Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР / НАЦЕЛИВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / CONDITIONS AND METHODS OF ANTI-INFLATIONARY MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е., Глухарёв Л.С., Зачёсова Г.М.

В статье приводятся условия выработки антиинфляционных мер на возрастающую в стране инфляцию и проведения их в жизнь; раскрывается фискальная политика налогообложения в стране, её влияние на обеспечение устойчивых темпов экономического роста в современных условиях; прослеживается связь инфляции с эффективностью общественного воспроизводства и потребления; прибыль не справляется с задачей полного учёта внешних выгод и внешних затрат, поэтому целесообразно нацелить налоговую систему на повышение эффективности, для чего стимулировать увеличение физического объёма производства, продаж и снижение цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REDUCTION OF INFLATION BY MEANS OF TAX REGULATION

The article presents the conditions to develop the anti-inflation measures for increasing the country's inflation and holding them in life; reveals the fiscal policy of taxation in the country, its impact on sustainable economic growth in modern conditions; the correlation of inflation with the efficiency of social reproduction and consumption; profit cannot cope with the task a full account of external benefits and external costs, so it is advisable to target the tax system to increase efficiency, which stimulate the growth of physical volume of production, sales and price reductions.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.262(100)

A.E. Vikulenko, L.S. Gluharev, G.M. Zachesova

THE REDUCTION OF INFLATION BY MEANS OF TAX REGULATION

The article presents the conditions to develop the anti-inflation measures for increasing the country's inflation and holding them in life; reveals the fiscal policy of taxation in the country, its impact on sustainable economic growth in modern conditions; the correlation of inflation with the efficiency of social reproduction and consumption; profit cannot cope with the task a full account of external benefits and external costs, so it is advisable to target the tax system to increase efficiency, which stimulate the growth of physical volume of production, sales and price reductions.

Keywords: conditions and methods of anti-inflationary measures; fiscal taxation policy in the country and its impact on sustainable economic growth in modern conditions; targeting the tax system to increase efficiency.

А.Е. Викуленко1, Л.С. Глухарёв2, Г.М. Зачёсова3

ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье приводятся условия выработки антиинфляционных мер на возрастающую в стране инфляцию и проведения их в жизнь; раскрывается фискальная политика налогообложения в стране, её влияние на обеспечение устойчивых темпов экономического роста в современных условиях; прослеживается связь инфляции с эффективностью общественного воспроизводства и потребления; прибыль не справляется с задачей полного учёта внешних выгод и внешних затрат, поэтому целесообразно нацелить налоговую систему на повышение эффективности, для чего стимулировать увеличение физического объёма производства, продаж и снижение цен.

Ключевые слова: условия выработки антиинфляционных мер; фискальная политика налогообложения в стране и её влияние на обеспечение устойчивых темпов экономического роста в современных условиях; нацеливание налоговой системы на повышение эффективности.

Инфляция и борьба с ней продолжают оставаться главной макроэкономической проблемой России. Одна из распространённых догм современной экономической теории состоит в том, что сдерживание инфляции обеспечивается в первую очередь средствами денежно-кредитной политики, политикой дорогих денег. Фискальные рычаги признаются, но лишь в качестве грубого средства влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, состояние государственного бюджета. После глубоких исследований Дж. Кейнса в части, посвящённой фискальной политике государства, тема не получила достойного развития. В этом видится серьёзный изъян современной теории макро- и микроэкономики.

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

2 Глухарёв Л.С., доцент кафедры "Экономическая теория", кандидат экономических наук; Санкт-Петербургский государственный институт путей сообщения имени Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург

Gluharev L.S., Associate Professor of the Department of Economic Theory, PhD in Economics; Saint-Petersburg State Institute of Railway Transport named after Alexander I (PGUPS), St. Petersburg

3 Зачёсова Г.М., доцент кафедры "Экономическая теория", кандидат экономических наук; Санкт-Петербургский государственный институт путей сообщения имени Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург

Zachesova G.M., Associate Professor of the Department of Economic Theory, PhD in Economics; Saint-Petersburg State Institute of Railway Transport named after Alexander I (PGUPS), St. Petersburg

Общее состояние российской экономики выдвигает на первый план борьбу с инфляцией. Пока названная победа не одержана, не обеспечены достойные жизненные стандарты, отсутствуют достаточные средства и заинтересованность для внедрения новой техники. Инфляция не совместима с социальной справедливостью. Она усиливает поляризацию доходов, ставит в выгодное положение должников, а не заимодателей (кредиторов).

В советское время утверждалось, что социалистическая система хозяйства обеспечивает безинфляционное развитие народного хозяйства. Жизнь этого утверждения не подтверждала. Остались в памяти огромные очереди в продовольственных магазинах 70-х-80-х гг. прошлого века, "чёрный рынок". Либерализация цен в 1992 г. окончательно опровергла суждения оптимистов об отсутствии инфляции или её эпизодическом случайном характере. СССР накопил к этому времени большую подавленную инфляцию, которая на поверхности явления безуспешно сдерживалась государственной дисциплиной цен. Вместо предполагаемого пятикратного и кратковременного повышения цен в результате их либерализации они выросли в оптовом звене только за 1992 г. более чем в 60 раз и в розничной сфере в 23 раза. К 1996 г. цены выросли в тысячи раз. В настоящее время инфляция в стране продолжает, хоть и относительно медленно, возрастать, что требует решительных мер по её устранению. Это особенно важно в условиях экономического кризиса и санкций по отношению к России в 2017-2020-х гг. и требует более экономически глубокого и эффективного управление экономикой.

Чтобы выработать антиинфляционные меры и провести их в жизнь, необходимо в первую очередь определить то состояние макроэкономической нестабильности, которое получило название инфляции. Сделать это совсем не просто. Так, монетаристы сводят инфляцию к чисто денежному феномену, переполнению денежного рынка избыточными (относительно реального объёма национального производства и предложения товаров) денежными знаками. Аналогично трактует инфляцию проф. Г.С. Вечканов. Он определяет инфляцию как переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами сверх реальных потребностей народного хозяйства и их обесценивание, обусловленное нарушениями процесса общественного воспроизводства. Инфляция якобы представляет собой нарушение действий закона денежного обращения и проявляется в явном или скрытом росте цен [1]. Следует ли согласиться с подобной трактовкой инфляции? Наш ответ отрицательный.

