Научная статья на тему 'Оказание комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям на базе учреждений здравоохранения в рамках социального проекта'

Оказание комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям на базе учреждений здравоохранения в рамках социального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
575
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям на базе учреждений здравоохранения в рамках социального проекта»

колючие лапки елки. Задания для выполнения в семье могут включать в себя повторение ситуаций, пройденных на занятии, собирание игрушек и других небольших предметов с пола, а также запоминание слова (жеста, пиктограммы) «больно».

Формирование способности и готовности к безопасному поведению у ребенка с ТМНР может проходить как на специально запланированных учебных занятиях, так и в процессе занятий по другим образовательным областям и в неурочное время. Вместе с тем особенно важно, чтобы в работу по формированию компетенции личной безопасности была включена семья ребенка, что позволит достичь более значительных успехов.

Список литературы

1. Забелич Д. Н. К вопросу о формировании жизненных компетенций у детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями на основе витагенно-го обучения / Д. Н. Забелич // Социальная поддержка детей и молодежи - основа благополучного и процветающего общества: Междунар. сб. науч. тезисов РЦСАД. -Ташкент, 2013.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г., № 243-3. -Минск: Амалфея, 2011. - 496 с.

3. Логинова Е.Т. Формирование жизненных компетенций - новая задача образования детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями / Е.Т. Логинова, Т.В. Лисовская // ХАБАРШЫ - Вестн. Казах. Нац. пед. ун-та им. Абая. Сер. Специальная педагогика. - № 2(37), 2014.

4. Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: I—IV классы / М-во образования Республики Беларусь. - Мн.: Народная асвета, 2007. - 128 с.

5. Хван Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 380 с.

В. В. Заболтина

Оказание комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям на базе учреждений здравоохранения в рамках социального проекта

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» отмечается необходимость создания «единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку; социально-психологическую помощь родителям». Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в РФ была создана единая и обязательная система скринингов новорожденных, детей младенческого и раннего возраста; на федеральные средства в медицинские учреждения было закуп-

131

лено дорогостоящее современное оборудование для проведения обязательных обследований; специалисты обучены работать на данном оборудовании. Несмотря на эти позитивные изменения, критический анализ ситуации с использованием «дерева проблем» показал, что выявленные дети с проблемами в развитии, получая своевременную медицинскую помощь в поликлинике по месту жительства, не могут также своевременно получить раннюю психолого-педагогическую поддержку. И, как оказалось, проблема не в нехватке специалистов педагогического профиля в детских поликлиниках, а в отсутствии системы ранней комплексной помощи в условиях поликлинического учреждения, в недостаточной организации среды для занятий с малышами и их родителями, а также в недостаточной готовности специалистов к взаимодействию по вопросам раннего развития. Это требует не только материальных вложений, но и ряда системных мероприятий по организации деятельности и дополнительного профессионального обучения персонала поликлиник.

Примером государственно-частного партнерства в сложившейся ситуации является проект «С первых дней» благотворительной программы «Дорога к дому», который реализуется с 2015 г. на базе одной из детских поликлиник г. Череповца на средства компании «Северсталь».

Проблема, на решение которой направлен данный проект, состоит в том, что, с одной стороны, в г. Череповце недостаточно отлажена система взаимодействия специалистов, оказывающих помощь семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от рождения до трех лет, а с другой - имеется потребность родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в комплексной помощи для сохранения семьи и успешной абилитации ребенка.

Актуальность проблемы обусловлена нарастающей инвалидизаци-ей детского населения: всё меньше детей рождаются здоровыми, физиологически зрелыми; повышаются показатели по родам с осложнениями и отклонениями в развитии врожденного и/или перинатального генеза. Современные ученые отмечают критическое значение первых лет жизни в развитии ребенка, которое принципиально зависит от роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения (Е.Ф. Архипова, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, С.Б. Лазуренко, Н.Н. Малофеев, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.).

Появление в семье ребенка с проблемами в развитии всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников, что приводит к неосознанному искажению поведения родителей: нарушаются внутрисемейные и социальные отношения, дальнейшее репродуктивное поведение, складываются неверные представления о больном ребенке и его возможностях. Подобные нарушения являются средствами психологической защиты от травмирующей ситуации, в которой оказалась семья. Дети, воспитывающиеся в таких

семьях, имеют риск социального сиротства, так как дезадаптивное поведение родителей может привести к отказу от выполнения родительских обязанностей и распаду семьи.

