Научная статья на тему 'Особенности концептуального оформления государственной службы в системе органов исполнительной власти'

Особенности концептуального оформления государственной службы в системе органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / государственный служащий / исполнительная власть / публично-правовой статус / система государственных органов / служебные отношения

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носов Иван Вадимович, Майорова Елена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы прохождения государственной службы в Российской Федерации. Анализируются наиболее важные основания государственной службы. Также осуществляется рассмотрение государственной службы в системе исполнительной власти. Определяется, что милитаризованные виды службы имеют самостоятельное специфическое выражение. Автором устанавливается публично-правовой статус государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of public service in the Russian Federation. The most important foundations of public service are analyzed. There is also a review of public service in the system of Executive power. It is determined that militarized types of service have an independent specific expression. The author establishes the public-legal status of civil servants.

Текст научной работы на тему «Особенности концептуального оформления государственной службы в системе органов исполнительной власти»

Особенности концептуального оформления государственной службы в системе органов исполнительной власти

Носов Иван Вадимович

Студент магистратуры ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Россия, г. Челябинск E-mail: ivan.nosov.1992@list.ru

Научный руководитель: Майорова Елена Николаевна

к.ю.н. доцент кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Россия, г. Челябинск

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы прохождения государственной службы в Российской Федерации. Анализируются наиболее важные основания государственной службы. Также осуществляется рассмотрение государственной службы в системе исполнительной власти. Определяется, что милитаризованные виды службы имеют самостоятельное специфическое выражение. Автором устанавливается публично-правовой статус государственных служащих.

Abstract: The article deals with the issues of public service in the Russian Federation. The most important foundations of public service are analyzed. There is also a review of public service in the system of Executive power. It is determined that militarized types of service have an independent specific expression. The author establishes the public-legal status of civil servants.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, исполнительная власть, публично-правовой статус, система государственных органов, служебные отношения.

Особенности концептуального оформления государственной службы в системе органов исполнительной власти

Согласно ст. 77 Конституции РФ, исполнительная власть в Российской Федерации определяется как отдельное направление государственной власти, включающее такой элемент как органы исполнительной власти субъектов РФ [1].

Как отмечает Л. Л. Попов, в административном праве исполнительная власть, как правило, рассматривается в качестве абстрактной — политической, правовой категории, а государственное управление — как организационная, правовая категория [8, c. 26].

По мнению профессора Д. Н. Бахраха, исполнительную власть следует считать разновидностью власти административной, в ситуации, когда «исполнительная власть — есть административная власть правового государства» [9, с. 8].

Ряд специалистов в области административного права (А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, Ю. Н. Старилов и др.) относят государственную службу к предмету административного и государственного права, считая их государственно-служебными отношениям [13, с. 21].

В тоже время некоторые ученые, выделяя главенство государственно-служебных отношений в системе государственной службы, высказывают мысль, что государственные служащие выполняют не трудовую функцию, а функцию государства. Так, например, Н. М. Казанцев [13, с. 21] и А. А. Гришковец [11, с. 29] полагают, что реализация государственными служащими функций государства устанавливает публично-правовой статус последних. Дискуссионной также, по мнению вышеназванных авторов, следует считать трактовку конституционного положения, согласно которой, приходя на государственную службу, гражданин реализует именно право на равный доступ к государственной службе, а не право на труд.

Подобная позиция подвергалась критике со стороны представителей науки трудового права,

например, таких как, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова, С. А. Иванов и др. Данными специалистами государственные служащие рассматриваются как лица, обладающие двойным статусом. Так, например, Л. А. Чиканова отмечает, что «установление принципа служения госслужащих только государству не учитывает того, что государственный служащий вступает в трудовые отношения и выполняет трудовые функции по определенной должности, его назначение на должность требует заключения контракта, который по существу является ничем иным, как трудовым договором» [16, с. 64].

В свою очередь, по мнению В. И. Катаевой и А. Б. Родионовой, государственная служба как вид трудовой деятельности отличается следующими признаками: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы [14, с. 108].

