чальной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. /
А. Н. Степнов. — Омск, 1983. — 19 с.
САГИЕВ Талгат Абаевич, аспирант кафедры «Теория и методика физкультурно-оздоровительной работы».
ШУЛЬПИНА Виктория Петровна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор
кафедры «Теория и методика физкультурно-оздоровительной работы».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2012 г. © Т. А. Сагиев, В. П. Шульпина
УДК 796 А. В. ТИЩЕНКО
Ю. В. ЯЦИН
Сибирский государственный университет физической культуры,
г. Омск
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА______________________________
На основе корреляционного анализа показателей боевой эффективности высококвалифицированных боксеров и параметров их спортивной подготовленности определены пути индивидуализации средств технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовки спортсменов.
Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологический стиль ведения поединка, спортивная подготовленность боксеров.
В современном спорте высших достижений усиливается уровень требований к спортивной подготовленности спортсменов. Поэтому одной из ведущих проблем при организации тренировочного процесса является нахождение лимитирующих сторон деятельности высококвалифицированных спортсменов. Большинство исследователей и специалистов в области бокса считают, что дальнейший прогресс в методике тренировки связан с увеличением роли принципа индивидуализации. Об актуальности и своевременности совершенствования теории и методики спорта в данном направлении свидетельствуют накопленный теоретико-исследовательский материал и большой опыт спортивной практики, раскрывающий существенные индивидуальные особенности как в структуре спортивной подготовленности, так и в общей системе многолетней тренировки спортсменов.
Объектом данного исследования является специальная спортивная подготовленность боксеров высокой квалификации, предмет — процесс индивидуализации тренировочных средств боксеров различных стилей ведения боксерского поединка. Цель исследования — обоснование путей индивидуализации средств технической, специальной физической и интеллектуально-психологической под-
готовки боксеров высокой квалификации. Задачи исследования: 1) изучить научные позиции в теории индивидуализации спортивной деятельности боксеров; 2) определить уровень развития показателей технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовленности боксеров высокой квалификации; 3) на основе корреляционного анализа выявить связи между показателями спортивной подготовленности боксеров, различных стилей ведения поединка и эффективностью их боевых действий; 4) определить пути индивидуализации тренировочного процесса боксеров с учетом стилей ведения боксерского поединка.
Гипотеза исследования основана на допущении следующего предположения: исследование параметров спортивной подготовленности высококвалифицированных боксеров и соотнесение выявленных показателей с результативностью боевых действий позволит определить способы индивидуализации средств технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовки боксеров с учетом их индивидуального стиля ведения боксерского поединка.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были использованы такие научные методы, как анализ и синтез, педагогическое наблюде-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
ние, тестирование, методы математической статистики.
В научно-методической литературе приводится более тридцати понятий индивидуальности. Все многообразие изложенных терминов условно можно разделить на две группы: группа определений, в которых индивидуальность рассматривается через выделение отдельных признаков, единичных, уникальных особенностей человека (Г. И. Акинщикова, П. П. Блонский, Г. М. Гак, И. С. Кон, Н. К. Михайловский, В. М. Руссалов, В. П. Тугаринов, F. КиПш,
A. Dumon, А. Damoiг и др.), и группа понятий, в которых смысловой акцент делается на целостном единстве, то есть подчеркивается не просто параметр неповторимости, а указывается на системные свойства индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, И. И. Резвицкий, В. А. Таймазов, М. Dawidzon и др.). В данном исследовании мы исходили из теоретических утверждений второй группы понятий, то есть рассмотрения индивидуальности как системного комплексного феномена.
Б. Г. Ананьев выделил три группы свойств индивида как целостного организма: нейродинамические (типологические особенности нервной системы); общесоматические (эндокринно-биохимические характеристики, общий тип метаболизма, морфологические особенности (телосложение); билатеральные — функциональная геометрия тела в виде структурно-динамических характеристик организма и отдельных двигательных и сенсорных органов [1].
