Научная статья на тему 'Планирование учебных занятий по формированию компетенции личной безопасности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Планирование учебных занятий по формированию компетенции личной безопасности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д Н. Забелич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование учебных занятий по формированию компетенции личной безопасности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Д. Н. Забелич

Планирование учебных занятий по формированию компетенции личной безопасности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Возможность получения образования детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) в Республике Беларусь закреплена нормативно [2]. Дети обучаются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР); для данной категории учащихся разработаны учебные планы и образовательные программы, предусматривающие обучение навыкам самообслуживания, коммуникации, доступным видам изобразительной деятельности и др. [4]. Обучение детей строится на основе компетентностного подхода, что предусматривает формирование обобщенных способов действий в различных жизненных ситуациях [3].

Целью обучения детей с ТМНР является в первую очередь включение их в социальное взаимодействие, обучение доступным видам коммуникации и адекватному ситуации поведению - формирование поддерживающе-коммуникативной, бытовой, субъектно-поведенческой компетенции [1].

Вместе с тем родители, воспитывающие детей с ТМНР, отмечают, что максимально возможная самостоятельность для их детей невозможна без формирования навыков безопасного поведения и обеспечения собственной безопасности. Таким образом, мы выделили для данной категории детей компетенцию личной безопасности, состоящую в способности и готовности определять опасные ситуации, уклоняться от них, сообщать о них взрослым, принимать помощь и по мере возможности участвовать в ликвидации последствий.

В нашей работе мы исходим из положения о том, что любая деятельность потенциально опасна [5]. Вместе с тем обучение ребенка с ТМНР требует включения его в активную деятельность и социальное взаимодействие. Возникает противоречие, которое можно решить, формируя у ребенка навыки безопасного поведения.

Следует помнить, что для ребенка с ТМНР опасными могут быть любые предметы, объекты, ситуации, ранее не встречавшиеся ребенку.

Таким образом, для формирования компетенции личной безопасности решаются следующие задачи:

- определить круг наиболее вероятных опасных ситуаций для ребенка в учреждении образования, дома, на улице;

- учить распознавать опасные ситуации;

- учить сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасных или необычных ситуациях;

- формировать готовность уклоняться от опасности;

- формировать готовность принимать помощь в опасной ситуации.

Перед началом обучения нами было проведено исследование, показавшее, что половина детей в потенциально небезопасных ситуациях демонстрируют пассивность или непосредственную эмоциональную реакцию на происходящее (например, в общественных местах ребенок либо хаотично двигается, кричит, либо вообще не реагирует на окружающих). Взрослые в такой ситуации уверены в своем контроле над происходящим. Однако следует помнить, что в мобильном социуме ситуация может резко измениться, и ребенок на время может остаться без присмотра. Соответственно, необходимо сформировать у ребенка обобщенные способы действий в подобных и других потенциально опасных ситуациях.

В 2015 г. нами был разработан авторский раздел «Моя безопасность» в составе учебной программы «Основы жизнедеятельности» ЦКРОиР для детей с ТМНР (1-4 классы) и разработано планирование учебных занятий. В данном планировании определяется тема на учебную неделю и задачи, решаемые на учебных занятиях. Для каждой темы предусмотрено содержательное наполнение, состоящее из обучающих игр и ситуаций для моделирования. К каждой теме обязательно даются задания для выполнения в семье. Данные задания не являются классическими домашними заданиями, обязательными для выполнения. Вместе с тем они позволяют повторить в реальных жизненных ситуациях дома способы действий, формируемые на занятиях в играх и специально смоделированных ситуациях.

Учитывая тяжесть и вариативность нарушений у детей с ТМНР, планирование учебных занятий строится не линейно и не по спирали, а по кругу с периодическим возвращением к ранее изученному. Особенно важно, чтобы одни и те же действия повторялись ребенком много раз во всех ситуациях, так как перенос алгоритма выполнения задания на аналогичную ситуацию длительное время не происходит.

Планирование занятий начинается с темы «Мой класс». Каждый новый учебный год необходимо начинать именно с этой темы, так как за время летних каникул дети могут забыть, что находится в классе, как расставлена мебель, какие объекты могут встретиться.

Задачи, которые решаются на занятиях по данной теме, варьируются в зависимости от года обучения ребенка. Так, первоклассника необходимо учить замечать предметы мебели в классе. У учеников второго и третьего классов необходимо развивать способность замечать предметы и объекты, представляющие опасность (это могут быть не только предметы мебели, но и игрушки на полу, разлитая вода и т. д.). В четвертом классе мы формируем у ребенка готовность убирать мешающие предметы в целях безопасности (например, убрать кубики с пола, вытереть разлитую воду); по мере физических возможностей ликвидировать последствия небезопасных ситуаций.

