Научная статья на тему 'Социальное взаимодействие семей с детьми-инвалидами раннего возраста'

Социальное взаимодействие семей с детьми-инвалидами раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
945
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ИХ СЕМЬИ / СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ (АБИЛИТАЦИЯ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вдовина М.В.

В статье рассмотрены результаты опроса экспертов об организации Службы ранней помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья и нарушения развития. Значительное внимание уделено характеристике их семей, анализу семейных ресурсов для социализации таких детей, социальному взаимодействию семей. Подчеркнуты меры, способствующие профилактике инвалидизации детей, социального сопровождения их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вдовина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное взаимодействие семей с детьми-инвалидами раннего возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.022

М. В. Вдовина

д. с. н., профессор

Институт дополнительного профессионального образования

работников социальной сферы г. Москва, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассмотрены результаты опроса экспертов об организации Службы ранней помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья и нарушения развития. Значительное внимание уделено характеристике их семей, анализу семейных ресурсов для социализации таких детей, социальному взаимодействию семей. Подчеркнуты меры, способствующие профилактике инвалидизации детей, социального сопровождения их семей.

Ключевые слова

Дети-инвалиды, их семьи, Служба ранней помощи, реабилитация (абилитация)

Исследования семей с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения развития, чрезвычайно актуальны. Так, если в 2008 г., по данным московского Единого городского регистра лиц с ограничением жизнедеятельности, в городе насчитывалось более 26 тыс. детей-инвалидов, то в 2015 г. их насчитывалось уже свыше 35 тыс. чел. Количество детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3-х лет в 2008 г. составляло более 3 тыс., в 2015 г. их число превысило 5 тыс. чел.

Инвалидность в детском возрасте - это не только наличие значительных нарушений в состоянии здоровья и ограничение жизнедеятельности, но и одна из форм социального неблагополучия ребёнка и его семьи. Отсюда становится понятной необходимость не только медицинского, психологического, но и социального сопровождения детей-инвалидов, а также членов их семей для того, чтобы оказать помощь семьям, обеспечить гуманное отношение окружающих к «проблемным» детям, максимально оказать медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную помощь для их интеграции в общество.

Актуальность проблемы нашла свое отражение в перечне поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости» (поручение Правительству РФ о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам). Сложившаяся тенденция увеличения в структуре первичной инвалидности доли детей раннего возраста требует развития системы служб, ориентированных на своевременное выявление нарушений в развитии детей и их эффективную коррекцию, расширение спектра предоставляемых услуг. Значительный интерес при этом вызывает социальное взаимодействие таких семей как с родственниками и другими семьями, так и со специалистами, организациями, оказывающими помощь. Этот процесс представляет собой непосредственное и опосредованное воздействие участников взаимодействия друг на друга с целью максимально возможной реабилитации (абилитации) ребёнка и его семьи, содействия его социализации. Такое взаимодействие может включать в себя как эпизодические, кратковременные и даже одноразовые контакты, так и длительные, устойчивые, относительно постоянные связи.

Период раннего детства (от рождения до 3 лет) является уникальным и имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания. Этот период характеризуется наиболее интенсивным темпом развития ребенка; это сензитивный период для развития его

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

моторики, психики, речи. Для раннего детства свойственны скачкообразность и неравномерность развития; высокая пластичность высшей нервной и психической деятельности; легкая обучаемость; большие потенциальные, компенсаторные возможности развития; единство и взаимосвязь физического и психического развития; ведущая роль взрослого в развитии ребенка[2, с. 31-33, 256-259 и др.].

Служба ранней помощи - это служба семейно-ориентированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям. Медико-социальная реабилитация (абилитация) в рамках Службы ранней помощи осуществляется в постоянной форме на основе результатов динамического мониторинга состояния ребенка и включает социально-психолого-педагогическую поддержку родителей и других членов семьи. Основная задача Службы - профилактика инвалидизации у детей младенческого и раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их возникновения в более старшем возрасте. Служба также призвана, по возможности, сохранить семью, предупредить отказ от ребенка-инвалида [5, с. 84-88], [4, с. 392-395], [3, с. 42-48].

До настоящего времени Службы ранней помощи в системе социальной защиты населения города Москвы не существовало. Началом решения этой задачи служит создание Службы ранней помощи на базе детского отделения Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л. И. Швецовой.