Для каждой группы свойств характерна определенная ведущая функция. Первая группа обеспечивает поддержку внутреннего гомеостаза, вторая — осуществляет опорно-двигательную функцию, третья выполняет наиболее полное взаимодействие организма со средой.
Таким образом, индивидуальность человека имеет определенную структурность. В. А. Тайма-зов в структуре индивидуальности определил два блока элементов — «жесткие» и «гибкие»: первые обеспечивают преимущество самостоятельности и устойчивость индивидуальности, вторые — взаимодействие с внешним миром, отношение и взаимодействие с объектами окружающей среды. При этом жесткие элементы образуют своеобразное ядро индивидуальности — набор устойчивых поведенческих действий, обусловленных свойствами нервной системы. Гибкие элементы служат своего рода пристройкой к ядру, и формируются стихийно или целенаправленно в процессе приспособления к меняющимся обстоятельствам внешней среды. Таким образом, факторами развития индивидуальности являются как биологические врожденные компоненты, так и внешние социальные условия [2, с. 244].
Развитие научного смысла дефиниций «индивидуальность» послужило основой формирования научного подхода, который широко известен и применяется в организации различных видов человечной активности — это индивидуальный подход.
В спортивной практике индивидуальный подход определяется с разных позиций. С. В. Выржинский, Н. Г. Озолин индивидуальный подход определили как основной принцип организации занятий. М. А. Агра-новкий, П. Т. Кошуро, М. С. Козлов, А. Д. Новиков Л. П. Матвеев индивидуальный подход относят к формам или средствам реализации принципа доступности. М. Л. Глинтерник индивидуальный поход рассматривает как способ организации занимающихся по учебным отделениям. С. М. Гордон,
B. И. Шаповникова, П. К. Дуркин, Г. Е. Коновалов,
А. Д. Новиков, А. П. Матвеев Е. П. Ильин, А. Ф. Ке-нарева индивидуальный подход характеризуют как метод улучшения спортивного результата за счет планирования тренировочной нагрузки.
Неоднородность мнений ученых в отношении определения индивидуального подхода можно объяснить тем, что плоскость применения данного научного подхода в спортивной практике может быть различна, в частности, это может быть организационный, структурный или процессуальный аспект. Однако в любом случае резонансной точкой поиска оптимальных средств развития индивида является учет индивидуальных особенностей занимающихся.
В практике бокса одним из индикаторов индивидуализации тренировочного процесса является сформированный индивидуально-типологический стиль ведения соревновательного поединка.
Согласно мнению Петрова А. Г., индивидуальный стиль представляет собой совокупность определенных показателей, характеризующих уровень общефизической, технико-тактической, интеллектуальной, интеллектуально-психологической подготовки [3, с. 58].
В научно-методической литературе обоснованы различные позиции в отношении проблемы усовершенствования индивидуального боксерского стиля.
Так, например, с позиции типологического подхода, усовершенствование стиля должно осуществляться через повышение качества выполнения тех технических приемов, которые изначально свойственны определенному стилю.
Согласно другой позиции, напротив, необходимо расширять вариативность технического мастерства боксеров и тем самым способствовать развитию индивидуального стиля.
Демензиальный подход, основанный на измерении отдельных черт (свойств) послужил основой для целого ряда исследований, направленных на усовершенствование отдельных видов подготовленности боксеров.
С позиции целевого подхода для формирования индивидуальной манеры ведения поединка предложена система специальных двигательных заданий, моделирующих условия и ситуации соревновательной деятельности.
Таким образом, теоретический анализ научных работ позволяет отметить, что проблема индивидуального стиля спортивной деятельности в боксе сложна, многообразна и носит проблемный характер.
В данном исследовании нами предпринята попытка обоснования возможности усовершенствования индивидуального стиля боксера через индивидуализацию тренировочных средств, используемых в таких видах подготовки, как техническая, специальная физическая и интеллектуально-психологическая.
Определение особенностей тактического мастерства боксеров осуществлялось по следующим показателям: использование боевых дистанций и доминирующие атакующие и защитные приемы.