В СССР долгое время существовала инфляция спроса. Относительно полная загрузка производственных мощностей сочеталась с несовершенной структурой материального производства, огромным объёмом незавершённого строительства, недостаточным развитием второго подразделения общественного производства. Экономика была отмечена неспособностью удовлетворить совокупный спрос. Под влиянием советских идеологов возникло и закрепилось крайне противоречивое понятие "второе подразделение общественного производства". В действительности всякое производство существует ради удовлетворения здоровых потребностей граждан и в этом смысле производство товаров и услуг потребительского назначения приоритетно по отношению к созданию средств производства.

В 90-е гг. прошлого века инфляция спроса трансформировалась в инфляцию предложения, обусловленную ростом издержек. При этом производственные мощности загружены не полностью. Долго уменьшалось совокупное предложение, росли номинальная заработная плата и цены на сырьё, затраты на энергию. Реальный объём производства долго сокращался, не обеспечивалась полная занятость. Предложение денег сегодня не избыточно, напротив, оно недостаточно. Попытки государства индексировать в меру бюджетных возможностей заработную плату, пенсии, пособия оказываются неэффективными. В ответ на дополнительный платёжеспособный спрос бизнес повышает цены, присваивая тем самым себе значительную часть проиндексированных доходов. Победить инфляцию не удаётся.

Трактовка инфляции только как наличие избыточного "денежного навеса", по нашему мнению, страдает поверхностным подходом к сложному состоянию макроэкономической нестабильности и односторонностью. Обратимся к уравнению обмена И. Фишера [2]. В модели МУ = РО фигурируют М - количество денег, находящихся в обращении; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен товаров и услуг; О - уровень реального объёма производства. Формально предложению денег (агрегат МУ) противостоит агрегат товарного предложения (РО). Поскольку скорость обращения денег относительно стабильна, взаимодействуют денежная масса и уровень цен. Складывается впечатление, что манипуляции на денежном рынке способны остановить инфляцию. Однако это не так.

Уравнение обмена, в чём его принципиальный изъян, не отражает глубинных процессов в производстве и потреблении материальных благ с их вполне определённой эффективностью. Именно эффективность производства оказывает решающее влияние на уровень цен, их структуру со стороны факторных доходов и жизненные стандарты. Современное ценообразование в России допускает включение в цены коррупционной составляющей. Борьба с коррупцией с помощью правовых методов пока совершенно неэффективна.

Приводимые в специальной экономической литературе данные об умопомрачительных темпах инфляции в различных странах на драматических этапах их социально-экономического развития имеют первопричиной (по нашему мнению) разрушение пропорций и нормальных темпов общественного воспроизводства. Так, последствием войн является резкое падение объёма производства во втором подразделении с острым дефицитом государственного бюджета.

Манипулирование денежной массой должно сопровождать воспроизводственные процессы, весьма инерционные и крайне медленно входящие в нормальное русло. Избыточный "денежный навес" не устраним быстро с помощью политики дорогих денег, как показывает опыт многих стран, в том числе России.

Государство и Центральный банк выработали средства, как для сжатия денежной массы, так и для её расширения, что не привело к победе над инфляцией. Для сжатия денежной массы увеличиваются налоги, сдерживается рост заработной платы и других факторных доходов, увеличиваются банковские резервы, проводится политика дорогих денег, размещаются государственные ценные бумаги в меру доверия граждан к государству-заёмщику и спроса на них (операции на открытом рынке), проводятся валютные интервенции и др. Для расширения денежной массы используются те же рычаги влияния на неё, но с противоположной направленностью. Центральный банк несёт ответственность за устойчивость рубля. Однако не преодолены кризисные явления в материальном производстве, непомерно велика ресурсоёмкость конечного продукта, что и объясняет, в первую очередь, наличную инфляцию издержек в России. Попытки государства защитить граждан с помощью индексации доходов приводят к росту издержек и новому витку инфляции.

В приводимых определениях инфляции не просматривается её связь с эффективностью общественного воспроизводства и общественного потребления. Читатель знает, что инфляция всегда вызывает тенденцию к снижению реальных доходов граждан. Факторные доходы в виде прибыли могут расти в номинальном и даже реальном значении. А из приведённых определений инфляции это не следует. Если общий индекс потребительских цен растёт, и теми же темпами растут личные доходы граждан, жизненные стандарты теоретически не изменятся. Ключ к пониманию инфляции видится в соединении природы инфляции с эффективностью общественного воспроизводства и потребления. Цены отражают в денежной форме стоимость, общественно необходимые затраты на производство. Если в экономике наблюдается как типичный процесс повышения общего уровня цен при снижении реальных доходов, то уместно говорить о падении эффективности хозяйственной системы при изменении структуры конечного продукта не в пользу фонда потребления.

Инфляция в СССР и сегодня инфляция в России носила и носит в значительной степени структурный характер. Опережающие темпы развития первого подразделения общественного производства в СССР приводили к росту заработной платы без эквивалентного роста товаров народного потребления. Неблагоприятной была тенденция изменения производительности труда и фондоотдачи. Падение фондоотдачи приходилось компенсировать новыми капитальными вложениями, долгостроями, задерживая одновременно решение социальных задач. Незавершённое производство в капитальном строительстве и других отраслях увеличивает избыточный "денежный навес". К тем же последствиям приводила и приводит вынужденная милитаризация экономики, истощение залежей доступных полезных ископаемых, рост транспортных перевозок. Все эти негативно действующие на экономику факторы не компенсировались в СССР и не компенсируются в современной России научно-техническим прогрессом и освоением новой эффективной техники в достаточном объёме. С включением страны в систему мирохозяйственных связей приходится всё больше считаться с импортированной инфляцией.

Авторы публикации разделяют понятия эффективности общественного воспроизводства и эффективности общественного потребления. Второй процесс зависим от первого, но оказывает сильное обратное влияние на первый процесс. Взятые в своей сумме эффективность общественного воспроизводства и общественного потребления образуют эффективность хозяйственной системы. Её (эффективность хозяйственной системы)

следует трактовать, в первую очередь, с позиций потребителей, покупателей, ради которых и организуется производство. Изменение цен всегда противоречивый процесс. Повышение цен при прочих равных условиях выгодно товаропроизводителям и торговым посредникам, но невыгодно покупателям. Исключение составляют товары и услуги высокого качества, не входящие в круг сопоставимых и, поэтому, не учитываемые в расчётах инфляции.

Всякое повышение цены на товар, выбранный в качестве базового, уменьшает остаточный доход покупателей и поэтому деформирует спрос на все другие товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины. Такой вывод в первую очередь справедлив для ресурсоёмких (рублеёмких, дорогостоящих) товаров, например, для стоимости квартир. Наоборот, снижение цен мультиплицирует (множит) потребительские эффекты по цепочке покупателей.

