Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТУПЛЕНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ ПРОХОЖДЕНИЕМ'

ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТУПЛЕНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ ПРОХОЖДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционное право / государственная гражданская служба.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филимонова Н.Е.

В статье исследуются конституционные права граждан, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ и их ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТУПЛЕНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ ПРОХОЖДЕНИЕМ»

УДК 347.2

Филимонова Н.Е.

Институт права Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТУПЛЕНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ

ПРОХОЖДЕНИЕМ

Аннотация. В статье исследуются конституционные права граждан, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ и их ограничения.

Ключевые слова: конституционное право, государственная гражданская служба.

Filimonova N.E. Institute of Law Tolyatti State University Russia, Tolyatti

LIMITATIONS OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS RELATED TO ADMISSION TO THE STATE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS PASSAGE

Abstract. The article examines the constitutional rights of citizens related to entry into the state civil service of the Russian Federation and their limitations.

Key words: constitutional law, state civil service.

Конституция Российской Федерации высшей ценною в государстве признает права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ определяет основы правового положения личности, учитывая концепцию естественных и неотчуждаемых прав и свобод. Государство обязано признавать права и свободы человека и гражданина и оберегать их всеми возможными средствами [11].

В то же время установление прав и свобод человека как высшей ценности в государстве вовсе не означает, что такие права и свободы являются неограниченными и что человек может освобождаться от ответственности перед другими людьми, так как реализация прав и свобод всегда в рамках общественной жизни сталкивается с индивидуальными и публичными интересами.

Для того чтобы власть не выходила за пределы установленных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина, санкционируются некоторые ограничения прав личности, которые, тем не мене, должны быть четко сконструированы и конкретизированы в рамках действующего законодательства, должно быть указано в каких целях допускается такое ограничение прав и свобод и при каких конкретных обстоятельствах они могут ограничиваться, в какой степени и форме [3, с.34].

Как известно в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы могут ограничиваться федеральным законодательством, но лишь в той мере и в том объеме, которые необходимы для защиты конституционного строя России, нравственности, здоровья и законных интересов. Тем самым ограничения прав и свобод могут быть установлены исключительно для достижения целей общесоциального характера, в том числе и для целей обеспечения безопасности от внутренних и внешних угроз [11].

Федеральное законодательство сегодня предусматривает определенные ограничения прав и свобод в отношении государственных гражданских служащих. Конституционный суд Российской Федерации по этому вопросу отмечает, что профессиональная и служебная деятельность таких субъектов имеет свою специфику, ввиду чего федеральный законодатель имеет право установить особые правила в их отношении, в том числе и некоторые ограничения, которые обусловлены статусом данных лиц в государстве.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», закреплено, что правовое положение государственного гражданского служащего, в том числе и субъекта РФ, предусматривает определенные ограничения, а также их отдельные обязанности и правила деятельности. Сегодня законодатель привел достаточно полный перечень таких ограничений, однако следует сказать, что в случае введения каких-либо новых ограничений будет вставать вопрос об их допустимости и конституционности [23].

Основной проблемой установления ограничений в отношении рассматриваемой категории субъектов является определение пределов их свободы, сегодня в полной мере нельзя говорить о том, что установленные в отношении рассматриваемой категории лиц пределы, в полной мере способствуют эффективности их деятельности и позволяют снижать коррупционные риски. К проблеме следует отнести и незначительное число исследований в этой сфере. Чаще всего под исследования в целом, попадают права и свободы человека, безотносительно к тому является он или нет гражданским служащим, деятельность которых урегулирована отдельными законодательными актами, что предполагает необходимость исследования ограничений, устанавливаемых в их отношении для выявления их

обоснованности и внесения предложений, которые могут действительно повысить эффективность их деятельности, что и указывает на актуальность темы представленного исследования [15, с. 351].

В научной литературе ограничения прав рассматривают с точки зрения пределов их действия, то есть установления определенных границ. Так, есть точка зрения, что ограничения прав - это установление определенных границ, в пределах которых субъекту разрешается действовать, тем самым ограничиваются пределы действия субъекта в определенных рамках [13, с.102].

Однако есть мнение, что пределы ограничения и само понятие ограничений следует между собой разграничить. Так, Е.В. Гончаров пишет, что довольно сложно бывает разграничить ограничение прав и границы осуществления предоставляемых прав [4, с. 25]. Необходимо считать, что говорить необходимо как раз о пределах осуществления права, а не об ограничениях. В частности, конституционное право гражданина на предпринимательскую деятельность не предполагает права реализовать некачественную продукцию, такие действия как раз и являются выходом субъекта за рамки пределов права, что не является ограничением.

Есть точка зрения, что пределами ограничения конституционного права необходимо признавать совокупность сложившихся в обществе критериев и ориентиров, которыми указывают на границы пользования гражданами, предоставленными им конституционными правами, то есть имеем дело тут с границами поведения лица в обществе. Ограничение же прав граждан является определенным изъятием существующего правомочия субъекта для целей общего блага [2, с. 50].

