Научная статья на тему 'Оформления совершенства всеобщей связи явлений как результат реализации антиэнтропийных процессов'

Оформления совершенства всеобщей связи явлений как результат реализации антиэнтропийных процессов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корягин В. В.

В статье исследуется природа информации в соответствии с диалектической моделью мира и проектом науки: раскрываются оформления совершенства всеобщей связи явлений как результат реализации антиэнтропийных процессов и информационная реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оформления совершенства всеобщей связи явлений как результат реализации антиэнтропийных процессов»

9. Чуринов Н.М. Русский экономический проект [Электронный ресурс]. - Режим оступа: http://rusk.ru/st.php.

10. Щербаков В.П. Эволюция как сопротивление энтропии [Электронный ресурс]. - Режим оступа: http://elementy.ru/lib/430413.

11. Скерри Э. Редукция и эмерджентность (образуемость) в химии - два современных подхода [Электронный ресурс] / Department of Chemistry & Biochemistry, UCLA. - Los Angeles, CA 90095. - Режим доступа: http://nouni-vers.narod.ru/gmf/scir.htm.

12. Denbigh K., A non-conserved function for organized systems // Entropy and Information in Science and Philosophy. - N.Y.: Amer. Elsevier, 1975. -P. 83-92.

13. McLaughlin B. 'The Rise and Fall of British Emergentism', In Emergence or Reduction? Essays on the Prospect of a Non-Reductive Physicalism / A. Bec-kerman, H. Flohr, J. Kim (eds.). - Berlin, Walter de Gruyter, 1992. - P. 49-93.

14. Merser E.H. The Foundations of Biological Theory. - N.Y.: Wiley-In-terscience, 1981. - P. 223.

15. Polanyi M. Life's irreducible structure // Science. - 1968. - V 160, № 3834. - P. 1308-1312.

ОФОРМЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВА ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ ЯВЛЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИЭНТРОПИЙНЫХ ПРОЦЕССОВ

© Корягин В.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье исследуется природа информации в соответствии с диалектической моделью мира и проектом науки: раскрываются оформления совершенства всеобщей связи явлений как результат реализации антиэнтропийных процессов и информационная реальность.

При изучении природы информации определяющее значение имеет модель мира и соответствующий ей проект науки: диалектический, либо метафизический. В настоящей статье мы ставим целью исследование природы информации в соответствии с диалектическим проектом науки. В этом случае в качестве познаваемой сущности выступает всеобщая связь явлений и ее оформления, обычно называемые «космическими оформлениями» (А.Ф. Лосев), либо «оформлениями совершенства» (Н.М. Чуринов): организация, сис-

* Аспирант кафедры Философии.

темность, сложность, красота, диалектическое противоречие, а также их определения: свойства, качества, атрибуты, функции, характерные черты и пр.

Исследование «оформлений совершенства» уместно начать с рассмотрения самого понятия «совершенство». Долгое время понятие «совершенство» было предметом изучения эстетики и искусства, однако с течением времени стало все более актуальным и в научном знании. В то же время сегодня в науке нет единого мнения относительно природы совершенства, -под совершенством в каждой области научного знания понимается нечто свое. В связи с этим доктор биологических наук В.П. Щербаков, даже отмечает, что «хорошо ощущаемое интуитивно, понятие совершенства ускользает от определения» [17].

Тем не менее, исследование понятия «совершенство» имеет большую историю. Ряд исследователей (Н.М. Чуринов, А.В. Вершков, и пр.) отмечают, что впервые данное понятие, по-видимому, стало актуально в Древней Греции. Развитие идеи о «совершенстве» происходило из свойственного греческой философии представления о мире как о единстве, созданном совершенным умом нусом. Можно отметить, что во времена античности существовала и другая версия совершенного ума - логос, также отчасти характеризовавшим единство мира. Так еще Гераклит полагал, что «разумно признать, что все едино» [8, с. 187]. Таким образом, понятие «совершенство» в древнегреческой философии было неразрывно связано с понятием «единство мира».

Наибольшее развитие идея совершенства получила в трудах диалектиков древности Анаксагора, Платона, Аристотеля, а в дальнейшем - их последователей: Византийских и Древнерусских философов, славянофилов, а позже русских философов-космистов.

