Научная статья на тему 'Теоретические аспекты профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих в Российской Федерации'

Теоретические аспекты профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2037
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илларионова Л. А.

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального образования государственных служащих в условиях реформирования системы государственного управления Российской Федерации. Автором представлены теоретические аспекты системы профессиональной подготовки кадров для государственной службы в современных условиях развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Илларионова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих в Российской Федерации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Илларионова Л.А.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального образования государственных служащих в условиях реформирования системы государственного управления Российской Федерации. Автором представлены теоретические аспекты системы профессиональной подготовки кадров для государственной службы в современных условиях развития государства.

Формирование современной государственной службы в Российской Федерации требует совершенствования специализированной системы профессионального обучения государственных служащих. Сегодня решение практически любого вопроса организации и функционирования государственной службы зависит от профессионализма государственных служащих. Государственная служба и подготовка для нее квалифицированных кадров органически взаимосвязаны.

Целью статьи является исследование теоретических аспектов системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы на современном этапе развития Российской Федерации.

Подготовка и повышение профессионального уровня кадров государственной службы стало одной из важных задач государства. Государственные служащие призваны быть профессионалами, должны обладать управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Госслужащие активно участвуют в выработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику государства, предметно занимаются подготовкой предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений по проблемам, требующим государственного регулирования. В этой связи вопросы стабилизации кадров государственного аппарата, укрепления их качественного состава, выполнения установленного законом требования о наличии у госслужащего специального профессионального образования с учетом его должности в условиях реформирования системы государственного управления РФ являются одними из ключевых в системе госслужбы и кадровой политики. В целом, статистика по государственной гражданской службе фиксирует наличие высшего профессионального образования у 90,6 % чиновников по всем государственным должностям и долж-

* Кафедра Управления персоналом, сервиса и туризма, кандидат исторических наук.

ностям гражданской службы РФ (на 01.10.2011 г.), среднего профессионального образования у 8 %, отсутствие профессионального образования у 1,4 %. В государственных органах субъектов РФ соответственно 95 %, 4,3 %,

0,7 % [1]. Много специалистов более высокой квалификации - кандидатов и докторов наук. Однако недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата выражаются в отсутствии у них специальной подготовки, в том числе в системе государственного управления. Значительная часть чиновников в государственных органах Российской Федерации и других организациях (гражданская служба) не обладает правовой (59,2 %), экономическо-управленческой (54,7 %) подготовкой, необходимой для служебной деятельности. В государственных органах субъектов Российской Федерации: 71 %, 62,6 % соответственно [2]. Все это обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы.

Основы системы профессионального образования и подготовки кадров для государственной гражданской службы заложены в Федеральных законах РФ: Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3]; Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [4]; Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» [5]; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» [6]; Федеральный закон от 29.11.2010 N 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7]; Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8].

Приоритет состоит в превращении государственной службы в открытую систему: связанную с гражданами, их организациями и обществом в целом; находящуюся под эффективным общественным контролем; профессиональную по своему характеру, предполагающую отбор, продвижение кадров на основе открытых конкурсов, объективных процедур проверки, подтверждения деловых качеств служащих.

Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств, совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих [9].

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

- профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

- содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

- ротация гражданских служащих;

- формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

- оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

- применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:

1. профессиональная подготовка кадров для государственной службы;

2. профессиональная переподготовка государственных служащих;

3. повышение квалификации государственных служащих;

4. стажировка государственных служащих.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собой специально организованную систему обучения, направленную на получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков.

Под профессиональной подготовкой кадров государственной службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы.

Система подготовки государственных служащих строится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов государственной службы, учета требований к ним в соответствии с профессионально-квалифицированными характеристиками должностей.

Следует считать, что направление на переподготовку не влечет обязанности государственного органа и права госслужащего требовать: назначения на более высокую государственную должность; назначения на государственную должность иного профиля; приема на государственную службу (например, государственного служащего, уволенного из государственного органа в связи с реорганизационными процедурами).

Профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.

Обязательным условием для получения профессиональной подготовки кадров для гражданской службы является: заключение договора на обуче-

ние между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока; практика и стажировка обучающихся осуществляются в рамках договора, по согласованию образовательного учреждения с государственным органом [10].

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Координация подготовки кадров осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.

Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего входят в систему дополнительного профессионального образования госслужащих и осуществляются в течение всего периода прохождения гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года, что определено в ст. 62 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования...» [11].

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Она осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку, за рубежом Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляется с отрывом, частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.

Под профессиональной переподготовкой государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию

новых знаний, позволяющих присвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию.

Профессиональная переподготовка госслужащих осуществляется на основе договоров, заключаемых государственными органами с соответствующими образовательными учреждениями. Формы и методы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями государственных органов на основании заключенных договоров.

Законодательно установлены следующие формы профессиональной переподготовки государственных служащих: от шести месяцев до года без отрыва от выполнения должностных обязанностей; от трех до шести месяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей.

На профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности. В этом случае период обучения госслужащего определяется индивидуально.

Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки госслужащего определяются руководителем государственного органа. На период профпереподготовки за госслужащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.

Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий.

Повышение квалификации осуществляется при появлении у госслужащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего.

Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке. Разные цели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различные формы их обучения.

Повышение квалификации госслужащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также

в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

Основными формами повышения квалификации являются:

- краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т.д.), которое проводится по месту службы государственного служащего;

- тематически проблемные семинары (от 72 до 100 часов);

- среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательных учреждениях для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.

По итогам повышения квалификации госслужащему выдаются свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации. За государственным служащим на весь период подготовки повышения квалификации или переподготовки сохраняется место государственной службы, замещаемая должность государственной службы, денежное содержание, а также установленные ему в соответствии с законодательством гарантии и компенсации.

При изучении теоретических аспектов профессиональной подготовки и повышения квалификации госслужащих, выявлено, что это сложный процесс, ставящий перед собой образовательную и развивающую задачи, решение которых должно обеспечить результативность и эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Список литературы:

1. Федеральная служба государственной статистики. Бюллетень «Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы по полу, возрасту, стажу работы, образованию на 1 октября». Состав работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по уровню образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/bul_dr/goskadr.rar (дата обращения: 29.07.2012).

2. Федеральная служба государственной статистики. Состав кадров государственной гражданской службы Российской Федерации по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки базового высшего профессионального образования, ветвям власти и уровням управления на 1 октября 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/ free_doc/doc_2011/bul_dr/goskadr.rar (дата обращения: 29.07.2012).

3. Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. - 29.05.2003.

4. Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // Гарант. Информационноправовой портал.

5. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» // Кон-сультантПлюс: Высшая школа. - Выпуск 16.

6. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» // КонсультантПлюс: Высшая школа. - Выпуск 16.

7. Федеральный закон от 29.11.2010 N 317-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Гарант. Информационно-правовой портал.

8. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // КонсультантПлюс: Высшая школа. - Выпуск 16.

9. См.: ст.60 «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы» Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» (с изм. и доп.).

10. Согласно ст. 61 «Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы» Федерального закона от от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации».

11. Ч. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ // Гарант. Информационно-правовой портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.