Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение функционирования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы (на примере Оренбургской области)'

Нормативно-правовое обеспечение функционирования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЗАКОН СУБЪЕКТА РФ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВКА / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илларионова Л. А.

В статье рассматривается современное состояние нормативно-правового обеспечения региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы. Обозначены основные законодательные и нормативные правовые акты субъекта Федерации. Изучены порядок организации и структура системы непрерывной профессиональной подготовки государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение функционирования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы (на примере Оренбургской области)»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 342.552

Л.А. Илларионова

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается современное состояние нормативноправового обеспечения региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы. Обозначены основные законодательные и нормативные правовые акты субъекта Федерации. Изучены порядок организации и структура системы непрерывной профессиональной подготовки государственных служащих.

Ключевые слова: принципы государственной службы, федеральный закон, закон субъекта РФ, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, послевузовское образование.

Демократизация и формирование рыночных экономических отношений привели к появлению социально-правового института «государственная служба». Спецификой гражданской службы как института является обеспечение исполнения и исполнение полномочий федеральных и региональных государственных органов. Она выполняет двуединую цель: с одной стороны - обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги относительно информационных, организационных, технологических и других государственных функций; с другой - оказывает разнообразные услуги населению (справки, выписки, регистрации и пр.) в соответствии с административным регламентом государственного органа [1, с. 80, 82]. Гражданская служба также призвана осуществлять такие функции как: разработка проектов и реальное участие в решение проблем воспроизводства социальных ресурсов, обеспечение стабильности общественной системы, снижение социальной напряженности, повышение уровня и качества жизни людей и т.д.

Для качественного выполнения указанных функций необходим высококвалифицированный персонал. В начале XXI века подготовка и повышение профессионального уровня кадров государственной гражданской службы стали важными приоритетами государства.

Целью данной статьи является характеристика нормативно-правовой основы функционирования региональной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.

Под функционированием автор статьи понимает работу системы комплексной подготовки без смены (главной) её цели: подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов для государственной гражданской службы.

Региональная система профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих регламентируется множеством законодательных и иных нормативных актов. Среди них необходимо отметить верховенство Конституции РФ и федеральных законов. При этом принятые в пределах полномочий органов государственной власти законодательные и нормативные акты субъекта Федерации, не противоречащие законодательству РФ, обязательны для исполнения на его территории. Это и обеспечивает определенное единство, согласованность и стабильность функционирования института гражданской службы.

Изучение Конституции РФ позволяет выявить принципы гражданской службы в части подготовки гражданских служащих для профессиональной деятельности, а именно принцип федерализма; принцип законности; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,

© Илларионова Л.А., 2013.

35

Новый университет. 2013. № 4 (26).

ISSN 2221-7347

их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; принцип равного доступа граждан к государственной службе. [1, с. 119-125].

В качестве фундаментального принципа построения и функционирования государственной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности в ст.4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в ст.3 Закона Оренбургской области «О государственной гражданской службе Оренбургской области» [2, 3].

Профессионализм есть глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области государственно-служебной деятельности. Подготовленный человек располагает комплексом специальных знаний и соответствующих умений, приобретенных в результате углубленного общего и специального опыта работы.

Под компетентностью понимается показатель, характеризующий профессиональные знания, осведомлённость и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. [1, с. 128].

Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается системой профессиональной (базовой) подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих [4, с. 475]. Соответственно систематическая профессиональная подготовка является юридически обязательной частью (элементом) прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.

Под профессиональной подготовкой государственного служащего имеется в виду процесс обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения должностных функций и полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы.

Профессиональные знания на государственной службе представляют собой целостную и систематизированную совокупность знаний (в области государства и права, науки управления, экономики, социальных закономерностей, психологии и д.р.) о деятельности по реализации полномочий органов государственной власти. Эти знания обязательны и прежде всего, включают знание государственным служащим своих задач, функций, прав и обязанностей по замещаемой должности, способов и средств ее исполнения.

Умения на государственной службе - профессиональные знания, воплощённые в решении конкретных служебных проблем по замещаемой должности. Например, умение государственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации, проанализировать её и предложить законное и целесообразное решение.

Навыки на государственной службе - умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального времени. Они приобретаются в процессе практической служебной деятельности в условиях типичных управленческих ситуаций и позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчёты.

Профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях [5].

