного звена здравоохранения может осуществляться только при условии соблюдения необходимых этических норм. Важнейшим из них является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического

шш

1ИШС ЭСа^ЖМЩ (№2-2018 \ р

здоровья населения. Это означает ,что полученные знания и квалификация врачей-интернистов, получивших допуск к ведению больных с некоторыми типами психических расстройств,не только позволяют им в пределах своей компетентности оказывать психиатрическую помощь ,но и побуждают их такой деятельности. При этом врач-интернист оказывается перед непростым этическим выборам. С одной стороны, ему зачастую не хватает психиатрических знаний и опыта в работе с душевнобольными. А с другой стороны ,он нередко оказывается единственным врачом, который реально может оказать таким больным помощь. Выход из этой дилеммы определяется на путях тесного взаимодействия врача первичного звена здравоохранения с психиатрами , работающими в данном учреждении.

Наконец, особый круг моральных обязательств, которые возлагаются на врача первичного звена здравоохранения в ходе его работы с психически больныи, связан с характером его взаимоотношений с коллегами. Принцип равных прав врачевания должен обязательно сочетаться с необходимостью учитывать и прислушиваться к мнению коллег, особенно тех, кто в силу своей профессиональной компетентности профессиональной деятельности имеет более обширный опыт знания в сфере охраны психического и поведенческого здоровья.

Выводы. Обучение в интернатуре по специальности ОВП, на дисциплине психиатрия и наркология, дает необходимый объем знаний, умений и навыков для оказания лечебно-диагностический помощи больным с психическими и поведенческими расстройствами на уровне ПМСП в практическом здравоохранений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Краснов В.Н., Бобров А.Е., Старостина.Е.Г., Довженко Т.В., Шишков.С.Н., Совершенствование профессиональной компетентности специалистов первичного звена здравоохранения в целях раннего выявления психических расстройств и предупреждения их неблагоприятного развития (на основе исследований,проведенных в 2008г.): Методические рекомендации. - М.: ООО"ИПУЗ", 2009. - 32 с.

2 Бобров А.Е., Старостина Е.Г.Обеспечение органов управления здравоохранением программами подготовки медицинских работников первичной медицинской сети по вопросам профилактики и терапии психических расстройств. - М.:ИД МЕДПРАКТИКА -М, 2008. - 68 с.

3 Краснов В.Н., Довженко Т.В.,Бобров А.Е., Вельтищев Д.Ю. и совт.Совершенствование методов ранней диагностики психических расстройств (на основе взаимодействия со специалистами первичного звена здравоохранения ). - М.:ИД ПЕДПРАКТИКА -М, 2008. - 136 с.

А.А. Ашимов, А.Е. Науханова, Ц. Токиева

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедициналыц университету №2 психиатрия жэне наркология кафедрасы

ПСИХИКАЛЫЦ ЖЭНЕ М1НЕЗ-Ц¥ЛЫЦТЫЦ Б¥ЗЫЛЫСЫ БАР НАУЦАСТАРГА АЛГАШЦЫ МЕДИКО-САНИТАРЛЫЦ,ЕМД1К ЖЭНЕ ДИАГНОСТИКАЛЫЦ ДЕЦГЕЙДЕ КвМЕК К6РСЕТУ.ЖАЛПЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1К ДЭР1ГЕР ИНТЕРНДЕРД1 ПСИХИАТРИЯ ЖЭНЕ НАРКОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ИНТЕРНАТУРА ЖЭНЕ РЕЗИДЕНТУРА КЕЗ1НДЕ ДАЙЫНДАУ

ТYЙiн: Психиатрия жэне наркология бойынша тэртштж нус^аульщтан кешн тэжiрибелiк денсаулы; са;тауда психикалы; жэне мшез-к;улык; бузылулары бар нау^астарга алгаш^ы медициналы; кемек керсету жалпы тэжiрибе дэрiгерiнiц АМСК децгешнде кэсiби сапаныц ерекшелiгi болып табылады:

Нау;астардыц диагнозы болжамалы ретiнде ;арастырылады. Нау;астарды емдеу бiрiншi жолдагы психофармакологиялы; препараттармен жузеге асырылады.

Жалпы тэжiрибелiк дэрiгер маманга ;ажетт коммуникативтiк дагдыларды игеру. Маманныц моральдьщ-этикалы; нормаларына сэйкес келу.

ТYЙiндi создер: Негiзгi, медицинальщ-элеуметтж, кемек, практикалы; денсаулы; са;тау,психологиялы;, мiнез-кулык, бузылыс, емдеу, диагностика,интерн

Vestnik KazNMU №2-2018

A.A. Ashimov, A.E. Naukhanova, K. Tokieva

Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of internship and residency in Psychiatry and Narcology №2

COUCHING AND TRAINING INTERNS OF GENERAL MEDICAL PRACTICE (GMP) IN PSYCHIATRY AND NARCOLOGY AT THE DEPARTMENT OF INTERNSHIP AND RESIDENCY. PROVIDING DIAGNOSTIC TREATMENT FOR PARTIENTS WITH MENTAL AND BEHAVIORAL DISORDERS AT PRIMARY HEALTH CARE

Resume: Primary care for patients with mental and behavioral disorders in practical health care is possible after passing the instruction on the disciplinary psychiatry and narcology. A feature of professional quality at the level of the general practitioner's FHC's is the following: Diagnosis of patients, is qualified as preliminary.