В результате мы получили профили типичных тактических приемов, используемых боксерами. Полученные данные позволили нам определить принадлежность каждого спортсмена к определенному индивидуально-типологическому стилю ведения поединка. Девять человек вошли в группу боксеров-но-каутеров, 22 человека — в группу игровиков, 18 человек — темповиков, 11 — силовиков и 6 — в группу боксеров-универсалов.
Далее мы провели сравнительный анализ коэффициентов эффективности защитных (КЭЗ) и атакующих действий (КЭА) боксеров, различных стилей ведения боксерского поединка. Проведенный анализ показал, фактическое отсутствие достоверных отличий, исключением являются результаты сравнения боксеров-силовиков с представителями других стилей по коэффициенту эффективности защиты (табл. 1).
Отсутствие статистически достоверной разницы между коэффициентами эффективности боевых действий боксеров позволяет предположить, что среди спортсменов различных стилей могут быть как высоко успешные, так и недостаточно результативные. То есть принадлежность спортсмена к определенному стилю не может являться основанием для прогноза успешности соревновательной деятельности.
При изучении показателей специальной физической подготовки нами были продиагностированы такие качества, как сила, скорость, скоростно-силовые качества, специальная выносливость и координация. Диагностика указанных качеств осуществлялась в процессе совершения длинных и коротких ударных действий (прямые, боковые, удары снизу).
Обобщая результаты сравнительного анализа уровней проявления физических качеств при выполнении различных ударных действий следует отметить наличие редких случаев статистических различий между спортсменами (18,3% случая достоверных отличий в общем количестве сравнений). Проявление специальных качеств у боксеров высокой квалификации чаще однородно.
Корреляционный анализ позволил выявить ряд высоких связей между показателями эффективности боевых действий спортсменов, характеризующихся различными стилями ведения поединков и выраженностью специальных физических качеств, проявляемых при совершении ударных действий (табл. 2).
Эффективность атаки нокаутера связана с проявлением силы удара и с величиной дифференцирования ударного действия. В скоростно-силовых показателях — с величиной первого удара в трех ударной серии. В группе игровиков высокие связи определены между КЭА и координацией удара. Результативность атаки темповика достоверно связана с показателем специальной быстроты, а также с абсолютными значениями силы удара, величиной тоннажа в пятисекундной серии и с общим количеством силы ударов в трехударной серии. При силовой манере ведения боя продуктивность атаки связана с абсолютной силой удара правой рукой, с суммой силы ударов в трехударной серии.
Наибольшее число достоверных корреляционных связей наблюдается в группе универсалов. В частности, выявлены связи с появлением абсолютной силы ударных действий как правой, так и левой рукой, с результатами скоростно-силовых тестов (тоннаж в пятисекундной серии, сила ударов в трехударной серии), с дифференцированием ударного действия правой рукой (табл. 2).
При исследовании показателей интеллектуально-психологической подготовленности спортсменов нами были изучены свойства внимания (концентрация и переключение), особенности тактического мышления, чувство времени.
При межгрупповых сравнениях показателей интеллектуально-психологической подготовленности достоверных различий выявлено не было: все диагностированные показатели вошли в зону статисти-
ческой однородности. Различия определены лишь в показателе «чувство дистанции». Наиболее точны в определении интервалов расстояния боксеры-но-каутеры и игровики, а в меньшей степени восприятие расстояния развито у боксеров силовиков.
При изучении корреляционных зависимостей выявлены частые случаи наличия значимых связей (табл. 3).
Далее после статистической обработки полученных данных мы предприняли попытку определения путей индивидуализации указанных видов спортивной подготовки боксеров.