Повышение локальной эффективности по условиям производства может сопровождаться и сопровождается в России снижением эффективности функционирования народного хозяйства в целом и снижением реальных доходов граждан. Перевод экономики на рыночную колею с начала 90-х гг. прошлого века сопровождался в России углублением противоречия между общественными и локальными интересами. Тогда были подорваны стимулы к росту фонда потребления граждан, к приоритетному развитию социальной сферы. Так называемая подавленная инфляция была быстро устранена за счёт либерализации (отпуска) цен при падении реальных доходов в несколько раз. Выяснилось, что даже наши скромные реальные доходы в последние годы существования СССР не были полностью заработаны, подтверждены результатами деятельности в материальном производстве. Неудовлетворительно использовались трудовые ресурсы и производственные фонды. В тот период, обещание Правительства Н.И. Рыжкова, Л.И. Абалкина провести реформу не за счёт народа, не было выполнено преемниками Правительства Е.Т. Гайдара [3]. Да и не было чудодейственных средств преодоления кризиса не за счёт народа.

Критериальным показателем деятельности производительной фирмы стала прибыль, что вполне типично для рыночной экономики. Государство отказалось от реформирования экономики с переходом к так называемому третьему пути развития, при котором рыночная свобода и либерализм сочетаются с активной государственной экономической политикой. Быстрый уход государства из экономики привёл, в частности, к абсолютизации роли прибыльной мотивации деятельности. Установка на максимум прибыли вступает в противоречие с ростом других факторных доходов. Прибыль в ценах в условиях российского незрелого рынка не нормируется государством. В результате частные выгоды сочетаются с большими общественными потерями. Так, повышение цен внутреннего рынка на сырую нефть и природный газ сопровождается ростом доходов в нефтяной и газовой промышленности при перекрывающем его падении доходов смежников внутреннего рынка по всей цепи сопряжения. Современные технологии производства нефте- и газоёмкие, что в России усугубляется суровым климатом. Потребление сырой нефти, природного газа и многочисленных продуктов нефтепереработки жизненно необходимо, а удорожание соответствующей товарной массы провоцирует инфляцию, снижает реальные доходы потребителей. При этом рост цен мультиплицируется (множится). Достаточно рассмотреть отрасли и производства в порядке технологической специализации, чтобы убедиться в отрицательных мультипликативных эффектах повышения цен. Удорожание нефти приводит к повышению цен на топливо и нефтепродукты, поэтому дороже становятся электроэнергия и услуги транспорта, дорожают все товары, доставляемые на местный рынок издалека, дорожают топливоёмкий хлеб и кондитерские изделия, услуги ЖКХ и т.д. Хлеб и кондитерские изделия дорожают даже при рекордном урожае зерновых. И это не удивительно. Дополнительные общественные издержки, связанные с повышением цен на топливо больше общественных выгод от роста урожая. Принципиальный недостаток прибыли как критерия оптимизации хозяйственных решений видится и в том, что она способна расти за счёт искусственного взвинчивания рентабельности продаж при сокращении физического объёма продаж. Равнение на прибыль не побуждает фирму к полной загрузке производственных мощностей. Производить мало, создавать искусственный дефицит, исключать из числа покупателей бедных граждан и даже граждан со средними доходами - всё это вполне типично для российского рынка. Отсутствие очередей не должно обольщать. Если нет денег, граждане не встанут в очередь за рублеёмкими товарами.

Дадим собственное определение инфляции. Это нарушение нормальной и взаимозависимой структуры материальных и денежных потоков, снижение покупательной

способности денег, связанное с падением эффективности общественного воспроизводства, прежде всего, в форме неблагоприятных структурных сдвигов, с недостаточным вниманием к проблеме эффективности воспроизводства и системы распределительных отношений, не компенсируемыми ограниченными бюджетными возможностями страны. Инфляция - это перманентный разрыв между локальной эффективностью воспроизводства и эффективностью общественного воспроизводства и потребления, влекущий за собой падение покупательной способности денег, реальных факторных доходов и рост общего уровня цен на сравнимую продукцию. Организация выпуска новой продукции наталкивается на ограниченный платёжеспособный спрос и поэтому часто оказывается нерентабельной. Инфляция - это всегда всплеск бедности, устранение которой требует испытаний от народа.

Сегодня трудно поверить, что отец нашей рыночной реформы Е.Т. Гайдар в начале 90-х гг. прошлого века собирался быстро остановить инфляцию за счёт способностей рыночной экономики к самонастройке. Теоретически либерализация цен, благодаря действию законов спроса и предложения, должна была привести наш молодой рынок к равновесному состоянию. Избыточный спрос в известных моделях западных экономистов сопровождается ростом цен, а недостаточный спрос - снижением цен.

Первоначальный рост цен после перехода к рынку в теоретических конструкциях либералов, в том числе монетаристов, быстро упирается в ограниченный спрос. Начинается откат цен подобно откату океанской волны от гранитного берега. Практика, однако, показала, что фактическое положение дел очень далеко отстоит от этих романтических образов. Российский бизнес быстро усвоил выгоды спекулятивных цен. События возвращали исследователей к известному высказыванию Данинга [4], которое охотно цитировал К. Маркс: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % - положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % - нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы" [5].

Когда утрачен государственный контроль над ценами, нет необходимости просить предпринимателей повысить цены. Они это сделают с редким единодушием. Когда же созданы условия для снижения цен, предприниматели предпочтут сворачивать производство и увольнять часть работников. События развиваются не по сценарию наших "чикагских мальчиков", а по сценарию выдающегося английского экономиста Дж. Кейнса (Рис. 1). Цены, по Кейнсу, неэластичны в сторону снижения, что вполне подтверждает российский опыт. Они (цены) ведут себя подобно храповику - механизму, обеспечивающему движение в одном направлении, и блокирующему движение в обратном направлении [6]. На приведённом Рис. 1. первоначальный объём национального производства (ВНП) достигает равновесного значения в точке пересечения совокупного предложения (АБ) и совокупного спроса (АР). Вялая конъюнктура при гибких ценах, на что и упирают либералы, приведёт к незначительному снижению равновесного объёма ВНП, а именно с величины Ай-| до величины АР2. Однако при неэластичности цен в сторону снижения потери ВНП окажутся вдвое больше, чем по прогнозам либералов.