Рассматривая идею Ума-устроителя, Платон, рассуждая об Анаксагоре и его главном философском труде «О природе», пишет: «Человеку не нужно исследовать ни в себе, ни в окружающем ничего иного, кроме самого лучшего и самого совершенного. Конечно, он непременно должен знать и худшее, ибо знание лучшего и знание худшего - это одно и то же знание» [7, с. 67]. Тем самым Анаксагор и Платон наметили генеральное направление познания, альтернативное стратегии познавательной деятельности, выступающей как основа покорения природы и общества - а именно познание «самого совершенного», диалектики «самого лучшего» и «худшего».

Чуринов Н.М. отмечает, что наиболее глубоко идеи Анаксагора и Платона разработал Аристотель. Он соединил в процессе познания «лучшее» и «совершенное», когда «лучшее» получает свое завершение в «совершенном» [1, с. 169]. Совершенным по Аристотелю называется то, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть, то что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области [1, с. 169]. Рассматривая вопрос о том, в каких формах обнаруживает себя совершенство, Аристотель отожде-

ствляет данное понятие с категориями «законченность» и «завершенность». При этом на передний план у него выходит понятие «противоположность», которое он связывает с понятием «противоречие». Противоречие, по Аристотелю, имеет законченный характер, в нем нет ничего лишнего, промежуточного и поэтому противоречие является олицетворением совершенства, его инвариантом.

Совершенство, благодаря действию заключенного в нем противоречия, заставляет мир развиваться. Оно предстает как определенный ключ к пониманию логического и исторического.

Расширяя представления о совершенстве, Аристотель показывает, что: о совершенстве свидетельствует сферовидность, кругообразность явлений (отображает законченность в системе отсчета этих явлений); сложность движения является оформлением совершенства; движение заключает в себе совершенство, оно ограничено пределами совершенства, движение - это форма самореализации совершенства, форма коррекции и отрицания несовершенного; применительно к движению, явление совершенства выступает как характеристика единства всеобщего и отдельного, как диалектическое снятие движения в качестве всеобщего и в качестве отдельного; совершенство предстает как характеристика внутренней мобилизации в целом или в одном из его частей. Такая внутренняя мобилизация связана отношением порядка (упорядоченность), институциональности (организация), целостности (система), строения (сложность) и т.д. [4, с. 112]. Кроме того понятие совершенства выступает как соотносящееся с понятием гармонии, красоты и пр., показывающее гармонию и красоту как свое иное совершенства.

Исследуя труды Аристотеля, Николай Мефодьевич Чуринов в своей книге «Совершенство и свобода» отмечает: «В целом ряде своих трудов он (Аристотель) утверждает, что олицетворениями совершенства, по сути -оформлениями совершенства, иногда называемыми космическими оформлениями, являются: диалектическое противоречие, благодаря своему совершенству, выступающему в качестве «первого двигателя», гармония, красота, упорядоченность, организация, сложность и т.д.» [10, с. 30].

Таким образом, по Аристотелю, всеобщая связь явлений находит свое завершение в оформлениях совершенства (Н.М. Чуринов) - космических оформлениях (А.Ф. Лосев), оказывается качественно определенной; определенной функционально (Д.И. Дубровский); определенной атрибутивно (А.Д. Урсул); определенной характерными чертами, определенной в эма-нациях «самого своего» (А.Ф. Лосев) и пр.

Можно отметить, что для науки выводы великого мыслителя о единстве мира и оформленности этого единства становятся по-новому актуальными в связи с началом во второй половине XIX исследований явлений энтропии и негэнтропии, т.к. в данном случае оформления совершенства предстают как результаты реализации антиэнтропийных процессов.

Энтропия как физическая величина была введена в термодинамику Рудольфом Клаузиусом в 1865 году. Исследуя термодинамические системы Р. Клаузиус определил изменение энтропии системы как отношение общего количества тепла ДQ к величине абсолютной температуры Т:

ДБ = ДQ / Т

Клаузиус Р. дал величине Б имя «энтропия», происходящее от греческого слова троп^, «изменение» (изменение, превращение, преобразование).