При поиске средств оптимизации технической подготовки мы учли результаты, полученные в ходе статистического анализа, которые показали, что, во-первых, между количественными показателями, характеризующими внешние параметры проявления стиля, значимых различий фактически не наблюдается, то есть в техническом плане между стилями нет четких границ (спортсмены, в процессе поединка используют достаточно широкий арсенал технических приемов) и, во-вторых, наличие редких связей между количеством используемых типичных ударных и защитных действий с коэффициентами эффективности боевых действий. Полученные данные позволяют нам найти ответ на вопрос: целесообразно ли наращивать технический арсенал боксера за счет освоения технических действий, характерных для других стилей? Мы считаем, что нет. Попробуем пояснить нашу позицию. В процессе многолетней тренировочной деятельности спортсмен целенаправленно или случайно, сознательно или неосознанно определил и сформировал определенный спектр технических приемов. Специфичность данного спектра, учитывая факты, изложенные в научной литературе, с одной стороны, определялась типом нервной системы, с другой — опытом успешности применения тех или иных приемов. Скорее всего, отказ от освоения и усовершенствования каких-то приемов происходил по причине низкой результативности их применения. То есть на этапе высшего спортивного мастерства осознание своих технических способностей уже достаточно сформировано и проверено опытом соревновательной деятельности. И, скорее всего, нет необходимости индивидуализировать тренировочный процесс путем освоения других технических приемов из репертуара иных стилей. Усовершенствование применения технических приемов можно осуществить другим путем, но к обоснованию этого варианта мы вернемся чуть позже при рассмотрении способов индивидуализации интеллектуально-психологической подготовки.
Боевая эффективность боксеров, характеризующихся определенным стилем ведения поединка, связана с уровнем развития определенных специальных физических качеств. Поэтому можно предположить, что развитие именно данных качеств позволит усовершенствовать индивидуальный стиль спортсмена. И здесь важно отметить, что развитие силы, скорости, специальной выносливости или координации должно проходить не только путем общих физических упражнений, но, в большей степени, при совершении типичных, то есть характерных для спортсмена ударных действий: одиночных, серийных, длинных, коротких, прямых, боковых и прочих. Также при подборе средств развития специальных физических качеств при выполнении типичных ударных действий особо следует учитывать свойства нервной системы, так как именно
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
Показатели эффективности боевых действий спортсменов, различающихся по индивидуально-типологическому стилю
№ п.п Индивидуально-типологический стиль Показатели эффективности боевых действий
КЭА КЭЗ
ср.знач. ±ст ср.знач. ±ст
1. Нокаутеры 0,23 0,05 0,7 0,01
2. Игровики 0,24 0,04 0,7 0,06
3. Темповики 0,28 0,04 0,69 0,04
4. Силовики 0,23 0,03 0,51 0,09
5. Универсалы 0,33 0,05 0,78 0,06
1. Нокаутеры-игровики Р>0,05 Р>0,05
2. Нокаутеры-темповики Р>0,05 Р>0,05
3. Нокаутеры-силовики Р>0,05 Р<0,05
4. Нокаутеры-универсалы Р>0,05 Р>0,05
5. Игровики-темповики Р>0,05 Р>0,05
6. Игровики-силовики Р>0,05 Р<0,05
7. Игровики-универсалы Р>0,05 Р>0,05
8. Темповики-силовики Р>0,05 Р<0,05
9. Темповики-универсалы Р>0,05 Р>0,05
10 Силовики-универсалы Р>0,05 Р<0,05
Таблица 2
Взаимосвязи между показателями специальной физической подготовленности и коэффициентами эффективности боевых действий боксеров