Поражает прозорливость выдающегося английского экономиста, словно давшего сценарий социально-экономических трудностей России на пути рыночных преобразований. Из-за неэластичности рыночных цен в сторону снижения не только резко упал объём национального производства в 90-е гг. прошлого века. Произошло наложение безработицы на инфляцию. И в последующем, несмотря на тяжкие испытания народа, инфляцию остановить не удалось.

Р+

АЗ

АБ]

А1>

*ВНП

Рис. 1 - Отрицательный эффект "храповика'

Неэластичность рыночных цен в сторону снижения настраивает экономику на удовлетворение только ограниченного платёжеспособного спроса, а не потребностей. Ряд товаров и услуг недоступны для миллионов граждан. Узаконивается "право на бедность". Бизнес производит продукции мало и по высоким ценам. Интенсивность труда совершенно недостаточна при достаточных локальных доходах в форме прибыли на капитал.

Сегодня мы пытаемся тешить себя тем, что темпы инфляции снижаются. Однако при многомиллионном отряде бедных в России (по скромным расчётам 22 млн чел.) трудно смириться с наличием инфляции вообще. Доля средств на оплату труда (без вычета налогов и страховых взносов) составляет ныне в России треть ВВП. С учётом зарплаты в конвертах эта доля составляет 45 % ВВП, тогда как в зарубежном мире в среднем - 60 % (В. Бобков [7]).

В начале 90-х гг. прошлого века инфляция по существу "съела" все трудовые сбережения граждан. И всё же государство, не рассчитавшись по долгам с гражданами, не сумело остановить инфляцию. Не удаётся восстановить реальные скромные доходы граждан того времени. Память удерживает стоимость калорийного комплексного обеда в студенческой столовой, равной 45 коп. при стипендии в 45 руб. Таким образом, товарное содержание студенческой стипендии составляло 100 хороших обедов. Ныне трехразовое питание в студенческой столовой потребует зарплаты доцента. Впрочем, советская система общественного питания вообще разрушена. Розничные цены на важнейшие продукты питания за последние 25 лет выросли в 200-500 раз, при одновременном повышении доходов граждан только в 100-150 раз.

Графическая интерпретация инфляции на Рис.1, широко используемая в экономической теории, упрощает и искажает действительное положение дел в экономике. Кривая совокупного предложения AS состоит якобы из трёх частей: горизонтального или кейнсианского отрезка с неизменным уровнем цен и отсутствием инфляции, промежуточного отрезка с растущими ценами и растущим номинальным ВНП и вертикального, или классического отрезка, когда все резервы действующего производства исчерпаны, а рост ВНП носит чисто номинальный характер. Множеству точек на вертикальном отрезке соответствует полная занятость, но при гиперинфляции. Картина была типичной для СССР в конце 80-х гг. прошлого века.

Долгая стабильность цен на горизонтальном отрезке (кейнсианская неэластичность цен) трактуется как некая закономерность: пока имеются свободные ресурсы высокого качества, нет нужды повышать цены. Усилия бизнеса направлены якобы на расширение производства. Однако упрощённая графическая интерпретация макроэкономической нестабильности в России совсем другая. Цены начинают расти задолго до исчерпания производственных мощностей, инфляция и безработица сосуществуют (Рис. 2.).

Рис. 2 - Макроэкономическое равновесие и инфляция. Теория и практика

На кривой совокупного спроса AD бизнес ищет и находит точку, соответствующую условиям максимизации прибыли за счёт непомерной рентабельности продаж при удовлетворении только части спроса. Если спрос не эластичен по ценам, бизнес не удовлетворится производством ВНП1 и даже ВНП2, а предпочтёт производство ВНП3. В результате реальный объём национального производства очень далеко отстоит от потенциально возможного, при полной занятости. Следовательно, инфляцию необходимо заблокировать практически по всей длине кривой AS. Одновременно надлежит позаботиться о приращении совокупного спроса, который ограничивает экономически оправданное приращение совокупного предложения.

Для приукрашивания истинного положения дел в экономике расчёт темпов инфляции ведётся по цепным индексам, т.е. по отношению к прошлому году. Справедливости ради следует отметить, что российские реформаторы приняли экономику с большой скрытой накопленной инфляцией, с большой денежной массой, которую нечем было отоварить. Либерализация цен быстро устранила инфляцию спроса, трансформировав её в инфляцию предложения (издержек). Развитие событий в 90-е гг. прошлого века показало, какой низкой была эффективность хозяйственной системы. Она сохраняется и ныне.

Сложность борьбы с анализируемым макроэкономическим недугом состоит, в частности, в том, что государство, будучи институтом социальной защиты граждан, само может быть заинтересовано в сохранении инфляционных процессов. Появляется инфляционный налог (англ. inflation tax). Он сводится к потерям капитала, понесённым владельцами денежных средств в результате инфляции. Инфляционный налог получает государство с помощью Центрального банка как эмитента денег. Чистый внутренний доход государства от инфляционного налога равен разнице между стоимостью дополнительно эмитированных банкнот и издержками на их изготовление. Такой доход получил название сеньораж. Эмиссия избыточных денег формально позволяет улучшить состояние государственного бюджета. Социальные программы формально финансируются в соответствии с обещаниями, но реально не выполняются. Государству-дебитору (заёмщику) на рынке удаётся снизить свою задолженность перед кредиторами. Получая в долг полноценные кредитные ресурсы, государство возвращает обесценившиеся деньги. В этих условиях возрастает роль Центрального банка, ответственного за недопущение финансирования бюджетного дефицита за счёт денежной эмиссии. Центральному банку РФ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета. В России такой запрет установлен Федеральным законом от 10 июля 2002 г.. № 86 - ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 22 [8].

Многолетняя подавленная, а затем явная инфляция в России вызывает много вопросов в связи с тем, что доходы россиян, входящие в цены в качестве факторных доходов, никогда не были особенно высокими. Если факторные доходы в ценах разложить, по Смиту, до экономически однородных элементов, то кроме заработной платы придётся выделить прибыль, распадающуюся на процент и предпринимательский доход, другие