Создание и функционирование Службы связано с открытием на базе Центра соответствующей опытно-экспериментальной площадки Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы. В рамках опытно-экспериментальной работы в 2015 г. был проведен социологический опрос экспертов. Опрошено 55 человек.

В качестве экспертов выступили медики (49%), специалисты по социальной работе (33%), педагоги (дефектологи, логопеды, социальные педагоги и др.) - 9%, психологи (9%). 62% опрошенных работают в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов, на базе которого создана Служба ранней помощи. Остальные эксперты - руководители и специалисты других организаций системы социальной защиты населения (территориальных центров социального обслуживания населения, центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для инвалидов и т.д.). Все эксперты имеют соответствующую квалификацию и опыт работы с детьми-инвалидами и членами их семей. 64% занимаются реабилитацией детей и их семей в течение 1-5 лет, 24% - 6-15 лет, 5% - более 15 лет. 65% имеют высшее образование, 5% -ученую степень. Среднее профессиональное образование - у медицинских сестёр, работающих в Службе ранней помощи. 91% респондентов - женщины. Средний возраст опрошенных - 42 года.

Как отмечают эксперты, среди проходящих реабилитацию представлены самые различные типы семей. 82% - это одинокие матери, которые были оставлены своими мужьями после рождения ребёнка-инвалида (58%), либо решились на рождение ребёнка в позднем возрасте без мужа. 44% экспертов отметили наличие в семье с ребёнком-инвалидом бабушек, дедушек и других помогающих родственников. Столько же экспертов указывают на малообеспеченность семей с ребёнком-инвалидом. Почти каждый третий эксперт отмечает, что в семье - всего один ребёнок. И столько же указывают на то, что в семье, кроме ребёнка, есть ещё инвалиды.

Отношения внутри семьи с ребёнком, имеющим нарушения развития, складываются по-разному. В 82% случаев ребёнком занимается, в основном, мать. Почти в половине семей ответственность за судьбу ребёнка перекладывается на специалистов; в каждом третьем случае ребёнок становится «инструментом» для получения от государства материальных благ и льгот. Другие же семьи пытаются по мере своих возможностей проблемы ребёнка решить сообща, трудности и невзгоды сплачивают семью. Однако, как отмечает каждый четвертый эксперт, ребёнок становится центром всех интересов семьи, и о себе взрослые не заботятся. Поэтому, как наблюдает почти каждый пятый эксперт, в семье нередко учащаются конфликты[1, с. 92-93 и др.].

Тем не менее, на ранних этапах после рождения «особого» ребёнка преобладает позитивный настрой семьи на его реабилитацию. 69% экспертов наблюдают добросовестное отношение многих семей к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

реабилитации; 43% отмечают конструктивную активность родителей; 39% подчеркивают требовательное отношение семей и к себе, и к Службе ранней помощи.

Проблемы, которые, с точки зрения экспертов, чаще всего, волнуют семьи с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, заключаются, в основном, в следующем:

• Не могут найти нужного специалиста - 63%

• Не хватает знаний и опыта для ухода за ребёнком - 63%

• Отсутствует мобильность (нет машины, трудно передвигаться с коляской и т.п.) - 59%

• Не с кем оставить ребёнка с «особыми» потребностями - 58%

• Не хватает сил и времени для ухода за ребёнком - 30%

• Непонимание и осуждение со стороны окружающих (соседей, коллег и др.) - 26%

• Непонимание и отсутствие поддержки со стороны родственников - 26%

• В семье нет взаимопонимания и взаимопомощи - 21%

• Равнодушие чиновников - 19%

• Не хватает денег на достойную реабилитацию - 4%

• Отсутствие организаций, принимающих детей до 3-х лет, невозможность их найти; отсутствие комплексного подхода к проблемам семьи с ребёнком-инвалидом - 2%

• Родители находятся в подавленном состоянии и теряют интерес к жизни (ситуация обычно нормализуется лишь к 10-12-летнему возрасту ребёнка) - 2%

• «Уход» матери в болезнь ребёнка - 2%.

87% опрошенных экспертов уверены, что у семей с детьми-инвалидами есть определенные ресурсы для самопомощи. Такими ресурсами могут быть добросовестное отношение семьи к рекомендациям специалистов (56%); наличие родственников, способных оказать помощь (54%). Помогает в реабилитации и удачное место проживания семьи, когда в шаговой доступности есть социальные, медицинские, образовательные, реабилитационные и т.п. учреждения (48%). Гораздо легче заниматься реабилитацией ребёнка тем, у кого удобный график и/или место расположения работы (33%), а также подходящее образование и профессия, позволяющие грамотно организовать реабилитацию (20%). Не последнюю роль играет возможность нанять квалифицированного помощника (15%).