Содержательное наполнение формирующего этапа занятия представляет собой игры и упражнения, воспроизводящие реальные ситуации, которые могут встретиться ребенку в быту. Так, например, игра «Что это?» позволяет ребенку запоминать название или обозначение предмета. Ребенок учится повторять название или обозначать определенные предметы невербально (жестом, карточкой). И таким образом он впоследствии имеет возможность понимать инструкцию взрослого.

Ситуации, которые моделируются для ребенка на начальном этапе:

- подойти к столу с яркой игрушкой, не соприкасаясь с мебелью (столами, стульями), которая находится на проходе;

- пройти к взрослому по проходу, по которому рассыпаны кубики.

Безусловно, выполнение даже таких простых действий сначала потребует помощи взрослого. Особенно важно обозначать для ребенка такие ситуации как опасные. Ребенок с ТМНР не осознает, что, наступив при движении на кубик, можно получить травму. Метод естественных последствий не работает с данной категорией детей в связи с невозможностью осуществления переноса. Поэтому любую потенциальную опасность при обучении необходимо обозначить, чтобы привлечь внимание ребенка. Таким обозначением может быть как слово «Опасно!», так и жест (например, согнутая в локте поднятая рука с открытой ладонью), картинка или пиктограмма.

Планирование занятий по теме «Мой класс» также предусматривает формирование у ребенка способности пользоваться освещением, начиная с простого включения-выключения света в темном помещении (например, в туалете или умывальной) при помощи выключателя. Мы формируем у ребенка способность замечать недостаток освещения и включать свет, либо просить о помощи взрослого или товарища.

Обязательно включение в тематику занятий по безопасности специальных тем, предусматривающих подготовку к праздникам и массовым мероприятиям. Следует помнить, что любая незнакомая ситуация может доставить ребенку с ТМНР не только дискомфорт, но и стать причиной проблем со здоровьем. Тем более массовое мероприятие, на котором может присутствовать относительно большое количество людей.

Так, например, на занятии «Подготовка к новогоднему празднику» необходимо решить следующие задачи:

- развивать умение безопасно вести себя во время праздника: передвигаться, не сталкиваясь с другими людьми, с предметами; не трогать элементы декора; обходить или переступать предметы на полу;

- формировать умение сообщать о дискомфорте или опасности взрослым.

Содержательное наполнение данного занятия может включать в себя следующие ситуации для моделирования: пройти по помещениям, подготовленным и украшенным к празднику, обращая внимание на декорации и украшения; пройти между рядами в актовом зале; потрогать

колючие лапки елки. Задания для выполнения в семье могут включать в себя повторение ситуаций, пройденных на занятии, собирание игрушек и других небольших предметов с пола, а также запоминание слова (жеста, пиктограммы) «больно».

Формирование способности и готовности к безопасному поведению у ребенка с ТМНР может проходить как на специально запланированных учебных занятиях, так и в процессе занятий по другим образовательным областям и в неурочное время. Вместе с тем особенно важно, чтобы в работу по формированию компетенции личной безопасности была включена семья ребенка, что позволит достичь более значительных успехов.

Список литературы

1. Забелич Д. Н. К вопросу о формировании жизненных компетенций у детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями на основе витагенно-го обучения / Д. Н. Забелич // Социальная поддержка детей и молодежи - основа благополучного и процветающего общества: Междунар. сб. науч. тезисов РЦСАД. -Ташкент, 2013.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г., № 243-3. -Минск: Амалфея, 2011. - 496 с.

3. Логинова Е.Т. Формирование жизненных компетенций - новая задача образования детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями / Е.Т. Логинова, Т.В. Лисовская // ХАБАРШЫ - Вестн. Казах. Нац. пед. ун-та им. Абая. Сер. Специальная педагогика. - № 2(37), 2014.

4. Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: I—IV классы / М-во образования Республики Беларусь. - Мн.: Народная асвета, 2007. - 128 с.

5. Хван Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 380 с.

В. В. Заболтина

Оказание комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям на базе учреждений здравоохранения в рамках социального проекта

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» отмечается необходимость создания «единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку; социально-психологическую помощь родителям». Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в РФ была создана единая и обязательная система скринингов новорожденных, детей младенческого и раннего возраста; на федеральные средства в медицинские учреждения было закуп-

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.