ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 82.0:372.8
Л. Ф. Корепина, А. В. Сафронов ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ
Цель статьи состоит в том, чтобы напомнить, какова роль литературы в решении задачи сохранения природы, как утверждается идея ответственности каждого человека за воспитание разумных, заботливых хозяев земли, начиная с детского возраста.
Ключевые слова: природа, произведения для детей, воспитание заботливых хозяев земли.
L. F. Korepina, A. V. Safronov NATURE PROTECTION MEANS PROTECTION OF MOTHERLAND
The article aims at emphasizing the role of children's literature in solving the task of nature protection and in developing the responsibility of every person for educating environmentally-conscious citizens since early childhood.
Key words: nature, literary works for children, educating environmentally-conscious people.
В статье представлен краткий обзор литературы по проблеме решения задачи сохранения природы, адресованный детям.
«Охранять природу значит — охранять родину» — эту мысль кратко и точно сформулировал Михаил Михайлович Пришвин, один «из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать её тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать» [2, с. 310].
Великий русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, раздумывая о важности общения с природой в пору детства, писал: < .. .> «для того, чтобы и богатая природа осияла душу ребенка своим светом, необходимо, чтобы с самых ранних лет создалось то стихийное общение, которое, захватив человека в колыбели, наполняет все его существо и проходит потом через всю его жизнь» [5, с. 35].
Одним из самых любимых и читаемых детских писателей с 30-х годов прошлого века стал Виталий Бианки. Понимая психологию своих юных читателей, со временем он утвердился в мысли о том, что в природе нет ничего лишнего, ненужного — есть только непонятое. Поэтому надо стараться не ломать, не «покорять» природу, а научиться понимать язык природы, чтобы обращаться с ней разумно и бережно, охранять ее.
Эта же тенденция наблюдается и у М. М. Пришвина, и у Н. И. Сладкова. Рисуя картины современной природы, Сладков заставляет читателя почувствовать, как глубоко зашло в наше время противоречие между потребностями человечества и возможностями природы.
«Для того чтобы остановить надвигающийся экологический кризис, чтобы сохранить жизнь на Земле, надо представить себе не только то, что теряют кладовые Земли, если мы черпаем из них, не восполняя. Надо почувствовать, что теряет сам человек». Писатель понимает, что охрана природы - одна общая задача, что охрана природы — это в значительной мере и забота о духовном мире людей. Без полноценной — богатой, разнообразной, могучей природы не может быть и полноценного человека...» [3, с. 18].
В прозе Сладкова охотник впервые принципиально оставил ружье дома и взял с собой фотоаппарат.
В наше время дети должны вырастать с сознанием, что природа гораздо слабее людей, что она взывает к защите, к милосердию. Ведь природа — это та земля, на которой мы родились и выросли. Наш дом, наша Отчизна.
Лирическая проза, посвящённая природе, всегда не только доставляет удовольствие, но ценна современному читателю и лирическими раздумьями, рассуждениями писателей, поэтов.
Мир, который окружает нас, изменился, продолжает изменяться, и мы тоже продолжаем меняться. Не всегда и не все в состоянии это заметить и осмыслить. «За последние сто лет, даже за полвека, в мире произошло больше изменений, чем за целую череду прошедших тысячелетий. Выросла наука, развилась техника, человеческое хозяйство на планете невиданно разрослось. Чем дальше, тем ощутимее сливается оно в техносферу — созданный человеческим трудом искусственный мир, и с каждым годом сильнее влияет на природу Земли» [3, с. 5].
Давление на живую природу увеличилось в тысячи раз. За каждую победу природа мстит. Критерием истины в наше время становится завтрашняя практика: сохранить лес вокруг города, заниматься постоянно его озеленением. Вся система нашего мышления по отношению к природе: к земле, воде, воздуху — должна измениться.
В сущности, современная Земля — это многомиллиардная общая квартира. Сейчас надо каждому внушить, что его собственные дела и поступки повлияют на состояние природы. Как добиться того, чтобы чувство ответственности за судьбу жизни на планете стало таким же естественным и органичным, как забота о здоровье и жизни собственных детей?
Что мы называем ПРИРОДОЙ? Природа — все существующее, окружающее нас: растения, животные, воздух, песок, солнце, луна.
Определение дефиниции в толковом словаре таково: «Природа 1. Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая природа (органический мир).
2. Места вне городов (поля, леса, горы)» [4, с. 549].
Теперь не редкими становятся примеры переселения городских жителей в сельскую местность. Слово «экология» в настоящее время слышат, произносят взрослые и дети, все хотят жить в экологически чистом месте.
Но настоящей заботы об экологии у российского обитателя, по замечанию одного из собеседников телевизионной передачи, крайне недостаточно.
Воспитание граждан страны начинается с того, что человек не может спокойно смотреть на горы мусора, сломанные деревца, сожженную траву, бездомных животных и другие безобразия. Как важно для духовного формирования человека, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней. «Ее облагораживаю-
щее влияние будет сказываться потом на характере человека всю жизнь», — думается, с этим утверждением согласится каждый здравомыслящий.
