Научная статья на тему 'Ограниченный суверенитет Российской Федерации как псевдогосударства?'

Ограниченный суверенитет Российской Федерации как псевдогосударства? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1948
182
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
Россия / Российская Федерация / суверенитет / национальный суверенитет / ограниченный суверенитет / государство / псевдогосударство / социальные провокации / социальный психоз. / Russia / Russian Federation / sovereignty / national sovereignty / limited sovereignty / state / pseudostate / social provocations / social psychosis.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Викторович Тонконогов

Статья посвящена деструкциям социального развития современной России как независимого государства. Автор обосновывает существование феноменов: «ограниченный суверенитет» и «псевдогосударство», которые могут применяться для характеристики в современных геополитических условиях состояния национального суверенитета Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24411/2073-3313-2019-10045
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Limited sovereignty of the Russian Federation as a pseudo-state?

The article is devoted to the destruction of social development of modern Russia as an independent state. The author substantiates the existence of phenomena: «limited sovereignty» and «pseudo-state», which can be used to characterize in new geopolitical conditions of the state of national sovereignty of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ограниченный суверенитет Российской Федерации как псевдогосударства?»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10045

ОГРАНИЧЕННЫМ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК ПСЕВДОГОСУДАРСТВА?

Александр Викторович ТОНКОНОГОВ, профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, академик РАЕН, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»

E-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена деструкциям социального развития современной России как независимого государства. Автор обосновывает существование феноменов: «ограниченный суверенитет» и «псевдогосударство», которые могут применяться для характеристики в современных геополитических условиях состояния национального суверенитета Российской Федерации.

Ключевые слова: Россия, Российская Федерация, суверенитет, национальный суверенитет, ограниченный суверенитет, государство, псевдогосударство, социальные провокации, социальный психоз.

Annotation. The article is devoted to the destruction of social development of modern Russia as an independent state. The author substantiates the existence of phenomena: «limited sovereignty» and «pseu-do-state», which can be used to characterize in new geopolitical conditions of the state of national sovereignty of the Russian Federation.

Keywords: Russia, Russian Federation, sovereignty, national sovereignty, limited sovereignty, state, pseudostate, social provocations, social psychosis.

Если подходить к вопросу о сущности суверенитета вообще и государственного национального суверенитета, в частности, то тезис о его (суверенитета) ограниченности выглядит, по сути, абсурдным. Однако, можно ли считать страну, не способную, например, уйти от финансового контроля извне, действительно суверенным государством?

Суверенитет — это полная независимость государства от других стран во внутренних делах и внешних отношениях1. То есть суверенитет — это императивный признак самостоятельности государства, характеризующийся реальной способностью национальных органов власти принимать любые внутриполитические и внешнеполитические управленческие решения без диктата и консультаций с какими то ни было акторами международных отношений (другими государствами, политическими коалициями, неформальными организациями или транснациональными корпорациями и банками). При этом национальный суверенитет предполагает обязательную реализацию права нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, территориальную целостность и экономическую независимость2.

Все ли государственно-национальные образования, в том числе входящие в ООН, обладают такой независимостью?

Полагаем, что это, разумеется, не так; об этом каждый день истерично твердят научные эксперты, политики, ведущие всех средств массовой информации России с государственным участием в отношении современной Украины. К сожалению, ее ограниченный суверенитет — это факт. А если вспомнить прозападные режимы в странах Латинской и Центральной Америки, Африки и Восточной Европы, то вопрос о существовании феномена ограниченного суверенитета становится просто риторическим.

Таким образом, суверенитет государства может быть ограниченным: de jure существующим, а de farto не реализованным. Особенно это касается государственных образований, фактически латентно находящихся под контролем других стран и народов, которые мы называем псевдо-государствами3.

Ограниченный суверенитет государства (ограниченный государственный суверенитет) — геополитическое положение страны в мире, которое характеризуется формальной юридической независимостью от других государств и наций в соответствии с нормами международного права,

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

но фактической невозможностью принимать на уровне легитимной власти самостоятельных стратегически важных управленческих решений во внутренней и внешней политике без санкции контролирующих акторов глобальных геоконкурентных отношений (других государств, транснациональных банков, компаний, преступных организаций и / или неформальных финансово-экономических структур).