элементы прибавочной стоимости, превращённые в денежную форму, и амортизацию основных производственных фондов. Рента включается в цены по ограниченному ассортименту продукции и услуг. Реальная заработная плата квалифицированных работников, ИТР и служащих, специалистов, занятых в бюджетной сфере, в России на порядок ниже, чем в передовых странах мира. Так, среднемесячная заработная плата при курсе 1 долл. США = 60 руб. составляет у американских учителей 360-600 тыс., в ФРГ - 360-600 тыс. руб., в КНР - 54-72 тыс. руб., в России - 18-30 тыс. руб. Аналогичные показатели у врачей в США - 540-900 тыс. руб., в ФРГ - 480-540 тыс. руб., в в КНР - 72-126 тыс. руб. и в России - 24-36 тыс. руб. [7]. Пожарные в России, обязанные рисковать жизнью, зарабатывают 15-17 тыс. руб. в месяц. Сохраняется бедственное положение пенсионеров в России. Коэффициент замещения утраченного заработка у 45 млн. пенсионеров России составляет 37 % против 70 % в Германии, 68,8 % во Франции, 68,2 % в Швеции, 60 % в Японии, 50 % в США [9]. При такой экономии средств, выделяемых в качестве личных доходов россиян, логично предположить, что зарплатоёмкость продукции и услуг в России, т.е. удельные издержки на заработную плату совершенно незначительны. Но это не так. Если низкая заработная плата действует в сторону снижения зарплатоёмкости и цен, то низкая производительность труда удорожает продукцию и услуги. Следовательно, слабое внимание к проблеме эффективности производства и производительности труда имеет непосредственное отношение и к общему уровню цен, к инфляции. Глубинная первопричина инфляции в нашей стране видится именно в недопонимании связи между эффективностью хозяйственной системы и инфляцией.

Складывается впечатление, что отечественная статистика не имеет надёжной информации о размере прибыли, вообще, чистых доходов (и рентабельности) в ценах. При низкой заработной плате значительная её часть, к прискорбию, расходуется на приобретение очень дорогих крепких спиртных напитков. Казалось бы, дороговизна алкоголя должна резко снизить спрос на многие товары и привести к снижению цен на последние. Но этого не происходит. Ограничивается производство и потребление при стабильных или даже при растущих ценах. Недаром реакцией на повышение цен на водку стал анекдот. Мальчишка, заметив ажиотаж взрослых, спрашивает: "Папа! Теперь ты пить станешь меньше?" и получает ответ: "Нет! Теперь ты есть станешь меньше".

По косвенным, но надёжным признакам растёт прибылеёмкость товаров и услуг в России. Одна из главных причин - широкое использование антинаучного и вредного для практики метода ценообразования, ориентированного на ощущаемую ценность товара. Иногда этот метод откровенно циничен. О какой ценности ряда медикаментов для граждан с болезнью сердца уместно говорить? Ясно, что такие медикаменты будут приобретены при любых ценах, даже при недоедании клиента больницы. Дифференциация ценности ряда медикаментов лишена содержания. По многим товарам названный метод ценообразования выталкивает из процесса потребления целые группы покупателей. Назовём рыночные цены на жильё, ряд высококалорийных продуктов питания, продукцию полиграфии и др. Ощущаемая ценность товаров и услуг субъективна и изменчива; она зависит от реальных доходов.

Надежды либералов, связанные с растущей конкурентностью рынка, якобы блокирующей повышение цен, не подтверждаются жизнью. Дорожают книги и журналы при наличии их полноценных электронных заменителей, дорожает поход на стадион, хотя многие футбольные матчи демонстрируются по телевидению. Агенты рынка благ в России концентрируют внимание на производстве благ первой необходимости, спрос на которые не эластичен по ценам, в том числе и при наличии формальной конкуренции. Продавцы сегментируют рынок по территориальному признаку, а цены вполне прозрачны и быстро устанавливаются на едином, по существу, монопольно высоком уровне. Потребительская корзина "усыхает" по составу товаров и услуг.

Прибыль - предмет вожделения товаропроизводителей в условиях рынка - зависит от многих факторов: удельной прибыли и рентабельности продаж, спроса и уровня цен, физического объёма продаж, структуры производства и продаж. Одна и та же прибыль может быть получена за счёт повышения цен при падении физического объёма продаж и при снижении цен при одновременном росте физического объёма продаж. Дороговизна своей товарной продукции позволяет продавцу трудиться неинтенсивно, удовлетворяя платёжеспособный спрос, а не потребности. Наоборот, равнение на удовлетворение потребностей стимулирует рост объёма производства до границы производственных мощностей при умеренных ценах. Но как раз последнее состояние соответствует общенародным интересам, смыкающимся с интересами потребителей.

Как же заинтересовать товаропроизводителей в росте прибыли за счёт физического объёма продаж, а не за счёт высокой удельной прибыли при сохранении товарного дефицита? До 2000 г. в нашей стране использовалась дифференциация налога на прибыль в зависимости от уровня рентабельности. Идея здравая, но с существенным практическим изъяном. Если рентабельность растёт за счёт удорожания продукции, налоговые обязательства следует увеличивать. Но следует поощрять рост рентабельности за счёт снижения себестоимости продукции. Разделение в анализе факторов рентабельности продаж усложняет учёт, на что государство не пошло. Принятое же решение вообще игнорировать происхождение прибыли и рентабельности оказалось откровенно неудачным. Государство утратило контроль над разделением эффектов между продуцентами и покупателями. Повышение цен ныне выгодно товаропроизводителям. Налоговая система через НДС и налог на прибыль работает против повышения эффективности!

Налоговое бремя в основном возлагается на покупателей, так как эластичность спроса по ценам на товары первой необходимости, только и доступные большинству россиян, незначительна. Такое положение нетерпимо. По некачественным товарам (товарам Гиффена) [10], закон спроса нарушается. Повышение цен на хлеб, к примеру, способно вызвать дополнительный спрос.

Ситуация со спросом на товары с высокой ценовой эластичностью также оказывается сложной и противоречивой. Так, выручка от реализации продукции как база налогообложения при реализации 100 единиц продукции по цене 100 руб. за единицу и 50 единиц продукции по цене 200 руб. за единицу одна и та же. Между тем во втором случае налогоплательщик наносит двойной урон народному хозяйству и потребителям. Он исключает часть потребителей из числа покупателей, создавая товарный дефицит, и уменьшает остаточный доход той части покупателей, которые не отказались от покупки.

За рубежом государство принимает деятельное и эффективное участие в процессе ценообразования. Представление о господстве совершенно свободных рыночных цен за рубежом ошибочно. Определённый интерес представляет зарубежный опыт государственного регулирования цен, прежде всего на продукцию монополистов. Например, опытная антимонопольная служба в США наделена правом фиксировать (устанавливать и ограничивать) цены, не позволяя проявиться отрицательным свойствам рыночной стихии. За рубежом велика роль государства в установлении цен на медикаменты. Заимствование этой части опыта зарубежного ценообразования и сдерживания инфляции Россией следует только приветствовать, как и собственный отечественный опыт советского времени.