За последние пять лет в г. Череповце отмечен рост числа детей, родившихся недоношенными. В 2014 г. в городе родилось преждевременно 303 ребенка, из них с экстремально низкой массой тела 29 детей.

По итогам 2014 г. в городе проживает 1134 ребенка-инвалида, что составляет 1,9 % от детского населения. Хотя за последние 10 лет первичные выход на инвалидность среди детского населения сократился на 20 %, в 2014 г. впервые инвалидность оформлена у 149 детей, на шесть человек меньше по сравнению с 2013 г. Как и в предыдущие годы, максимальная доля первичного выхода на инвалидность приходится на возрастную группу от 0 до 4 лет: 87 детей - 58,4 % (за три года доля детей 0-4 года выросла на 8,8 %).

Среди причин, приводящих к детской инвалидности, первое место занимают болезни нервной системы - 25,3 %, второе - врожденные пороки развития - 22,6 %, третье - психические расстройства - 19 % (федеральные государственные статистические наблюдения за 2014 г.). По ведущему ограничению жизнедеятельности у детей-инвалидов преобладает нарушение самостоятельного передвижения. По основным видам нарушений преобладают психические и статодинамические, нарушения органов и систем (федеральные государственные статистические наблюдения за 2014 г.).

97,2 % детей-инвалидов воспитывается в семьях. 32 ребенка-инвалида (2,8 % от всех инвалидов) проживают в интернатных учреждениях, за 2014 г. количество отказных детей-инвалидов уменьшилось на 12 чел.

В 2015 г. в рамках проекта «С первых дней» была подготовлена основа для дальнейшего развития и совершенствования системы ранней комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста с ОВЗ и их семьям в условиях детских поликлиник г. Череповца:

- создана междисциплинарная команда специалистов;

- проведена апробация разработанных в ходе реализации проекта технологий отбора целевой группы, взаимодействия специалистов разного профиля и комплексной многоэтапной системы оказания медико-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье;

- описана Модель комплексной медико-психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии от 0 до 3-х лет в условиях учреждения здравоохранения;

- описаны социальные услуги, оказываемые целевой группе;

- обучены волонтеры и специалисты проекта работе с детьми младенческого и раннего возраста с проблемами в развитии;

- подготовлена к публикации статья для широкого круга читателей областного журнала «Здоровье Вологодчины»;

133

- аккумулирован и обобщен практический опыт специалистов проекта, который будет опубликован в качестве методического пособия для родителей, имеющих детей в возрасте от 0 до 3-х лет с различными проблемами в развитии.

Проведена оценка работы проекта в 2015 г. по показателям, характеризующим изменения, происходящие с клиентами. Качественные результаты рассматривались с точки зрения семьи и ребенка отдельно, так как они не всегда взаимно успешны.

О положительной динамике свидетельствуют:

• приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития у 90,5 % детей (приобрел новые навыки в одной или нескольких областях развития);

• расширение возможностей функционирования в социальной среде у 90,5 % детей (демонстрирует любопытство, новые способности и навыки, позитивные социальные отношения, посещает общественные места, получает поддержку по специальным потребностям);

• улучшение взаимодействия с ребенком у 90,5 % семей (родители овладели навыками ухода и взаимодействия с ребенком, помогают ему развиваться и учиться новому);

• повышение качества жизни и снижение тревожности у 47,6 % родителей (есть доступ к желаемым услугам, программам, мероприятиям в сообществе, есть система поддержки).

В 2015 г. в ходе реализации проекта «С первых дней» на базе детской поликлиники № 3 г. Череповца была разработана и апробирована система услуг по оказанию ранней помощи, которую планируется реализовать в 2016 г. в других детских поликлиниках города. Основным планируемым результатом проекта является внедрение системы ранней медико-психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья от рождения до трех лет и его семье в работу специалистов детских поликлиник г. Череповца. Это позволит:

• максимально широко охватить комплексной помощью детей на ранних этапах развития;

• сократить разрыв между выявлением нарушения и началом помощи семье и ребенку;

• предупредить возникновение вторичных нарушений в развитии;

• максимально раскрыть реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи и поддержки ребенку.

Основная задача проекта на 2016 г. - организовать согласованную работу междисциплинарных команд специалистов поликлиник (логопедов, психологов, социальных педагогов, мед. сестер) и специалистов проекта (кинезитерапевт, педиатр раннего возраста, специальный педагог, психолог) по реализации системы услуг по оказанию ранней комплексной помощи ребенку и его семье.