Благотворное воздействие природы на человека в пору его становления всегда понимали русские писатели: С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, М. М. Пришвин; И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, К. Г. Паустовский, Е. И. Чарушин и др.
В их воспоминаниях неповторимо выражено то, как «будоражил фантазию, обострял пытливость ума, рождал стремление преодолеть всевозможные препятствия и собственный страх таинственный, мудрый и безотчётно привлекательный мир природы».
С. Т. Аксакову удалось донести до читателя подлинные картины живой и переменчивой природы со всей ее привлекательностью, со всеми ароматами и красками. Он создал целую галерею художественных портретов птиц, животных, деревьев, трав, степей, болот, лесов. Он рассматривал, наблюдал, сравнивал, обнаруживал связи в природе: «Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом» [5, с. 35]. Для писателя природа — источник облагораживающего воздействия, духовного обогащения, возвышения нашей души.
Сладков заставляет читателя почувствовать, как глубоко зашло в наше время противоречие между потребностями человечества и возможностями природы.
«Для того чтобы остановить надвигающийся экологический кризис, чтобы сохранить жизнь на Земле, надо представить себе не только то, что теряют кладовые Земли, если мы черпаем из них, не восполняя. Надо почувствовать, что теряет сам человек». Писатель понимает, что охрана природы — одна общая задача, что охрана природы — это в значительной мере и забота о духовном мире людей. Без полноценной — богатой, разнообразной, могучей — природы не может быть и полноценного человека. ..» [3, 18].
Тревожные нотки в голосе природы одним из первых писателей услышал Михаил Михайлович Пришвин. Зрелым человеком, за тридцать, он пустился искать истину. Шагая по бесконечным лесным тропам, сплавляясь по извилистым северным рекам, он добирался до дремучих селений, с восторгом и изумлением слушал предания и сказки местных стариков, постигал образный строй и прелесть певучей северной русской речи. Именно там впервые по-настоящему Пришвин начал понимать Великую природу и что она значит для людей. В новых путешествиях по Нижегородскому краю, далеким Иртышским степям писатель собрал материал для краеведческих очерков, с которыми входил в литературу. Чувство родства с природой, понимание того, что Человек — частица огромного, великого мира. Его дело — помочь осознать умом и почувствовать сердцем свою связь и родственность с природой. Михаил Михайлович Пришвин стал первым большим писателем, который все свое творчество посвятил природе и людям.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов сохранил «нежную сыновнюю привязанность к родным местам, благодарную память о ней на протяжении всей своей жизни и творчества». Воспоминание о дикой природе он нес в своей душе: атмосферу тишины и нетронутого приволья, в которой он вырос, умение неспешно идти по лесной тропе, открывать неожиданное в самом простом и знакомом, вслушиваться в звуки леса, всматриваться в каждую травинку, отдельный цветок, чувствовать радость открытий.
Писатель специально для детей создавал сказки всю творческую жизнь: он рассказал им о повадках зверей, их характерах, образе жизни, заставлял задуматься над тем, что человек обязан стремиться к справедливости.
Сказки-не сказки писателя мелодично стройны, распевны, ритмичны, содержат элемент игры. «В диалоге писателя с детьми есть несколько планов. Первая его задача — заинтересовать их.<.. .> рассказать малышам о том, что в природе все — в движении, что надо только однажды это понять, и тогда обыкновенный лес, поле, речка станут источником самых увлекательных наблюдений и впечатлений?» [3, с. 97]. В ранних своих поэтических миниатюрах «От весны до весны» он нашел ключ к сердцам маленьких читателей. Хорошо знакомые им «обыкновенные» времена года заговорили с ними на понятном, увлекательном языке. Восхищаясь красой и богатствами земли, он пишет о том, что надо сохранять леса, призывает оберегать от загрязнения и гибели водоёмы, беспокоится о судьбе зверей и птиц. Беседа его всегда нетороплива, как сама природа.
«Нет ничего беззащитнее красоты, но нет и ничего сильнее», — пишет автор. Каждый его читатель вспоминает то, что ему дорого самому: вспоминать свою речку, лес. Для И. С. Соколова-Микитова его родина — теплая земля, которую он преданно любил всю свою жизнь. Из его произведений читатель улавливает умного, доброго, привлекательного человека, по-детски открытого, доверчивого, доброго, честного. Он напомнил людям о том, что они — дети Земли.
Увлекательная книга, прочитанная вовремя, может произвести в духовном мире «целый переворот». Маленький человек откроет в себе самом и в большой жизни что-то очень важное. Необходимо, чтобы писатель понимал, что «детство важнейший период человеческой жизни».
Таким даром понимания детей обладал Виталий Валентинович Бианки.
В исходных позициях, в пути к литературе, в творческой судьбе Виталий Биан-ки и Михаил Пришвин во многом близки: оба получили естественное образование, оба воспринимали природу поэтически. Его волнует красота и гармония природы. Он ощущает облагораживающее влияние природы на тех, кто умеет видеть и способен понимать. Родственное чувство к природе, радость испытывали оба писателя, общаясь с природой.