Государство в общепринятом смысле — это политическая форма организации общества во главе с правительством и другими органами (исполнительными, законодательными, судебны-ми)4, которые легитимно реализуют властные полномочия, обеспечивая охрану социального порядка на определенной территории.

Государство — это законно утвержденная на определенной территории политическая форма организации общества, делегирующего властные полномочия во всех сферах социальных отношений правительству и другим органам исполнительной, законодательной, судебной власти, контролирующим друг от друга, независимым от правительства и государственных органов других стран, финансовых и иных формальных и неформальных организаций, юридических и физических лиц.

Если же данные требования не соблюдаются, то вести речь о феномене государства, имеющего реальную внутриполитическую и внешнеполитическую самостоятельность нельзя. В случае полной или частичной утраты независимости во внутренней и (или) внешней политике государство деградирует до уровня псевдогосударства.

Псевдогосударство — это национальное и (или) транснациональное социально-политическое и (или) экономико-финансовое социальное образование, имеющее официальный статус суверенного государства, обладающее собственной территорией, осуществляющее властные полномочия через легитимные законодательные, исполнительные и судебные (или заменяющие их) органы, но реально не имеющее возможности из-за финансово-политической и (или) военной, духовной (информационной, культурной, научно-образовательной, идеологической, религиозной) зависимости проводить самостоятельную внутреннюю (включая назначение высших должностных лиц) и внешнюю (в том числе в ущерб национальным интересам) политику как в тактической, так и в стратегической перспективе.

Псевдогосударства, находясь в прямой (чаще всего латентной) экономико-политической зависимости от других стран, финансовых и иных формальных и неформальных организаций, по-

зволяют последним проводить свою гегемонис-тскую политику в отдельных регионах мира или в глобальном масштабе. При этом цинично используется потенциал международных организаций, в том числе ООН, в которой также представлены и псевдогосударства, поддерживающие как вассалы по указанию стран-диктаторов, прикрывающихся демократической риторикой, выгодные для наций-гегемонов решения.

Многие исследователи не без основания полагают, что Российская Федерация приобретает черты, по сути, псевдогосударства с ограниченным суверенитетом.

В частности, доктор экономических наук, профессор МГИМО В.Ю. Катасонов указывает на то, что: «российский ЦБ находится под контролем ФРС и американского казначейства... Наши внешнеполитические инициативы не подкреплены экономическим тылом, он не защищен. Мы по-прежнему в состоянии комы. Риторика антиамериканская, а дела — проаме-риканские»5. Страну чиновники «кормят сладкими» макропоказателями. «При этом либералы готовы отказаться от суверенитета страны»6.

Если при анализе геоположения современной России учитывать «завещание» Зб. Бжезин-ского по дальнейшему развалу нашей страны, то все, что происходит сейчас, — абсолютно логично7. Поэтому напряжение вокруг и внутри Российской Федерации существенно и неуклонно нарастает. Например, то, что происходит сейчас в России в системе социального в целом и государственного управления, в частности, уже трудно назвать просто административным идиотизмом и абсурдом — это во многих случаях социальные провокации.

Социальная провокация — это осознанные или непреднамеренные, но непрофессиональные действия должностных лиц, представляющих законодательную, исполнительную, судебную и муниципальную власть, использующих несовершенство международных, федеральных, региональных, в том числе ведомственных правовых и нормативных актов, для принятия управленческих решений, которые приводят к ограничению прав и свобод граждан или фактической невозможности их реализации в определенный период времени и на конкретной территории.

Как еще можно назвать антисоциальные инициативы должностных лиц (в частности, увеличение количества и размеров налогов для физических лиц) в ситуации, когда реальная зарплата граждан ввиду привязки стоимости многих товаров к курсу доллара и евро за последние годы упа-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ла больше чем в три раза. При этом «менее 10% россиян владеют более 50% всех активов: недвижимость, деньги в банках, акции предприятий»8. Но все платят одинаковые налоги, даже люди, получающие унизительно мизерную зарплату. Разве это не социальный садизм и провокация, цель которых нагнетание социального психоза?

