С. Г. Киселёв
С. Г. Киселёв
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
Статья посвящена проблеме правового статуса государственного гражданского служащего РФ. В ней рассматриваются права, обязанности, ограничения и запреты на государственной службе.
Ключевые слова: государственная служба; правовой статус; государственный гражданский служащий; права и обязанности государственного гражданского служащего; ограничения; запреты.
Исторически сложилось, что в российском обществе к людям, находящимся на государственной службе, предъявлялись и предъявляются высокие требования как с профессиональной, так и с нравственной точек зрения. Это неудивительно, ведь государственные служащие - люди публичные, они всегда на виду. К тому же от их компетентности, честности и законопослушания зависит благосостояние всех и каждого в государстве.
Выдающийся отечественный философ и правовед И.А. Ильин подчеркивал, что законы и правительственные распоряжения «должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками, ибо чиновник есть первый, кого закон связывает... Закон связывает всех: и Государя, и министра, и полицейского, и судью, и рядового гражданина. От закона есть только одно «отступление»: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя ответственности...» [1].
В русском языке слово «служащий» означает «человек, который состоит на какой-либо службе». «Служилые люди», люди состоящие на государевой службе, упоминаются в период Московского централизованного государства и ранее. Служилых людей также называли чинами.
Государева служба трансформировалась в государственную службу в период административных преобразований Петра I.
В советское время термин «служащие» стал употребляться практически наравне с термином «рабочие». К служащим причисляли не только сотрудников госучреждений (советский аппарат, учителей и т. д.), но также работников негосударственных структур (аппараты партийных, комсомольских, профсоюзных организаций). При этом понятия «служащий» и «государственный служащий» практически не разграничивались.
Словосочетание «государственный служащий» использовалось в широком и узком смыслах слова. В широком смысле государственный служащий - это служащий любой государственной организации (органа, учреждения, предприятия); в узком смысле - профессиональный работник органов государственной власти.
В настоящее время государственный служащий - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком РФ и соответствующий предъявляемым квалификационным требованиям, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с правовым актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ [2].
В данном определении перечислены признаки специалиста, которые делают его госслужащим: гражданство РФ; владение государственным языком; соответствие квалификационным требованиям; осуществление профессиональной деятельности; назначение на должность государственной гражданской службы; принятие правового акта о назначении (приказ); заключение служебного контракта; получение денежного содержания.
При осуществлении своих административно-властных полномочий государственный служащий исполняет обязанности в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Правовое положение (статус) государственного служащего определен гл. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Правовое положение (статус) государственного служащего - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений. С их изменением трансформируется и правовой статус государственного служащего (повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т. д.).
В понятие правового статуса входят основные характеристики правового положения государственного служащего, которые зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах и определяют их место и поведение в иерархии государственной службы.
Правовой статус представляет собой определенную структуру, главными элементами которой являются права и обязанности. Кроме этого имеются и другие элементы правового статуса: ограничения на государственной службе; запреты на государственной службе; сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Основные права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Под правами государственного служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Обязанности государственного служащего - обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности сущность профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Находясь на государственной службе, государственные служащие подпадают под специальный режим государственно-правового регулирования, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные служащие как граждане РФ не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохраняя природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную службу, а в иных установленных отдельным законом случаях нести альтернативную гражданскую службу и т. д.
с. Г. киселёв
Конституция РФ возлагает на отдельные категории государственных служащих повышенные обязанности, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы. Так, в соответствии с Конституцией РФ должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24, 42); получения достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41), и др.
Специфика служебно-государственной деятельности гражданского служащего, высокая ответственность перед обществом и гражданами за выполнение задач государственной важности накладывают на его положение определенные ограничения.
Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в п. 1 ст. 16, устанавливаются федеральными законами.
Кроме ограничений, которые необходимо соблюдать гражданскому служащему (что записывается в его служебном контракте), он обязан не нарушать определенные запреты (что также записывается в служебном контракте).
Запреты введены ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они строго запрещают гражданскому служащему участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, а также осуществлять предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что получение дополнительного заработка гражданским служащим за счет другой оплачиваемой деятельности строго ограничено. Если ранее Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» ему разрешалось лишь «заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью», то теперь «гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов» (ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или же избрания на оплачиваемую выборную должность в профессиональном союзе; получать в связи с исполнением должностных обязанностей какие-либо вознаграждения. Под вознаграждениями понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др., полученные от физических и юридических лиц. Запрет настолько строг, что даже подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, передаются им по акту в государственный орган, где он служит, так как признаются собственностью РФ (или ее субъекта).
вЕстник российской таможенной академии • № 2 • 2012
Исключение составляют лишь случаи, установленные Гражданским кодексом РФ, согласно ст. 575 которого запрещается дарение государственному служащему в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает определенной суммы: «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»); приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
Что же делать в случае, если такие ценные бумаги уже приобретены? Гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление организации, уполномоченной государством, если владение ими может привести к конфликту интересов; выезжать за границу в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц (за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или договоренностями между государственными органами РФ и государственными органами других государств, а также международными и иностранными организациями); использовать средства материально-технического и иного обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей. Под этот запрет подпадают оргтехника, средства коммуникации, использование средств, выделенных на официальные расходы, и т. п. Поскольку к числу средств служебного обеспечения относится информация, гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей. Таковой признается не составляющая государственной тайны (которую, естественно, нужно соблюдать), но и не являющаяся общедоступной информация; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (работа в пресс-службе государственного органа и т. п.); принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Также государственному гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах политических партий, других общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские и другие органы общественной самодеятельности; после увольнения с гражданской службы государственный служащий не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-
А. С. Ловинюков, В. Г. Смолина
правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.
Являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса государственного гражданского служащего строгие требования к его служебному поведению, ограничения и запреты, накладываемые на его служебную деятельность, по замыслу законодателя должны способствовать повышению его компетенции и профессионализма, ответственности за выполнение служебно-государственных обязанностей, нейтральности, беспристрастности и бескорыстию при осуществлении полномочий, возложенных на него российским народом.
Использованные источники
1. Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2012