Зелинский В.Е.
ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПРАВ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ХУШ СТОЛЕТИИ
Весь временной промежуток XVIII столетия можно назвать основным периодом вхождения Донского региона в правовое пространство Российской империи. Столетие до этого отношения с казачеством Московское государство строило более на принципах вассалитета-сюзеренитета, или на союзнических отношениях. Весь XIX в. характеризуется уже завершением процесса включения Донского казачьего края в правовое пространство России. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть процесс утверждения в казачьем социуме порядка общества, характерного для Российской империи XVIII в., с концептуальной позиции. Данный аспект изучения актуализируется еще и тем фактом, что он менее всего исследован историками права.
По отношению к донским казакам ограничительные меры стали приниматься после Азовских походов, когда Петр I в 1703 г. запретил казакам иметь своих послов и ограничил выборность войсковых атаманов, которые отныне утверждались самодержцем, и послал на Дон чиновников. Атаманы и казаки были принуждены не принимать к себе беглых русских людей [1, с. 220-225]. В ответ в 1707 г. казаки под начальством атамана Кондрата Булавина поднялась против царских войск, но в 1708 г. были разгромлены и вынуждены были смириться с ограничением своей вольницы. Тогда же Петр приказал и изменить символику некогда независимого протогосударственного объединения казаков. «Елень стрелой пронзен» на государственной печати войска был заменен насмешливым рисунком, изображавшим нетрезвого обнаженного казака с шашкой на бочке вина. Петр I отнял у войскового круга всю самостоятельность над войском и предоставил власть войсковому атаману. Наказные атаманы продолжали формально избираться кругом, но отныне стали утверждаться царем, притом уже не на один год, как прежде, а постоянно. Подчиненные непосредственно самому государю, войсковые атаманы сделались полновластными начальниками Донского войска, с которым они или оставались дома, или выступали в поход, передавая на это время управление наказным атаманам. В 1721 г. войско Донское было передано в ведение Военной коллегии, а не Посольского приказа, что означало его окончательное подчинение государству. Наконец, в 1723 г. казаков стали считать «военно-служилым» сословием. Управление войском стали осуществлять войсковые атаманы через войсковую канцелярию, в которой отныне присутствовали наличные старшины. Звание старшин, получаемое войсковыми атаманами, которые оставляли свою должность, было скоро присвоено всем лицам, имевшим в управлении казачьи отряды и полки, а также жаловалось войсковым кругом или высочайшею волею за заслуги; с 1754 г. производство в старшины было запрещено кругу без представления в Военную коллегию [1, с. 228]. Из числа старшин войсковые атаманы без выборов, непосредственно высочайшею волею стали назначаться уже со времен Анны Иоанновны.
Резко усиливается вмешательство Российского государства в донские порядки при Екатерине II. Казачество пытается отстоять элементы внутренней автономии, связанные как с внутренним самоуправлением, так и с возможностью обособления региона в рамках империи. Назначенный войсковой атаман Степан Ефремов становится практически авторитарным правителем войска Донского и входит в конфликт с центральной властью.
В 1767 г. Уложенной комиссией обсуждалось несколько проектов об изменении управления Донским войском. Один из них был выдвинут самими войсковыми депутатами - старшинами. Проект предусматривал упразднение Совета старшин и введение их в состав чиновничьего корпуса атаманской канцелярии. Причем предполагалось также разделить управление на военное и гражданское с двумя делопроизводственными экспедициями. Другой проект назывался «Представление об утверждении законодательной, судебной и показательной власти в Российской империи» и представлял собой часть екатерининского «Наказа» комиссии. По характеру он еще более акцентировался на бюрократизации войскового управления. В приложении к нему говорилось о казаках. Казачество здесь относилось к сословию; в качестве руководящего экономического начала государственной политики относительно казаков предлагалось поощрять их к занятию земледелием, «подкрепляющему военный дух» в отличие от «искусств и рукоделий»; утверждалось, что все земли и вольности казачьи пожалованы российскими монархами. Наконец, намечалось подчинить казачество действию отменивших «войсковое право» имперских законов. По этому документу в каждом казачьем войске учреждалось правительство, называвшееся канцелярией, с разделением на военную экспедицию, подчинявшуюся Военной коллегии, и гражданскую, находившуюся в ведении «вышнего правительства». Половина состава канцелярии назначалась «вышней» властью, и только половина избиралась войском. Двухступенчатая система выборов на станичных сборах (кругах) и на войсковом круге значительно ограничивала свободу волеизъявления простых казаков [2].