Мы спросили у экспертов о том, как можно активизировать ресурсы семьи на социализацию ребенка с нарушениями развития? Ответы распределились следующим образом:

- Нужна активная, комплексная поддержка и консультации специалистов при сопровождении семьи -

22%

- Необходима психологическая помощь родителям, возможность понять, что таких семей много, и они не одни - 10%

- Необходима своевременная информационная поддержка - 9%

- Следует увеличить социальное обеспечение и бытовое обслуживание таких семей - 9%.

Также эксперты акцентировали задачу эффективной работы специализированных служб, доступности детских садов и школ для детей-инвалидов. Нужно работать с родителями, формируя их активную позицию в том, что ребёнок с нарушениями развития может и должен быть включен в процесс социализации. Значительную поддержку могут оказать центры социальной помощи семье и детям, если организуют консультации психолога, занятия с педагогами, помощь на дому, тренинги и мероприятия для всей семьи, знакомство с другими семьями, в которых столкнулись с такими же проблемами (их опыт может стать хорошим примером).

Как отмечают эксперты, активизировать ресурсы семьи на реабилитацию и социализацию ребёнка можно, если содействовать дистанционному обучению родителей и ребенка необходимым навыкам; обеспечению транспортом, «семейным куратором»; возможности посещения групп кратковременного пребывания для занятий и коммуникаций со сверстниками; возможности творческой и профессиональной самореализации матери, возможности заработка. Востребованы специальные волонтёрские проекты; бесплатные квалифицированные помощники; стационар на дому и т.п.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Чрезвычайно важна совместная работа с родителями по выявлению внутренних ресурсов ребенка и демонстрация его потенциала, беседы с родителями, наглядное объяснение программ реабилитации, ознакомление с процедурами. Потому что, если семья не хочет или не может, то заставить её реабилитировать ребёнка невозможно (как отмечают эксперты, есть те, кто сначала ходят на реабилитацию, но потом бросают).

Необходимо также, по мнению экспертов, сделать пребывание в реабилитационных центрах еще более комфортным, приближенным к домашним условиям; чётко формулировать для родителей ближайшие конкретные задачи реабилитационного процесса; выстраивать взаимоотношения партнёрства семьи со специалистами. Целесообразно стимулировать у родителей детей-инвалидов обмен информацией путем общения и взаимодействия после выписки с Центром и друг с другом. Родителей важно вовлекать в процесс реабилитации, повышать их личную ответственность за его эффективность, просвещать родителей, помогать активизировать имеющиеся у семьи ресурсы, создавать программы, позволяющие в дальнейшем включать родителей и детей в творческую и трудовую деятельность. В то же время следует объективно информировать семью о возможностях реабилитации, не давать неоправданных надежд.

Повышают эффективность реабилитации индивидуальный подход и облегчение процедуры оформления документов на технические средства реабилитации, специальные дошкольные учреждения, дистанционное обучение и реабилитация на дому, организация досуга малышей и их родителей. Социальные услуги, как подчеркивают эксперты, должны быть нацелены не только на ребёнка, но и на родителей, на всю семью. Следует обеспечить максимум информации об особенностях здоровья ребёнка, повышение родительской компетентности.

Из каких источников, как правило, семьи узнают о Службе ранней помощи отражено в табл. 1:

Таблица 1

Источники информации о Службе ранней помощи, к которым прибегли родители (взгляд экспертов)

Источник информации Частота обращения (% отметивших источник экспертов)

Знакомые, друзья 80

Интернет 80

Центр социального обслуживания по месту жительства 63

Реабилитационные центры 45

Объявления на подъездах 7

Детские поликлиники, участковые педиатры 4

«Сарафанное радио» 2

На специальных форумах мам с детьми-инвалидами 2

Районные отделы социальной защиты населения 2

Огромное значение для родителей с «особыми» детьми имеет доступность Службы ранней помощи. Эксперты предлагают для её повышения следующее:

• Создание единого информационного поля для всех заинтересованных ведомств и организаций, размещение информации на портале госуслуг, в Интернет, СМИ, развитие социальной рекламы ранней помощи

• Информация на подъездах (в настоящее время практикуется слишком мало, хотя тоже полезный прием)

• Информационные стенды в поликлиниках, женских консультациях, размещение информации в районных СМИ, распространение информации в обществах для детей-инвалидов, благотворительных фондах, на форумах мам