В целях обеспечения эффективной работы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ государственным служащим необходимо постоянно обновлять, пополнять и совершенствовать свои профессиональные знания, умения, навыки. Для достижения указанной цели Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» предусмотрена система непрерывной профессиональной подготовки государственных служащих [2, 6].

Под непрерывной профессиональной подготовкой имеется в виду целенаправленный, осуществляемый в течение всей служебной деятельности непрерываемый процесс повышения квалификации государственного служащего в пределах имеющегося у него уровня профессио-

36

ISSN 2221-7347

Экономика и право

нального образования либо достижения им более высокого образовательного уровня (образовательного ценза) в интересах государственной службы.

Непрерывная профессиональная подготовка на государственной службе включает в себя:

- профессиональную подготовку лиц, впервые принятых на государственную службу;

- профессиональную переподготовку, т.е. обучение лиц, в отношении которых предполагаются должностные перемещения (назначение на государственную должность иного профиля, замещения более высокой должности и др.);

- повышение квалификации, т.е. периодическое обучение (не реже одного раза в 3 года) по дополнительным или основным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента государственных служащих на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных полномочий;

- направление на подготовку (стажировку);

- послевузовское образование (аспирантура, докторантура, соискательство).

Укажем, что профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка составляют дополнительное профессиональное образование (ДПО) гражданского служащего, получаемое на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и соответствующего ДПО, в целях повышения профессиональных знаний и квалификации государственных служащих, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций [3, ст. 57; 7, п. 2.2].

В законе «О государственной гражданской службе Оренбургской области» в ст.56 определено, что профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными законами. В этой связи порядок, содержание, задачи региональной системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и состав образовательных учреждений, осуществляющих их подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку и послевузовское образование регламентируются Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1; Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ; Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ; Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 [8].

Обучение осуществляется на основе заключения договора на обучение между аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области, на который возложены полномочия государственного органа по управлению государственной службой Оренбургской области согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 17.12.2009 № 245-ук и отобранным на конкурсной основе гражданином РФ, обучающимся в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы. Порядок заключения этого договора утвержден Указом Губернатора Оренбургской области от 04.03.2011 г. № 96-ук и Положением «О порядке заключения договора на обучение между государственным органом Оренбургской области и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы» [9].

Отметим, что в п.4 указанного Положения прописано следующее: договоры на обучение с гражданами заключаются с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Оренбургской области на должностях гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей.

Целью обучения государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, является приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения адаптации к её условиям и закрепления на занимаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем государственном органе. Профессиональная под-

37

Новый университет. 2013. № 4 (26).

ISSN 2221-7347

готовка, впервые принятых на государственную службу, должна учитывать следующие факторы:

- задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;

- модели организации соответствующей государственной деятельности;

- правовые и политические взаимоотношения сотрудников государственных органов;

- методы и средства управления в условиях ограничений, обусловленных разделением властей, публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы на функционирование государственных органов и другие обстоятельства.

Основными задачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, являются: выявление недостающих для эффективного исполнения обязанностей по должности государственной службы знаний, умений и навыков (степени подготовки) государственных служащих; организация соответственно полученным данным учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования.

При разрешении первой задачи руководителям государственных органов рекомендуется изучать материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также проводить собеседования, тестирования, анкетирования.

Под собеседованием имеется в виду целевая беседа с лицом, впервые принятым на государственную службу, о самооценке его знаний, умений и навыков, планах их совершенствования, мотивах поступления на государственную службу и т.д.

Тестирование в данном случае представляет собой оценку результатов решения подготовленных задач и установление на этой основе показателей, определяющих уровень подготовки государственного служащего. При этом задачи должны предлагаться с учётом специализации замещаемой государственной должности.

Анкетирование - ответы государственных служащих на конкретные вопросы, связанные со служебной деятельностью. Анкеты должны отражать уровень профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Учебный процесс для упомянутых выше лиц осуществляется с отрывом и без отрыва от службы. Обучение осуществляется в виде: самоподготовки, при которой самостоятельно изучается совокупность документов, необходимых для выполнения должностных обязанностей; обучения по специальным программам, разработанным с учетом требований к конкретным должностным обязанностям; стажировки на рабочем месте под руководством назначенного консультанта из числа опытных, высококвалифицированных государственных служащих [10].

