Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗАПРЕТЫ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельева Е. С.

Необходимость установления правовых ограничений и запретов для лиц, проходящих государственную гражданскую службу Российской Федерации проявляется в том, что в основе деятельности государственных органов должен находиться закон, а не субъективное проявление воли государственного служащего, ведущее к нарушению прав и свобод граждан. Предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, носят императивный характер. В настоящей статье автор исследует общие теоретические основы правовых ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.5

Е.С. Савельева

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Необходимость установления правовых ограничений и запретов для лиц, проходящих государственную гражданскую службу Российской Федерации проявляется в том, что в основе деятельности государственных органов должен находиться закон, а не субъективное проявление воли государственного служащего, ведущее к нарушению прав и свобод граждан. Предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, носят императивный характер. В настоящей статье автор исследует общие теоретические основы правовых ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации.

Ключевые слова: реформа государственного управления, государственная власть, государственная служба, ограничения, запреты, права и свободы человека.

Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью, что является неотъемлемым признаком правового государства и означает приоритет прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти, государственных служащих, их ориентацию на эти права и свободы.

В условиях продолжающейся в стране реформы государственного управления проблема ограничения прав государственных гражданских служащих приобретает высокую актуальность, так как одной из основных ее задач признается создание органами государственной власти оптимальных условий для реализации прав и свобод граждан. В целях реализации функций государственных органов гражданские служащие наделяются широкими полномочиями в различных сферах государственного управления.

Исторический опыт показывает, что чиновники нередко злоупотребляют административной властью. Исходя из этого, общество пришло к выводу о необходимости установления для государственных служащих ряда правоограничений и запретов.

Как справедливо отмечает А.В. Малько, «политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попиранию прав человека. Правовые ограничения необходимы именно для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь препятствия, вредные возмущающие факторы, необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан» [1, с. 230].

Итак, основной задачей ограничений и запретов, связанных с прохождением гражданской службы, является правовая охрана граждан от чиновничьего произвола и борьба с такими явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти.

Необходимость установления правовых ограничений не вызывает сомнений и проявляется в том, что в основе деятельности государственных органов должен находиться закон, а не субъективное проявление воли государственного служащего, ведущее к нарушению прав и свобод граждан.

В целях четкого нормативного закрепления ограничений и запретов, от которых во многом зависит эффективность профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, законность принятия решений и гарантированность соблюдения прав человека гражданскими служащими, законодатель, разрабатывая и принимая Федеральный за-

© Савельева Е.С., 2013.

кон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включил в него ряд соответствующих ограничительных и запретительных норм: «Ограничения, связанные с гражданской службой», «Запреты, связанные с гражданской службой».

В литературе относительного определения правового ограничения прав и свобод человека существует достаточно широкий спектр взглядов [2, с. 91]. Оптимальным на наш взгляд является понимание правового ограничения как предусмотренного правовыми нормами уменьшения количества вариантов юридически дозволенного поведения путем установления различных пределов либо полного его запрета.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Поэтому, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (ограничения), но строго обусловленные мерами обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов [3].

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [4].

Реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду путем поступления на государственную службу, гражданин добровольно избирает профессиональную деятельность, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений в осуществлении им конституционных прав и свобод, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей, возложенных на государственных служащих сообразно соответствующему виду государственной службы. Следовательно, само по себе установление для государственных служащих запретов, обусловленных прохождением государственной службы, допустимо, если оно согласуется с основными целями правового регулирования государственной службы в Российской Федерации как социальном правовом государстве, отвечает законным интересам, связанным с ее организацией и эффективным функционированием, и не выходит за рамки возможных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в конституционно значимых целях.

Институт правоограничений подробно исследован в юридической литературе применительно к правовому статусу государственных служащих.

Для понимания сущности рассматриваемого правового явления необходимо, прежде всего, определиться в понятиях Нормативное определение правоограничений и запретов отсутствует. Весьма точными и содержательными являются определения, данные В.А. Козбаненко [5].