• Привлечение женских консультаций, центров планирования семьи и роддомов к информированию о Службе

• Информирование детских лечебных учреждений и повышение осведомлённости участковых педиатров о наличии таких служб, с обязательным к ним условием своевременно информировать территориальные социальные службы о нуждающихся в помощи, а семьи - о возможностях её получения

• Устранение барьеров между ведомствами (здравоохранения, образования и социальной защиты)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

• Территориальная доступность, то есть открытие большего числа служб ранней помощи (лучше -в каждом районе), обеспечение транспортом («социальное такси» для детей-инвалидов и членов их семей)

• Выездные бригады, обслуживание специалистами на дому

• Помощь в быстром оформлении документов во время обращения и во время сопровождения семьи с ребенком-инвалидом, сокращение документации, подтверждающей необходимость получения ребёнком данной помощи

• Обеспечение материальной базы, расширение помещений Службы ранней помощи, увеличение количества мест, штата сотрудников, повышение оплаты труда специалистов, расширение категорий реабилитируемых, увеличение числа бесплатных курсов реабилитации (по медицинским показаниям), расширение объёма возможностей Службы

• Возможность амбулаторного прохождения реабилитации

• Заинтересованность, включение родителей в процесс

• Возможность разовых ознакомительных посещений родителями Службы ранней помощи, в том числе по скайпу.

Немаловажно для исследования социального взаимодействия семей маленьких детей с нарушениями развития знать, к кому они обращались за помощью, и где они получили наибольшую помощь (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов экспертов на вопросы о том, к кому обращались за помощью семьи, и где они получили наибольшую помощь

К кому семьи обращались за Распределение Где получили наибольшую помощь Распределение

помощью ответов, % ответов,%

Реабилитационные центры 83 Реабилитационные центры 91

Детские поликлиники по месту 82 Центры социального обслуживания 43

жительства по месту жительства

Центры социального 80 Центры социальной помощи семье и 39

обслуживания по месту детям

жительства

Центры социальной помощи 37 Детские поликлиники по месту 32

семье и детям жительства

Департамент труда и 37 Департамент труда и социальной 26

социальной защиты населения защиты населения г. Москвы

г. Москвы

Специалисты частной 28 Общественные организации 20

практики

Общественные организации 24 Специалисты частной практики 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управа района 13 Управа района 4

Как видно из табл. 2, почти более, чем в половине случаев обращение за помощью в детские поликлиники по месту жительства безуспешно для семей с детьми-инвалидами. Это заставляет руководителей системы здравоохранения задуматься о серьёзных мерах в защиту интересов данной категории пациентов. Не менее существенную роль играет обращение семей за помощью в территориальные центры социального обслуживания. Именно организации этих типов, расположенные по месту жительства нуждающихся граждан, должны помочь им в первую очередь.

15% экспертов озабочены тем, что семьи обращаются за помощью к различным «целителям», «магам» и т.п. Как подчёркивают специалисты, семьи идут за помощью ко всем. Но шарлатаны особенно опасны, так как «выкачивают» огромное количество денег из семьи и внушают им ложные надежды на выздоровление детей. Потом родители приходят к специалистам и требуют невозможного. Порой они теряют драгоценное время, и могут даже нанести вред здоровью ребёнка. Государство, по-видимому, должно жёстко пресекать деятельность подобных «целителей».

Часть родителей обращаются также за помощью к зарубежным специалистам (из Польши, Чехии, Китая и др.), ищут помощи в Интернет-сообществах, обращаются к знакомым и вообще ко всем, кто, как им кажется, может помочь. Свой вклад в помощь семьям с маленькими детьми-инвалидами вносят

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

благотворительные фонды, в том числе те, что специализируются на конкретных расстройствах (аутизм, синдром Дауна и т.д.).

Какие же организации (люди), с точки зрения экспертов, вносят наибольший вклад в выявление и направление в Службу ранней помощи семей с детьми, имеющими нарушения развития:

• Семьи, имеющие опыт решения подобных проблем (52%)

• Реабилитационные центры (48%)

• Центры социального обслуживания по месту жительства (48%)

• Детские поликлиники по месту жительства (37%)

• Центры социальной помощи семье и детям (33%)

• Общественные организации (28%)

• Спонсоры (2%).