Но правительственный проект реорганизации казачьих войск в XVIII в. не был осуществлен, так как в 70-х гг. начались волнения казачества, вызванные бесцеремонным вмешательством имперской власти во внутренние дела казачьих войск и тяготами военной службы.
В известной мере последней попыткой казачества отстоять свои вольности стало восстание Емельяна Пугачева. Поскольку донская старшина поддержала правительство в борьбе с мятежниками, Екатерина не решилась на прямое и полное уничтожение автономных порядков. Казачье самоуправление на уровне станицы и хуторов осталось практически без изменений, права казачьей старшины на участие в работе войсковых администраций были сохранены, а права атаманов ограничены. В феврале 1775 г. Екатерина II ликвидирует круг, вводит на Дону имперское право и утверждает Войсковое гражданское правительство.
Состоящая из всех наличных старшин Войсковая канцелярия была упразднена Екатериной II в 1775 г. По докладу Потемкина (главнокомандующего всею легкою конницею и генерал-губернатора Астраханского, Новороссийского и Азовского), учреждено было 14 февраля того года «Войсковое гражданское правительство» [3, с. 109-110], которому было указано «вверить все хозяйственное в пределах войска Донского распоряжение, равным образом заведование всех установленных там доходов и расходов, также все до промыслов, торговли и прочее гражданскому суду подлежащая дела производить на генеральном во всем государстве установлении, с соблюдением данных оному войску привилегий, и состоять под управлением генерал-губернатора; в этой канцелярии, сверх Войскового атамана, присутствовать из тамошних старшин надежнейшим и знающим, по избранию генерал-губернатора, непременным двум, и по общему выбору погодно четырем, и производить им жалование из нынешних доходов, а военными делами управлять Войсковому атаману, которому и состоять ближайшим после главнокомандующего начальником Войска Донского». Вольное казачество становится служилым и в этом качестве выполняет функции защитника государства.
Коллизия с черноморским казачеством имела большое значение для установления новой системы управления. В 1794 г. Войсковое правительство черноморцев, переселенных с Украины на Кубань Екатериной II и Г.А. Потемкиным, в лице кочевого атамана З.А. Чепита, войскового судьи А.А. Головатого и войскового писаря Т.Т. Котляревского приняло правовой акт «Порядок общей пользы», в котором роль войсковой рады (круга) замалчивалась, а внутреннее управление полностью передавалось в руки войсковой администрации. В документе подчеркивалась особая роль старшин в повседневной войсковой жизни, землепользовании и т.д.
Уверенность войсковых правительств в своих правах на законодательные инициативы базировалась на ранее пожалованной Черноморскому войску грамоте Екатерины II 1792 г., в которой она указала Военной коллегии выдавать казачьим старшинам патенты и чины, а Войсковому правительству - права расправы и наказания за преступления. Учитывая ситуацию на юге империи, недавнее восстание Е. Пугачева, царизм согласился с инициативой, но в целях контроля установил надзор над черноморцами со стороны Таврического губернатора, обязанного раз в две недели докладывать Военной коллегии о состоянии дел казачества. Это стало важным прецедентом в решении в целом проблемы правового статуса казачества в условиях формирования политики царизма, стремившейся закрепить казачьи войска на границах империи в рамках унифицированной государственной системы управления.