Соответственно, исследователями предлагаются полностью противоположные решения. Так, например, А. А. Гришковец предлагает полностью отказаться от регулирования отношений на государственной гражданской службе посредством трудового права и перейти к императивным методам регулирования, присущим административному праву. В поддержку своей позиции он ссылается на А. Ф. Ноздрачева, указавшего, что на государственной службе должен действовать общеправовой принцип, которому должны подчиняться все отрасли публичного права: когда разрешено только то, что прямо указано в законе [12, с. 24].

Однако, с точки зрения С. В. Качушкина, государственные гражданские служащие (в трактовке современного законодательства) такими полномочиями не наделены [15 , с. 21].

Как указывает Л. А. Чиканова, «реально нанимателем является всегда государственный орган, а не государство. И отношения государственного служащего с государственным органом, в котором он состоит на службе, представляет собой трудовые правоотношения» [16, с. 66].

В то же время, что касается милитаризированных видов государственной службы (в частности военной службы) в данном случае принцип служения государству приобретает определяющее значение. Поэтому имеет не только содержательное, но и формально юридическое значение, от чьего имени осуществляются юридически значимые действия.

Организация государственной службы Российской Федерации включает в себя систему должностей (должность — часть полномочий государственного органа) государственной службы, в том числе их распределение по категориям и группам, квалификационные требования к государственным служащим, реестры должностей государственной службы, должностные (служебные) регламенты.

Важным вопросом является установление круга лиц, попадающих под понятие государственного служащего. Прохождение государственной службы в Российской Федерации для данного лица подразумевает:

— назначение на должность;

— исполнение должностных обязанностей;

— включение в кадровый резерв;

— должностной (служебный) и профессиональный рост;

— оценку соответствия занимаемой должности государственной

службы или уровня его квалификации (через аттестацию или квалификационный экзамен);

— иные обстоятельства службы, установленные законодателем;

— процедуру освобождения от должности, увольнения с государственной службы (отставку) [3].

Служебные отношения как таковые должны рассматриваться в контексте конституционных

положений и установлений правового статуса личности, возможности его ограничения, а также дополнительных обязанностей для граждан, находящихся на государственной службе, по сравнению с гражданами, которые таковыми не являются.

Характеризуя механизм правового ограничения, Н. Н. Рыбушкин и А. В. Краснов подчеркивают, что законодатель, упорядочивая различного рода общественные отношения, применяет всевозможные средства правового регулирования, например, устанавливая права и обязанности, запреты, пределы и ограничения и т.д. [16, с. 8].

Соответственно, как пишет Ю. Г. Беляева, применительно к гражданам, проходящих государственную службу, ограничения их конституционных прав и свобод — это есть определение законодательством границы реализации прав и свобод, выражающейся в запретах, требованиях, обязанностях и ответственности в целях защиты конституционных ценностей [10, с. 53].

Данное замечание в целом подтверждается ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где указано, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом... в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].

Так, например, правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляющей ограничения, связанные с государственной гражданской службой.

В частности, как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 1901-О, установленное п. 5 ч. 1 данной статьи правовое регулирование, предусматривающее ограничение для замещения должности государственной гражданской службы в случае родства или свойства с другим государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, обусловлено спецификой государственной службы [4, с. 21].

Подобное ограничение направлено на предотвращение коррупции и конфликта интересов «... и не может расцениваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, которые, реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 часть 1, Конституции Российской Федерации), добровольно избирают профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий» [4].

Соответственно, запрет это определенного вида препятствие в удовлетворении определенных интересов субъекта правоотношения. Законодателем сущность запрета определяется в государственно-властных сдерживающих средствах и санкции, предотвращающих нежелательные и противоправные деяния, которые могут причинить вред общественным интересам. Например, гражданину Российской Федерации, проходящему государственную службу, запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность.

Так, например, как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. № 1632-О, исходя из положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», законодатель вправе предъявлять особые требования к военнослужащим, проходящим, в том числе, и военную службу по контракту, т.е. устанавливать обязанности, ограничения и запреты, связанные с прохождением военной службы. В частности, запрет заниматься предпринимательской деятельностью, как несовместимой с выполнением публичных обязанностей (установлен п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), согласуется с принципами организации и функционирования государственной службы и установлен в отношении всех государственных служащих [6].