Мнения экспертов о том, какие ещё организации должны участвовать в выявлении и направлении в Службу ранней помощи, выглядят следующим образом:

• Детские поликлиники по месту жительства (39%)

• Роддома (26%)

• Детские дошкольные учреждения (11%)

• Все организации, которые связаны с детьми (11%)

• Женские консультации (11%)

• Психологические службы (11%)

• Психолого-медико-педагогические комиссии (2%)

• Районные отделы и окружные управления социальной защиты населения (2%)

• Управы районов (2%)

• Органы опеки и попечительства (2%)

• Центры содействия семейному воспитанию должны информировать будущих приёмных родителей

детей, имеющих инвалидность, о существовании ранней помощи (2%)

• Кризисный центр для женщин и детей (2%)

• СМИ (в том числе через телевизионные передачи с приглашением на них реабилитированных детей

и их семей) 2%.

Безусловно, взаимодействие различных организаций обеспечит более эффективное оказание ранней помощи детям-инвалидам и их семьям. Целесообразно для внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в оказании ранней помощи опираться на единые стандарты работы. Нужна как государственная поддержка (особенно в сфере законодательной и финансовой основы взаимодействия), так и содействие со стороны общественных организаций, коммерческого сектора. Взаимодействие должно базироваться на принципах системности, преемственности, комплексности работы, чёткого распределения функций, информационной открытости, конструктивного обмена информацией и опытом, коллегиальности, сотрудничества, доверительного контакта с семьёй ребёнка. Межведомственное взаимодействие должно отражаться в эффективном контракте реализующих его специалистов. Необходимы также централизация контроля и мониторинг межведомственного сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом, система взаимных договоров о сотрудничестве. Особо важно раннее информирование со стороны учреждений здравоохранения для своевременного включения ребёнка в программу Службы ранней помощи. Список использованной литературы

1. Вдовина М. В. Семейная конфликтология. М.: ИПК ДСЗН, 2011. 263 с.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с.

3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. В. В. Ткачевой. М.: Академия, 2014. 272 с.

4. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. М.: Дашков и К°, 2015. 752 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

5. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. М.: Дашков и К°, 2016. 824 с.

© Вдовина М. В., 2016

УДК 374.1

Н.В. Разгонникова

К.с.н., доцент кафедры ГМУ Кафедра государственного и муниципального управления

Астраханский филиал РАНХиГС Г. Астрахань, Российская Федерация

АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются стратегии взаимодействия с персоналам в рамках создания эффективной системы обучения на предприятии. Автор подробно рассматривает этапы обучения персонала с момента прихода молодого специалиста, до организации процесса обучения уже опытных сотрудников. Одним из ключевых понятий является то, что внутрифирменное обучение - это ресурс организационного развития. Система обучения для того, чтобы быть эффективной, должна не только отвечать общей стратегии и ключевым целям организации, но и быть гибкой и адаптивной по отношению к динамичной внешней и внутренней организационной среде.

Ключевые слова

Самообучающаяся организация, система обучения, модель управления, корпоративная культура обучения

Инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход

Бенджамин Франклин

ООО «ПСФ «ДОРПРОЕКТ» это динамично развивающееся предприятие, использующее в своей деятельности накопленный опыт проектирования автомобильных дорог и передовые достижения науки и техники. За 11 лет успешной работы, компания завоевала прочные позиции, как на региональном (Астраханская область), так и на федеральном рынке проектирования автомобильных дорог.

Одним из важнейших критериев качества автомобильных дорог является высокий профессиональный уровень специалистов в этой отрасли. Инженеру-проектировщику необходимо владеть комплексом знаний как по общеобразовательным так и по узкоспециальным дисциплинам. Кроме того, специалисту необходимо ориентироваться в нормативно-правовой базе по проектированию дорог, но и постоянно повышать свою квалификацию за счет самообучения. Это творческая профессия, которая требует от специалиста не только знание технических вопросов, но и постоянного самосовершенствования (научения).

Внешняя среда постоянно изменяется, и нужно делать все возможное, чтобы организация изменялись вместе с ней. По мере того как появляются новые идеи и возможности, единственный способ гарантировать, что организация останется на передовой линии, - это обучение [1, с. 321].

Сегодня Астраханский регион, как и многие другие регионы России, испытывает множество проблем. Одна из них - дефицит квалифицированных кадров инженеров-строителей в проектных организациях. Вместе с тем новая общеполитическая ситуация в стране, изменяющиеся нормативная база (в основном в худшую сторону) говорят о возрастающей потребности в высококвалифицированных специалистах дорожной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.