Заслуживает внимания опыт применения залоговых цен в экономике США, причём в конкурентной сфере, каковой является сельское хозяйство. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заём и получая выручку. Так же регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты по контрольным ценам и использует их на бесплатные завтраки для школьников, помощь беднякам и др. Вообще, в случае снижения рыночных цен фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность товарно-кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать продукцию по свободным ценам [11]. Конечно, применение системы залоговых цен в России требует мобилизации значительных средств федерального и региональных бюджетов, но и социально-экономические результаты получаются внушительные.

Наше руководство, ещё в 1992 г., заимствовало некоторые элементы налоговой системы зарубежных стран, не учтя в должной мере российской специфики. Одним из главных косвенных налогов стал НДС, возлагаемый в условиях неэластичного спроса главным образом на потребителя и провоцирующий инфляцию при принятом порядке ценообразования. НДС в России выполняет фискальную функцию, гарантирует наполнение бюджета при любой рентабельности продаж. Стимулирующей функции НДС явно не выполняет. В принятом виде этот налог уместен при высоких факторных доходах в форме заработной платы и пенсий, чего нет в России.

Общественное хозяйство призвано решать две важнейшие задачи: оптимального использования ограниченных факторов производства (аллокативная задача) и распределения благосостояния между членами общества (дистрибутивная задача). Экономисты справедливо указывают, что названные задачи без вмешательства государства в экономику не могут быть решены и с этим фактом связывают главный изъян рынка. В данном случае официальной точке зрения сложно что-либо противопоставить. Но тема требует специального рассмотрения, так как анализ потенциала рынка позволяет разделить функции самонастраивающейся системы и государства в экономике.

В современном представлении оптимальное межотраслевое распределение факторов производства и оптимальное распределение благ между индивидами возникает на конкурентных рынках. Авторы статьи не разделяют в полной мере этого оптимизма. Конкурентная фирма, как и всякая другая, нацелена на извлечение прибыли и поэтому противопоставляет свои локальные интересы общественным интересам. Однако согласимся с тем, что конкурентный рынок ближе монопольного рынка к оптимальному использованию ограниченных ресурсов и доходов. Но конкурентные рынки взаимодействуют с рынками монопольными, испытывая отрицательное влияние последних. Поэтому к числу важнейших экономических задач государства относятся антимонопольная политика и регулирование деятельности естественных монополий. В технологической цепочке смежников цены на продукцию базовых производств-монополистов должно устанавливать государство в виде фиксированного уровня.

Главные проблемы согласования общественных и локальных материальных интересов возникают в связи с ограниченным потенциалом и противоречивостью рыночных цен. Либералы ошибочно исходят из предположения, что рыночная цена, с одной стороны, отражает все затраты, возникающие в процессе производства товара, а с другой -характеризует всю полезность, извлекаемую потребителями из данного блага. В действительности при производстве и потреблении благ очень часто возникают внешние эффекты с положительным и отрицательным знаком (в последнем случае внешние издержки). Они не находят отражения в ценах. Примеры напрашиваются и в большом количестве. Так, прямые издержки в производстве электроэнергии на гидростанциях ниже, чем на тепловых станциях. Доступнее для соответствующих потребителей и тарифы за электроэнергию, произведенную ГЭС. Однако развитие гидроэнергетики далеко не нейтрально к смежным отраслям. Производство электроэнергии на гидростанциях приводит к большим потерям в сельском хозяйстве в результате исключения из хозяйственного оборота больших площадей пахотной земли. Чтобы получить объективный народнохозяйственный результат развития гидроэнергетики, необходим учёт прямых и внешних (сопряжённых) издержек, прямых и внешних эффектов (экстерналий).

Расхождение между частными и полными (социальными) издержками исследовал ещё А. Пигу (1877-1959), английский экономист, представитель кембриджской неоклассической школы, ученик и последователь А. Маршалла. Он имел предшественников и последователей в изучении внешних выгод и затрат. В книге "Теория благосостояния" Пигу пришёл к выводу, неутешительному для либералов: рынок не способен правильно учитывать внешние результаты (экстерналии). Данный вывод Пигу называл "провалами рынка" [12]. Ориентация лишь на частные выгоды и издержки приводит либо к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями (загрязнение воздушного и водного бассейна, тяжёлые условия труда), либо к недопроизводству благ с положительными экстерналиями (транспортная инфраструктура, образовательные услуги). Вывод о "провалах рынка" служил для Пигу теоретическим обоснованием государственного вмешательства в экономику. Он предлагал налагать на деятельность, являющуюся источником отрицательных внешних эффектов, штрафы, равные по величине экстернальным издержкам, и возмещать в форме субсидий эквивалент экстернальных выгод производителям благ с положительными внешними эффектами [12].

Чтобы с позиций общественных интересов оценить экономические результаты определённого вида хозяйственной деятельности, следует к частным затратам и доходам добавить внешние затраты и выгоды:

Частный доход - частные затраты = частная прибыль + +

Внешние выгоды - внешние затраты = внешняя прибыль + +

Доход общества - затраты общества = прибыль общества.

Заметим, что даже сравнительно полный учёт внешних выгод и затрат традиционными методами позволяет получить не весь народнохозяйственный результат, а лишь

прибыль общества. Суммарная прибыль в масштабе страны по всем центрам её получения сохраняет недостатки прибыли как критериального показателя эффективности производства. Прибыль - один из факторных доходов, не способный отражать главную цель развития производства в общественном масштабе. Следует согласиться с Ж.Ш. Сисмон-ди (1773-1842), выдающимся швейцарским экономистом и историком: главное в экономике - социально-экономическое положение людей, а не валовые показатели или абстрактные конструкции [13]. Здесь уместно вспомнить и знаменитое изречение И.Т. Посошкова: "То государство богато, в котором народ богат" [14]. Соответственно, предметом экономической науки является человек. Точнее, "физическое благополучие человека", хотя при этом он может быть счастливым или несчастным, больным или здоровым т.п. Поэтому Сисмонди первостепенное значение придавал теории распределения, которое неразрывно связано с самой сутью понятия "богатство". В распределении богатства Сисмонди отводил особое место слоям населения, лишённым собственности, в то же время составляющим большинство в обществе. Сисмонди, не склоняясь к крайней "левизне", сильно расшатал основы либерализма, в частности, основополагающий постулат о естественном совпадении частных и общественных интересов [13].