Индивидуально-типологический стиль Коэффициент эффективности боевых действий Показатели силы Быстрота ь и К ои вр ие л с с. ок к щ § £ § І н п ь в а * иа и К ен по О -Ь Скоростно-силовые показатели Специальная координация
н. т >к о в е л а р а уда ла и и Сила удара правой (отн.) X 0) р т и в и в р ов е ро с ай до у н а р ла ид су и ю д. и у и о р го е о с в. рд е у с X % &■ и т си в сила пер. удар. в трех удар. серии (отн.) удар левой (ошибка) удар правой (ошибка)
Нокаутеры КЭА 0,84 0,43 0,46 0,12 0,65 0,80 0,26 -0,86 -0,77
КЭЗ 0,70 0,66 0,43 0,26 0,05 0,30 0,63 -0,34 -0,49
Игровики КЭА 0,38 0,47 0,26 0,66 0,55 0,44 0,39 -0,72 -0,71
КЭЗ -0,33 0,04 0,10 0,39 -0,07 0,13 -0,09 -0,34 -0,57
Темповики КЭА 0,40 0,3 0,92 0,73 0,78 0,64 0,12 -0,48 -0,40
КЭЗ -0,13 0,04 -0,19 -0,45 -0,26 -0,60 -0,61 -0,57 -0,62
Силовики КЭА 0,51 0,45 0,07 0,65 0,72 0,83 0,59 -0,48 -0,37
КЭЗ 0,25 0,21 0,39 0,49 -0,34 -0,1 -0,05 -0,43 -0,14
Универсалы КЭА 0,25 0,22 0,61 0,90 0,72 0,78 0,80 -0,78 -0,36
КЭЗ 0,53 0,41 0,43 0,19 0,43 0,24 0,43 -0,17 -0,65
Взаимосвязь показателей интеллектуально-психологической подготовленности с коэффициентами эффективности боевых действий боксеров
х < Я и « К « и 0) К О < О с к Ер О X X и < к СО К < X £ Коэффициент эффективности боевых действий Тестируемые показатели
Свойства внимания (корректурпроба) Тактическое прогнозирование Чувство времени (ошибка) и и а н а т с и д о в т с в у Ч
Нокаутеры КЭА 0,72 0,58 -0,54 0,85
КЭЗ 0,79 0,70 -0,37 0,71
Игровики КЭА 0,56 0,70 -0,35 0,75
КЭЗ 0,50 0,55 -0,38 0,81
Темповики КЭА -0,11 -0,19 -0,01 0,65
КЭЗ 0,70 0,07 -0,09 0,68
Силовики КЭА 0,18 -0,36 -0,38 0,32
КЭЗ 0,38 -0,36 -0,38 0,49
Универсалы КЭА 0,54 0,80 -0,32 0,72
КЭЗ 0,55 0,79 -0,23 0,80
тип нервной системы определяет параметры тренировочной нагрузки: объем, интенсивность, продолжительность. Подбор тренировочной нагрузки с учетом типа нервной системы изложен в трудах
В. А. Сальникова [4].
Теперь обратимся к возможностям индивидуализации интеллектуально-психологической подготовки высококвалифицированных боксеров. Основываясь на результатах статистического анализа, следует обратить внимание, что по психологическим параметрам выявлено достаточно большое количество корреляционных связей, независимо от принадлежности боксера к определенному стилю. То есть поиск средств индивидуализации психологической подготовки спортсменов должен исходить не из учета стилевой принадлежности, а из учета изначального уровня развития свойств внимания, тактического прогнозирования и пр. То есть, если говорить упрощенно, для спортсмена с любым стилем будет полезным развитие востребованных в боксе психологических качеств.
Говоря о важности интеллектуально-психологической подготовки боксера, следует отметить интересный факт, изложенный в научных трудах. В ситуациях околопредельного и предельного психического напряжения сужается спектр индивидуальности и превалирующими становятся приемы и поведение, релевантное типу нервной системы. То есть усиливается влияние жестких компонентов стиля и нивелируются (сглаживается) гибкие. Данная закономерность позволяет говорить о том, что обязательным элементом усовершенствования ин-
дивидуального стиля является подбор средств, обеспечивающих повышение интеллектуально-психологической готовности. Качественная и правильно индивидуализированная интеллектуально-психологическая подготовка позволит не только развить необходимые психические свойства и психологические качества, но и повлияет на спектр применяемых спортсменом технических приемов.
Таким образом, возвращаясь к вопросу индивидуализации технической подготовки, следует отметить, что ее улучшение должно осуществляться не через освоение других приемов, а через повышение интеллектуально-психологической подготовки.