Правовые ограничения, по мнению В.А. Кобзаненко, представляют собой установленные законом пределы, выходить за рамки которых нельзя, но в которых могут совершаться любые действия, либо только те, которые предписаны, а все остальные запрещены. Правовые запреты - это установленные нормами права пределы, воспрещающие совершение определенных действий и выраженные в категорической форме посредством возложения прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Касаясь сущности запретов, С.С. Алексеев пишет, что они - необходимый элемент обеспечения правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной и гражданской дисциплины, непреложный минимум нравственных требований, границы дозволенного и недозволенного поведения граждан, действий государственных органов [6, с. 43].

А.В. Куракин определяет административные запреты в системе государственной службы как закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие чиновнику совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения [7].

В общем плане ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, являются:

- естественными, социально обусловленными необходимостью установления ограничений прав и свобод каждого государственного гражданского служащего;

- предопределяющими возникновение правовых норм, закрепляющих непосредственно права государственных гражданских служащих и устанавливающих их границы (позитивный аспект), а также собственно ограничения и запреты (негативный аспект);

- выступающими в качестве правовых явлений, с помощью которых обеспечивается недопущение столкновения интересов государственных гражданских служащих с интересами отдельного гражданина, общества и государства.

К числу основных признаков ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы, в научной литературе относят следующие:

- выступают внешним фактором, влияющим на интересы служащих, в основе которых лежит взаимодействие внешних юридических условий (сдерживающих, лимитирующих) и внутренней оценки этих условий со стороны самих служащих;

- имеют абсолютный характер - действуют в течение всего времени прохождения службы (в определенных случаях, и после освобождения государственной должности);

- предполагают и влекут за собой определенные юридические и фактические последствия в виде неблагоприятных условий (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов служащими, так как направлено на их сдерживание и одновременно на удовлетворение общественных интересов в их охране и защите;

- предполагают сознательное изменение поведения служащих в процессе осуществления ими профессиональной служебной деятельности, а также снижение их негативной активности в стремлении к удовлетворению своих потребностей (ограничение вводит эту деятельность в определенные рамки);

- являются началом правовой информации для служащих: предоставляют им определенный объем данных, содержащих сведения о рамках дозволенного, возможностях усмотрения, о пределах полномочий, сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы;

- могут вводиться только федеральным законом и должны отвечать целому ряду требований (формальная определенной правовых ограничений и запретов);

- носят характер обязательности, отличающийся своей безусловностью и категоричностью. Ограничения и запреты в рамках прохождения государственной службы как средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, всего общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения со стороны государственных гражданских служащих являются обязательной установкой для них.

Основные принципы гражданской службы закреплены в статье 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Они имеют значение конкретных правил и обязывают государственные органы, их должностных лиц и гражданских служащих к определенному поведению и устанавливают для них определенные запреты и ограничения[8].

Будучи закрепленными в законе, принципы государственной гражданской службы должны реально воплощаться в жизнь в процессе функционирования института гражданской службы, в том числе через повседневную деятельность и поведение каждого государственного служащего.

Таким образом, соблюдение ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы призвано воплотить в себе идеи права и правового государства.

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусматривается, что правовым принципом гражданской службы является приоритет прав и свобод граждан.

Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признаются Конституцией РФ (ст. 2, 18) высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и всех государственных служащих. Тем самым политика в сфере гражданской службы должна также способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина.

С учетом этого при отборе кандидатов на должности гражданской службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами гражданские служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

Кроме того, п. 3 ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе» закреплен принцип, обеспечивающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и дело-

выми качествами гражданского служащего.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основан на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и соответствует принципам и нормам международным права. В частности, п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [9] гарантирует каждому гражданину право и возможность допуска к государственной службе без какой бы то ни было дискриминации (по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности или иных обстоятельств).

