Научная статья на тему 'Охота не по правилам'

Охота не по правилам Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денис Волков

Алена Владимирская запустила первое в мире хедхантинговое агентство в Facebook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охота не по правилам»

Денис Волков

Охота не по правилам

Алена Владимирская запустила первое в мире хедхантинговое агентство в Facebook.

Беседовать с Аленой Владимирской — сплошное удовольствие. Журналисту отводится роль статиста. Сиди и слушай. О необходимости задать очередной «правильный» вопрос основательница проекта РгаШ напоминает сама: «Вы еще не спросили о моей заветной мечте. Так вот, хочу иметь домик в Чили на берегу моря, чтобы вокруг были горы, а рядом бегали пять кошек». Кажется, эта «домашняя заготовка» доставляет

йй Отсутствие финансовой «подушки» привело к тому, что агентство pruffi прописалось не на собственном сайте, а в социальной сети Расевоок

Владимирской не меньше радости, чем ажиотаж, сопровождающий ее коммерческое начинание.

«Все самые популярные персонажи российского Facebook ломали голову над тем, как конвертировать открывающиеся возможности в деньги. Ни у кого не получалось, а у меня вышло!» — не без задорного хвастовства говорит Алена. И добавляет, что теперь ее вполне можно возить по миру как автора удачного бизнес-кейса в самой крупной социальной сети. Повод для гордости действительно есть. Ведь Рга£А —

первое не только в России, но и в мире рекрутинговое агентство, нанимающее кандидатов «внутри» Facebook. «Вот вы не спросили, почему у нас даже сайта нет, а имеется только страничка в Facebook. Так вот, отвечаю: лень!» Еще одна заготовка и очередная порция задорного смеха. Правда, минуту спустя Владимирская уже серьезно объясняет: если можно что-то сделать с минимальными затратами, не поступаясь при этом эффективностью, лучше идти по самому простому пути. Зачем создавать сайт, если все нужные люди давно «сидят» в «Фейсбуке»?

За полгода через Рга£А нашли работу более 200 человек. Притом что значительная доля вакансий приходилась на руководящие должности. «Для кадрового агентства это очень много, — поясняет Алена. — В лучшем случае офлай-новые рекрутеры закрывают две-три топовые вакансии в месяц».

Послушаешь Владимирскую — так просто диву даешься. Как это все просто и лихо у нее получается! Сразу после запуска проекта клиенты буквально валом повалили. Ежедневно в копилку резюме попадают сотни писем, а точку безубыточности компания миновала практически мгновенно. И правда, как это прежде никому не пришло в голову начать вылавливать кадры для интернет-компаний в «естественной среде их обитания» — социальных сетях?

«Может быть, и не пришло, но уже приходит, — замечает основательница Pruffi. — Мне постоянно рассказывают истории о том, что уже запущен очередной похожий проект, который «всех порвет». Но как-то дальше разговоров дело не идет. Со стороны, наверное, кажется, что все это очень легко и повторить мой бизнес может каждый. Но это иллюзия. Мой рабочий день в среднем — 16 часов. И один выходной раз в две недели, когда я просто отсыпаюсь. «Повторить» можно что угодно. Другое дело, готовы ли вы к такой истории».

с горящими глазами

Почему именно хедхантинг? В течение нескольких лет Алена Владимирская занималась подбором персонала для холдинга Mail. Ru. А до того выпускница журфака МГУ трудилась в питерском издательском доме «Работа для вас».

В «Мэйле» Алену пригласили «поднимать» ресурс Работа@МаЦ. Ru. «Тогда это был полный ад, — вспоминает она. — 25-место среди рекрутинговых сайтов. Неживой проект! Но за год мы его вывели в лидеры. Правда, не по топовому, а по «народному» сегменту. Но все же...»

По словам Владимирской, все шло «просто прекрасно». Параллельно она занималась подбором персонала для компании в целом, а вскоре факультативная деятельность стала основной. И все-таки в середине прошлого

г

года Владимирская начала подумывать об уходе «на вольные хлеба».

— Понимаете, я — «пилот-ник», — объясняет она. — Но мне интереснее всего в начале любого проекта, а потом уже не так.

Возможно, свою роль в решении уйти из Mail.Ru сыграл и тот факт, что Владимирская часто посещала разного рода мероприятия, собиравшие стартаперов, чтобы подыскать перспективных кандидатов. Насмотрелась на других «пилотни-ков» — и решила попробовать свои силы. Уйти сразу не удалось. Не отпускали. Да и самой Владимирской это решение далось не без труда: «Сложно уходить из компании, которая стала твоей. А это была именно моя компания. Там работают такие же холерики, у них такое же видение мира. Это был не тот случай, когда можно было сказать: все, вы меня не любите, я ухожу, идите на фиг».