В 1877 году Людвиг Больцман установил связь энтропии с вероятностью микросостояний вещества. В формулировке М. Планка утверждение, выражающее эту связь и называемое принципом Больцмана, представляется формулой:

Б = кБ 1пЖ

где константа кБ = 1,38*10-23 Дж/К (названа М. Планком постоянной Больцмана), а Ж - статистический вес состояния, является числом возможных микросостояний (способов) с помощью которых можно перейти в данное макроскопическое состояние [6, с. 70-73].

Таким образом, мы можем смотреть на Ж как на меру беспорядка в системе. Это может быть оправдано, потому что мы думаем об «упорядоченных» системах как о системах, имеющих очень малую возможность конфигурирования, а о «беспорядочных» системах как об имеющих очень много возможных состояний. Таким образом, формула Больцмана характеризует «упорядоченность» системы, или иначе говоря, исследует «упорядоченность», «системность». В данном случае «системность» и «упорядоченность» предстают как результаты реализации антиэнтропийныз процессов и раскрывают всеобщую связь явлений, - ее оформленность. Поэтому «упорядоченность» и «системность» можно назвать одними из оформлений совершенства всеобщей связи явлений.

Из термодинамики понятие энтропии распространилось на другие области физики, а затем проникла и в смежные науки: химию, биологию, теорию информации и т.д. Так связь между энтропией и информацией в 1928 году была отмечена американцем Р. Хартли, в 1929 г. - Л. Сцилардом, а затем, - К. Шенноном и А. Колмогоровым, Л. Бриллюэном и пр.

В исследовании количества информации сообщений, отправляемых по каналам связи Р. Хартли (равно как и впоследствии К. Шеннон) пришел к формуле теории вероятностей, раскрывающей рост энтропии:

Н = п 1о&Б

где Б - число символов (слов, точек, тире и пр.), возможных при каждом выборе отправителем сообщения; п - число выборов, определяющих число последовательностей символов;

Н - величина количества информации [9, с. 12].

Таким образом, как справедливо отмечает Н.М. Чуринов «уже Хартли в качестве стандарта рациональности стал принимать космическое оформление, с которым он связывал свои представления об информации. Хартли рассматривал информацию (сообщение) как «последовательность символов, соответствующую различным видам связи, например, телеграфной или телефонной». Как видим, в данном случае в качестве характеристики космического оформления используется понятие «последовательность». Кроме того, у Хартли понимание информации строится исходя из наличия всеобщей связи явлений, представленной как самим сообщением, так и соответствием последовательности символов «различным видам связи» [11, с. 119].

Исследования Хартли были расширены К. Шенноном. Исследуя проблему рациональной передачи информации через зашумлённый коммуникационный канал, Клод Шеннон в своей статье «A Mathematical Theory of Communication», опубликованной в двух частях в Bell System Technical Journal в 1948 году предложил вероятностный подход к пониманию коммуникаций. Шеннон также как и Хартли в качестве средства определения количества информации взял формулу из теории вероятностей:

n

H = -£ р log р

1=1

где Р - вероятность /-го уровня переменной (сигнала) [13, с. 261].

Таким образом, энтропия в теории информации выступила как мера неопределенности, а понятие информации явилось противоположным понятию энтропии, - как снимаемая, уничтожаемая неопределенность. Таким образом, в результате исследования энтропии в каналах связи К. Шеннон также как и ранее Хартли исследовал такие оформления совершенства как «последовательность», «упорядоченность», «организация» (последовательности сигналов), характеризующие взаимосвязь определенности и неопределенности.

Немаловажной с точки зрения развития диалектической рациональности, стала опубликованная в 1943 г. работа Эрвина Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физика». Исследуя феномен существования жизни Э. Шредингер приходит к выводу о ее негэнтропийном принципе: организм «питается отрицательной энтропией, как бы привлекая на себя ее поток, чтобы компенсировать этим увеличение энтропии, производимое им в процессе жизни, и таким образом поддерживать себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии» [14, с. 75]. При этом для энтропии Шредин-гер также рассматривает формулу Больцмана:

Энтропия = к lgD

где к - постоянная Больцмана;

D - количественная мера неупорядоченности атомов в рассматриваемом теле [14, с. 75].