Ограничения, связанные с гражданской службой, установленные ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе», не отменяют и не ослабляют действие принципа равного доступа граждан к гражданской службе и не означают исключений из него. Они естественно вытекают из природы и социального статуса человека, способного по состоянию здоровья и разума действовать в соответствии с установленными правилами, осуществлять конкретные должностные полномочия с учетом их служебной специфики.

Также не считается отступлением от этого принципа установление в законодательстве специальных требований для занятия государственных должностей. Конституционный Суд РФ в Определении от 27 октября 2000 г. № 217-О [10] отметил, что положение ч. 4 ст. 32 Конституции РФ не означает, что федеральный законодатель не вправе закрепить в законе определенные требования к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти и установить специальный порядок замещения этих должностей.

Еще одним важным принципом гражданской службы является ее взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. Конституция РФ (ст.ст. 13, 28, 30) и действующее законодательство предусматривают возможность создания гражданами различных по целям и интересам общественных объединений и организаций, гарантирует гражданам свободу совести и вероисповедания, идеологическое и политической многообразие и многопартийность. Соответственно, со всеми общественными объединениями, каких бы взглядов и верований они ни придерживались, государственные гражданские служащие должны взаимодействовать при решении государственно-политических и иных вопросов.

В то же время государственные гражданские служащие должны, осуществляя свою деятельность, в равной мере одинаково относиться ко всем общественным объединениям, быть политически, идеологически и религиозно нейтральными, т.е. независимы от политических партий, религиозных и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо политических партий, религиозных и иных общественных объединений. Гражданские служащие не вправе официально и публично демонстрировать свою приверженность или принадлежность к политической партии, к той или иной религии, конфессии, церкви.

Этот же принцип исключает создание в государственных органах структур политических партий, религиозных и иных общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) (п. 14 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).

Взаимодействие гражданских служащих с общественными объединениями может осуществляться в различных правовых и организационных формах. Одной из распространенных форм такого взаимодействия является всестороннее, объективное и своевременное рассмотрение обращений граждан государственными органами и их должностными лицами в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [11].

Анализ международных и российских нормативных актов дает возможность сделать вывод, что во всех документах указаны общепринятые и наиболее целесообразные пределы ограничений прав и свобод, которые базируются на следующих основополагающих принципах.

1) ограничения и запреты должны быть введены законом по строго установленной процедуре;

2) ограничения и запреты не должны противоречить внутригосударственным и международным документам;

3) ограничения и запреты могут применяться только для тех целей, ради которых они вводятся, далее этих целей ограничение неправомерно;

4) ограничения и запреты должны быть соразмерны поставленным целям; не должны препятствовать осуществлению других прав, свобод, обязательств;

5) ограничения и запреты не должны трансформироваться в дискриминацию;

6) ограничения и запреты должны быть разумны и необходимы и отвечать тем целям, для

достижения которых они устанавливаются.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно проследить ряд функций, которые выполняют ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, к числу которых относятся:

- функция охраны и защиты. Ограничения, устанавливаемые в сфере государственной гражданской службы, направлены на охрану и защиту интересов государства и общества, создание должных условий для решения государственных задач, на установление баланса государственных и общественных интересов.

- контролирующая функция, которая представляет собой основное направление воздействия ограничений, удерживающих государственных гражданских служащих от совершения действий, которые нарушают государственные интересы, препятствуя тем самым осуществлению интересов общества.

- коммуникативная функция, которая заключается в определенной правовой информации, содержащей сообщения для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права, об уменьшении объема прав.

- воспитательная функция направлена на формирование правосознания и правовой культуры государственного гражданского служащего, его нравственных качеств.

- мотивационная функция заключается в том воздействии, которое оказывает вся система правовых ограничений на внутренний мир человека, поступившего на государственную гражданскую службу: его интересы, потребности, цели, мотивы, волю.