И все-таки ушла. «Пилотники» хотят сами сидеть за штурвалом.

Рынок, которого нет

Работая в Mail.Ru, Алена Владимирская постоянно пыталась вывести поиск некоторых вакансий на аутсорсинг. Собственно говоря, так поступают многие крупные компании, несмотря на наличие своего HR-департамента. Но, при кажущейся легкости задачи, выполнить ее не представлялось возможным. Виной тому — относительная молодость Рунета.

Да, российский сегмент Сети развивается вот уже более 15 лет, однако активная фаза роста, сопровождающаяся появлением десятков, а то и сотен новых веб-проектов, началась недавно. И серьезной экспертизы, особенно с точки зрения технических компетенций, в этой области ни у кого не было.

— Происходили действительно смешные случаи, — рассказывает Алена. — Скажем, у меня была открыта позиция в Mail.Ru, требовался руководитель проекта с опытом программирования на PHP. А мне предлагали людей с опытом программирования на любых других языках. Это примерно то же, что искать секретаршу со знанием китайского и получать предложения

нанять специалиста, владеющего вьетнамским или японским. Дескать, языки-то похожие!

Агентства, способного эффективно подбирать специалистов для интернет-компаний, в России не обнаруживалось. Тут-то и появилось решение: его нужно создать!

Люди как таковые были. Регулярно заглядывая на тусовки участников интернет-бизнеса, Владимирская каждый раз убеждалась: в России появился мощный пласт профессионалов. Просто о них никто не знал. Да и сами они, по разным причинам, не слишком стремились менять место работы. Тем временем Рунет рос. А вместе с ним — и спрос на кадры, удовлетворить который можно было только за счет молодых специалистов. Так и появилось агентство Pruffi. Вернее, «Талантинг», как именовался поначалу проект Владимирской.

В запуске принимал участие бизнес-партнер, в роли которого выступил известный сетевой антрепренер Аркадий Морейнис. Владимирская уверяет, что отношения с Морейнисом и ныне остались хорошими. И все-таки пришлось «разойтись». А заодно — сменить название агентства. «В один прекрасный момент, — поясняет предпринимательница, — приходится выбирать: либо ты делаешь свой бизнес, либо участвуешь в чужом».

Деньги на запуск имелись как раз «свои». Их было немного. Но и миллионы не требовались. Возможно, как раз отсутствие значительной финансовой «подушки» и вынудило Алену отказаться от создания собственного полноценного сайта и полностью сосредоточиться на Facebook и размещении баннеров на профильных ресурсах.

Баннеры, правда, были у Владимирской очень непростые. Кроме традиционных кратких описаний, в предложениях о вакансиях черным по белому были указаны размеры зарплат. Реклама мгновенно бросалась в глаза. Ведь суммы были совсем не маленькие. В итоге количество «лайков» и ссылок нарастало, как снежный ком.

Наличие четкого «ценника» Владимирская считала обязательным условием публикации ин-

££ у Алены Владимирской есть стимул сделать проект успешным. Ей хочется иметь домик в Чили на берегу моря. и чтобы рядом бегали пять кошек ■■

формации о вакансиях. И смело отказывала работодателям, не называвшим точный размер зарплаты. Маркетинговый ход? Не только. Основательница Pruffi уверена, что именно так должен строиться цивилизованный диалог между тем, кто предлагает работу, и теми, кто готов обсуждать условия ее выполнения.

Никакихлобстеров

За полгода существования агентство «закрыло» более 200 вакансий. Причем 80% клиентов приходило к Владимирской именно через Facebook.

Ноу-хау предпринимательницы — программа «Порекомендуй

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ #6 2011

13

г

кандидата и получи тысячу евро», ; которая уже сегодня помогает агент: ству находить две трети необходи-; мых специалистов. Здесь тоже все ; честно и открыто. Нашел нужного ; человека и тот подошел работода-; телю? Вот тебе деньги, заслужил! I — Pruffi — это, по сути, народ-I ный хантинг, — говорит Алена. — I Лучшие хантеры — это мы сами, I ведь мы отлично знаем свое окру-I жение. И в тот момент, когда видим ; открытую вакансию, можем поре; комендовать кого-то. Вот почему, : когда у меня собирается огромное : количество людей, которые начина: ют рекомендовать своих знакомых, ; а я их еще и всячески подстегиваю : деньгами, интересными ваканси-; ями и рейтингами, — в результате : начинается генерация большого ; объема действительно хороших

кандидатов. ; Еще одна «фишка» Pruffi — низ! кие, по сравнению с рынком, цены. I Так, если обычные агентства просят I за свои услуги, как правило, сум-I му, соответствующую нескольким ; ежемесячным окладам кандидата, I то Владимирская поначалу решила ; довольствоваться одним. А затем : (понимая, что всегда есть возмож-: ность «смухлевать» — ведь высокая зарплата выгодна как соискателю,

