Научная статья на тему 'Псевдопатриотизм как деструктивная идеология современной России'

Псевдопатриотизм как деструктивная идеология современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2124
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
идеология / деструктивная идеология / социальная идеология / патриотизм / псевдопатриотизм / современная Россия / Российская Федерация / социальная справедливость / ideology / destructive ideology / social ideology / patriotism / pseudo-patriotism / modern Russia / Russian Federation / social justice

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Викторович Тонконогов

В статье обосновывается авторская дефиниция «социальная идеология»; раскрывается деструктивная сущность ложной идеологии — «псевдопатриотизма», который агрессивно пропагандируется в современном российском обществе, несмотря на низкий уровень благосостояния большинства граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pseudo-patriotism as a destructive ideology of modern Russia

The article substantiates the author's definition of «social ideology»; reveals the destructive essence of false ideology — «pseudo-patriotism», which is aggressively promoted in modern Russian society, despite the low level of welfare of the majority of citizens of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Псевдопатриотизм как деструктивная идеология современной России»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10188

ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Александр Викторович ТОНКОНОГОВ, профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, академик РАЕН, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности» E-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

Аннотация. В статье обосновывается авторская дефиниция «социальная идеология»; раскрывается деструктивная сущность ложной идеологии — «псевдопатриотизма», который агрессивно пропагандируется в современном российском обществе, несмотря на низкий уровень благосостояния большинства граждан Российской Федерации.

Ключевые слова: идеология, деструктивная идеология, социальная идеология, патриотизм, псевдопатриотизм, современная Россия, Российская Федерация, социальная справедливость.

Annotation. The article substantiates the author's definition of «social ideology»; reveals the destructive essence of false ideology — «pseudo-patriotism», which is aggressively promoted in modern Russian society, despite the low level of welfare of the majority of citizens of the Russian Federation.

Keywords: ideology, destructive ideology, social ideology, patriotism, pseudo-patriotism, modern Russia, Russian Federation, social justice.

Начиная с 2000-х годов в своих выступлениях и работах мы научно обосновываем необходимость и возможность формирования в современной России единой, принятой значительной частью россиян1 социальной идеологии патриотизма2, являющейся реальной ценностной системой для большинства граждан Российской Федерации в ее исторической ретроспективе, настоящем и будущем.

Социальная идеология — это система политически ориентированных идей и взглядов, выражающих сформированное естественно-исторически (без прямого участия государственных институтов) мировоззрение различных социальных групп и (или) пассионарного большинства общества, ориентированных на защиту личных прав и свобод, сохранение или создание суверенного государства-нации, определение стратегических направлений развития страны и общества.

Социальные идеологии достаточно разнообразны, так как отражают мировоззренческие императивы людей, имеющих, в том числе, диамет-

рально противоположные взгляды. В современной России их как минимум семь:

1. Рыночный либерализм — с его склонностью к дикому олигархизму3.

2. Интеллектуальный космополитизм — тех, кто считает себя и своих близких — гражданами всего Мира.

3. Социальный утопизм (коммунизм) — определенной части граждан, получавших в советский период развития России минимум гарантированных благ, вне зависимости от умственных способностей, умения и желания трудиться.

4. Социальный анархизм — т.е. анархизм, категорически не отрицающий институт государства как таковой, позволяющий маргинальным лицам жить в своем микромире, официально не участвуя в общественных процессах.

5. Социальная демократия — предполагающая справедливое распределение национальных ресурсов между всеми стратами общества (народный капитализм).

6. Конфессионально-культурный национализм — самоидентификация этнических групп через ра-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

дикальную пропаганду национальной культуры, открытое и порой вычурное отправление религиозного культа.

7. Криминальный плюрализм — объединяющий граждан, склонных жить не в рамках легитимного права, а по неформальным правилам (понятиям), которые для них более удобны, ясны и выгодны.

Все эти социальные идеологии, включая последнюю, спонтанно и естественным образом формирующиеся и уже окончательно сформированные в российском социуме, — объединяет один общий признак: большинство людей, вне зависимости от их отношения к закону, представителям других национальностей, конфессий и т.д., все же являются патриотами России, хотя понимают патриотизм часто достаточно специфично. Однако это последнее обстоятельство можно и нужно исправлять посредством внедрения конструктивных форм патриотического самосознания в современном российском обществе. Но очень опасно превращать данный процесс в культивирование ложного ура-патриотизма: псевдопатриотизма.

Псевдопатриотизм выражается в необоснованном сглаживании негативных аспектов социальной жизни, преувеличенном восторге от отечественных достижений, в том числе в сфере государственного управления, несмотря на реально существующие деструкции. В частности, в России это действительно катастрофическое расслоение населения по материальному статусу. «Создается впечатление, что ставка на патриотизм сделана в тот момент, когда надежды на рост экономики и благосостояния граждан окончательно развеялись»4. Кроме пышного словоблудия о роли России в Мире, и о ее будущем, обществу нужны реальные стратегические и тактические цели и задачи, понимаемые и воспринимаемые большинством. Сейчас это более чем актуально, так как западные страны вступили с нами в жестокую схватку за ресурсы, которыми богата Арктика5.