Основная сложность классификации ограничений и запретов, обусловленных режимом государственной службы, состоит в том, что аспектов, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. В силу этого классификацию можно проводить, выделяя различные группы ограничений и запретов, обусловленных режимом государственной службы. Однако необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если данный принцип не соблюдается, то классификация страдает определенной односторонностью. Помимо этого, при классификации запретов, обусловленных режимом государственной службы, крайне важно, чтобы каждая классификация имела бы реальное основание и научно-практическое значение.

По мнению О.Э. Лейста, «классификация - способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения» [12, с. 61].

В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов административно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также играет важную роль в построении правового и научного материала. А.Г. Братко относительно института правовых запретов говорит о том, что правовые запреты - многогранные явления, характеризующиеся большим количеством различных свойств, среди которых можно выделить как основные, так и второстепенные.

Так, А.Г. Братко классифицирует запреты по социологическим и юридическим основаниям. По функциональному значению правовые запреты подразделяются на предупредительные и пресекательные. Кроме того, запреты дифференцируются на информативные и элементарные [13, с. 31].

В свою очередь, С.С. Алексеев правовые запреты дифференцирует по форме правового регулирования, а также запреты, которые прямо выражены в тексте нормативного правового акта [14, с. 43]. О.С. Иоффе выделяет всеобщие и специальные запреты [15, с. 16].

М.М. Султыгов, обобщив теоретические наработки по проблеме правовых запретов, выделяет общие и специальные запреты, абсолютные и относительные правовые запреты, предупредительные и пресекательные правовые запреты [16].

Анализируя теоретические наработки по проблеме правового запрета, необходимо иметь в виду, что они вполне приемлемы для целей настоящего исследования, поскольку в механизме регулирования государственно-служебных отношений имеют место и абсолютные, и относительные запреты, запреты, касающиеся всех без исключения служащих, а также запреты, касающиеся отдельных служащих. Исходя из функционального назначения правовые запреты могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в системе государственной службы, а также выполнять информативную роль. Обобщив ряд точек зрения относительно правовых запретов в механизме правового регулирования, необходимо отметить, что в различных отраслях права запреты выполняют различные функции.

А.В. Марьян, исследовав административно-правовой статус государственных гражданских служащих, отмечает, что запреты и ограничения, предусмотренные для государственных

гражданских служащих РФ, являются важной и необходимой мерой, направленной на обеспечение законных интересов личности, общества и государства. Они могут быть подразделены на три группы, в зависимости от сферы, в которой применяются:

- запреты, относящиеся к сфере политической деятельности;

- запреты, которые имеют целью оптимальное распределение рабочего времени государственного служащего и предотвращение различного рода злоупотреблений;

- запреты, касающиеся действий, которые могут быть использованы государственным гражданским служащим в личных целях, как имущественных, так и неимущественных. В частности, государственный гражданский служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно ему подконтролен, а также принимать без разрешения Президента РФ почетные награды иностранных государств, международных и иностранных организации [17, с. 187].

На наш взгляд, запреты, а также непосредственно связанные с ними ограничения могут быть дифференцированы по следующим критериям. Первая группа ограничений, связанных с государственной службой, касается вопросов поступления на государственную службу.

Так, согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе» при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральным законом.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями и др. Как отмечал А.М. Добровольский, исследовавший правовое положение государственных служащих вообще и военнослужащих в частности, необходимо отсутствие родственных отношений между назначаемыми на должность и начальниками по этой должности. Установление этого правила требуется как в интересах государства, так и в интересах общества и самого должностного лица. Интересы государства требуют, чтобы должностное лицо в своей служебной деятельности руководствовалось исключительно целями государственными; интересы общества требуют, чтобы оно было защищено от своекорыстных и пристрастных действий правительственного органа [18, с. 99].