Право выбора формы обучения государственного служащего, впервые принятого на государственную службу, принадлежит государственному органу (его руководителю).

При любых формах и видах обучения государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, в программу их обучения рекомендуется включать темы:

- из конституционного, административного, гражданского и трудового права, которые определяют организацию и функционирование государственной службы;

- связанные с сущностью и функциями государственной службы, правовым положением государственных служащих, требованиями к кадрам государственной службы, их профессиональным и личностным качествам;

- обеспечивающие получение знаний, умений и навыков, связанных с выполнением конкретных (специализированных) должностных обязанностей.

Профессиональная переподготовка является следующим право обеспеченным элементом системы подготовки государственных служащих.

В приказе Минобразования РФ от 06.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» определены основные понятия, организация и содержание профессиональной переподготовки [11].

Под профессиональной переподготовкой имеется в виду приобретение государственными служащими дополнительных профессиональных знаний и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых им для выполне-

38

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ния нового вида служебной деятельности или получения дополнительной квалификации. [12, с. 509]

Профессиональная переподготовка проводится при необходимости должностных перемещений государственных служащих: назначение на государственную должность иного профиля или назначение на более высокую государственную должность в пределах данной группы должностей.

При ликвидации или реорганизации государственного органа принимаются меры по переподготовке государственных служащих с целью замещения ими иных должностей государственной службы, требующих дополнительных профессиональных знаний в данном или другом государственном органе, для исключения перерывов в государственной службе, потери знаний и опыта, которыми обладают государственные служащие.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Переподготовка государственного служащего может осуществляться в форме стажировки (в том числе за рубежом) в другом государственном органе или организации.

Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.12.1995 № 1700 в п.3.3 установлены сроки обучения при профессиональной переподготовке государственных служащих: от 3 до 6 месяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей; от 6 месяцев до года без отрыва от выполнения должностных обязанностей [7].

Для профессиональной переподготовки устанавливаются образовательные программы объемом от 500 (выполнение нового вида профессиональной деятельности) до 1000 учебных часов (получение специалистами дополнительной квалификации).

Государственные служащие, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

В рамках профессиональной переподготовки возможно получение государственным служащим новой специальности или квалификации (по сокращённой программе) на базе имеющегося профессионального образования.

На указанную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включённые в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей либо замещающие определённую государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности. В этом случае период обучения государственного служащего определяется индивидуально и заканчивается защитой дипломной работы, а также получением государственного документа о высшем профессиональном образовании.

Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащего определяются руководителем государственного органа.

Следующий элемент системы подготовки кадров - повышение квалификации государственных служащих - специально организуемая, постоянно действующая право обеспеченная система представления каждому работнику возможности пополнения и обновления профессиональных знаний, необходимых для занятия соответствующей государственной должности или для продвижения по службе по профилю своей работы.

Законом «О государственной гражданской службе Оренбургской области» в ст.57 п.5 установлено, что повышение квалификации осуществляется в рамках имеющейся специальности и проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года [3]. Лица, впервые

39

Новый университет. 2013. № 4 (26).

ISSN 2221-7347

принятые на государственную службу направляются на данный вид обучения по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, т.е. повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным [13, п. 2.3].

Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке.

Формы дополнительного профессионального образования, требования к образовательным программам и другие вопросы повышения квалификации государственных служащих регламентируются Государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих, утверждённым приказом Госкомвуза РФ от 25.12.1995 № 1700 (ред. от 01.04.1999) «Об утверждении Государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих» [7].

Разные цели повышения квалификации обусловливают различные формы обучения, определенные программами трех уровней:

- краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности.

- среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 часов, направленные на комплексное повышение квалификации в области государственного и муниципального управления, со специализацией по должности [13, п. 3.2];

- обучение по программам повышения квалификации объемом от 18 до 144 аудиторных часов в образовательном учреждении для углубленного изучения актуальных проблем науки, политических, социально-экономических и других проблем по профилю служебной деятельности [14].

Повышение квалификации может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих устанавливаются следующие сроки обучения:

- при повышении квалификации - от двух до шести недель с отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы. Для служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, предусмотрено обучение с частичным отрывом от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы [6].

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Учебно-тематические планы и учебные программы образовательных учреждений разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательными учреждениями по согласованию с государственным органом, заказывающим данный вид образования.