В свою очередь, как отмечает Ю. Г. Беляева, юридическая обязанность, обладая правосдерживающим фактором, в отличие от запрета, требует не воздержания, а действия, причем в достаточно жестких рамках, установленных законом, что сдерживает субъекта от противоправного поведения [10, с. 68]. При этом неисполнение обязанностей создает меры юридической ответственности.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» гражданам, претендующие на замещение должностей государственной службы, устанавливается обязанность предоставлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [2].

Санкция, как еще один инструмент правового ограничения для государственного служащего, закрепляет юридическую ответственность (наказание), под которой понимается определенная форма правового ограничения, применяемая к данному субъекту, совершившему противоправное деяние.

Так, например, непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).

Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом о «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).

Правовые пределы деятельности государственных служащих предполагают установление и определенных дозволений, выражающихся через права данного субъекта. Например, государственный служащий «вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов» (ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).

Правовые пределы определены в законодательстве Российской Федерации и опосредованно в Конституции РФ в форме компетенций государственной власти, а также актах Конституционного Суда РФ в силу возможности последнего истолкования положений Основного Закона.

В частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П говорится, что «Законодатель...вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности...Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями...потому установление особых правил прохождения государственной службы.. и требований к избравшим ее лицам не может рассматриваться как нарушение прав закрепленных статьями Конституции...» [7].

В то же время, правовые пределы для граждан, находящихся на государственной службе должны ориентировать государственных служащих на выполнение служебных полномочий и на недопущение различных злоупотреблений со стороны служащих. При этом, вводимые законодателем нормы «...должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования...ограничения прав и свобод...не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания» [5].

Таким образом:

— особенности отношений на государственной гражданской службе образуются в силу: внутренних отношений на государственной гражданской службе; внешних административно-правовых отношений; взаимодействия подобных отношений в процессе исполнения должностных обязанностей данными лицами.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — 4 августа. — № 31. — Ст. 4398.

2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2019) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).

3. О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).

4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Морозовой Ольги Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 16, частями 5 и 6 статьи 31 и пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 1901-О// Правовой сайт «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).

5. По делу о проверке конституционности пункта «а» части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. В. Чеботарского: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 8-П [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.09.2018).

6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корнюшкина Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 7 статьи

10 и статьи 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом

11 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы: Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. № 1632-О// Правовой сайт «Консультант Плюс».

— URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ (дата обращения 25.12.2019).

7. По делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А. М. Асельдерова, К. Г. Рабаданова, Г. К. Сулейманова и Е. В. Тарышкина: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.09.2018).

8. Административное право [Текст] / Под ред. Л. Л. Попова /Л. Л. Попов — М.: Юристь, 2012. — 326 с.

9. Бахрах, Д. Н. Административное право [Текст] / Д. Н. Бахрах — М.: НОРМА, 2015. — 798 с.

10. Беляева Ю. Г. Ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу [Текст] / Ю. Г. Беляева — Томск: Изд-во ТомГУ, 2016.

— 193 с.

11. Гришковец, А. А. Государственная гражданская служба [Текст] / А. А. Гришковец — М.: Изд-во Дело и сервис, 2014. —239 с.

12. Гришковец, А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации [Текст] / А. А. Гришковец — М.: Юристъ, 2012.

— 174 с.

13. Казанцев Н. М. Публично-правовое регулирование госслужбы: институционно-функциональный анализ [Текст] / Н. М. Казанцев — М.: Изд-во РАГС, 2011. — 221 с.

14. Катаева В. И., Родионова А. Б. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления [Текст] / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских чтений. — 2016. — № 1 (6). — С. 108-111.

15. Качушкин, С. В. Государственная служба как отрасль права [Текст] / С. В. Качушкин // Право и образование. — 2008. — № 1. — С. 19-20.

16. Орловский, Ю. П., Чиканова Л. А. Трудовое законодательство: актуальные вопросы, комментарии, разъяснения [Текст] / Ю. П. Орловский, Л. А. Чиканова — М.: Юрайт, 2012. — 264 с.

17. Рыбушкин Н. Н., Краснов А. В. Запрет и санкция нормы права в контексте предмета и метода правового регулирования [Текст] / Н. Н. Рыбушкин, А. В. Краснов // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2014. — № 4. — С. 8-11.

Рукопись вычитана, оформление, факты, цитаты, ссылки проверены. Публикуется впервые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.