Развивая мысль об антиэнтропийном принципе жизни, Шредингер вводит также понятие «негэнтропия», которое оказывается мерой упорядоченности: «Если Б - мера неупорядоченности, то обратную величину 1 / Б можно рассматривать как прямую меру упорядоченности. Поскольку логарифм 1 / Б есть то же, что и отрицательный логарифм Б, мы можем написать уравнение Больцмана таким образом:

- (Энтропия) = к ^ (1 / Б).

Теперь неуклюжее выражение отрицательная энтропия можно заменить более изящным: энтропия, взятая с отрицательным знаком, есть сама по себе мера упорядоченности. Таким образом, средство, при помощи которого организм поддерживает себя постоянно на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточно низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей его среды» [15, с. 75-76].

Кроме того Шредингер выделяет два механизма создания, поддержания и развития всякой организации и упорядоченности: статистический механизм, создающий «порядок из беспорядка» и новый механизм, производящий «порядок из порядка» [16, с. 79-80].

Таким образом, с позиции диалектического проекта науки можно сделать вывод, что Э. Шредингер рассматривает такие оформления совершенства как «упорядоченность» и «организация», а также сами механизмы их возникновения, поддержания и развития. Являясь результатом антиэнтропийных процессов, «упорядоченность» и «организация» раскрывают всеобщую связь явлений.

Дальнейшее существенное развитие исследований явления энтропии связано с именем Леона Бриллюэна. Исследуя такие оформления совершенства как (термодинамические) системы и опираясь на исследования Э. Шре-дингера и М. Планка Леон Бриллюэн в ряде своих работ («Наука и теория информации», «Научная неопределенность и информация») раскрывает негэнтропийный принцип информации и дает ее определение: «Информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию» [2, с. 34]. При этом «любая добавочная информация увеличивает негэнтропию системы» [3, с. 29]. Таким образом, по Бриллюэну информация - есть то, что противостоит энтропии и как следствие является причиной существования «системности».

Однако сделав шаг вперед в плане раскрытия природы информации, в то же время Л. Бриллюэн изучает преимущественно только закрытые (изолированные) системы, т.е. не рассматривает единство мира, и как следствие, преувеличивая явление роста в них энтропии. Кроме того термин «энтропия» он предпочитает употреблять только в термодинамическом смысле, не рассматривая информационную, социальную и пр. виды энтропии. Как следст-

вие по Бриллюэну хаос в мире оказывается более естественным, чем порядок, а всякая системность, организованность, упорядоченность являются лишь временными исключениями перед угрозой тепловой смерти Вселенной.

Противоположная точка зрения была обоснована Стаффордом Биром (в работах «Мифология систем под сводом сумерек», «Кибернетика и управление производством»). Анализируя работы философов со времен античности Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и др. а также работы более поздних исследователей: Св. Иоанна, Б. Спинозы, Дж. Максвелла и др. Стаффорд Бир обращает внимание на присущую миру организованность, самоорганизацию, отмеченную ранее многими исследователями. Изучая мир как взаимосвязанный, рассматривая его единство, исследователь приходит к выводу, что любой порядок переходит в новый порядок через стадию хаоса. В итоге Ст. Бир формулирует принцип имманентности организации, согласно которому «порядок более естественен, чем хаос». Данная точка зрения вступила в прямое противоречие с ранее сформулированным выводом Л. Бриллюэна.

Можно отметить и других исследователей, внесших существенный вклад в исследование оформлений совершенства как результат реализации антиэнтропийных процессов: Н. Виннер исследовал явления организации и системности в живых и кибернетических организмах; Дж. Фон Нейман и А.Н. Колмогоров - явления упорядоченности и сложности; В.С. Готт, А.Д. Урсул, В.С. Тюхтин и др. - явления разнообразия; У Р. Эшби - явления разнообразия и однообразия, и др. Таким образом, в науке все больше актуализировался диалектический проект науки, в дальнейшем также называемый информационным проектом, поскольку, прежде всего, рассматривает единство мира в информационном плане.

В 1986 г. Н.М. Чуриновым была предложена идея информационной реальности как результат анализа существующих точек зрения о природе информации и моделей мира (диалектической и метафизической). Обобщая работы Э. Шредингера, Л. Бриллюэна, Ст. Бира, и др. Н.М. Чуринов сформулировал «негэнтропийный принцип информационной реальности», отвечающий требованиям диалектического проекта науки, и основывающийся на следующих основных положениях:

1. Информационная реальность понимается как содержание мира, диалектически находящее свое завершение в оформлениях совершенства.