Необходимость развития России в XVIII в. способствовала появлению казачьего дворянства. Иногда в эту категорию казачья старшина попадала в индивидуальных случаях за особые заслуги, по особому императорскому указу, но чаще всего - по списку, составленному войсковым атаманом, утверждаемому императором. Затем Военная коллегия выписывала пожалованным патенты, или свидетельства, на дворянский чин. Этим повелением самодержца войсковые атаманы сравнивались с генералами, войсковые старшины - со штаб-офицерами, есаулы и сотники - с обер-офицерами. Они получали из Военной коллегии пожизненные патенты, как и офицеры в регулярных войсках, и возвращались со службы домой уже не простыми казаками, а фактически дворянами, образуя особое сословие государственных казачьих чиновников - донское дворянство.
Окружная граница войска Донского (изменявшаяся несколько раз: при Петре I, после Булавинского бунта и при Елизавете Петровне) вследствие споров с запорожцами и присоединения калмыков к Войску была окончательно утверждена Екатериной II по карте, составленной Потемкиным в 1786 г. Отношение к казачеству самодержавия было достаточно двойственным: с одной стороны, казаки привлекались к участию во всех войнах, например, в 1768-1784 гг. в Турецкой и Польской войнах участвовало 22 тыс. донских казаков, которые себя как всегда блестяще проявили. Но одновременно Яицкое войско в полном составе поддержало восстание под предводительством донского казака Емельяна Пугачева, а запорожские казаки разоряли украинские города и вырезали целиком город Умань. Екатерина жестоко наказала и даже переименовала Яицкое войско в Уральское, а Запорожская Сечь и вовсе была ликвидирована. Однако донские казаки не подверглись гонениям, поскольку сохранили верность присяге [4, с. 22-32].
В это время наплыв внешнего, т.е. неказачьего, населения все еще продолжался, в особенности из Малороссии (Украины), преимущественно в западные части Донской земли. Крестьяне бежали на Дон значительными массами от вводившегося в Малороссии крепостного права в надежде поступить в донские казаки, но и здесь постигала их та же участь, от которой они бежали с Днепра. Все поселенцы были приписаны к станицам, где они могли жить и работать, но с 1775 г. атаман, старшины и чиновники добились решения Потемкинского войскового гражданского правительства по отводу донскому дворянству свободных войсковых земель с приписными малороссийскими крестьянами («Черкас»).
В 1794 г. донские старшины и чиновники, пользуясь строгим запрещением принимать беглых крестьян в казаки, записали их за собой вместе с выхлопотанными у войскового гражданского правительства для их поселения землями. Это закрепление было узаконено указом Павла I от 12 декабря 1796 г. и имело для казаков серьезные последствия: 1) оно утверждало на Дону слой помещиков и многочисленное сословие крепостных крестьян; 2) уменьшился запас свободных войсковых земель, составлявших неотъемлемую собственность всего Войска; 3) нарушился древний казачий обычай, по которому казачьи чины были только временным званием и не давали никому дополнительных прав.
Император Павел I Сенатским указом 6 ноября 1797 г. отменил учрежденное по представлению Потемкина войсковое гражданское правительство и восстановил для ведения всех дел войска прежнюю войсковую канцелярию из наличных старшин под председательством войскового атамана. Сначала этот указ был объявлен в войсковом кругу, а потом - в собрании всех казачьих чинов [3, с. 111].
Как видно из приведенного обзора, за столетний промежуток царское правительство постепенно включило казачьи земли в правовое пространство Российской империи, а казачий социум трансформировался в военно-служилое сословие. Именно с данным процессом необходимо связывать мнение о казачестве не как об этносе, а как о сословии.
Литература
1. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д, 1961.
2. Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2006.
3. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов н/Д, 1998.
4. Агафонов А.И. Область войска Донского и Приазовья в дореформенный период. Ростов н/Д, 1986.