Освоение государственными служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования подтверждается государственной итоговой аттестацией, по результатам которой выдается документ государственного образца (удостоверение о повышение квалификации, свидетельство о повышении квалификации).

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2221-7347

Экономика и право

По Положению о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя.

Стажировка осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Периодичность, продолжительность (от 2 до 4 месяцев) и содержание стажировки, регулируется подразделением, отвечающим за проведение указанного мероприятия, и определяются учебным планом соответствующих программ стажировки.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки [15].

Конкретные сроки и формы дополнительного профессионального образования государственного служащего определяются руководителем государственного органа. Руководитель государственного органа обязан:

- ежегодно разрабатывать мероприятия по повышению квалификации и переподготовке государственных служащих и обеспечивать возможность поддержания уровня их квалификации, достаточного для исполнения должностных обязанностей;

- увязывать результаты обучения с должностным перемещением государственного служащего, установлением ему соответствующего денежного содержания.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа.

Указом Губернатора Оренбургской области от 27.01.2009 № 11-ук (с изм. от 11.08.2011 № 585-ук) «Об утверждении положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области» определен порядок формирования, размещения и использования госзаказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих исполнительной власти Оренбургской области [14].

Отметим, что госзаказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих, порядок разработки и утверждения последних осуществляется в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 24.12.2009 г. № 251-ук (п. 9) и рекомендациями по составлению плана индивидуальной подготовки гражданского служащего, включенного в резерв управленческих кадров Оренбургской области [15, 16].

Индивидуальный план профессионального развития разрабатывается гражданским служащим в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции, итогами аттестации, квалификационного экзамена и должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя.

Укажем, что в качестве требуемого направления дополнительного профессионального образования указываются следующие направления обучения: управленческое, правовое, организационно-экономическое, планово-финансовое, информационно-аналитическое и другие.

Результатом получения дополнительного профессионального образования и выполнения индивидуального плана могут быть: внедрение в практику работы гражданского служащего

41

Новый университет. 2013. № 4 (26).

ISSN 2221-7347

новых знаний с целью повышения качества профессиональной деятельности; обеспечение надлежащего уровня профессиональных знаний, необходимых для его участия в научно -практической деятельности; освоение новых знаний в целях продолжения замещения должности и качественного исполнения своих должностных обязанностей.

Отметим, что государственные гражданские служащие привлекаются к участию в семинарах-совещаниях и конференциях для повышения своего научно-технического уровня, с целью получения новых знаний и возможностей их практического применения.

Семинары-совещания и конференции организуются соответствующими государственными органами с привлечением российских и зарубежных организаций или в соответствии с установленным порядком государственные гражданские служащие участвуют в семинарах-совещаниях и конференциях, проводимых российскими и зарубежными организациями.

Уточним также то, что целью послевузовского образования является повышение уровня высшего образования и научной квалификации в аспирантуре образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях, путем прикрепления к данным учреждениям или организациям соискателя для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Обучение в докторантуре, аспирантуре и соискательство рекомендуется при наличии профессионального образования, соответствующего квалификационным требованиям по должности и проявлении у служащего склонности к научно-исследовательской деятельности, что выражается в опубликованных научных работах, выступлениях с докладами на научнопрактических конференциях, семинарах, «круглых столах» и т.д.

Основной стратегической целью совершенствования работы в сфере послевузовского профессионального образования является создание гибкой и мобильной системы, способной удовлетворить потребности в послевузовском образовании государственных служащих и специалистов подведомственных предприятий по направлению деятельности [17].

Таким образом, государственную службу следует считать такой профессией, которая имеет значение для всего государства и требует особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Получение образования, т.е. обучение увязано с продвижением по службе, оценкой качества службы, системой денежного содержания, присвоением квалификационных разрядов, применением мер поощрения и т.д. Это закреплено в соответствующих нормативно-правовых документах.

Укажем, что конечная цель обучения кадров для государственной гражданской службы -формирование высокопрофессионального аппарата, способного эффективно осуществлять задачи и функции органов государственной власти на региональном уровне. Этому процессу должно способствовать определенное, конкретное и системное нормативно-правовое обеспечение функционирования системы подготовки кадров.

