Научная статья на тему 'Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
584
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О И. Урусова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития»

данной группы формируется только под воздействием специальной коррекцион-ной работы. Применение коммуникативной технологии, проникающей во все виды педагогической деятельности позволяет реализовать требования ФГОС для детей с ОВЗ [3; 5].

Список литературы

1. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: моногр. - Мн.: НИО, 2003. - 232 с.

2. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. - 384 с.

3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. - 2008. - № 2. - С 86-94.

4. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сб. игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.

5. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2001.- С. 42.

О. И. Урусова

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития

28 сентября 2015 г. Республика Беларусь подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов (указ Президента Республики Беларусь № 401 от 24.09.2015 г.), а 18 октября 2016 года ратифицировала данный документ, в котором говорится, что «...государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни.» [2, с. 1]. Данная статья обязывает оказывать всестороннюю помощь и поддержку в непрерывном формировании социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), таким образом, подталкивая к поиску новых форм, нового содержания образования и социально-педагогических условий сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия педагогов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и специалистов отделения дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН).

Открытие в 1999 г. ЦКРОиР - новых учреждений образования - было обусловлено необходимостью преодоления изолированности системы специального образования, создания условий для возвращения ребенка в семью. Создание ЦКРОиР соответствует общим тенденциям развития социально ориентированного государства и позволяет обеспечить: социальные гарантии на получение образования всеми детьми до 18 лет, независимо от состояния их здоровья; создание условий для обучения детей с нарушениями развития по месту их жительства, а не в закрытых домах-интернатах; рациональное комплектование специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, где открыты интегрированные классы и группы.

Создание в 2007 году ТЦСОН является действенным результатом реализации прогрессивного и гуманного Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании населения» и позволяет обеспечить: возможность молодым людям (после 18 лет) и взрослым с ТМНР продолжать жить и воспитываться в семье, а не в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты; включенность в бытовую и трудовую занятость; экономию бюджетных средств в связи с прекращением строительства дополнительных школ-интернатов и возможностью выхода на работу трудоспособного возраста родителей лиц с ТМНР, проживание в семье, а не в доме-интернате на полном государственном обеспечении на протяжении всей жизни.

Отделение дневного пребывания для молодых инвалидов с ТМНР при ТЦСОН позволяет решить проблему дальнейшего жизнеустройства выпускников ЦКРОиР и, соответственно, обеспечить непрерывность процесса адаптации в обществе лиц с ТМНР, их социализации и дальнейшего формирования и развития социального опыта.

Специалисты, входящие в состав междисциплинарной команды, обладают навыками выявления первоочередных задач, сбора и обмена информацией, выработки и оценки решений, выработки единых позиций, реализации решений и оценки результатов.

С целью определения уровня подготовки и развития межведомственного взаимодействия специалистов двух межведомственных структур было проведено анкетирование специалистов междисциплинарной команды по вопросам преемственности и непрерывности оказания психолого-педагогической, социальной, реабилитационной поддержки молодых людей с ТМНР.

Анализ полученных результатов показывает, что педагогами ЦКРОиР для специалистов ТЦСОН оказывается квалифицированная помощь по вопросам организации общения и взаимодействия с молодыми людьми с ТМНР и их родителями, осуществляется реабилитационная поддержка для молодых людей из категории лиц с ТМНР, что нашло свое отражение в плане взаимодействия по обеспечению преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в отделения дневного пребывания при ТЦСОН. Проводятся встречи со специалистами ТЦСОН по вопросам организация оказания помощи и поддержки лицам с ТМНР и их семьям, взаимодействия с ТЦСОН в рамках психолого-педагогического сопровождения выпускников ЦКРОиР. Осуществляются межведомственные экскурсии между ЦКРОиР и ТЦСОН. Организована подготовка родителей по вопросу перехода выпускников в ТЦСОН.

Специалисты ТЦСОН формируют у лиц с ТМНР простейшие приемы социального взаимодействия и общения, обучают игре друг с другом, умению работать в группе, развивают двигательные функции, когнитивные процессы, эмоционально-волевую сферу, стимулируют речевую активность, прививают лицам с ТМНР элементарные навыки культуры поведения в общественных местах, расширяют необходимые навыки самообслуживания и личной гигиены.

Вместе с тем, анализ анкет показал те трудности и проблемы, с которыми сталкиваются специалисты команды междисциплинарного взаимодействия при осуществлении процесса перехода выпускников. Не все родители выпускников ЦКРОиР согласны обучать своих детей в ТЦСОН в силу своего нежелания «показывать» своего ребенка обществу. Далеко не все специалисты ТЦСОН имеют

специальные знания обучения и воспитания лиц с ТМНР. Выпускники ЦКРОиР не всегда имеют возможность быть зачисленными в ТЦСОН. Это связано с тем, что центр не готов принимать молодых людей-инвалидов с ТМНР инвалидов-колясочников, которые не могут самостоятельно добраться до ТЦСОН. С одной стороны, это связано с тяжестью психофизических нарушений учащихся ЦКРОиР, что требует хорошей подготовки специалистов отделений дневного пребывания в области специальной психологии и педагогики, и, самое главное, психологической готовности работать с людьми с ТМНР. С другой стороны, сама структура штата отделений дневного пребывания, помещения также должны учитывать специфику сопровождения взрослых с ТМНР. Отмечается и недостаточность проведения совместных встреч специалистов ТЦСОН с сотрудниками ЦКРОиР по обмену опытом, обучению методам и приемам работы с детьми с ТМНР, недостаточное количество обучающих методических семинаров [3].

Наряду с этим, образование со всей остротой ставит новые проблемы, такие как создание системы реабилитационных учреждений для подростков и взрослых с ТМНР, которые они смогли бы посещать по достижении совершеннолетия. Это позволило бы реализовать идею непрерывного образования и включать лиц данной категории в посильную бытовую и трудовую деятельность [3]. Разрешение данных проблем возможно лишь при осуществлении согласованных действий Министерствами труда и социальной защиты, здравоохранения и образования. Необходима разработка перечня показанных лицам с ТМНР работ (видов работ, операций), обеспечения содержания обучения, оказания содействия в трудоустройстве (бытовой и трудовой занятости) и закрепления на производстве защищенных рабочих мест, организации социально-психологической помощи [2].

Таким образом, процесс непрерывного образования лиц с ТМНР может быть позитивным лишь тогда, когда формируется эффективная междисциплинарная команда профессионалов, реализующая на практике адекватные, инте-гративные технологии коррекционно-педагогической и образовательно-воспитательной деятельности, способствующие максимально возможной адаптации и социализации лиц с ТМНР, осуществлению процесса непрерывного формирования социального опыта у лиц с ТМНР в полной мере [4].

Список литературы

1. Кравцова М. В., Лисовская Т. В. Педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями в Республике Беларусь на современном этапе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 1 (17). - С. 133-139.

2. Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН, 13 дек. 2006 г., резолюция 61/106 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. (дата обращения: 29.01.2013).

3. Лисовская Т. В. Цель, задачи, функции и принципы непрерывного образования лиц с инвалидностью // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 40-49.

4. Междисциплинарное взаимодействие и мультидисциплинарный подход в оказании услуг [Электронный ресурс]. - URL: http://studme.org/48100/sotsiologiya/mezhdistsiplinarnoe_vzaimodeystvie_multidistsiplinarnyy_podh od_okazanii_uslug. (дата обращения: 02.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.