Вторая группа ограничений касается обеспечения правопорядка в системе государственной службы. Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридиче-

ских лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Е.В. Охотский названные ограничения дифференцировал по следующим критериям: ограничения, касающиеся политической сферы (например, замещение должности государственного служащего в случае избрания или назначения на государственную должность; замещение должности государственного служащего в случае избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации; использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных, в том числе религиозных объединений и иных организаций и др.); ограничения, касающиеся служебного времени (например, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации; осуществление предпринимательской деятельностью и др.); ограничения, касающиеся использования служебного положения (например, выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы страны за счет средств частных физических и юридических лиц; принятие без письменного разрешения наград, почетных и специальных званий и др.); ограничения, касающиеся использования в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения органа государственной власти (например, использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей средств материально-технического и иного обеспечения, распространение служебной информации и др.) [19, с. 17].

Существует и иной подход к классификации ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, в основе которого лежит хронологический, временной принцип. Из всей системы ограничений и запретов, возникающих на разных этапах их приобретения, реализации и прекращения, можно выделить такие группы:

- ограничения и запреты, связанные с поступлением на гражданскую службу;

- ограничения и запреты, связанные с прохождением гражданской службы;

- ограничения и запреты, сохраняющиеся после увольнения с гражданской службы.

Таким образом, устанавливаемые законом ограничения и запреты напрямую не связаны с

реализацией гражданскими служащими своей должностной компетенции (должностных прав и обязанностей). Такие запреты обусловлены, прежде всего, необходимостью обеспечить независимость государственных органов от интересов отдельных лиц, поскольку гражданские служащие должны осуществлять свою профессиональную деятельность в интересах общества в целом. Поэтому устанавливаемые государством ограничения и запреты носят обязательный, а не рекомендательный характер, и за их нарушение гражданские служащие привлекаются к различным видам ответственности вплоть до уголовной.

Правоограничения являются одним из важнейших признаков, отделяющих административно-правовой статус гражданских служащих от работников негосударственной сферы.

В настоящее время правовые ограничения и запреты гражданских служащих выражаются в установлении федеральным законодательством запретов и пределов в осуществлении субъективных прав, основным назначением которых выступают: защита публичных интересов личности, государства и общества в полноценном осуществлении чиновниками служебной деятельности при соблюдении морально-этических требований; создание условий и дисциплинарного режима эффективной профессиональной деятельности гражданских служащих по обеспечению ими исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц; установление препятствий возможному злоупотреблению служебными полномочиями; обеспечение независимости в реализации должностных полномочий.

Вместе с тем, ограничения и запреты - это такой элемент правового статуса гражданских служащих, как и всех других государственных служащих, который заметно отличает их от правового статуса иных работников по обычного найму, где данный элемент отсутствует либо не

имеет столь существенного значения.

Ограничения и запреты внутренне, имманентно присущи гражданским служащим, поскольку их наличие диктуется особенностями осуществления гражданской службы, вытекающими из ее публично-правовой природы. Неслучайно действующее российское законодательство, как и современное законодательство многих государств, включает ограничения и запреты в раздел о правовом положении (статусе) гражданских служащих, считая их одним из важнейших и неотъемлемых слагаемых особого правового положения данных субъектов права.

При этом, практика показывает, что нормы, регулирующие ограничения и запреты, закрепленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» не бесспорны и в ряде случаем вызывают дискуссионные вопросы и даже порождают правовые коллизии.

Библиографический список

1. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. 250 с.

2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ 2003. 256 с.

3. Собрание законодательства РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.

4. Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

5. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных служащих: структура и содержание. М., 2003. 236 с.

6. Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. 1973. № 5. С. 4351.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009. 329 с.

8. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

9. Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.

10. Вестник Конституционного Суда РФ. № 2. 2001.

11. Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

12. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. 239 с.

13. Братко А.Г. Заперты в советском праве. Саратов, 1979. 92 с.

14.Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права// Правоведение. 1993. № 5. С. 42-45.

15. Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 16-25.

16. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. 215 с.

17. Марьян А.В. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 218 с.

18. Добровольский А.М. Военно-административные законы. СПб., 1905. 312 с.

19. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ // Государство и право. 2003. № 9. С. 17-26.

САВЕЛЬЕВА Евгения Сергеевна - магистрант Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.