Необходимо поддержать позицию, которая высказывалась и ранее многими ворами, так как ограничения прав и пределы такого ограничения принципиально между собой отличаются самой сутью данных категорий [1, с. 11].

Ограничение является внешним запретом, его установить может только государство для конституционно значимых целей, тем самым ограничение - это нормативное сужение круга возможностей субъекта, особенно того, который действует в сфере публичной власти, что в целом необходимо для соблюдения баланса интересов. Пределы же или границы такого ограничения обуславливаются действительным содержанием права в сложившихся в определенный момент времени условиях. Такие пределы содержит ряд положений Конституции РФ, и они по своей природе будут отличаться от ограничения основных прав [6, с. 137].

Любое нарушение пределов права является выходом субъекта за рамки нормального содержания самого права, когда субъект пользуется предоставляемыми ему правами недобросовестно.

Само понятие ограничения права довольно тесно связано с юридическими обязанностями. Например, по законодательству

налогоплательщик не имеет права распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы должна быть внесена в бюджет в качестве налога, а субъект несет обязанность периодически перечислять налоговые платежи в государственный бюджет [7, с. 47].

Если в широком смысле рассмотреть ограничение прав, то действительно между ограничениями и обязанностями будет заметна непосредственная связь. Обязанность субъекта воздерживаться от определенных видов своего поведения, является, с другой стороны, обязанностью совершать позитивные действия, то есть обязанный субъект должен поступаться определенным объемом своих прав.

Очень часто ограничение прав связывают с юридической ответственностью, так как, например, любое наказание будет являться ограничением прав субъекта, например, лишение гражданина свободы ограничивает его личную свободу, предоставленную ему Конституцией РФ, кроме того огранивается его право на свободное передвижение.

Тем самым само понимание юридической ответственности предполагает ограничение тех либо иных прав, например, ограничение по военной службе или лишение специального права и пр.

В рамках административного права также отмечается, что применение в отношении субъекта любой меры административной ответственности является ограничением его конституционных прав, однако такие ограничения могут иметь место исключительно в случаях, прямо установленных Конституцией РФ.

В словаре русского языка понятие ограничение, означает ставить в какие-то рамки, ограничение права действия. Ограничение, по сути, является гранью удержания кого-либо в определенных рамках, правило, ограничивающее право, действие по стеснению определенными условиями или лимитирование сферы деятельности [9, с. 91].

Тем самым если исходить из таких понятий, то не только ответственность или обязанность могут рассматриваться как ограничение. К примеру, законодатель может устанавливать определенные условия использования того либо иного права, к примеру, в нашему случае, это будет максимально возможный возраст, который дает субъекту право поступить на службу или требование владения государственным языком. Если обращаться к широкому подходу, то это будет ограничение конституционных прав граждан. В связи с этим в литературе предлагается разграничивать ограничение прав и свобод и регулирование прав и свобод. Регулирование является объективной неизбежностью [10, с. 107].

В ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, установлены запреты, многие из которых являются как раз ограничением прав и свобод в конституционном понимании данного термина [14, с. 100].

В частности, к ограничениям, которые являются пределами конституционных прав, следует отнести:

- отказ пройти процедуру оформления доступа к государственной тайне;

- предоставление сведений либо документов, которые не соответствуют действительности и, по сути, валяются подложными;

- непредставление гражданином сведений о своем материальном положении или предоставление таких сведений, но не соответствующих действительности, в том числе и об обязательствах, носящих имущественный характер;

- утрата доверия.

Отдельные ограничения следует рассматривать как условия реализации, а именно:

- выход из гражданства РФ.

И только все остальные условия действительно будут в классическом понимании этого слова ограничениями конституционного права граждан на равный доступ к службе в государственных органах.

Применительно к теме исследования мы рассмотрим только те ограничения, которые могут быть прямо связаны с рассматриваемыми нами ограничениями, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина.

Подобного рода ограничений с определенной долей условности, по нашему мнению, можно выделить семь, а именно [8, с. 260]:

- признание недееспособным или ограниченно дееспособным;

- осуждение к наказанию, что исключает возможность исполнять свои обязанности по службе, по приговору, который вступил в законную силу;

- наличие у лица заболевания, которое препятствует ему проходить службу;

- близкое родство либо свойство, что приведет к тому, что родственники будут находиться в подчинении друг у друга;

- вступление гражданина в отношения с иным государством, посредством принятия его гражданства;

- наличие у гражданина гражданства иностранного государства;

- признание факта, что лицо не прошло в установленном законодательством порядке военной службы, и при этом гражданин не имел для этого никаких оснований, предусмотренных законом.