В настоящее время имеет место фрагментарность регулирования и юридическая неопределенность некоторых понятий подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих. Например, в Оренбургской области не существует отдельного Положения о стажировке государственных гражданских служащих, которое бы определяло четкий порядок организации прохождения стажировки в органах государственной власти и органах местного самоуправления РФ, а также в зарубежных странах; программы прохождения стажировки; порядок взаимодействия образовательных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, гражданские служащие которых направляются для прохождения стажировки, и государственных органов, органов местного самоуправления или иных организаций, принимающих стажеров; основные права и обязанности стажеров, а также назначенных руководителей стажировки из числа государственных гражданских или муниципальных служащих [18].

Также обозначим проблему подготовки и принятия единого закона «О профессиональной подготовке, переподготовке, повышение квалификации и стажировке государственных служа-

42

ISSN 2221-7347

Экономика и право

щих», как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разработка и принятие этого закона позволит, например, расширить права и ответственность государственных служащих в части повышения своей квалификации и прохождения стажировки.

Библиографический список:

1. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М.: КНОРУС, 2007. 496 с.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от

27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 22.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. ст. 3215.

3. О государственной гражданской службе Оренбургской области: Закон Оренбургской области от

30.12.2005 № 2893/518-Ш-Оз (ред. от 15.05.2012) [Электронный ресурс] // http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/Info4Citizens/GosSlujba/npaGS.html (дата обращения 10.07.2012).

4. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник/ Под. общ. ред. д.ф.н. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. М.: ПЕР СЭ, 2003. 576 с.

5. http://www.sterlitamak1.narod.ru. (дата обращения 12.07.2012).

6. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=94693;div=LAW;dst=100006. (дата обращения 12.05.2012).

7. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 декабря 1995 г. №1700 (в ред. №2 от 01.04.1999 № 810). Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id =2997#. (дата обращения 10.04.2012).

8. Консультант Плюс // http://www.consultant.ru.

9. Указ губернатора Оренбургской области от 04.03.2011 г. № 96-ук «Об утверждении положения о порядке заключения договора на обучение между государственным органом Оренбургской области и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы». Портал Правительства Оренбургской области. [Электронный ресурс] // http://www.orenburg-gov.m/magnoliaPublic/regportal/blob?filetype=NPA&filename=02_17_2.53.2_%E2%84%96%2096-%D1%83%D0%BA_04.03.2011_2.pdf (дата обращения 5.05.2012).

10. Формы обучения. [Электронный ресурс] // http://tcnrs.ru/learning/forms/. (дата обращения 8.02.2013).

11. Приказ Минобразования РФ от 06.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и

условиях профессиональной переподготовки специалистов». Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. [Электронный ресурс] //

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_00/2571.html. (дата обращения 10.09.2012).

12. Государственная служба. Учебник/Под. ред. проф. В.Г.Игнатова. М.:ИКЦ «Март», Ростов н/Д, 2004. 528 с.

13. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=2997#. (дата обращения 10.04.2012).

14. Указ Губернатора Оренбургской области от 27.01.2009 № 11-ук (с изм. от 11.08.2011 № 585-ук) «Об утверждении положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области»). Положение о государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Оренбургской области п.2. (в ред. Указа Губернатора Оренбургской области от 19.08.2010 №169 -ук). [Электронный ресурс] // http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/NPA/17.html. (дата обращения 25.12.2012).

15. Указ Губернатора Оренбургской области от 24.12.2009 г. № 251-ук «О порядке разработки и утверждения индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области». [Электронный ресурс] // http://www.orenburg-gov.ru (дата обращения 12.12.2012).

16. Портал Правительства Оренбургской области. Рекомендации по составлению плана индивидуальной подготовки гражданского служащего (гражданина), включенного в резерв управленческих кадров

43

Новый университет. 2013. № 4 (26).

ISSN 2221-7347

Оренбургской области [Электронный ресурс] // http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/ regportaMnfb/Infb4Qtizens/GosSlujba/HRReserve/HRReserve.html (дата обращения 12.12.2012).

17 Учебно-методический центр ядерной и радиационной безопасности. [Электронный ресурс] // http://tcnrs.ru/learning/forms/ (дата обращения 1.04.2013).

18. Положение о стажировке государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа и муниципальных служащих муниципальных образований, расположенных на их территории. Ассоциация «Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы». [Электронный ресурс] // http://www.ucsms.ru/ed.php?id=44 (дата обращения 12.12.2012).

Статья поступила в редакцию 17.04.2013.

ИЛЛАРИОНОВА Людмила Алексеевна - магистрант, Оренбургский государственный университет».

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.