The treatment of patients is carried out by psychopharmacological preparations of the first line.It is necessary to have the communication skills necessary for a GP specialist.Correspond to the moral and ethical standards of the GP specialist.

Keywords: primary, medico-social, help, practical, health care. mental, behavioral, disorders, therapeutic and diagnostic, intern

УДК 796.83

*А.Н. Самойленко, Ю.Ю. Фадеева, 2Ж.Ж. Жамашев

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова 1 кафедра физического воспитания и здоровья 2студент 1 курса стоматологического факультета (СТ-1 7-008-1)

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БОКСЕРОВ

ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В данной работе представляются результаты аргументация технологии индивидуализации процесса тренировки высокой квалификации. Демонстрируется последовательный тренировочный процесс для усовершенствования тахнико-тактической физической и психологической подготовки боксеров, учитывая их специфические индивидуальные стили ведения поединка. Суть данной методики состоит в том, что мы определили профиль индивидуального стиля каждого спортсмена и выявили совокупность типичных для него ударных действий и дистанций.

Ключевые слова: индивидуализация тренировочного процесса, технология, спортивная подготовленность боксера.

Введение. Приоритетность индивидуального подхода в процессе тренировки спортсменов высокой квалификации доказывается множеством научных исследований. Тем более в данном направлении подготовки спортсменов существует множество парадоксальных моментов. Во-первых, есть несоответствия между методологией и самой технологией индивидуального подхода в процессе тренировок, потому что теоретические ориентиры такого метода не обоснованы методико-технологическим обоснованием. Во-вторых, при проведении научных исследований в данной сфере деятельности стоит учитывать, что для полного доказательства всех важных аспектов индивидуального подхода нужно проводить комплексные наблюдения, и важность доказательства основывается на обобщении всех групповых показателей. Это нужно для прослеживания определенной закономерности в исследуемом процессе тренировки. В-третьих, нужно брать в учет тот факт, что не все спортсмены одинаковы: у каждого спортсмена есть своя «уникальная» характеристика, и если не учитывать данные показатели, то можно снизить работоспособность спортсмена. Поэтому в методику индивидуализации тренировочного процесса боксеров должны быть включены множество доскональных учетов различных особенностей занимающихся. Методика и содержание работы. В научно - методической литературе приводятся сведения об оптимальных диапазонах нагрузки для спортсменов с различным типом нервной системой [3]. Так для развития силовых способностей у спортсменов с сильной нервной системой (НС) используют отягощения в 50% от максимально возможного веса, преодолеваемого препятствия, для лиц со слабой нервной системой - 30%. Данные закономерности мы учитывали как при подборе общих физических упражнений, так и специальных. Специальные упражнения выполнялись с ручными отягощениями, вес которых снижал силу наносимых типичных ударов на 30Л50%, в зависимости от типа НС. Подбор веса отягощения проходил

индивидуально. Так, например, если относительная сила прямого удара левой составляла 10 кг., то для лиц со слабой нервной системой подбиралось отягощение снижающее максимальное проявление силы до 7 кг., а для лиц с сильной

- до 5 кг. При развитии скоростно - силовых способностей подбиралось отягощение, которое снижает проявление специального физического качества на 15Л25% (в соответствии с типом нервной системы), аналогичные отягощения применялись при развитии скоростно -силовой выносливости (тоннаж за 10 - 15 с).

В ранее проведенном констатирующем исследовании, результаты которого изложены в публикациях [1,2] нами были обоснованы определенные выводы, которые послужат основанием для разработки технологии индивидуализации тренировочного процесса боксеров высокой квалификации. Приведем в тезисной форме наиболее значимые из них: 1. Между показателями технической подготовленности боксеров, характеризующихся различными индивидуально

- типологическими стилями ведения боксерского поединка нет частых достоверных отличий. Различия наблюдаются в линейке крайних позиций. Например, по показателю «количество ударов передней рукой за бой» распределение групп боксеров разных стилей имеет следующую позицию: наибольшее количество характерно для нокаутеров, далее идут универсалы, игровики, темповики и завершают ряд силовики. При этом достоверные различия наблюдаются лишь в сравниваемой паре «нокаутеры - силовики». По показателю «количество одиночных ударов» было выявлено несколько иное распределение групп боксеров: игровики, нокаутеры, универсалы, силовики, темповики, однако достоверные различия наблюдались лишь между игровиками и темповиками. Примерно аналогичная картина достоверной разницы по крайним позициям была получена и по таким показателям как «количество ударов за бой», «серийные удары», «прямые удары», «удары снизу», «защита руками», «защита передвижением», «время нахождения на определенной дистанции (ближняя, средняя, дальняя)»; а по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.