В современных же условиях россияне объединяются не общими идеями и задачами: нас все больше соединяет духовный нигилизм, социальная апатия и прогрессирующая антисистемная депрессия. Назревает социальный кризис — деструкция, при которой существующим экономическим и политическим положением в государстве недовольны по разным причинам большинство страт общества. Это результат действия выбранной финансово-политической элитой модели — олигархического капитализма.

В данном контексте необходимо напомнить, что только многонациональный народ является единственным источником власти в Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Конституции). Следовательно, такой важный вопрос, как выбор стратегической модели развития должен решаться на общенациональном референдуме (п. 3 ст. 3 Конституции). Сами россияне имеют право и должны выбрать: олигархизм в какой-либо модификации (государственно-монополистический, финансово-бюрократический, милитаризованно-патри-отический, полицейско-тоталитарный и т.п.); или народный капитализм6, предполагающий справедливое распределение социальных благ посредством участия всех граждан России в реальной приватизации национального достояния через многопрофильное акционирование.

Существующая в современной России оли-гархо-бюрократическая система (по сути антисистема7) во главе с Президентом реально защищает интересы только богатых и супербогатых. Для этого создан сложный механизм коррумпированных отношений законодательной, исполнительной, судебной власти и общества. В этой ситуации идеологию патриотизма невозможно формировать, особенно когда одни бравируют своим неадекватно высоким непонятно откуда появившимся капиталом; а другим в это же время советуют: «Денег нет сейчас. Вы держитесь»8 и повышают налоги, штрафы, пенсионный возраст, но не уровень жизни. При этом без проведения референдумов, т.е. без разрешения российского народа, списывают государственные долги других стран9; бездарно разбазаривают госсредства в геополитических авантюрах.

Самым ярким постсоветским примером является ситуация с Украиной. Именно поэтому последние годы в СМИ нарастает истерия, направленная на сокрытие политического и финансового провала нашей внешней политики в этой стране. «В коррумпированную экономику незалежной Россия вложила 200 миллиардов долларов ... А американцы — всего пять миллиардов. Но они инвестировали их в идеологию и переформатирование сознания населения»10. Поэтому мы остались (по мнению украинцев) все еще что-то им должны, а американцы стали им друзьями. Это аномально, глупо, но это факт (похожая ситуация, к сожалению, складывается сейчас и с Белоруссией)! Удивляться этому не стоит, так как граждане самой России находятся в не менее дестабилизированном сложном социально-психологическом состоянии. У людей нет веры во власть: в то, что она ведет страну

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

к системному благополучию под пламенные речи о патриотизме.

На самом же деле осуществляется пропаганда псевдодемократии и псевдопатриотизма в различных изощренных модификациях. Ярким примером является открытая попытка навязать российскому обществу идеологию «путинизма», носителем которого должен стать некий «глубинный народ» (хорошо хоть не население как последние четверть века называли россиян). Но почему глубинный? Видимо,- это тот самый народ, пребывающий в глубине своего тотального невежества и лени, на который сделана ставка идеологов олигархического капитализма в современной России11. Что ж, в принципе, такого народа и у нас, и в других странах Мира, конечно, хватает. Но хочется напомнить, что социальные изменения происходят не благодаря, а вопреки дремучему народу, посредством деятельности пассионариев, чей инстинкт достижения цели превалирует над страхом перед смертью. Именно такие социальные прогрессоры являются движущей силой Истории. В любом государстве они составляют подавляющее меньшинство (полагаем, от 10 до 25%). Однако их социальная энергия способна менять не только политическую конфигурацию в общественных системах, но полностью разрушать, казалось бы, эффективные модели социально-экономической и духовной организации, как это уже было в России в 1917 г.; а также всего лишь около 30 лет назад.

Пропаганда исключительности и величия какого-то одного политического, религиозного или иного лидера на государственном уровне — это антиконституционная попытка подрыва демократии, направленная на возвращение российского общества в архаику не только советского прошлого; но даже, можно сказать, жестокого средневековья. К сожалению, современные социальные условия по многим параметрам напоминают прошлые времена, предшествовавшие тяжелым общественным потрясениям. Как и тогда, в постсоветской России наблюдается психолого-идеологический кризис, характеризующийся оторванностью высшей бюрократии и бизнеса от сограждан.

Исследователи констатируют, что «больше всего ... задевает откровенный антипатриотизм российского капитала ... Если человек — патриот, пусть и очень состоятельный, он никогда не будет зарабатывать здесь, а вкладывать там»12. Данный факт не просто раздражает общество, а ведет к социальному взрыву, который, как гнойный нарыв, может прорваться в любой момент

социального напряжения. Поэтому в существующих условиях пропаганда патриотизма часто формальна и неэффективна. Кроме того, болон-ская система образования и бесконечно «реформируемая» наука, программная политика средств массовой информации, пропагандирующих агрессию в отношении отдельных стран и народов при умалчивании собственных нарастающих проблем, вызывающее поведение элиты — все это не способствует росту патриотических настроений Россиян.