Результаты проведенного исследования позволяют обозначить пути индивидуализации тренировочного процесса высококвалифицированных боксеров при подборе средств развития технической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовленности. В частности, при определении структуры тренировочных средств в соответствии с принципом индивидуализации необходимо учитывать сложившийся рисунок типичных боевых действий боксера, осуществлять развитие специальных физических качеств при непосредственном выполнении характерных для боксера ударных действий и развивать интеллектуально-психологическую подготовленность боксеров.
И в заключение следует отметить, что предложенные пути индивидуализации тренировочного процесса боксеров высокой квалификации, характеризующихся различными стилями ведения поединков, основаны на результатах корреляционного
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
анализа и для обоснованного подтверждения требуют экспериментальной проверки, что и является перспективой наших дальнейших научных трудов.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев — СПб. : Питер, 2001. — 288 с.
2. Таймазов, В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : дис. ... д-ра пед. наук : 13 00 04 /
В. А. Таймазов. — СПб, 1997. — 338 с.
3. Петров, А. А. Формирование индивидуального стиля бок-скров 14—16 лет : дис. канд. пед. наук : 13 00 04 / А. А. Петров. — Набережные Челны, 2010. — 194 с.
4. Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В. А. Сальников. — Омск : СибАДИ, 2003. - 261 с.
ТИЩЕНКО Алексей Викторович, аспирант кафедры «Теория и методика бокса, фехтования и восточных единоборств».
ЯЦИН Юрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Теория и методика бокса, фехтования и восточных единоборств».
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 27.04.2012 г.
© А. В. Тищенко, Ю. В. Яцин
Информация
Конкурс 2012 года российско-немецких научных проектов в рамках программы «Международные исследовательские группы с участием молодых ученых»
В соответствии с Соглашением с Немецким научно-исследовательским сообществом (Deutsche Forschungsgemeinschaft, DFG) Российский фонд фундаментальных исследований объявляет непрерывный конкурс (конкурс ННИОМ_а) совместных научных проектов, в рамках международной программы DFG «Международные исследовательские группы с участием молодых ученых» (International Research Training Groups), выполняемых научными коллективами, состоящими из молодых исследователей (аспирантов, молодых кандидатов наук, студентов последних семестров) и их научных руководителей.
Цели конкурса:
— поддержка молодых исследователей на ранней стадии научной деятельности;
— помощь в интегрировании их в активную научную среду как в России, так и за рубежом;
— предоставление возможностей получения знаний из более широкого круга источников;
— международное научное сотрудничество аспирантов — участников проекта;
— предоставление возможности совместного научного руководства диссертацией как российским, так и зарубежным руководителем;
— активизация инициативы аспирантов в проводимых научных исследованиях, сокращение срока подготовки диссертации.
В конкурсе могут рассматриваться только проекты научных коллективов, входящих в состав вуза или научной организации, имеющих очную аспирантуру. Необходимым условием участия в конкурсе является включение проектов в совместную полную заявку, подготовленную немецким и российским вузом или научной организацией.
С российской стороны в конкурсе по каждому направлению фундаментальных исследований, определенному в совместной полной заявке, могут участвовать не более 10 научных коллективов, в состав которых в общей сложности может входить до 20 аспирантов не старше 28 лет, не более двух кандидатов наук не старше 35 лет и не более трех студентов последних семестров.
Подача заявки осуществляется в два этапа.
Все полные заявки, при положительной оценке предварительных заявок, могут соответственно подаваться к 1 октября текущего года.
Финансирование поддержанных проектов начинается в первой половине года следующего за годом принятия положительного решения по полной заявке и осуществляется в годовом объеме. Финансирование 2-го и 3-го года работы по проекту проводится по итогам отчетов, представляемых соответственно через 12 и 24 месяца после начала финансирования. Максимальная годовая сумма гранта — 400 тыс. рублей.
Подробная информация о конкурсе опубликована на сайте РФФИ: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/contest/ n_520/o_14164
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/284/231996.php (дата обращения: 12.05.2012).