2. Информационная реальность обладает онтологической модальностью, заключающейся в ее способности вносить отрицательный вклад в энтропию.

3. Онтологическая модальность информационной реальности задает векториальные свойства процессу разрешения диалектических противоречий.

4. Негэнтропийный принцип информационной реальности является обобщением негэнтропийного принципа информации и принципа имманентности организации, в полной мере учитывающим особенности действия статистических и динамических закономерностей, двух механизмов производства упорядоченности Э. Шредингера.

5. Энтропия понимается в широком развитом значении, включающим понятия информационной энтропии, социальной энтропии и т.д.

6. Отрицательный вклад в энтропию представляет собой способ, которым информационная реальность обнаруживает свою определенность.

7. Энтропия обладает собственной онтологической модальностью, заключающейся в том, что энтропия может вносить отрицательный вклад в содержание негэнтропии [12, с. 92-93].

В содержании всеобщей связи явлений каждое из оформлений совершенства (системность, упорядоченность, организация, гармония, красота, диалектическое противоречие и пр.) имеет свои определения (т.е. особенности, характерные черты, атрибуты, функции), каждое обладает определенным временным рядом, имеющим ту или иную направленность (прогресс, регресс, зигзагообразную, кризисную, тупиковую направленность и т.д.) [5, с. 113-114].

Таким образом, в результате развития диалектической рациональности и накопления знаний о мире как о взаимосвязанном Космосе нашли свое завершение идеи и выводы Аристотеля о совершенстве всеобщей связи явлений и ее оформленности в виде «космических оформлений», «оформлений совершенства». Оформления совершенства и их определения, являясь результатами реализации антиэнтропийных процессов, раскрывают единство мира в информационном плане, представляют собой информационную реальность. Изучение информационной реальности в этом случае выступает альтернативой изучению физической реальности.

Список литературы:

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т 1 / Аристотель. - М.: Мысль, 1976.

- С. 169.

2. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация / Л. Брил-люэн. - М.: Мир, 1966. - С 34.

3. Там же. - С. 29.

4. Вершков А.В. Оформления совершенства: философский подход // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

- 2007. - Вып. 4 (18). - С. 112.

5. Там же. - С. 113-114.

6. Осипов А.И, Уваров А.В. Энтропия и ее роль в науке // Соросовский образовательный журнал. - 2004. - Т. 8, № 1. - С. 70-73.

7. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 2 / Платон. - М.: Мысль, 1970. - С. 67.

8. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности / И.Д. Ро-жанский. - М.: Наука, 1979. - С. 187.

9. Хартли Р.В.Л. Передача информации / Р.В.Л. Хартли // Теория информации и ее приложения. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 12.

10. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода / Н.М. Чуринов. - 3-е изд., доп. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - С. 30.

11. Там же. - С. 119.

12. Там же. - С. 92-93.

13. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. - М.: Иностр. Лит., 1963. - С. 261.

14. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. - М., 1972. - С.7 5.

15. Там же. - С. 75-76.

16. Там же. - С. 79-80.

17. Щербаков В.П. Эволюция как сопротивление энтропии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elementy.ru/lib/430413.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ МАСС И ЭЛИТ В ФИЛОСОФИИ РОБЕРТА МИХЕЛЬСА

© Кудаярова М.К.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

Статья посвящена анализу отношений масс и элит в философии немецкого философа Роберта Михельса.

Историко-культурные основания исследования отношения масс и элит лежат в многовековых попытках философов осмыслить природу, существующей в культуре и обществе элитности. Идейными основаниями элито-логии как научно-философского и общественного явления служит фиксация еще в древности такого явления как элитность - в значении избранность уникальность, неповторимость. Именно благодаря иерархизации общество динамично развивается, поскольку борьба между ее отдельными членами способствует развитию как самой элиты, так и общества в целом. По мнению исследователей, в «золотой фонд» учения об элите и в число классиков философско-элитистской мысли входит Роберт Михельс (1876-1936 гг.) -немецкий философ, политолог и социолог [1, с. 441].

* Аспирант кафедры Культурологии, философии и социальных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.