Названный основополагающий постулат либерализма убедительно критиковал основоположник теории эффективного спроса, выдающийся английский экономист Дж.М. Кейнс (1883-1946) и другие учёные [6]. Среди них назовём русского экономиста, философа, богослова, публициста и общественного деятеля С.Н. Булгакова (1871-1944) [15]. Наш соотечественник определял рост общественного богатства как такое положение, при котором увеличение массы материальных благ происходит при не увеличении неравенства в их распределении. Если рост богатства сопровождается возрастанием степени неравенства, то нельзя считать, что благосостояние общества увеличивается. Булгаков показал всю искусственность противопоставления социальной справедливости экономической эффективности [15].

Распределительные отношения в экономике столь же важны, как и производственные отношения и не сливаются с последними. Внешние выгоды и затраты получают объективную и полную оценку только в том случае, если во главу угла положены располагаемые доходы граждан - подлинно полные общественные выгоды в условиях господства товарно-денежных отношений. Прибыль в соотношении с совокупными используемыми ресурсами как критериальный показатель эффективности не справляется с задачей полного учёта внешних выгод и внешних затрат. Роль прибыли в соединении народнохозяйственного и локального подходов к эффективности системы явно завышена. В этом видится тяжёлая ошибка либералов, добровольно, в угоду конъюнктуре уходящих от объективной истины. Извлечение прибыли за счёт повышения цен без улучшения качества продукции приводит к падению полезного эффекта у многомиллионного отряда покупателей. Дополнительную прибыль от необоснованного повышения цен требуется алгебраически сложить с потерями реальных трудовых доходов покупателей. Такая возможность существует, но её не используют сторонники рынка.

В народнохозяйственном масштабе внешние выгоды и внешние издержки будут в основном учтены, если отслеживаются реальные трудовые доходы граждан в динамике и их (доходов) структура. При расчёте реальных трудовых доходов номинальные доходы должны корректироваться на общий индекс цен потребительских благ и услуг. В этом случае внешние затраты получают адекватную оценку. Индекс цен на потребительские товары и услуги не соответствует темпам инфляции, если инфляция оценивается по общему индексу цен, включая индекс цен на товары и услуги первого подразделения общественного производства.

При учёте внешних выгод и внешних затрат в динамике доходы от собственности следует исключить. Для того предприниматели и повышают цены, чтобы владельцы контрольных пакетов акций получали дополнительные дивиденды в ущерб трудовым доходам. Прибыльная мотивация деятельности бизнесменов способна наносить и наносит ущерб трудовым доходам граждан. В связи с особой ролью прибыльной мотивации бизнеса появляются основания и необходимость для ответственного и крайне важного для практики вывода: господство рыночного саморегулирования обязывает государство вести учёт внешних издержек и внешних выгод. Народнохозяйственная задача снижения внешних затрат (отрицательных экстерналий) без участия государства не решается.

Данный кардинальный вывод поставил под сомнение нобелевский лауреат Р. Ко-уз. В 1960 г. он выступил со своей знаменитой теоремой, относимой к числу наиболее общих положений новой институциональной теории. Теорема Коуза касается именно способов учёта побочных результатов любой деятельности, которые имеют место не у непо-

средственных участников, а у третьих лиц. Коуз поставил под сомнение суждение А. Пигу о "провалах рынка". Теорема Коуза гласит: "Если права собственности чётко определены и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности" [16].

Коуз отстаивал парадоксальное утверждение: при отсутствии издержек по заключению сделок (трансакционных издержек) структура производства остаётся той же самой независимо от того, кто каким ресурсом владеет. Теорема доказывалась Коузом на ряде примеров, частично условных, частично взятых из реальной жизни. Можно представить, что рядом находятся земледельческая ферма и скотоводческое ранчо. Скот хозяина ранчо может заходить на поля фермера и наносить ущерб посевам. Ущерб отнесём к внешним затратам. Если хозяин ранчо не несёт ответственности за ущерб посевам, его частные издержки будут меньше полных (социальных). Коуз не видит здесь оснований для вмешательства государства. По его логике, если закон разрешает фермеру и хозяину ранчо вступать в контрактные отношения по поводу потравы, тогда вмешательство государства не потребуется. Два хозяина найдут общий язык. Либо фермер заплатит премию владельцу ранчо за отказ от расширения стада, сопоставимую с возможным выигрышем владельца ранчо от расширения стада, либо владелец ранчо возместит ущерб фермеру и всё же пойдёт на расширение стада. Должен быть рассмотрен и вариант интернализа-ции, т.е. объединения хозяйствующих субъектов в одного собственника. Однако любое из этих решений оставляет в стороне интересы покупателей зерна, молока и мяса. Оптимизация хозяйственных решений по прибыли со всеми недостатками, ей свойственными, остаётся в силе. Зерно, мясо и молоко будут дороги и труднодоступны для основной части покупателей, хотя локальные интересы фермера и животновода защищены. Интер-нализация - недоступное решение в условиях множества товаропроизводителей и потребителей продукции, производимой с большими внешними эффектами. Истинные хозяйственные связи, как правило, сложнее, чем в приведённом примере Р. Коуза. Покупателей продукции много. Они территориально разобщены. Приходится считаться с разумной специализацией и размерами компаний [16].

По нашему мнению, экстерналии (внешние издержки или выгоды) возникают всегда при изменении цен на какие-либо базовые товары и услуги. Так, подорожавшее жильё снижает остаточный доход семей, намеренных его купить. Приходится "затягивать пояса", в чём и проявляются дополнительные внешние издержки. Возьмём пример с положительными экстерналиями. Допустим, договорные отношения связывают транспортный (железнодорожный) вуз и руководство железной дороги. Пытаясь стимулировать подготовку специалистов высшей квалификации, железная дорога субсидирует дополнительную подготовку кадров для себя, соглашаясь оплачивать частично подготовку студентов. Решение возможное и используется на практике. Заказчик (железная дорога) делится частью внешнего эффекта с вузом.

Сдерживание потока отрицательных экстерналий средствами государственного влияния на экономику, а это налоги, носит масштабный характер. За ним следует видеть не только ограничение конкретного производства, но и социальную поддержку малоимущих граждан, для которых продукция становится доступнее благодаря государственной поддержке. Стимулирование потока положительных экстерналий за счёт выделения бюджетных средств отмечено масштабностью, а народнохозяйственная эффективность государственных субсидий должна просчитываться не по прибыли, а по более зрелым показателям эффективности, например, по приросту ВВП или по приросту реальных доходов в стране. Возвращаясь к приведённому примеру, отказ от перевода высшей школы на рыночную колею имеет больше преимуществ, чем недостатков.