Следует также особо подчеркнуть, что упование многих одиозных политиков и ура-патриотов на традиционные конфессии, которые могут учениями своих религий якобы заменить государственную идеологию и выступить как альтернатива общенациональной идеологии — опасно и деструктивно.

Во-первых, даже традиционных конфессий несколько, и они находятся в латентной конкуренции друг с другом.

Во-вторых, говорить о религиозном учении как альтернативе социальной идеологии в светском государстве — просто не конституционно. При этом особо хочется напомнить: «Когда рушилась империя, Церковь никого не смогла сплотить и примирить ... А священников сбрасывали с колоколен не мамелюки и не орки, а русские крещёные люди»13.

Опасная тенденция также заключается и в том, что общество не верит в возможность мирного протеста, способного принести реальную пользу — изменить ситуацию к лучшему. «По данным «Левада-Центра», 74% опрошенных считают маловероятным массовые выступления против падения уровня жизни»14, и это явно не потому, что подавляющее большинство довольно уровнем своей жизни. Причина такой позиции — духовная и, как следствие, — политическая апатия и нигилизм, недоверие к власти и элементарный страх.

Иными словами, боязнь неизбежных репрессий со стороны тех неуязвимых чиновников и бизнесменов, которых «не сдают». Вместе с тем ст. 31 Конституции России безо всяких оговорок и ограничений провозглашает: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»15. Кто-то видит в данной статье указание на получение обязательного согласия и разрешения от каких бы то ни было властей?!

При этом следует напомнить, что Конституция является Основным законом прямого действия!

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

И все же, несмотря на все очевидные и латентные деструкции общественной жизни, единство социальных идеологий в современной России на основе императива патриотизма — реально и возможно в контексте формирования новой социально-экономической модели — народного капитализма.

В условиях же существующего олигархического капитализма, следствием которого является рост вопиющего дисбаланса в распределении материальных и духовных благ, само использование ментальной расположенности россиян к патриотизму может привести к эффекту усиления чувства социальной справедливости и, как следствие, к началу активной и социально оправданной, открытой борьбе различных страт общества за свои национальные, гражданские и общечеловеческие права. К этому уже ведет пропаганда деструктивной идеологии псевдопатриотизма (ура-патриотизма), что является, по сути, явной социальной провокацией16, дестабилизирующей российское общество до состояния социального психоза17, тем самым угрожая самой сущности и целостности российской государ-ственности18.

1 Тонконогов A.B. Россияне как политический суперэтнос // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1.

2 См., напр.: Тонконогов A.B. Патриотизм как идеология современной России // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 5;

Тонконогов A.B., Шелудъко Ю.Л. Социальная идеология современной России: Монография. М.: РГАУ-МСХА, 2017.

3 Тонконогов A.B. Криминальная капиталистическая революция и дикий олигархизм в современной России. М.: РГАУ-МСХА, 2017.

4 Терентъев Д. Патриоты «под ключ» // Аргументы недели. 2016. № 24 (515). С. 4.

5 Вяткин Я. Москва готовится к битве за Арктику // Аргументы недели. 2014. № 34 (426). С. 12.

6 Тонконогов A.B. Народный капитализм: стратегическая модель социально-экономического развития современной России // Закон и право. 2014. № 5.

7 Тонконогов A.B. Антисистемные тенденции в системе государственного управления современной России // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 3.

8 Послание премьера Дмитрия Медведева российским пенсионерам // Аргументы недели. 2016. № 20 (511). С. 1.

9 По разным оценкам, за последние 25 лет Россия простила долги более чем 20 государствам на сумму от 120 до 145 млрд долл. США. Точная информация от россиян скрывается.

10 Фаличев О. Импортозамещение в головах // Военно-промышленный курьер. 2015. № 45 (611). С. 3.

11 Или же это прямое указание на неформальные структуры (кланы), которые реально влияют на распределение материальных и духовных благ в обществе, существующие в любой социальной, в том числе политической и финансовой, организации?

См., напр.: Aфанаcъев В.Г. Формальные и неформальные структуры / Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. С. 171—177.

12 Поляков Ю. Цинизм как семейная ценность // Слово.

2016. № 14 (923). С. 2—3.

13 Терентъев Д. Верится с трудом. Может ли православие стать фундаментом для единения нации // Аргументы недели. 2016. № 19 (510). С. 8—9.

14 Не до митингов. Большинство граждан не хотят участвовать в акциях протеста // Рос. газ.: неделя. 2016. № 96 (6964). С. 4.

15 Конституция РФ. Офиц. текст с историко-правовым комментарием. М.: Норма, 2008. С. 14.

16 Тонконогов A.B. Социальные провокации и административный коллапс как угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2016. № 1.

17 Тонконогов A.B. Социальный психоз или вопросы совершенствования государственного управления в современной России // Социально-гуманитарные знания.

2017. № 2.

18 Тонконогов A.B. Россия-21: конфедерация? // Закон и право. 2019. № 1.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.