Для этого были заключены соглашения о сотрудничестве и создании благоприятных условий для реализации проекта «С первых дней» в рамках благотворительной программы «Дорога к дому» между БФ «Дорога к дому» и бюджетными учреждениями здравоохранения (детские поликлиники) г. Череповца. Затем были заключены договоры между БФ и добровольцами-специалистами поликлиник, где были оговорены обязанности сторон.

Клиентами проекта являются семьи г. Череповца, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие детей от рождения до трех лет с уже выявленными отклонениями в развитии или входящими в группу биологического и социального риска, у которых могут возникнуть те или иные проблемы в развитии. Общее количество целевой группы на территории г. Череповца - 100 семей. Планируемая доля, с которой будет работать проект - 50 семей.

Целевой аудиторией проекта также являются специалисты детских поликлиник и детской городской больницы (логопеды, психологи, социальные педагоги, мед. сестры), которые прошли обучение в Череповецком государственном университете по программе «Абилитационная работа» (36 ч), посетили пять мастер-классов специалистов проекта «С первых дней». Уникальность проведенного обучения состоит в том, что впервые специалисты поликлиник обучались вместе в составе единой междисциплинарной команды.

В дальнейшем планируется продолжить обучение специалистов в рамках «Организационно-функционального блока», предполагающего формирование навыков межведомственного взаимодействия и командной работы и включающего тренинговые занятия по командообразова-нию и командоуправлению. В этот блок также будет включено обучение специальным техникам, формирование у специалистов продуктивных копинг-стратегий и профилактика профессионального выгорания.

Параллельно с обучением специалистов поликлиник руководителем проекта решалась задача создания условий для занятий с детьми и их семьями. Впервые в городе на базе детской поликлиники БУЗ ВО «Череповецкая городская больница № 2» был организован и оснащен на средства компании «Северсталь» кабинет специального педагога, который будет оказывать раннюю помощь в рамках проекта «С первых дней».

К реализации данного проекта привлечен волонтерский отряд «Импульс» кафедры дефектологического образования: соблюдение противоэпидемического режима (обработка игрушек, инвентаря используемого в работе с детьми), изготовление пособий для занятий с детьми, помощь на групповых занятиях, организации лекотек - библиотек игрушек в детских поликлиниках.

Разработанная в результате реализации проекта «С первых дней» комплексная многоэтапная система оказания медико-психолого-

педагогической помощи ребенку и его семье, а также технология взаимодействия специалистов различного профиля может быть предметом изучения для студентов-дефектологов, адаптивных педагогов в рамках изучаемой дисциплины «Абилитационная работа», а также может быть использована для курсов повышения квалификации специалистов системы образования, социальной сферы и здравоохранения.

Опыт работы специалистов проекта может быть описан и опубликован в качестве статьи в журнале, учебно-методического пособия, методических и практических рекомендаций для родителей и специалистов, работающих с детьми от рождения до трех лет с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Кобрина Л.М., Денисова О.А., Леханова О.Л. Индивидуализация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 2. - С. 60-69.

Г. М. Ильина, В. В. Попова

Изучение самосознания подростков с умственной отсталостью как условие их социальной интеграции

Самосознание во многом определяет личностное развитие, обеспечивает реализацию самостоятельной регуляции поведения человека в обществе, возможность осуществления самостоятельной оценки и контроля поведения, способность оценки результатов деятельности, построение сложных программ действий, адекватных собственным возможностям и учитывающих контекст социальной ситуации, процессы, без которых невозможна социализация и саморазвитие личности.

При умственной отсталости проблема изучения самосознания обретает особую актуальность, так как развитие самосознания у лиц с нарушением интеллекта - сложный и длительный процесс. Это объясняется тем, что все психические процессы, качества личности, с которыми связано самосознание, у лиц с умственной отсталостью имеют целый ряд особенностей [7].

В работах отечественных исследователей С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой, И.В. Беляковой, И.М. Бгажноковой, О.Е. Шаповаловой, И.А. Коробейникова, Ю.И. Матасова и др. достаточно полно раскрыты особенности протекания познавательных процессов, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и подростков. В источниках вопросы развития личности, особенности самосознания и возможности его формирования у умственно отсталых детей и подростков только затрагиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.