Социальный психоз — деструктивное (разрушающее душевное здоровье) психоэмоциональное состояние, деформирующее сознание отдельных общественных групп и общества в целом, дестабилизирующее отношения между людьми, личностью и обществом, обществом и государством. Нагнетание социального психоза заключается в преднамеренном (основанном на преступном использовании управленческих полномочий) или неумышленном (основанном на непрофессионализме) формировании в обществе гнетущей психоэмоциональной атмосферы посредством организации, в том числе через бездействие государственных институтов и конкретных должностных лиц, комплексного и системного проявления недостатков государственного управления с целью усиления эффекта от имеющихся и возможных социальных деструк-ций посредством социальных провокаций.

Все это происходит на фоне пафосной риторики о патриотизме. В понимании элиты именно малообеспеченные граждане должны стойко нести бремя спасения нашего многострадального Отечества, должны терпеть низкие зарплаты и пенсии, и все это в то время, когда элита продолжает по-прежнему увеличивать свои капиталы и куршавелить.

«Совокупное состояние 28 российских миллиардеров за первые семь месяцев 2017 г. выросло на 9,756 миллиарда долларов», — подсчитало агентство Блумберг в своем мировом индексе богачей9. При этом Центральный Банк, не являясь государственным органом Российской Федерации, фактически предпринимает все меры для защиты интересов международных финансовых спекулянтов в ущерб стимулирования кредитования малого, среднего бизнеса и граждан в контексте развития российской экономики, поддерживая губительную финансовую политику, основанную на высоких процентных ставках по кредитам с целью извлечения суперприбыли в кратчайшие сроки узкой группой финансовой банковской элитой России в их сговоре с высшими должностными лицами. В этих условиях Российская Федерация, несмотря на показательную внешнеполитическую активность, стремительно деградирует до уровня псевдогосударства.

Почему происходят вышеуказанные деструкции в общественной жизни современной России?

К сожалению, ответ очень прост, жесток и трагичен. Многие представители российской элиты уже находятся под контролем спецслужб других государств. Следовательно, процесс деградации национальной государственности Российской Федерации, к сожалению, уже начался, и латентно участвуют в нем представители российской элиты, размещая свои финансовые активы за рубежом и отправляя туда родственников, предавая тем самым национальные интересы.

Таким образом, на данный исторический момент Российская Федерация фактически обладает лишь ограниченным суверенитетом, по крайней мере, в области социальной защиты населения (как нас именуют современные чиновники, подчеркивая этим, что мы не такие же, как они граждане, так как мы реально не обладаем равными правами с элитой10); финансов (банки работают под контролем международных валютных спекулянтов) и экономического развития (реализуется неэффективная модель олигархического капитализма, навязанная странами Запада во главе с США).

Реальное изменение ситуации возможно только в контексте скорейшей смены неэффективной антисоциальной экономической модели дикого олигархизма — олигархо-монополистического капитализма на модель народного капитализма11.

1 Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. С. 478.

2 Там же.

3 Тонконогов A.B. Псевдогосударства как акторы современной глокализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6

4 См., напр.: Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М.: Рус. яз., 1993. С. 98.

5 Рязанов С. Вертикаль мировой закулисы // Аргументы недели. 2017. № 35 (577). С. 9.

6 Сивков К. Для начала — переворот. Гражданская война в России активизирует патриотическую оппозицию // Военно-промышленный курьер. 2017. № 35 (699). С. 4.

7 Бжезинский 36. Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: АСТ, 2014.

8 Цит. по: Чуйков A. Налог на жизнь // Аргументы недели. 2016. № 13 (504). 7 апр. С. 6.

9 Проценко A. Российские миллиардеры стали богаче // https//rg.ru/2017/08/02

10 См. напр.: Зорькин B. Буква и дух Конституции // Рос. газ. Федеральный вып. 2018. № 7689 (226).

11 Тонконогов A.B. Криминальная капиталистическая революция и дикий олигархизм в современной России. М.: РГАУ-МСХА, 2017.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.