В центре внимания экономистов-исследователей в борьбе с инфляцией оказываются денежно-кредитные рычаги, что совершенно недостаточно. Большую и недооценённую роль играет фискальная политика. И здесь следует согласиться с Дж. Кейнсом и с кейнсианцами, а не с монетаристами. Авторы настоящей работы считают целесообразным нацелить налоговую систему на повышение эффективности, для чего стимулировать увеличение физического объёма производства и продаж и снижение цен. То и другое есть формы проявления эффективности производства и потребления в комплексе [6].

Налоги, возразит противник государственного вмешательства в экономику, это всегда принуждение, силовое влияние на цены. Возразим и мы. Совершенно свободных рыночных цен не существует. Без доходов государственного бюджета страна и мир функционировать не способны. Налоги включаются в продажные цены на условиях их частой дифференциации: существуют подакцизные и неподакцизные товары, дифферен-

цированы ставки НДС и подоходных доходов физических лиц (от последнего решения Россия напрасно отказалась), существуют льготы по налогообложению прибыли в случае инвестиционной активности. Регулирование налогами продажных цен вполне вписывается в понятие активной и эффективной налоговой политики, как и регулирование физического объёма продаж. Реализация этих установок будет способствовать росту производительности труда и фондоотдачи, а главное - улучшению жизненных стандартов. Предлагается наделить бизнес правом самостоятельно устанавливать цены с налогами в виде скидки с рыночной цены в пользу государства. НДС и налог на прибыль при этом консолидируются. Налогооблагаемая база устанавливается следующим образом:

т т т т п п

дс=ем±£ар• Ч±ЕАЧ• ро-Ем + Ем-Ем,

¡=1 ¡=1 ¡=1 ¡=1 ]=т+1 ]=т+1

где ДС - добавленная стоимость по системе самостоятельно установленных налогоплательщиком продажных цен и база налогообложения;

1, 2,..., т,..., п - порядковые номера ассортимента сравнимой (от 1 до т) продукции и несравнимой (от т+1 до п) продукции;

0, 1,. - символы для базисного и анализируемого периода;

р, д- символы для цен и физического объёма продаж, соответственно;

т

ЕРЧ - выручка от реализации сравнимой продукции в анализируемом

г=1

периоде;

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕАр • ч - выигрыш (потери) покупателей от изменения цен на сравнимую про-

г=1

дукцию: вычитаются из базы налогообложения при снижении цен и присоединяются к ней при повышении цен;

т

Е А4 • р0 - выигрыш (потери) покупателей при изменении физического объёма

г=1

продаж сравнимой продукции;

т

ЕМ - материальные затраты на производство сравнимой продукции;

г=1 п

ЕРЧ - выручка от реализации несравнимой продукции в анализируемом

] =т+1

периоде;

п

ЕМ - материальные затраты на производство несравнимой продукции.

]=т+1

Изменение добавленной стоимости за счёт изменения цен на сравнимую продукцию должно приниматься к сведению всегда. Такой подход будет стимулировать ступенчатое снижение цен и тормозить спекулятивное повышение цен. Компромиссным решением проблемы учёта внешних выгод и потерь может быть разделение на равные доли выгод от снижения цен и потерь от повышения цен между товаропроизводителями и покупателями. Что касается учёта физического объёма продаж, то его изменение не следует учитывать по товарам и услугам с ограниченным жизненным циклом, спрос на которые подвержен влиянию моды. В этом случае снижение объёма продаж свидетельствует о квалифицированном изучении спроса и оперативной реакции на него.

Экстерналии (внешние эффекты и потери) должны приниматься к сведению и при расчётах производительности труда, а также допустимых темпов роста средней заработной платы. Необходимо вернуть нормативное регулирование темпов роста средней заработной платы в зависимости от темпов роста производительности труда, применяемое в СССР. Государство должно регулировать соотношение в оплате труда в зависимости от квалификации и отраслевой принадлежности предприятий и организаций.

По нашему мнению, разрыв в индивидуальных трудовых доходах не должен выходить за рамки пяти-шестикратного. Нетерпимо дальнейшее сохранение структуры личных доходов граждан с вызывающей несправедливостью. Среднедушевой доход 10 %

богатых в 2016 г. составил 93 тыс. руб. в месяц, а 20 % богатых - 72 тыс. руб. в месяц. Это превышает такой доход у бедных соответственно в 15,7 раза (6 тыс. руб.) и 8,9 раза (8 тыс. руб.). Из 125 стран в рейтинге ООН по этому социальному неравенству Россия занимает 78-е место [17]. Следует ввести шкалу хотя бы слабо прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Следует поднять планку доходов, не облагаемых налогом. Кроме нормативного регулирования темпов роста производительности труда и средней заработной платы, государство должно устанавливать задания по предельной поляризации доходов, направляя её в первую очередь на рост замыкающих (самых малых доходов). Более точное и обоснованное значение разрыва в доходах подскажет практика. Доходы от собственности в форме дивидендов по акциям следует ориентировать на доходы по вкладам в сберегательном банке.

Список использованных источников

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. -СПб.: Изд-во "Лань", 2002. - С. 21).

2. Фишер И. "Покупательная сила денег" (The Purchasing Power of Money, 1911.).

3. Гайдар Е.Т. "Аномалии экономического роста", 2007.

4. Данинг-Крюгер "Иллюзия собственного превосходства", 1999.

5. Маркс К. Капитал. - М., 1967. - Т. 1. - С. 770.

6. Кейнс Дж. М. "Общая теория занятости, процента и денег", 1936.

7. Бобков В. "Зарплаты и заплаты. Как выжить на минималку" / "Аргументы и факты", 2017. - № 35. - С. 6-7.

8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г.. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 22.

9. "Какую прибавку заработали пенсионеры?" / "Аргументы и факты", 2017. - № 30. - С. 11.

10.Википедия ru.wikipedia.org> Гриффен.

11.Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 257-258.

12.Пигу А.С., Русаков Е.П. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров; 1969-1978. - Т. 19.

13.Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономии = Nouveaux principes d'economie politique, ou de la Richesse dans ses rapports avec la population. - М.: Соцэкгиз, 1935 (1819).

14.Пашков А.И. Экономические взгляды И.Т. Посошкова. "Изв. АН СССР. Отделение экономики и права", 1945. - № 4.

15.Булгаков С.Н.: Pro et Contra. Серия "Русский Путь". Антология. - СПб, 2003.

16.Coase, R. Durability and Monopoly // Journal of Law and Economics, vol. 15(1), pp. 143-149, 1972.

17.Аганбегян А. Отпустить тормоза / "Аргументы и факты", 2017. - № 30. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.