Научная статья на тему 'Необходимость дополнительного профессионального образования в профессиональной деятельности государственного гражданского служащего'

Необходимость дополнительного профессионального образования в профессиональной деятельности государственного гражданского служащего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова А.В., Каришина И.Е.

Государственная служба на сегодняшний день является той сферой, где профессионализм крайне необходим, так как именно в государственном аппарате принятие решений требует серьезного, ответственного подхода, опыта, а последствия ошибок могут коснуться не отдельно взятого человека, а всего общества. Поэтому важнейшим направлением кадровой политики в системе государственной службы является подготовка государственных служащих и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидорова А.В., Каришина И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость дополнительного профессионального образования в профессиональной деятельности государственного гражданского служащего»

Список литературы:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Рос. газ. - 2013. - № 80.

2. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). - 2-е изд., перераб. и доп. - «Деловой двор», 2014. - С. 134.

3. Ворошилов В.П., Малков А.В., Орлов Г.И. Проблемы действующего законодательства о госзакупках // Российское предпринимательство. - 2012. -№ 21 (219). - С. 24-30.

4. Краткий отчет о закупках товаров, работ услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) за январь-июнь 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sakha.gov.ru/goscomzakaz.

НЕОБХОДИМОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

© Сидорова А.В.*, Каришина И.Е.*

Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы, г. Нижний Новгород

Государственная служба на сегодняшний день является той сферой, где профессионализм крайне необходим, так как именно в государственном аппарате принятие решений требует серьезного, ответственного подхода, опыта, а последствия ошибок могут коснуться не отдельно взятого человека, а всего общества. Поэтому важнейшим направлением кадровой политики в системе государственной службы является подготовка государственных служащих и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, государственные гражданские служащие.

Развитие современного государства, эффективное функционирование системы государственного управления, формирование целостной системы взаимодействия власти и общества невозможно без совершенствования существующего института государственной гражданской службы.

* Заведующий кафедрой Социально-правовых дисциплин, кандидат юридических наук.

* Доцент кафедры Социально-правовых дисциплин, кандидат экономических наук, доцент.

Одним из важнейших приоритетов государственной политики является внедрение эффективных механизмов обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации высококвалифицированными специалистами, способными решать сложные задачи государственного управления.

Как правило, в России общество является пассивным «потребителем» результатов социальных преобразований, а должно быть их осознанным участником. Оптимальные результаты преобразований достигаются тогда, когда общество становится участником ключевых реформ.

В соответствие со ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственные гражданские служащие должны четко понимать, что они являются представителями государства, государственных интересов, должны быть высококвалифицированными кадрами.

В 2003 году началась реформа государственной службы. Реформирование государственной службы, наряду с проводимыми в стране административной, судебно-правовой, правоохранительной, военной, образовательной реформами, рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

Реформа государственной службы состоит в пересмотре статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих - эффективными исполнителями функций государства.

В подписанной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 15 августа 2001 г. N Пр-1496 «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» были определены основные принципы функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих, среди которых:

- профессионализм и компетентность государственного служащего;

- единство основных требований, предъявляемых на государственной службе;

- стабильность государственной службы на основе формирования государственно-служебных отношений государственного служащего и государства;

- этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ.

В Концепции указано, что взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества должно осуществляться на основе соблюдения принципов замещения должностей государственной службы наиболее способными, квалифицированными и добросовестными кадрами, а также на предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе.

«Вся деятельность системы дополнительного профессионального образования госслужащих в России подчинена достижению единой цели - обеспечению государственных органов России необходимым количеством высокопрофессиональных и всесторонне подготовленных кадров государственных служащих, обладающих современными научными знаниями, навыками и умениями и способных к эффективному осуществлению целей и функций правового государства в своей практической деятельности» [5].

В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 среди основных задач были определены следующие:

- разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

- развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;

- совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения;

- совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе;

- внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности;

- разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

- формирование и реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

- развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих.

В настоящее время подготовка квалифицированных кадров и ее научно-методическое обеспечение является важным направлением государственной политики Российской Федерации.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлена программа развития государственной гражданской службы на 2015-2018 годы.

В проекте программы - восемь направлений, в т.ч.:

- внедрение антикоррупционных кадровых технологий;

- формирование новой системы квалификационных требований к государственным гражданским служащим;

- повышение качества отбора кандидатов для замещения должностей государственной гражданской службы;

- внедрение комплексной оценки государственных гражданских служащих;

- профессиональное развитие государственных гражданских служащих.

Дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

В соответствии со ст.62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ профессиональная подготовка и повышение квалификации должны осуществляться в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ на государственного гражданского служащего возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. № 81н утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и их территориальных органов, назначаемыми на должность Министром финансов Российской Федерации. Для всех групп должностей государственной гражданской службы установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям правовых основ прохождения федеральной государственной гражданской службы, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Прези-

дента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» повышение квалификации направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Лица, замещающие должности государственной гражданской службы, должны обладать следующими компетенциями:

- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение;

- высоким уровнем правосознания и правовой культуры, способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению;

- способностью соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством Российской Федерации, способностью руководствоваться при исполнении служебных обязанностей принципами служебного поведения гражданского служащего, способностью принимать меры по предотвращению конфликта интересов;

- способностью анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, осуществлять управленческую деятельность с использованием современных социальных технологий;

- способностью поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности. Государственный служащий, владеющий профессиональными знаниями, всегда готов к решению служебных задач.

Как показывает практика, вопросы, касающиеся прохождения государственной гражданской службы, задают члены аттестационных комиссий при проведении аттестаций и члены конкурсных комиссий при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Регулярно проводится комплексная оценка профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, которая

включает оценку профессиональных знаний и навыков государственного гражданского служащего квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы.

К сожалению, госслужащие не уделяют должного внимания изучению вопросов прохождения государственной гражданской службы, т.к. это непосредственно не относится к их профессиональной деятельности. Однако нельзя забывать, что государственная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности, предусматривающий наличие ограничений, запретов и требований для лиц, которые эту службу проходят. Специфику такой деятельности необходимо учитывать.

Незнание или недостаточное понимание обязанностей, ограничений, запретов, требований, установленных для государственных гражданских служащих, может повлечь увольнение в связи с утратой доверия, что приведет к нежелательным негативным последствиям для имиджа и авторитета государственных органов как в глазах граждан, так и страны в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании».

4. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Президентом РФ 15.08.2001 № Пр-1496).

5. Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для магистров. - 8-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

6. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosmintrud.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КАК ОДНА ИЗ ТЕХНОЛОГИЙ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

© Шмидт В.В.*, Романова Т.В.*

Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Формирование качественного, высокопрофессионального корпуса муниципальных служащих - одна из самых простых в теории и сложных на

* Управляющий делами Администрации МР «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия).

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.