Очевидным фактом сеть то, что большая часть ограничений, в том числе и установленных в отношении государственных гражданских служащих, тем либо иным образом затрагивают экономические права и свободы граждан. Связано это, по нашему мнению, с необходимостью осуществят противодействие коррупции в рядах государственных

служащих и не допускать использование такими лицами своего положения по службе [2, с. 50].

Что касается личных прав, то человек приобретает таковые, как только рождается. Если кто-либо начинает ограничивать данные права, то это прямо затрагивает конкретно взятую личность.

Тем самым сегодня можно со всей ответственность сказать, что на государственном уровне нет четкого и однозначного указания на то, как именно необходимо понимать ограничения конституционного права в области регулирования государственной гражданской службы.

Таким образом, могут быть сформулированы следующие выводы:

Определено, что понятие ограничение конституционных прав граждан может быть узким и широким. В узком смысле мы будем иметь дело со специальными правовыми средствами, которые существенным образом могут сужать круг правомочий субъекта, для обеспечения определенной конституционной ценности.

В широком понимании ограничение не следует рассматривать самостоятельной целью, тут мы будем иметь дело с результатом правового регулирования, что направлено на выполнение иных задача. Тут законодатель сознательно не сужает конституционные права, такое сужение тут будет являться побочным результатом правового регулирования. К примеру, квалификационные требования в отношении должности государственной гражданской службы являются не ограничением доступа к службе, а преследуют цель обеспечить профессиональный кадровый состав.

Определено, что в рамках законодательства о государственной гражданской службе законодатель не в полной мере понимает разницу между ограничениями и запретами, а это прямо ведет к тому, что реальные ограничения конституционных прав граждан помещены в статью, где установлены запреты, в то время как в статье об ограничениях по государственной гражданской службе, некоторые их них не являются ограничениями конституционных прав, это будет ограничение свободы труда или неисполнением обязанности, но не ограничение конституционных прав в прямом понимании этого слова.

Следовательно, следует сказать, что на уровне законов нет четко установленного понимания ограничения конституционных прав человека и гражданина в области прохождения и поступления их на гражданскую службу в государственные органы.

Использованные источники: 1. Аева А.А. Ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу. // В сборнике: Право и законность: вопросы теории и практики. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. Научный редактор Д.Б. Сергеев. -2018. - С. 10-12.

2. Бахтаирова Е.А. Современный механизм компенсируемых ограничений на государственной службе. // Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 49-56.

3. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. - М.: Академия управления МВД России, 2007. - 340 с.

4. Гончарова Е.В. Проблемы правового регулирования ограничений, связанны с поступлением на государственную гражданскую службу. // Экономика и социум. 2015. № 1-1 (14). С. 22-26.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

6. Гречина Л.А., Иванова Д.В. Ограничения на гражданской службе: дискуссии и проблемы. // Юридическая техника. - 2018. - № 12. - С. 135-138.

7. Гудилина Е.Н. Ограничения и запреты на гражданской службе. // В сборнике: Научная мысль XXI века: конвергенция знаний. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». - 2016. - С. 46-49.

8. Дыбкалюк А.Н. Особенности ограничений при осуществлении полномочий при прохождении государственной гражданской службы. // Сборник научных работ (сентябрь - октябрь 2017 г.). - Владимир, 2017. - С. 259-266.

9. Замятина М.Д. Запреты и ограничения государственной гражданской службы. // Инновационное развитие. - 2017. - № 11 (16). - С. 90-92.

10. Иванова А.В. Правовые ограничения и запрету государственной гражданской службы. // Форум молодых ученых. - 2020. - № 2 (42). - С. 106109.

11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

12. Макарова Е.А., Савельева Ю.В., Штейнмиллер К.О. Основные ограничения граждан, проходящих государственную гражданскую службу. // В сборнике: Дни науки. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студент магистратурыов и студентов. - 2017. - С. 181-185.

13. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2022. - 914 с.

14. Орехова И., Щеглова С.А. Ограничения и запреты по государственной гражданской службе как элемент правового статуса государственного гражданского служащего. // В сборнике: Теория и практика обеспечения законности и правопорядка в современном обществе. Материалы международной студенческой конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I. - 2016. - С. 98-106.

15. Палаткина А.С., Ларькина А.П. Правовые основы ограничений и запретов на государственной гражданской службе в современной России. // В сборнике: XLV Огаревские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Ответственный за выпуск П.В. Сенин. - 2017. - С. 350-355.

16. Приказ Росфинмониторинга от 27.04.2012 № 143 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по финансовому мониторингу». // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosfinmonitoringa-ot-27042012-n-143 -ob/

17. Тренькина К.А. Научные подходы к определению и анализу правовых ограничений и запретов на государственной гражданской службе. // Сборник научных работ (сентябрь - октябрь 2017 г.). - Владимир, 2017. - С. 385-389.

18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

19. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 47. - Ст. 5749.

20. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.

21. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2306.

22. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

23. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.