кк в безумной гонке участники рынка интернет-проектов не успевают тщательно оценивать специалистов, назначая зарплаты «с потолка» ■■

так и ей) «зафиксировала» ценник. Например, подбор финансового директора в крупную компанию стоит 250 тысяч рублей. А в небольшую — 150 тысяч. Откуда цифры? Алена говорит, что все расчеты строятся с опорой на понимание реальной маржинальности бизнеса в Рунете, знание практики отечественного рекрутинга и трезвую оценку сумм, которые работодатель готов платить за поиск сотрудника.

«А еще, — продолжает Владимирская, — мы боремся с практикой, когда хантер приезжает в до-

рогой машине, кормит кандидата в лобби-баре и долго с ним общается. Да, такой подход, наверное, имеет право на существование. Но мы — совсем другая история. У нас клиент не будет сидеть в лобби-баре. Мы либо приедем к нему сами, либо у нас в офисе предложим чай. Зато мы — быстрый и недорогой хантинг. А возможно, и более эффективный».

Понеслись клочки по заулочкам

— Индустрия Интернета серьезнейшим образом больна, — вздыхает Владимирская. — То, что происходит сегодня, — это самый настоящий «пузырь». И очень скоро он лопнет.

Странно слышать такие слова от человека, который, на первый взгляд, не только является частью этого «пузыря», но и всячески «поддувает» его, публикуя заоблачные для многих зарплаты.

— Я, конечно, ощущаю свою ответственность за то, что происходит, — признается Алена. — Но надо понимать, что, во-первых, мы — производная от бизнеса. А во-вторых, не нужно ориентироваться только на эксклюзивные зарплаты. Ведь большая часть кандидатов получает работу за куда меньшие деньги.

По мнению Алены Владимирской, складывающийся в Сети рынок испытывает фазу очень быстрого роста. Вот только рост этот не обеспечен кадровым базисом. Отрасль просто не может себе его позволить. За безумной гонкой участники рынка не успевают понять, как именно следует оценивать специалистов и какими должны быть адекватные зарплаты. Все это приводит к тому, что перспективный сегмент уже заполонила армия псевдопрофессионалов. Как следствие, настоящие специалисты и действительно разбирающиеся в онлайновом бизнесе люди становятся еще более востребованными. Так раскручивается зарплатный маховик.

Владимирская пытается в меру сил способствовать оздоровлению ситуации. В том числе — собирает данные о специалистах, которые не нужны сегодня, но могут срочно понадобиться уже завтра. Мало того, некоторые вакансии от старта-пов она публикует бесплатно. «Нам

принципиально важно отслеживать рынок и людей, — объясняет эти жесты доброй воли Алена. — Вот пришел человек. Он пока очень «маленький», на начальном этапе роста. Но мы начинаем его «вести». А я ставлю себе галочку: через полгода зайти и посмотреть, как он изменился с профессиональной точки зрения».

Владимирская признается: запуская собственное дело, она была уверена, что ко всему готова. Спустя полгода уверенности поубавилась. Зато усталости теперь хоть отбавляй.

Больше всего Алену гнетет груз ответственности. Ведь социальным хедхантингом до нее никто не занимался. А на первопроходцев, как известно, смотрят с пристрастием, подмечая каждый промах. «К тому же, — добавляет она, — я запускала дело на свои деньги, а не на средства инвесторов. У меня работает уже шесть человек. А им ведь зарплату каждый месяц платить нужно».

Но больше всего устает Алена Владимирская от клиентов. Хотя бывают случаи, которые явно можно отнести к категории «И смех и грех»:

— Половина четвертого утра. Звонок. Слышу голос человека, который вчера принял предложение о работе: «Алена, я вчера принял ваше предложение, а сейчас я боюсь. Что делать?» Ну что тут скажешь? Остается громко рявкнуть в трубку: «Спать!!!»

Что же, легких бизнесов, строго говоря, и не бывает. Особенно если есть Большая Цель. У Владимирской таковая имеется. Она хочет стать абсолютным лидером отрасли. Чтобы у компаний, ищущих нужных специалистов, не возникало сомнений, где их искать. Только у Владимирской. Только в РгиШ. А еще у предпринимательницы есть планы расширить сферу влияния и на другие социальные сети. Правда, будут это не «Одноклассники» или «ВКонтакте», а профильные «Мой Круг» и Linkedin.

«Мне хочется построить «системную историю», — говорит на прощание Владимирская. — Некий... масштабируемый бизнес. А потом уже можно и о домике в Чили с кошками подумать». ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.