Оба понимали, как важно, чтобы к человеку именно с детства приходили книги, которые помогают через природу найти в жизни, что такое добро и что такое зло, осознать себя частицей в большом потоке жизни, где все друг с другом связаны.
Посещение с отцом леса, где отец показывал ему каждую травку и птицу, учил узнавать по виду, по голосу, по полету, разыскивать гнезда.
Самое важное — все наблюдения записывать.
Время шло. Росла стопка тетрадей с записями. Наконец он понял лесную жизнь. Это понимание приносило ему огромную радость. «Радость не может жить взаперти. Радость рвется на волю, на широкий простор. Чувствуешь: надо поделиться ею с другими. Прежде всего, конечно, с детьми: они так весело радуются! И с теми из взрослых, кто сохранил в своей душе ребенка».
В 1923 году появился рассказ «Путешествие красноголового воробья», этот рассказ явился началом творчества писателя Виталия Бианки.
Писатель пробуждает в ребятах активное желание самим увидеть, почувствовать настоящую природу. Бианки тоже писал сказки-не сказки, где все в точности, как
в природе, только звери думают, разговаривают, спорят на нашем языке, чтобы дети поняли. Виталий Бианки стремился к тому, чтобы открыть детям красоту и прелесть обычной, скромной природы.
Виталий Бианки ставит перед собой и решает одновременно две задачи: просветительскую и нравственную.
Сам Бианки стремился пробудить и упрочить в ребенке его творческие силы. Вот появляются книжечки, в которых автор заставляет читателя ответить на конкретный вопрос или отгадать загадку: «Кто чем поет?» И читатель невольно начинает вслушиваться в музыку леса. Таким же образом рассказ « Чей нос лучше?» Рассказы «Хвосты», «Снежная книга» и другие заставляют вдумываться и всматриваться, в то, что не удалось увидеть сразу. Динамичные сюжеты, увлекательные приключения помогают ребенку усваивать новые сведения о природе.
«В 1926-1927 годах Бианки работал в отделе «Лесная газета на каждый год», в 1928 году вышла книга «Лесная газета на каждый год». В ней писатель имел главную цель — показать тесную, органическую связь природы и человека, вырастить своего читателя хозяином природы.
Детство Евгения Ивановича Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Первые уроки наблюдательности он получил в путешествиях по лесному краю вместе с отцом. Когда он стал художником-писателем, выразил их в ярких и точных образах. Главным мотивом всех произведений Чарушина является мотив единения человека с природой, выраженный словом и карандашом.
Дети в рассказах Е. Чарушина — тоже исследователи природы, а часто и ее ученики.
Уже первые произведения определили место Е. Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (изображающий животных) с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает и чувствует. У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение - «испуг, радость, сон». Внутреннее их состояние передаётся через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю».
«Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то ученого-натуралиста, то неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение, какими полон он сам - наблюдатель живой, бесконечно разнообразной природы [2, с. 325].
Рассказы и сказки К. Г. Паустовского о животных наполнены юмором и добротой. Писатель убежден в том, что общение людей с животными должно строиться на основе любви и уважения. «Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе — вот идеал К. Г. Паустовского» [2, с. 330].
Природа может поддержать человека, отвлечь от жестокой обстановки, укрепить силу духа. Приведем пример из книги Л. И. Агеевой и В. А. Лаврова.
«Хранитель» о судьбе С. С. Гейченко: «От тяжёлых мыслей меня снова и снова стала отвлекать чудодейственная картина сияющего бесчисленными звездами неба. Это зрелище с магической силой приковало к себе мой взор. То, что казалось мне полным крушением разваливающегося вокруг меня мира, стало принимать иные рамки.
Глядя на невиданную красоту тайги, на природу, «красою вечною сияющую», я стал приобретать душевное равновесие и покой. <...> Поразительное дело — душа сохранила способность откликаться на красоту мира, видеть её!» [1, с. 106].
В настоящее время появляются хорошие научно-популярные книги о природе, телевизионные передачи, специальные программы по сохранению редких животных (тигров, леопардов, дельфинов, китов и др.); созданы фильмы и телефильмы о белых медведях, пингвинах. Рассказы любителей о том, как для минутного снимка они по несколько часов караулят птицу.
Не азарт охотника-добытчика, а исследователя, наблюдателя, психологически мотивированного на сохранение природного мира, человека, чувствующего боль природы — это главнейшая задача сегодняшнего дня и на время дальнейшего существования жизни человека.
Авторы-составители учебно-методических комплексов по литературному чтению включили произведения названных авторов в хрестоматии для начальных классов, ввели в рекомендательные списки для самостоятельного чтения.
Литература
1. Агеева Л., Лавров В. Хранитель: Документальное повествование. Л.: Сов. писатель, 1990.
2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.
3. Неуймина Н. К. Природа и мы: Мера ответственности. Л.: Лениздат, 1982.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Советская Энциклопедия, 1973.
5. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 17. М.: Издательство «Художественная литература», 1975.